- Миграционное право

Как проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетной организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится инвентаризация финансовых обязательств в бюджетной организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В ходе инвентаризации материальных запасов комиссия в присутствии материально ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. При этом не допускается внесение в описи сведений об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Как уже было отмечено выше, в результате инвентаризации могут быть выявлены излишки, недостачи имущества, факты несоответствия имущества критериям признания его активом, убытки от обесценения активов или их снижение.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете записей по результатам инвентаризации являются оформленные должным образом ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), акты о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие факты хозяйственной жизни.

В случае если документы по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской отчетности, подписаны после отчетной даты, результаты инвентаризации включаются в показатели годовой отчетности исходя из положений учетной политики учреждения о порядке отражения событий после отчетной даты.

Инструкция по списанию ОС

Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:

  • Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
  • При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
  • Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
  • Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
  • В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.

Оформление документов по инвентаризации объектов ОС

Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).

В инвентаризационной описи отражается следующая информация:

Графа

Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств

1

Порядковый номер

2

Наименование объекта

3

Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация)

4

Единица измерения

5

Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта:

– предназначенного для реализации;
– при выявлении признаков его возможного обесценения;
– не учтенного на счетах бухгалтерского учета

6

Фактическое наличие (состояние) количества объектов

7

Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6)

8

Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)*

9

Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация»)

10*

Номер (код) счета бухгалтерского учета

11*

Количество объектов по данным бухгалтерского учета

12*

Балансовая стоимость объекта

13

Количество объектов, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета

14

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

15

Количество объектов, превышающих данные бухгалтерского учета

16

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5)

17

Количество объектов, в отношении которых инвентаризационной комиссией установлено их несоответствие условиям признания их активами

18

Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11)

19

Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах (об объектах учета, в отношении которых выявлена недостача, о причинах (основаниях) изменения статуса и (или) целевой функции объекта учета с предыдущей инвентаризации и др.)

Когда проводится инвентаризация финансовых активов

Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.

По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:

  • смена материально ответственного лица;
  • факт хищения или порчи;
  • стихийное бедствие;
  • передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
  • реорганизация или ликвидация учреждения;
  • формирование годовой отчетности;
  • по порядку, указанному в учетной политике;
  • иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.

Правила осуществления инвентаризации финансовых активов

Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:

  • руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
  • сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
  • оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
  • на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).

Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:

  • сумма просроченной задолженности;
  • сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
  • сумма задолженности учреждения в целом;
  • суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.

Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:

  • информацию о контрагентах учреждения;
  • суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
  • суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
  • сведения о суммах задолженностей учреждения;
  • денежные обязательства;
  • срок исковой давности.

Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.

Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:

  • просроченная задолженность учреждения;
  • кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
  • движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.

Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.

Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).

Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:

  • получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
  • обнаружить ошибки в учете обязательств.
Читайте также:  Какой размер госпошлин (техпаспорт, права, ПТС и номера)?

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

Отражение в бюджетном учете операции по оприходованию оборудования, не учтенного на балансе учреждения

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
Оприходованы 
излишки
оборудования,
обнаруженные
в ходе
инвентаризации
 110134310 
"Увеличение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 140110180 
"Прочие доходы"
 50 000 

Пример 2. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 60 000 руб. и суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 35 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно. Отражение в бюджетном учете операций по списанию недостачи производственного инвентаря приведено в табл. 2.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
  6. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
  7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
  8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
  9. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
  10. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению: Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
  11. Письмо Минфина России от 04.11.1998 N 16-00-16-198.

Исполнение налоговых обязательств в новых субъектах

На присоединившихся территориях ФНС открыла свои отделения. Пока они выполняют в основном функции центров для регистрации бизнеса и консультаций по налогообложению в переходном периоде. Технологии ФНС позволяют обеспечить бизнесу на присоединившихся территориях максимально бесшовный переход в юрисдикцию РФ. В отношении уже работающих компаний до 31.12.2022 в ЕГРЮЛ вносят сведения о наименовании, адресе и руководителе тех юридических лиц, сведения о которых содержались в соответствующих реестрах ДНР, ЛНР, ЗО и ХО. Эти сведения включают в ЕГРЮЛ автоматически.

Компании смогут привести свои учредительные документы в соответствие с российскими законами, а также сообщить дополнительные сведения (виды деятельности, сведения об участниках и т. д.). Для компаний из ДНР и ЛНР срок внесения изменений — до 31.12.2023. Для тех юрлиц, которые действуют на территориях ЗО и ХО, — срок до 30.06.2024 (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2022 № 451-ФЗ). Это необходимо сделать для нормального участия в отношениях гражданского оборота.

Что будет с компаниями, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством? Таким юрлицам грозит исключение из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 9 ст. 1 закона № 451-ФЗ).

Законом № 451-ФЗ урегулирован порядок ведения предпринимательской деятельности для физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП согласно реестров новых субъектов. ИП могут продолжить вести предпринимательскую деятельностью до 30.06.2023 без регистрации по российскому законодательству. Но после этой даты физлица, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью, должны зарегистрироваться в соответствии с законом № 129-ФЗ.

Ответы на вопросы, связанные с регистрацией и перерегистрацией организаций и ИП, учетом физических лиц, особенностями уплаты налогов и сборов, порядком получения квалифицированной ЭП, налогоплательщики новых субъектов РФ могут найти на промо-странице ФНС России.

Значение для предприятия

Проведение регулярных проверок на предприятиях, содержимых за счет казенных средств, является неотъемлемым процессом их хозяйственной деятельности. Значимость инвентаризации в бюджетных учреждениях обусловлена перечнем возможных ситуаций, подлежащих обязательному контроллингу со стороны руководства, а именно:

  • условия передачи имения бюджетного предприятия в аренду;
  • условия реализации или выкупа бюджетного имущества;
  • контроль состояния актива и пассива государственного учреждения;
  • смена материально-ответственного лица и передачи дел;
  • наличие фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи ценностей;
  • ситуации пожаров, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций.

Правила проведения инвентаризации в бюджетном учреждении регламентируются действующим законодательством. Одним из основных требований к корректному проведению проверки казенного имущества является обязательное формирование состава комиссии. Приказом на инвентаризацию в бюджетном учреждении устанавливаются конкретные лица, которые будут входить в члены этой комиссии. В круг лиц, представленных к проведению проверки, входят исключительно сотрудники штата данного предприятия, но никак не сторонние лица в виде эксперт-оценщиков, работников государственных инспекций и так далее. Обязательными представителями комиссии являются главный и рядовой бухгалтер, а возглавляют ее руководитель и его заместитель. Важно заметить, что материально-ответственные лица не могут входить в состав проверяющих. Помимо членов проверяющей группы директором учреждения утверждаются в приказе конкретные сроки проведения проверки. По окончании инвентаризации имущества в бюджетном учреждении производится анализ недостач и излишков, выявляются виновные, производится административное взыскание с виновных лиц, если таковые имеются.

Излишки при инвентаризации

Выявленные при инвентаризации в бюджетном учреждении излишки подлежат оприходованию. Полученные в результате проведенной проверки излишние суммы по объектам основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств и прочих активов принимаются на баланс бухгалтерского учета. Данная операция осуществляется путем принятия излишка к учету по текущей рыночной стоимости (если речь не идет о денежных средствах – они приходуются в том номинале, в котором излишествуют, и данные по ним записываются в акт проведения инвентаризации кассовых средств). Малоопытные бухгалтера-новички или не доучившиеся до конца студенты, пришедшие работать в бюджетную организацию и приступившие к работе над инвентаризацией, ошибочно полагают, что излишки – это не недостача, что страшного в них ничего нет. Но это не так. Особенно если речь идет о кассе.

В случае, если на предприятие нагрянула внеплановая внезапная проверка с представителями государственной инспекции, обнаруженные ими излишки в кассе даже в размере одной несчастной копейки налагаются штрафом на предприятие. Хранить в кассе собственные средства или недовыданную сдачу категорически запрещено. Уровень денежных средств в кассе должен четко совпадать с цифрами, внесенными в соответствующую кассовую документацию. Если же речь идет, например, об основных средствах, тогда они приходуются на баланс предприятия, но руководителем учреждения все равно будут заданы соответствующие вопросы материально-ответственным лицам, которые не поставили излишнее основное средство в нужные сроки на учет предприятия.

Приказ о проведении инвентаризации образец 2021 в бюджетном учреждении расхождений нет

Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств. Производится данное действие путем сверки фактических данных с регистрами бухгалтерского учета, а в процессе составляется образец приказа о проведении годовой инвентаризации года.

Все остальные сотрудники, участвующие в совете, должны поставить свои ознакомительные подписи под распорядительным документом. По факту проведения проверочных мероприятий ИК анализирует полученную информацию и составляет на ее основании опись акт инвентаризации. Под актами должны расписаться материально ответственные лица, засвидетельствовав тем самым свое присутствие и согласие с итогами процесса сверки. Если в ходе проверки были выявлены излишки или недостачи, ведущие к расхождениями с данными бухучета, формируется сличительная ведомость.

Образецкак правильно заполнить инвентаризационную опись 0504087 в 2021 году

  • Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  • Вносится единица измерения.
  • В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  • В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  • В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  • В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  • В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18).

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.

  • В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.

Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:

  • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
  • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:

  • с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
  • с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
  • с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
  • с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.

Инвентаризация 2021 года в бюджетном учреждении изменения

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2021).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2021).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2021).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2021).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2021).

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Минфин России издал приказ от 7 июня 2021 г. № 85н , которым утвердил новую программу разработки федеральных стандартов бухучета на 2021-2021 годы. Прежняя программа на 2021-2021 годы утратила силу. Фактически, чиновники пересмотрели сроки вступления в силу основных федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Напомним, стандартизация бухгалтерского учета предполагает наличие законодательных актов, делающих соответствие стандартам обязательным для бухгалтеров различных организаций. В первую очередь, федеральные стандарты бухучета станут обязательным для организаций и учреждений госсектора. Коммерческим организациям также придется руководствоваться ими, чтобы не отходить от единых требований к учету и отчетности.

Для согласования списания к заполненному акту о списании объектов нефинансовых активов ф. 0504104, подписанному комиссией по поступлению и выбытию активов, прикладывают необходимый пакет документов и передают учредителю.

Обратите внимание: раньше ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 заполнялась только, если были обнаружены излишки и недостачи. С 2021 года ее нужно заполнять, если в ходе инвентаризации комиссия выявила основные средства, не соответствующие условиям актива.

Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2021 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.

Читайте также:  Прекращено взыскание по исполнительному производству

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2021 № 162н).

  • разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;
  • подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будут фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;
  • внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов исходя из особенностей деятельности учреждения.

В 2021 были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники в очередной раз скорректировали порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций. Также нововведения коснулись и действующего Единого плана счетов. С января 2021 в ЕПС добавлены новые бухгалтерские счета, названия некоторых старых изменены, а некоторые — вовсе исключены.

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

  • Реквизиты этого документа: указывается название (приказ, распоряжение или постановление), а также присваивается определенный номер и проставляется дата составления.
  • Информацию о предстоящей процедуре: ее причины, элементы пересчета (ОС, НМА, МПЗ, денежные средства или ТМЦ), временной промежуток, который будет охвачен ревизией.
  • Состав сотрудников (с указанием должности каждого), которые входят в состав комиссии.

Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
  • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

  • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

  • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

Это касается услуг по:

  • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

  • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

  • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

  • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

Бухгалтеры, работающие на предприятиях не один год, знают, что на балансе их организации имеются ОС, но не каждый на практике сталкивался с необходимостью принять новый объект основных средств. Некоторые работники бухгалтерии не имеют представления о том, как нужно правильно провести эту процедуру, зарегистрировать объект в бухгалтерских регистрах и отразить на счетах баланса. Существует немало причин, при которых инвентарный номер основных средств необходим:

  • Наличие на предприятии большого количества объектов;
  • Постоянные перемещения материальных активов;
  • Существование арендованных зданий, механизмов, машин и оборудования;
  • Регулярные инвентаризации средств организации.

Зная, как присваиваются инвентарные номера основным средствам, бухгалтер предприятия постоянно будет иметь оперативную информацию о состоянии учета ОС и своевременно предоставлять ее руководству организации и контролирующим органам.

Официальный документ, по которому необходимо ориентироваться при решении этого вопроса — Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ 13.10.2003 № 91 н, здесь мы лишь кратко изложим необходимые шаги и примерную последовательность процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *