- Пособия

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за непроведение обязательного аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Какова ответственность за не проведение обязательного аудита?

Действующим законодательством ответственность за не проведение обязательного аудита не предусмотрена, однако установлена административная ответственность за отсутствие (неопубликованное) аудиторского заключения.

Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС (ст. 19.7 КоАП РФ):

для организации — от 3 000 до 5 000 руб.;

для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. ( ст. 15.11 КоАП РФ).

Штраф за неразмещение аудиторского заключения на федресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 000 руб до 20 000 руб или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Важно!!!К ответственности за не опубликование аудиторского заключения может привлечь Банк России

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением на странице в сети Интернет.

В некоторых случаях организации освобождены от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством о ценных бумагах, а также вправе предоставлять или раскрывать ее в ограниченных составе и (или) объеме (ст. 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ст. ст. 92.1, 92.2 Закона N 208-ФЗ).

Не опубликование акционерным обществом на странице в сети Интернет аудиторского заключения в установленный срок является нарушением требований законодательства.

Отсутствие закрытого списка организаций, которые подлежат обязательному аудиту

Как уже упоминалось, в связи с принятием нового ФЗ №476 с целым рядом правок статья 5 ФЗ №307 более не содержит закрытого перечня случаев, соответствие которым организаций является поводом для проведения обязательных аудиторских проверок. Это значит, что другие критерии могут быть прописаны в других федеральных законах. Так:

  • Для АО он регулируется статьёй 3 ФЗ №88 «Об акционерных обществах»;
  • Для финансовых организаций (банки, группы, холдинги) – статьёй 42 ФЗ №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Для страховых организаций – статьёй 29 ФЗ №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Новые правки добавляют в ранее предусмотренный список:

  • Организации, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства;
  • Юридические лица в виде специальных фондов, созданных организациями, которые осуществляют коллективное управление смежными и авторскими правами, получив аккредитацию на уровне государства.

Актуальность обязательного аудита в 2021-ом году

Несмотря на то, что руководство одних организаций заказывает обязательные проверки исключительно ради заключения, руководство других понимает, что они – путь к открытию новых возможностей. Всё зависит от подхода, который практикует заказчик. Во втором случае он заключается в желании провести по-настоящему эффективную, максимально глубокую проверку, которая позволит выявить и устранить все риски. Это даёт возможность не бояться проверок налоговых инспекторов и представителей других контролирующих организаций.

Читайте также:  ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

Последнее особенно актуально в свете статистических данных, согласно которым по итогам трёх кварталов 2020-го года сумма доначислений по выездным проверкам налоговиков по столице превысила сорок три миллиона рублей. Заказывая комплексные аудиторские проверки в «АИП», можно:

  • Тщательно проверить бухгалтерскую и налоговую отчётность;
  • Проверить не менее 85% документов;
  • Получить страховку от налоговых рисков;
  • Устранять ошибки вовремя, не дожидаясь претензий налоговиков;
  • Получать практические рекомендации по устранению недочётов.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Аудит и обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», определенная категория организаций обязана проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности (аудит). За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом.

Ответственность за отсутствие обязательного аудита — это штрафные санкции, которые применяются к организациям, перечисленным в законе «Об аудиторской деятельности». Для них независимая проверка бухгалтерии обязательна. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

С точки зрения собственника финансовые затраты на аудиторскую проверку балансируются уверенностью в достоверности данных для анализа финансового положения бизнеса, подготовленных бухгалтерской службой, тестируется качество бухгалтерской службы как составной части организации, выявляются риски финансовых потерь.

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

1) отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации постановлением от 16.06.2017 № 17-6094/3110 был наложен штраф на ЗАО «Бийский крупяной комбинат «Наладчик» в размере 500 тысяч рублей по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ на основании непредставления аудиторского заключения к годовому общему собранию акционеров. Решением АС Алтайского края от 5 октября 2017 г. по делу № А03-11802/2017 штраф был отменен (заменен на предупреждение), но только на основании доказательства вины аудиторской организации в несвоевременном представлении аудиторского заключения.

2) постановлениями ЦБ РФ от 27.02.2014 N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4667/3110-1, N 59-01-05-77-ЮЛ-16-4668/3110-1 ЗАО «МТО» привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 500 000 руб. Решениями судов нескольких инстанций наложенный штраф оставлен в силе.

Учитывая, что размер административных санкций не обеспечивает должным образом исполнение обязанности по обязательному прохождению аудиторской проверки в 2019 году Минфином РФ подготовлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ (в части установления ответственности за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в государственный информационный ресурс)».

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше. Так, согласно данному проекту, несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту. В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Таким образом законопроект расширяет сферу применения существенных штрафов не только в части их применения Банком России к публичным акционерным обществам, но и к любым организациям, подлежащим обязательному аудиту.

Законопроект подготовлен 29.06.2018 г., но до настоящего времени не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.

В этой связи отметим, что согласно недавно опубликованному проект Кодекса об административных правонарушений, подготовленного Минюстом РФ, штраф предполагается установить в еще большем размере. Так, штрафы за несдачу бухотчестности в ГИРБО, в т.ч. и аудиторского заключения предполагается довести до 1 500 000 рублей.

Читайте также:  Закон на дороге. За что и как штрафуют в Казахстане.

Информация с сайта Минфина России

Чтобы собственники бизнеса и владельцы предприятий могли понять, подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность их организации или нет, необходимо зайти на сайт Минфина России и посмотреть полный перечень организаций, который периодически у них публикуется в виде собранной воедино из разных законодательных актов «Информации». Этот перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, Министерство очень логично и понятно сгруппировало:

    по организационно-правовой форме;

    по роду деятельности;

    конкретным организациям;

    предприятиям с определенными финансовыми показателями;

    организациям, составляющим консолидированную отчетность.

Какая именно ответственность за обязательный аудит

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2020 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг

: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Кто может проводить обязательный аудит

До начала 2009 г. обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могли проводить только аудиторские организации. Это было установлено в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ).

Данная статья, а также ряд других норм этого Закона утратили силу с 1 января 2009 г. в связи с вступлением в действие Закона N 307-ФЗ.

Теперь осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Основание — п. 2 ст. 1 Закона N 307-ФЗ.

Примечание. Обязательный аудит проводится ежегодно (п. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Что такое обязательный аудит

Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

Общие правила проведения аудитов в России:

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.
Организации, которым на основании ст. 5 ФЗ-307 вменены обязательства по проведению аудита, при нарушении установленных требований могут быть привлечены к ответственности в виде наложения штрафа.

Меры взыскания, применяемые за непроведение обязательного аудита, утверждены в ст. 15.11 КоАП.

Штрафы за непроведение обязательного аудита могут быть начислены по следующим основаниям:

  1. Компания не привлекла аудиторов для проведения обязательной проверки. Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась). В таком случае организация обязана оплатить штраф за непроведение обязательного аудитора.
  2. Отсутствует договор на проведение аудиторской проверки. Привлекая аудиторов, компания должна оформить гражданско-правовые отношения путем заключения договора. Если письменное соглашение с аудиторской конторой отсутствует, но при этом проверка фактически состоялась, то заключение о результатах проверки признается недействительным, а проверка считается непроведенной.
  3. Не оформлено аудиторское заключение. Цель проведения обязательного аудита – выражение экспертного мнения аудиторов о достоверности финансовой отчетности, корректности ведения учета, наличии налоговых рисков, т.д., которое оформляется в виде заключения. В случае отсутствия письменного аудиторского заключения, проверка считается непроведенной, а организация признается нарушившей ст. 5 ФЗ-307.
  4. Сокрытие информации о деятельности с целью избежать обязательной аудиторской проверки. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-307, обязательной проверке подлежат организации с годовой выручкой более 40 млн. руб. Если организация намеренно занизила финансовые показатели, в связи с чем проверка не была проведена в связи с отсутствием оснований, то при выявлении искажения отчетности компания привлекается к ответственности за непроведение обязательного аудита.
  5. Проверку деятельности участника ценных бумаг, иной кредитной или страховой организации провел индивидуальный аудитор. В соответствие с п. 3 ст. 5 ФЗ-307, обязательная проверка организации, ценные бумаги которой допущены к торгам, а также страховых компании и кредитных организаций, проводится исключительно аудиторскими компаниями. В случае привлечения такими организациями к проверке индивидуальных аудиторов, проверка считается непроведенной.
  6. Проверка проводится реже 1 раза в год. На основании п.5 ст.5 ФЗ-307, организации, которым на основании закона «Об аудиторской деятельности» вменяется обязательство аудиторской проверки, обязаны проводить такую проверку 1 раз в год. В случае если проверка проводится реже установленного периода, то организация обязана оплатить штраф за периоды, в течение которых контроль аудиторов не проводился.

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Тип собственности – частная собственность.

Читайте также:  Какая есть помощь матерям одиночкам от государства?
Хотите поделиться ссылкой на эту страницу?

Последствия непроведения обязательного аудита

Федеральный Закон № 307-ФЗ, в частности, статья 5, гласит, что определенные категории компаний обязаны проводить обязательный аудит независимой стороной минимум один раз в год. Отказ или несоблюдение сроков проведения процедуры грозит штрафными санкциями в отношении организации. Список штрафов перечислен в законе «Об аудиторской деятельности».

Кроме штрафов для компании, для руководителя или управляющего состава организации может также иметь место дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность. Руководитель компании несет ответственность за правильность подготовки финансовой отчетности и ее обязательный аудит. В случае если он также является сотрудником этой организации (например, членом правления, нанятым на основании трудового договора), невыполнение обязательства по представлению финансовой отчетности на обязательный аудит может рассматриваться как серьезное нарушение обязательств и являться основанием для расторжения трудового договора без уведомления.

Кроме того, в организациях, на которых распространяется установленное законом обязательство по аудиту финансовой отчетности, непроведение проверки затрудняет выполнение других обязательств, возложенных на организацию положениями Закона, а именно:

  • невозможно оценить состояние бухгалтерской документации, что может иметь место только после утверждения финансовой отчетности независимым аудитором;
  • невозможно представить заключение партнерам или акционерам организации без отчета внешнего аудитора;
  • утвержденная финансовая отчетность не может быть представлена в государственные органы из-за необходимости проведения аудита;
  • невозможно опубликовать финансовую отчетность без заключения внешнего аудитора.

Непроведение обязательного аудита предусматривает штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 4 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 500 до 700 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения относительно проведения обязательного аудита ответственные должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок 1-3 года. Непредоставление результатов проверки в налоговый орган не предусматривает юридической ответственности, но представители государственной службы могут составить протокол об административном правонарушении на руководителей организации.

Для каких предприятий проводится обязательный бухгалтерский аудит? Как проверить?

Перечень предприятий, подлежащих неизбежному ежегодному аудиту, утвержден действующим ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307 (ст.5), прочими нормативно-правовыми актами.
Кто подлежит обязательному аудиту бухгалтерской отчетности:

  • акционерные общества;
  • кредитные компании, в частности, микрофинансовые фирмы;
  • страховщики;
  • члены торгов на различных биржах;
  • приватные пенсионные фонды (НПФ);
  • организаторы азартных игр;
  • все компании вне зависимости от организационно-правовой формы, которые по результатам отчетного периода получили прибыль от реализации свыше 400 миллионов рублей;
  • фирмы, балансовая стоимость всех активов у которых превышает по итогу года 60 миллионов рублей;
  • компании, формирующие консолидированную бухгалтерскую отчетность (исключение – муниципальные и федеральные органы власти) и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *