- КОАП

Возврат франшизы по КАСКО с виновника ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат франшизы по КАСКО с виновника ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Франшиза по КАСКО представляет собой определенную денежную сумму, на размер которой уменьшается значение компенсационной выплаты по страховке. Проще говоря, это непокрываемая страховщиком сумма ущерба. Например, если выявленная стоимость повреждений автомобиля меньше франшизы, то страхователю придется оплатить ремонтные работы полностью из собственного кармана. В случае если ущерб превышает установленный порог, остальная часть возмещается страховой конторой. При этом саму франшизу либо часть ее, так или иначе, придется оплатить страхователю.

Преимущества франшизы

После ознакомления с подобной услугой у многих автомобилистов возникает вопрос — зачем включать такую опцию в полис? Зачем добровольно отказываться от части денег, которые можно было бы получить от СК? На то есть несколько причин.

  • Удешевление полиса — полис каско стоит довольно дорого, а даже минимальная сумма франшизы способна понизить цену на 15% и более.
  • Уменьшение бумажной волокиты — на практике водители не обращаются за выплатами при мельчайших повреждениях машины (это просто не стоит затраченных усилий), и если вы все равно не собираетесь бегать в страховую за оплатой мелкого ремонта, выгоднее включить в полис франшизу.
  • Снижение количества обращений — если автовладелец много раз обращается за компенсацией, то продление полиса будет производиться уже по завышенной цене; автовладельцу это невыгодно, а так получается, что страховая компенсирует только крупный урон и обращений за выплатами меньше.

Каким образом франшиза компенсируется при наличии ОСАГО?

Рассмотрим указанный вопрос на примере. Предположим, что обладатель КАСКО стал участником аварии. Если его страховка включает франшизу в размере 10 000 рублей, то возможны два варианта развития событий:

  • компенсация выплачивается за вычетом этих 10 000 рублей;
  • ТС направляется в ремонт только после выплаты страховщику полного размера франшизы.

Однако Гражданский кодекс РФ гласит, что водитель, невиновный в ДТП, имеет право требовать возмещение ущерба в полном объеме. Герой описанного примера является идеальной иллюстрацией того, как можно получить деньги с помощью обоих полисов, ОСАГО и КАСКО. Для этого виновник происшествия должен связаться со своим страховщиком и потребовать выплатить пострадавшему компенсацию в размере суммы франшизы.

Алгоритм действий потерпевшего выглядит следующим образом:

  • передача ТС на экспертизу обоим агентам (и КАСКО, и ОСАГО);
  • подготовка документов в двух экземплярах для страховщиков (протокол аварии, справка о ДТП, постановление, все заверено в ГАИ);
  • подать заявление о франшизы в страховую компанию виновного.

Последний шаг следует предпринять как можно скорее, чтобы успеть получить деньги до того, как собственный агент пострадавшего выставить требование о выплате страховщику водителя, спровоцировавшего ДТП. В противном случае, Вы получите меньшую сумму из-за вычета износа.

Что касается экспертизы, по факту она не всегда проводится двумя компаниями. Обычно пострадавший обращается к своей компании, продавшей ему КАСКО. После осмотра на профильной СТО агенту ОСАГО достаточно предоставить копии документов с экспертным заключением.

Необходимые документы для возврата франшизы по КАСКО

Для возврата франшизы потребуются:


  • протокол о ДТП или заполненное обеими сторонами извещение о дорожно-транспортном происшествии (если участники оформили европротокол);
  • копия страхового полиса виновного в аварии автомобилиста;
  • паспорт пострадавшего в ДТП гражданина;
  • водительские права автомобилиста, который управлял ТС во время столкновения;
  • ПТС и СТС;
  • результат экспертизы, содержащий информацию о сумме причиненного ущерба и полученных в результате аварии повреждений;
  • квитанция, подтверждающая оплату франшизы;
  • грамотно заполненное заявление на получение возврата франшизы;
  • реквизиты, на которые водитель желает получить перевод суммы.

Возможен ли через ОСАГО

Возврат франшизы через полис ОСАГО – это единственный способ получить сумму ущерба полностью. Но обращение в страховую компанию часто заканчивается отказом.

Возможно возникновение двух проблем:

  1. Страхователь не предоставил автомобиль к осмотру до проведения ремонтных работ. Данное обстоятельство не является причиной для отказа в возврате франшизы, хоть и встречается на практике достаточно часто. Чтобы решить проблему, необходимо направить в страховую компанию повторный запрос, если будет снова отказ, то обращаться в судебные органы.
  2. Компания отказывает в выплате, ссылаясь на неверные данные в документах. Страховщик может указать на то, что неверно сделана экспертиза, либо документы не позволяют точно оценить размер понесенных убытков.
Читайте также:  Какая надбавка к пенсии полагается за службу в армии?

Ситуация типична для случаев, когда страхователь сразу не обратился за возвратом франшизы, а первоначально провел ремонт автомобиля. На практике решить данную проблему удается только в судебном порядке.

При этом расходы будут возложены на страховщика. Ему оплатить судебные издержки, выплатить компенсацию в полном объеме и вернуть потраченные на экспертизу средства.

Регресс в автостраховании

Приведенный выше анализ норм ГК РФ и судебной практики указывает на невозможность возникновения регрессных требований в рамках договора страхования КАСКО.

Однако это не означает, что право регресса не возникает в других случаях причинения ущерба автовладельцу. Регрессным требованиям, которые возникают ввиду причинения ущерба в ДТП, посвящена статья 1081 ГК РФ.

Право регресса, согласно пункту 1 указанной статьи, возникает у лица, которое возместило причиненный ущерб вместо виновника аварии. При этом приводятся 2 основания для возникновения регрессных требований:

  1. Возмещение работодателем (гражданином или организацией) ущерба, который был причинен его работником при исполнении служебных либо трудовых обязанностей.
  2. Возмещение вреда собственником транспортного средства вместо лица, которое непосредственно им управляло и стало виновником аварии.

Коварство страховщиков

По статистике, в каждом третьем случае замещения страховые компании так или иначе пытаются завысить размер компенсации, требуемой от виновника ДТП. Для этого предоставляют, например, расчеты сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко может оспорить на предварительном этапе или непосредственно в суде. Поэтому беспрекословно следовать запросам страховщика нет необходимости. Если есть хотя бы малейшие сомнения в реальности размера ремонта, необходимо внимательно проанализировать все документы, касающиеся оценки ущерба и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли выполненные ремонтные работы повреждениям, указанным в акте аварии? Можно ли обнаружить необоснованные повреждения?
  • Есть ли в списке запасных частей лишние детали?
  • Не подсчитаны ли одни и те же детали несколько раз?
  • Соответствуют ли действительности стоимость запчастей / деталей и стоимость нормо-часа и т.д.

Бывает, что, надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая требования о замещении, переходят на прямую подделку документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит собственную независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в несколько раз больше. Но страховая компания, заплатив клиенту из собственного «кармана», в порядке замещения представляет документы от независимой экспертизы, организованной клиентом.

Понятие «франшиза» в автостраховании

Франшиза по КАСКО представляет собой определенную денежную сумму, на размер которой уменьшается значение компенсационной выплаты по страховке. Проще говоря, это непокрываемая страховщиком сумма ущерба.

Например, если выявленная стоимость повреждений автомобиля меньше франшизы, то страхователю придется оплатить ремонтные работы полностью из собственного кармана. В случае если ущерб превышает установленный порог, остальная часть возмещается страховой конторой.

При этом саму франшизу либо часть ее, так или иначе, придется оплатить страхователю.

Несмотря на вроде бы очевидные недостатки, автовладельцы все чаще заинтересованы в таком способе оформления КАСКО. Подобное происходит по причине снижения общей суммы, вносимой в этом случае за полис — чем выше размер франшизы, тем ниже цена за КАСКО.

Особенно это подходит гражданам, которым стоимость дополнительной страховки рассчитывается в виде шестизначных сумм. В такой ситуации значительный размер франшизы может поспособствовать снижению цены полиса в 2, а то и в 3 раза.

В целом, любая вносимая сумма снизит стоимость КАСКО минимум на 10%.

Кому еще будет выгоден полис с оплатой франшизы:

  1. Водителям, не желающим обращаться в страховую в случае незначительных повреждений авто. Основной причиной здесь выступает трудоемкость процесса подготовки документов и трата временных ресурсов. Такие автовладельцы предпочитают самостоятельно произвести ремонт, не фиксируя факт нанесения ущерба. Соответственно вариант полиса с франшизой им подходит больше, чем классическая страховка.
  2. Автовладельцам, покупающим КАСКО по требованию банковской организации при оформлении кредита на покупку авто. В этом случае франшиза оформляется в целях экономии.

Дополнительным плюсом также выступает законный возврат франшизы по КАСКО с виновника ДТП. Причем о такой возможности знают далеко не все автовладельцы, тогда как подобная практика считается обычной и осуществляется без проблем страховыми конторами.

Что такое франшиза в автомобильном страховании

Если говорить простыми словами, это размер ущерба, который страховая компания (СК) не будет покрывать. Принцип работы этой опции лучше объяснить на примере, заодно рассмотрев ее разновидности.

Франшиза бывает условной и безусловной. Пусть в нашем примере она будет равняться 10 000 руб. Далее все зависит от нюансов ситуации.
1. Автомобилю нанесен ущерб стоимостью 7500 руб. И при условной, и при безусловной франшизе водитель не получает никаких выплат от страховой. Расходы на ремонт он несет самостоятельно.
2. Автомобилю нанесен ущерб стоимостью 32 000 руб. При безусловной франшизе сам водитель вносит 10 000 руб., страховая доплачивает еще 22 000 руб. При условной считается, что условие (превышение установленной суммы) выполнено, поэтому СК выплатит полную компенсацию 32 000 руб. или оплатит ремонт на аналогичную сумму.

Читайте также:  Штраф за пересечение сплошной линии в 2024 году фиксация камерой

Примечательно, что условную франшизу предлагают лишь немногие страховщики. Она им не слишком выгодна. Тем не менее, при желании можно подыскать и такой вариант.

А безусловная франшиза может устанавливаться в процентах от суммы ущерба. Например, нанесен урон на 150 000 руб., франшиза 10% = 15 000 руб. В остальном все работает так же.

Иногда в полисах встречается такой интересный момент, как «франшиза виновника». Суть такова: если виновник не вы и есть тот, с кого можно взыскать ущерб (застрахованный виновник), то вы получаете компенсацию в полном размере. Но это не работает, когда виновник не установлен или его в принципе нет (например, урон нанесен стихийным бедствием, виновник скрылся и не найден и др.).

Как отказаться от франшизы?

В случае принятия решения отказаться от франшизы, как это сделать?

Прежде всего, необходимо посмотреть условия договора, что в нем прописано по порядку отказа от договора. Если договор не содержит никакой конкретики по отказу от франшизы, тогда обратитесь к положениям гражданского законодательства.

Согласно положениям ст. 1037 ГК РФ, если договор заключен без указания срока его действия, тогда, по общему правилу, франчайзи должен уведомить об отказе от договора за 6 месяцев.

ВАЖНО: если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой отступного, тогда франчайзи обязан уведомить об отказе от договора за 30 дней.

Может быть такая ситуация, что отказаться от договора можно только уведомив за 6 месяцев и больше франчайзера. Как тогда быть? В этом случае необходимо предложить второй стороне расторгнуть договор по соглашению сторон и в случае отказа, обратиться в суд за расторжением.

Возврат франшизы напрямую с виновника

Если у водителя, спровоцировавшего ДТП, не оформлена «автогражданка», процесс взыскания усложняется. Обращаться в свою страховую по ОСАГО будет бесполезно. Но не стоит отчаиваться, так как вернуть франшизу по каско с виновника ДТП все же возможно.

Для начала вам нужно проделать те же шаги, что и в предыдущей инструкции, — обратиться за возмещением по каско, оплатить свою часть суммы, дождаться завершения ремонта и забрать из страховой документы.

Далее начинается сложная часть, где события могут развиваться по трем сценариям.
1. Соглашение сторон. Вы связываетесь с виновником и обрисовываете ему ситуацию. Человек идет навстречу и добровольно отдает вам деньги. Лучше зафиксировать этот факт распиской, чтобы не было разногласий и ложных обвинений.

2. Досудебная претензия. Этот документ составляется в том случае, если первый метод не сработал и виновная сторона не идет навстречу.

Сделайте копии документов о ДТП, приложите чеки, подтверждающие оплату, и изложите свои требования к виновнику. Шаблона для такого документа не существует, можно излагать требования в свободной форме или обратиться за помощью к профессиональным юристам. Обратите внимание, что подобную претензию можно направлять только в том случае, когда вы уже понесли расходы. Заблаговременно взыскать франшизу не получится.
3. Обращение в суд. Если досудебная претензия не привела к возврату франшизы, нужно обращаться в суд. Все перечисленные документы вы должны приложить к исковому заявлению.

Дополнительно можно приложить документ, подтверждающий факт отправки досудебной претензии (например, если она отправлялась заказным письмом или с курьером). Если вы решили вручить претензию лично, проследите, чтобы виновник сделал отметку на вашей копии. В противном случае вы никак не докажете, что претензия действительно была вручена. А этот факт говорит об отказе виновника сотрудничать и может повлиять на решение суда.

Виды франшиз выделяемые страховщиками

  • Безусловная франшиза – оговаривает некую сумму, которую не будут учитывать при выплате компенсации. В том случае, когда величина урона превысит франшизу, страховщики платят лишь разницу. Самый популярный вид франшизы.
  • Условная франшиза – устанавливается размер урона, до достижения которого страховщики не выплачивают страховку. Если некий размер крона превышен, то страховка выплачивается в полном объёме.
  • Безусловная франшиза, устанавливаемая в процентах от величины урона.
  • Франшиза по КАСКО подойдёт тем, кто не хочет переплачивать за страховку. Ведь она уменьшает цену полиса самое меньшее – на 15%. И чем опытнее водитель, тем от большей суммы компенсации он может позволить себе отказаться. Но если ущерб от ДТП будет большим, вступит в силу поговорка – «скупой платит дважды».
  • Также эта опция будет привлекательна для тех кто из-за незначительных повреждений не хочет бежать к страховщикам и тратить уйму времени на «копеечные» компенсации. Да и «светить» лишние аварии в страховой тоже не все хотят.
  • Франшиза по КАСКО будет очень выгодна тем, кого банки обязали страховаться при получении кредита на покупку машины. От страховки в этом случае не отвертеться, так хоть сэкономить можно.
Читайте также:  Регистрация после рождения сроки

Приобретать полис КАСКО с франшизой очень выгодно. Включив в договор страхования даже самую маленькую сумму франшизы, стоимость полиса уменьшится минимум на 15%. Чем выше франшиза, тем дешевле полис КАСКО. В этот момент главное грамотно оценить свои финансовые возможности на будущее. Потому что ущерб, который будет в пределах установленной франшизы, придется компенсировать самостоятельно. Если ущерб больше франшизы, франшизу клиент оплачивает сам, остальное компенсирует страховщик.

КАСКО с франшизой подойдет и для тех автолюбителей, которые не любят лишний раз по мелочам обращаться в страховую компанию. Такой подход, действительно экономит время. Ведь для того, чтобы получить компенсацию в страховой компании необходимо предоставить ряд документов, также потребуется время на согласование ремонта.

КАСКО с франшизой подойдет и для тех, кто оформляет автокредит. Страхование кредитного авто является обязательным условием. В целях экономии можно оформить КАСКО с франшизой.

При обращении за выплатой франшизы уже после урегулирования убытка по КАСКО страхователь может столкнуться с рядом проблем.

  • Так, страховая компания виновника нередко отказывает в выплате, мотивируя это тем, что автовладелец не предоставил поврежденное ТС к осмотру до ремонта, как это требует п.45 Правил ОСАГО и п.2 ст.12 Федерального закона об ОСАГО. Но такой отказ будет неправомерен на основании статей 961-964 ГК РФ, и любой суд в этом вопросе отдаст приоритет Гражданскому кодексу и встанет на сторону страхователя.
  • Компания может также «забраковать» полученные от клиента документы и заявить, что они не позволяют оценить убыток и что экспертиза не проведена по всем правилам. В этом случае страховщик с точки зрения закона окажется прав. Автовладельцу придется организовать специальную экспертизу, которая определит стоимость восстановительного ремонта по уже имеющимся у него документам. И если досудебная претензия с ее заключением не «сработает», придется оформлять соответствующее исковое заявление в суд. Тогда проблемы возникнут только у страховой компании, которой придется нести дополнительные расходы, компенсируя стоимость проведенной экспертизы. Именно поэтому, подобные разбирательства зачастую заканчиваются на этапе досудебной претензии.

Проще всего компенсировать франшизу с помощью ОСАГО будет в том случае, если виновник ДТП окажется застрахованным в одной компании с потерпевшим. Тогда последнему можно будет просто оформить в свою компанию сразу два заявления: на выплату по КАСКО за вычетом франшизы и на компенсацию по ОСАГО в размере франшизы.

Суброгация, регресс и цессия — мухи отдельно, котлеты отдельно

Одно из основополагающих правил гражданского законодательства — любой ущерб должен быть возмещен. Возмещается ущерб напрямую, а также посредством суброгации или регресса. Второе частенько путают с третьим, а также с цессией (уступкой права требования по договору), поэтому для лучшего понимания механизма возмещения ущерба в порядке суброгации мы рассмотрим его на фоне двух других, смежных.

О том, что такое суброгация, нам говорят сразу 2 статьи Гражданского кодекса (общая и специальная) — статья 387 и 965. Подпункт 4 пункта 1 первой объясняет, что это переход прав требования по отношению к тому, кто ответственен за нанесенный ущерб, от первоначального кредитора к страховщику на основании закона.

Статья 965 расширяет и дополняет данное определение тем, что такие отношения возникают в рамках договора имущественного страхования, а также тем, что объем переходящих к страховщику прав ограничен выплаченным им страховым возмещением. То есть, по сути — это переход права требования от одного к другому, а значит, говорить о возникновении нового правоотношения мы не можем.

Механизм действия таков. Наступлению страхового случая посодействовал некто виновник (должник). Страхователь пришел по этому поводу в свою страховую, и та выплатила ему возмещение за ущерб. Страхователь больше не имеет права требования к должнику — оно переходит к страхователю автоматически, потому что так предусмотрено законом. Дальше страховая разбирается с должником самостоятельно (чаще путем взыскания).

Сразу же отметим важность того, что переход права обусловлен требованием закона. Это тот существенный момент, который отличает рассматриваемый нами институт от цессии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *