Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда авто для путешествия в Европе и по всему миру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит. Автотуризм — это лучший способ познакомиться со страной и интересно провести время на отдыхе. Лучшего человечество еще не придумало. Как только я получил права и съездил в первый автотрип по России, я плотно подсел на колеса и стал как сумасшедший кататься по всей нашей стране. Затем, преодолев страхи и сомнения, я впервые арендовал машину за границей. Потом — еще раз, и еще, и еще… Теперь по другому не могу и не хочу.
Кода машина нужна, а когда — нет
Смело берите авто в аренду, когда ваш отпуск проходит по одному из этих сценариев:
- Эпичное путешествие по стране с посещением разных городов и прочих далеких мест. Так у меня было в Мексике, где мы за три недели проехали 7 штатов и 5000 км от Атлантического океана до Тихого и обратно.
- Классический отдых на курорте с семьей или друзьями. Вместо такси и экскурсионных автобусов вы будете кататься по городу и окрестностям на своем авто. Такой опыт у меня был в Доминикане и на Азорах.
- Стыковка или остановка в круизе: у вас полный день, а вы безумно хотите изучить окрестности. В круизе я арендовал машину на островах Мартиника и Гваделупа. Машины стоили нам по 20-25 евро + около 10 на бензин вместо 200 евро на двоих за экскурсию на каждом острове. Неплохая экономия, правда?
Не откладывайте бронирование машины на последний момент. Если вы просто заявитесь в офис прокатной конторы, то вас могут ждать две неприятности. Первая: нужного авто может не оказаться в наличии. Например, вы рассчитывали на дешевый субкомпакт, а придется доплачивать за бизнес-седан. Вторая: сама контора может быть банально закрытой. В Европе часы работы их весьма ограничены. Например, по воскресеньям они могут вообще не работать, а в субботу работать по укороченному графику до полудня.
Внимательно осмотрите автомобиль перед поездкой на предмет повреждений и проверьте, чтобы все найденные вмятины и царапины были занесены в дефектную ведомость. Если вы этого не сделаете, не удивляйтесь потом, что на вас пытаются «повесить» чужие проступки и требуют деньги.
Лучшим выбором станет прокат от «большой пятёрки» и их дочерних компаний — Hertz (Thrifty, Dollar), Avis (Budget), Sixt, Europcar и Enterprise (Alamo, National).
Эти компании очень дорожат лояльностью: любые проблемы решаются максимально быстро, и чаще всего в пользу клиента. Машины в основном новые, требования к сервису высокие, и даже в случае недопонимания с сотрудниками в конкретном офисе всегда можно решить вопрос через штаб-квартиру. В таких компаниях часто дарят повышение класса обслуживания и бесплатно вписывают дополнительного водителя. У них плотная сеть офисов, и всегда можно найти что-то рядом.
Дальше идут компании-лоукостеры — FireFly, GoldCar, Centurio, Rhodium, OK. Цены у них могут быть ниже в несколько раз, но, как и с авиалоукостерами, существует масса нюансов и подводных камней, которые необходимо выяснить заранее.
Они будут навязчиво предлагать расширенную страховку, иногда запугивать. Они могут брать дополнительную плату буквально за всё: за выезд в соседнюю страну, возврат или получение в определённое время, за малейшие царапины, чистку чистой машины. Даже за обработку штрафа: представьте, вам выписали штраф на 20 евро, а за его пересылку нужно заплатить ещё 40. Могут быть чудеса с заливкой бензина: например, дополнительная безусловная оплата «дозаправки» при полном баке.
Если выбрали какую-то из этих компаний, найдите удобный офис на Google-картах и почитайте отзывы. Когда будете забирать машину, готовьтесь к очередям. И не забудьте:
— тщательно всё проверить;
— сфотографировать машину со всех сторон;
— сверить показания одометра и количества топлива.
Иногда можно взять машину в локальном прокате. Например, на греческих островах в сезон там можно договориться о неплохих условиях с полной страховкой. Выбор машин будет небольшим, и скорее всего, состояние будет далеко от идеала, но тут и поторговаться можно, и договориться вернуть прямо в гостинице или в аэропорту без дополнительной платы. На походы по локальным прокатам, сравнение цен, торг и получение машины, стоит заложить несколько часов.
Как правильно вернуть машину
В большинстве аэропортов и вокзалов есть специальные таблички, указывающие на места сдачи авто. В крупных аэропортах чекаут обычно круглосуточный и очень быстрый — сотрудник проката проверит, что всё в порядке, и уже через пару минут вас отпустит. В менее крупных аэропортах при сдаче в нерабочее время нужно закрыть машину и бросить ключи в специальный ящик. В этом случае стоит сфотографировать машину со всех сторон вместе с показаниями приборов. Это рекомендуется сделать на случай, если ночью кто-то поцарапает машину на парковке и уедет.
Машину при сдаче можно не мыть, мусор можно оставить внутри. Она всё равно пройдёт комплексную мойку. Загрязнения, для которых может потребоваться химчистка, лучше устранить самостоятельно.
Сдавать машину надо с полным баком, заправиться лучше недалеко от места сдачи и на всякий случай сохранить чек.
Какие бывают варианты страховок?
- TLP (Third Liability Protection) или TPL (Third Party Liability) — страхование ответственности перед третьими лицами.
- CDW (Collision Damage Waiver) — страхование автомобиля от ущерба (кроме угона). Такая страховка подразумевает наличие франшизы — суммы (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов или евро), которую в случае повреждения авто должны будете оплатить вы (остальное покроет прокатчик). Если стоимость ремонта меньше, чем франшиза, то его полностью оплачивает арендатор.
- TW (Theft Waiver) или TP (Theft Protection) — страхование на случай угона, также с франшизой.
- WWI (Wheels and Windscreen Insurance) — распространяется на повреждения лобового стекла, колёс, дисков и фар, которые не покрываются базовым полисом.
- PAI и SPAI (Personal Accident Insurance и Super Personal Accident Insurance) — страхование здоровья водителя и пассажиров. Если у вас есть полис для выезжающих за рубеж, страховка этого типа будет лишней.
Брать машину в аренду за границей (особенно в некоторых южных странах) и не осматривать её на предмет недостатков — это практически стопроцентно дополнительные затраты. И даже если турист начнёт объяснять, что эти царапины уже были и он водил аккуратно, то арендодатель встанет в позу и покажет документы, где эти повреждения не зафиксированы, а значит, это должен оплатить арендатор. Именно поэтому перед арендой автомобиля следует проверить работу фар, поворотников, дворников, замков, ремней безопасности и других систем. Также следует провести осмотр внешнего вида автомобиля как снаружи, так и в салоне, и при нахождении дефектов посмотреть в документы, где они должны быть отображены. Если там этого нет, то нужно сказать арендодателю зафиксировать эти повреждения в документах.
Какая процедура аренды машины в Европе?
Практически все прокатные конторы исповедуют одни правила. Договор у них типичный, но его стоит прочитать. В Европе вы не столкнетесь с мошенниками, которые пытаются выудить у вас деньги и предоставить услугу недостаточно качественно. Если вы решили брать авто в аренду, то лучше обращаться в крупные конторы по прокату автомобилей, таких как Sixt, Avis, Hertz, Europcar к примеру. Процедура оформления авто в аренду в большинстве случаев такая:
- вы заранее подаете заявку на машину в городе прибытия, указываете удобный способ получения авто, часто доставка до аэропорта или вокзала входит в стоимость транспортного средства;
- после обсуждения заявки с менеджером, если это необходимо, компания предлагает вам выбор способа оплаты, лучше выбирать карты, но везде можно также оплатить услугу наличными;
- оплата может быть осуществлена сразу или после прибытия, но если выбран второй вариант, то машину придется забирать самостоятельно и оплачивать средства в офисе компании;
- обратите внимание на то, что на карте блокируют сумму в 500 евро (иногда 1000 евро), после успешного возврата транспорта данная сумма снова становится доступной для использования;
- после завершения срока аренды авто вы должны сдать машину без повреждений в оговоренном месте, часто можно бесплатно договориться о передаче машины в аэропорту или возле вашего отеля.
Какие бывают варианты страховок?
- TLP (Third Liability Protection) или TPL (Third Party Liability) — страхование ответственности перед третьими лицами.
- CDW (Collision Damage Waiver) — страхование автомобиля от ущерба (кроме угона). Такая страховка подразумевает наличие франшизы — суммы (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов или евро), которую в случае повреждения авто придется оплатить тебе (остальное покроет прокатчик). Если стоимость ремонта меньше, чем франшиза, то его полностью оплачивает арендатор.
- TW (Theft Waiver) или TP (Theft Protection) — страхование на случай угона, также с франшизой.
- WWI (Wheels and Windscreen Insurance) — распространяется на повреждения лобового стекла, колёс, дисков и фар, которые не покрываются базовым полисом.
- PAI и SPAI (Personal Accident Insurance и Super Personal Accident Insurance) — страхование здоровья водителя и пассажиров. Если у тебя есть полис для выезжающих за рубеж, страховка этого типа не нужна.
В стоимость аренды обычно включено только базовое страхование от угона и повреждения. Чтобы исключить франшизу и переложить все расходы на страховую, нужно купить полную страховку: Super Collision Damage Waiver или Super Loss Damage Waiver. Сделать это можно во время бронирования или в офисе прокатчика. Она стоит от 15 евро в сутки, такой вариант идеален для неопытных водителей, а также тех, кто планирует передвигаться по опасным дорогам либо отправляется в страну, где плохи дела с культурой вождения.
Минимальная страховка от ДТП обычно включена в стоимость аренды. Но если вы решите ограничиться ею, обратите внимание, чтобы в договоре были четко прописаны все повреждения автомобиля. Не стесняйтесь просить внести даже минимальные царапины: некоторые прокатчики могут потом выставить вам за них счет.
Если же хочется ездить спокойно – стоит купить максимальную страховку: Super Collision Damage Waiver. Стоит это обычно 10–15 евро в сутки, зато снижает сумму франшизы и защищает вас от списаний после аренды.
Вместо полной страховки можно воспользоваться услугой возврата франшизы – Refundable Excess. В случае повреждения машины деньги прокатчик все равно спишет, однако после предоставления всех необходимых бумаг их вернут обратно – либо прокатная контора, либо сайт, через который осуществлялась бронь.
Международное водительское удостоверение – надо ли?
Планирующим взять напрокат машину за границей лучше заранее позаботиться об оформлении международного водительского удостоверения (МВУ), которое признается легитимным документом во всех государствах. Российские водительские удостоверения нового образца (выданные в 2011 году и позже) действительны только на территории стран, подписавших в 1968 году Венскую конвенцию о дорожном движении, однако даже на дорогах этих государств у водителя, не имеющего МВУ, могут возникнуть проблемы с сотрудниками правоохранительных органов.
Ряд компаний, занимающиеся предоставлением авто напрокат иностранцам, предпочитают работать с клиентами, у которых есть права международного образца. Важно, что МВУ действительно только при наличии удостоверения национального образца, поэтому путешественнику за рубежом следует иметь при себе и национальные, и международные водительские права.
Где брать автомобиль в аренду при поездке в Европу?
Обычно авто арендуют одним из трех способов.
- С помощью прокатных компаний (прим. — Sixt и Avis, Europcar, Hertz). Самый надежный и прозрачный вариант, гарантирующий репутацию компании, широкий выбор авто, и пр. Минус: высокая цена (за надежность нужно платить).
- С помощью прокатных брокеров (прим. – Economycarrentals и Rentalcars, AutoEurope и др.). Из плюсов – экономия денег, более низкие цены на дополнительные опции, русский язык на сайтах (обычно присутствует). Из недостатков: деньги снимут с карты мгновенно, а не в момент получения авто; отмена брони влетит в копеечку; прокатная компания будет показана не везде.
- С помощью отелей, в которых останавливается клиент. На ресепшене можно быстро решить данный вопрос. В одних гостиницах имеется свой авто-парк, другие выступают в роли агентов прокатных фирм.
Какие документы нужны для аренды?
- Загранпаспорт.
- Национальное и международное водительские удостоверения. В интернете часто пишут, что машину дают и без международных прав. Действительно, в большинстве европейских стран и в США так бывает, но также бывают и отказы. В арабских странах без международных прав авто не выдадут ни при каком раскладе. Так что не рискуйте — зачем вам разочарования в путешествиях, тем более международные права теперь получают по упрощённой схеме без медицинских справок.
- Кредитная карта. Обязательно эмбоссированная, то есть имя и фамилия на карте должны быть выгравированы выпуклыми буквами — это значит, что карта не является электронной. Дебетовые карты тоже принимают, но это зависит от политики прокатчика. Лучше оформить кредитную, ведь в случае блокировки средств, заморозят деньги банка, а не ваши.
Основные преимущества аренды авто с правом выезда за границу
В России такая услуга только набирает популярность, а в Европе и США она уже давно пользуется успехом. Смысл в том, чтобы оформить и получить транспорт с сервисом было бы так же просто, как взять собственный автомобиль и отправиться в путешествие. И многим фирмам это удаётся. Аренда авто для выезда за границу в Москве или СПб – это удобно, просто и недорого. У такой услуги много плюсов:
- свобода передвижения – вы сами себе хозяева, сами составляете маршрут и сами распоряжаетесь своим временем. Нет никаких привязок к рейсам, билетам. Хотите – задерживаетесь в каком-то городе, хотите – проезжаете несколько стран нон-стопом;
- доступность – перелёт обойдётся дороже, чем полностью спланированный отпуск на машине. А если едете семьёй или компанией – выйдет и того дешевле. А ещё аренда авто за границу вполне совместима с понятием экономии, ведь можно взять бюджетную модель;
- широкий ассортимент – что следует из предыдущего пункта. Можете найти и недорогие семейные седаны, и представительские кроссоверы, если едете по делам, и даже минивэны для туристических выездов;
- удобство – с такой услугой вам не придётся собирать горы документов и справок, подстраиваться под расписание или слушать разговоры соседей в поезде. Вы едете в удобном ритме на комфортном автомобиле, с кондиционером, зачастую с мультимедиа, регулирующимися креслами с подогревом и анатомической формой;
- нет привязки к багажу – все вещи с вами и при вас, их не потеряют нерасторопные служащие в аэропорту и вам не придётся переплачивать за ручную кладь. Если планируете брать с собой увесистые чемоданы, собственные продукты, надувную лодку, просто заказываете кроссовер с большим багажником.
В общем, как не крути, но аренда авто для выезда за границу – это самый разумный на сегодняшний день вариант. Он выручит вас даже тогда, когда у вас есть собственный транспорт, но он не подходит для дальних расстояний или вы хотите получить больше комфорта.