- Пособия

Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доступные режимы налогообложения для ИП-грузоперевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Индивидуальные предприниматели производят расчет налога по тем же ставкам, что и организации. По умолчанию это 18%, хотя для некоторых групп товаров предусмотрена ставка 10%. Если деятельность связана с экспортом товаров и услуг, она облагается НДС по ставке 0%.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2023 году это 45 842 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Теперь рассмотрим разные режимы и посмотрим, как отличается налоговая нагрузка.

ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.

Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.

Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.

Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.

Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.

Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.

Грузоперевозки – распространенный вид деятельности. И многие субъекты предпринимательства, осуществляющие его, регистрируются как ИП. Это удобно, позволяет в ряде случаев заметно снизить налоговые затраты. Да и специфика бизнеса позволяет эффективно работать в статусе ИП.


Что касается выбора режима налогообложения, это вопрос индивидуальный. Определяется приоритетная система, прежде всего, условиями предпринимательской деятельности. Также играет роль схема использования транспорта. В сфере грузоперевозок возможно три варианта:

  • Использование собственных транспортных средств.

  • Использование машин, находящихся у ИП во временном пользовании.

  • Работа с комбинированным автопарком (часть транспорта находится в собственности, часть – во временном пользовании). В этом случае возможно также привлечение водителей с их личным транспортом.

Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Для предпринимателей на УСН:

  • Количество работников — не более 100.
  • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

  • Количество работников — не более 15.
  • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
  • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.
Читайте также:  Многодетная семья. Особенности льготного кредитования жилья

Как отражать в бухучёте расчёты по агентскому договору?

При любом варианте агентского договора товар фактически реализует сам продавец за свой счёт, а маркетплейс лишь занимается посредничеством. Поэтому, у бизнесмена будут стандартные проводки по реализации. Разница с продажей напрямую будет только в том, что после передачи товара продавцом на склад маркетплейса и до момента реализации его себестоимость будет отражаться на счете 45 «Товары отгруженные».

Пример 1: Продавец и маркетплейс используют общую налоговую систему (ОСНО), цена товара —120 рублей с НДС, себестоимость — 60 рублей с НДС, комиссия маркетплейса — 10%.

  • ДТ 45 — КТ 41 (50 руб.) — товар передан маркетплейсу для последующей реализации по себестоимости без НДС.

  • ДТ 62 — КТ 90 (120 руб.) — начислена выручка от реализации товара на основании отчёта маркетплейса.

  • ДТ 90 — КТ 45 (50 руб.) — списана себестоимость проданного товара без НДС.

  • ДТ 90 — КТ 68 (20 руб.) — начислен НДС, так как продавец использует ОСНО.

Расчёты с маркетплейсом по перечислению денег за товары и вознаграждению за посредничество удобно вести через счёт 76. Чтобы разделить разные виды платежей, лучше открыть отдельные субсчета, например:76.1 — «Расчёты с агентом за товары».76.2 — «Расчёты с агентом по вознаграждению».Тогда проводки в нашем примере будут такими:

  • ДТ 76.1 — КТ 62 (120 руб.) — начислена задолженность агента по перечислению выручки, поступившей от покупателей.

  • ДТ 51 — КТ 76.1 (120 руб.) — агент перевёл деньги продавцу.

  • ДТ 20 (26, 44) — КТ 76.2 (10 руб.) — начислено вознаграждение маркетплейса.

  • ДТ 19 — КТ 76.2 (2 руб.) — входной НДС у продавца с вознаграждения агента.

  • ДТ 76.2 — КТ 51 (12 руб.) — перечислено вознаграждение агенту.

Если маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение при переводе средств продавцу, то проводки по расчётам с агентом изменятся:

  • ДТ 51 — КТ 76.1 (108 руб.) — агент перевёл деньги продавцу за вычетом вознаграждения.ДТ 76.2 — КТ 76.1 (12 руб.) — проведён взаимозачёт.

Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

Порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.

Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.

Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.

Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.

Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.

Читайте также:  Как правильно пишется по-русски: Казахстан или Казакстан? Почему?

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Изменения в грузоперевозках в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП в грузоперевозках

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.

С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:

  • патент;
  • УСН.

Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.

Перевозки с НДС: в чем выгода?

Грузоперевозки с включенным в стоимость налогом 20% выгодны всем участникам сделки. Для транспортной компании это открывает возможности для сотрудничества с крупными организациями, ведь именно они являются основным потребителем услуг с НДС. Многие корпорации и холдинги работают исключительно с подрядчиками, использующими данный налоговый режим.

Для заказчиков — юридических лиц перевозки с НДС выгодны по следующим причинам:

  • Гарантия надежности транспортной компании. Сегодня законодательство требует наличие собственного автопарка в количестве не менее 20 грузовых машин для работы с налогом на добавочную стоимость;
  • Правильно построенная система бухгалтерского учета у подрядчика;
  • Тщательная проверка всей первичной документации;
  • Декларации, которые своевременно подаются транспортной компанией в контролирующие органы;
  • Готовность к любым налоговым проверкам;
  • Современный электронный документооборот;
  • Страхование ответственности транспортной компании.

Грузоперевозки с НДС сегодня всё больше востребованы, ведь их главное преимущество – возможность заказчика возместить уплаченный налог.

Транспортные услуги ИП на упрощенной системе

Упрощенная система выглядит более привлекательно для ИП. Вместо НДС и НДФЛ здесь можно платить единый налог по ставке 6 % (с дохода ИП) или 15 % (с дохода за вычетом расходов). Вместо деклараций (по НДС, НДФЛ) на общем режиме предпринимателю достаточно раз в год подавать декларацию УСН.

Кроме того, у предпринимателя есть возможность не устанавливать лимит остатка кассы, работать без оформления кассовых ордеров и кассовой книги, если предприниматель ведет книгу учета доходов и расходов. Еще одним плюсом УСНО является возможность уменьшить единый налог на сумму уплаченных страховых взносов за предпринимателя и его работников.

Читайте также:  Доплата к пенсии после 80 лет - в вопросах и ответах

К минусам этой системы следует отнести возможность отказа контрагентов от сотрудничества с предпринимателем в связи с его освобождением от уплаты НДС.

Применять УСН можно при наличии ряда условий, в том числе:

  • численность сотрудников — не более 100 человек;
  • размер доходов от деятельности на УСН — не более 150 млн руб. в отчетном или налоговом периоде.

При превышении данных показателей право на применение УСН предприниматель утратит.

Кто вправе работать с НДС?

Типов плательщиков всего три, согласно положениям ст. 143 НК:

  • коммерческие и государственные организации;
  • физлица-предприниматели;
  • импортеры (субъекты, перемещающие товары через границу ТС ЕАЭС).

Обязанность предпринимателя по уплате НДС может возникать двумя способами:

Обязательно Добровольно
Если ИП работает на ОСНО и при этом произошло хоть одно из событий:
• выручка превысила 2 млн.руб за предшествующие 3 последовательных календарных месяца;
• реализован товар, подпадающий под норму об уплате акцизных сборов (алкоголь, топливо, драгметаллы и прочее);
• нарушены условия и утрачено право пребывания на «упрощенке»;
• ИП на спецрежиме» ввозит товар на таможенную территорию РФ или ЕАЭС.
Если ИП имеет освобождение (ст. 145 НК), но намерен выписывать счета-фактуры для плательщиков НДС. При этом добровольно уплачивать налог могут:
• те, кто использует или переходит на ОСНО, но оборот за 90 дней не превышает лимита;
• те, кто остается на спецрежиме, но работает с клиентом НДС-ником.

Плюсы и минусы ИП с НДС

Прежде чем сделать выбор в пользу специальных режимов налогообложения предприниматели должны оценить преимущества работы с ОСНО, предполагающей уплату НДС:

  • возрастает вероятность сотрудничества с крупными контрагентами. Это связано с тем, что большие компании находятся на основном режиме обложения налоговыми сборами и при выборе поставщиков отдают предпочтение таким же предприятиям;
  • возможность хорошо сэкономить при принятии к вычету сумму, которую ИП перечислил контрагенту.

При работе с ИП, применяющими перечисление НДМ, организации получают возможность сделать налоговый вычет. Это впоследствии влияет на уменьшение собственных сборов при уплате в федеральный бюджет. Поэтому при выборе между ИП с УСН или ОСНО компания начнет сотрудничество с последним.

Специальный режим обложения влияет на то, что работающие с ним покупатели не имеют возможности подать документы на вычет. В результате выгодность совместной работы исчезает. Но контрагент возможно потребует снизить стоимость, что отразится на доходности сделки.

Недостатком работы с НДС для предпринимателей считается усложнение отчетности, так как возникает необходимость разделения бухгалтерского и налогового учета.

Сборы на добавленную стоимость перечисляются в федеральную казну, что подразумевает проведение множества шагов:

  • проверка поставщиков;
  • сверка «первички»;
  • наличие книг учета продаж и покупок;
  • отчетность по налоговым декларациям.

При ведении ОСНО приходиться исключать случаи появления ошибок при уплате налогов по причине наложения огромных штрафов.

Другим существенным минусом ведения деятельности с НДС является обязательность использования электронных каналов связи для сдачи налоговой отчетности.

Историческая справка про НДС

Большинство стран, где сейчас есть НДС, ввели его в 70-80-е годы 20 века, причем этот процесс действительно был стремителен. Это единственный налог за всю историю человечества, который так быстро превратился из теории в реальность. Сейчас в этих странах треть налоговых доходов госбюджета состоит именно из поступлений этого налога. В России НДС стал реальностью чуть позже – с начала 1992 года.

Чем обусловлено такое широкое распространение? Причин несколько, выделим основные:

  • налог является косвенным, то есть платит его по факту конечный потребитель, а не производитель;
  • широкая база налогообложения, так как НДС платится почти со всех товаров (а также работ / услуг);
  • НДС составляет основу регулярных поступлений в госбюджет, которые увеличиваются вместе с ростом цен;
  • государство, собирая НДС, таким способом получает часть дохода с добавленной стоимости на каждой стадии цепочки производства и распределения, причем конечный итог не зависит от числа звеньев этой цепи – неважно, сколько промежуточных производителей / продавцов задействовано в цепочке.

Особое значение налоговых поступлений за счет НДС для госбюджета трудно переоценить – налог действительно важный. Контроль над его исчислением и уплатой выстроен госорганами очень строго, поэтому каждому ИП следует четко знать ответ на вопрос: надо платить ему НДС или нет?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *