- Миграционное право

Валютное регулирование в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций

В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.

При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.

Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц

1. Право открывать счета в уполномоченных банках

Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.

Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.

Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:

а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).

Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.

Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:

а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.

Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.

Правовое регулирование внутреннего валютного рынка

Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 17Э-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.

Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».

В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».

Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЭ посвящена исключительно куплепродаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.

Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Читайте также:  Как установить шлагбаум во дворе своего дома

В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.

Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:

а) режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;

б) валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;

в) режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.

Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:

а) курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных.

Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);

б) режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;

в) иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.

Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:

а) режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
б) фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
в) иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
г) фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
д) иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement).

В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Ачжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.

В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам».

Имеются два варианта:

а) плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
б) свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.

Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.

Россия использует режим свободного плавающего курса рубля.

Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.

Валютные интервенции представляют собой операции куплипродажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную.

С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

Понятие, цели и задачи валютного регулирования

Многие государства в целях обеспечения стабильности внутренней экономики прибегают к различным механизмам воздействия на экономические, в том числе валютные, отношения внутри страны. Для стран с развитой экономикой характерен высокий уровень свободы контрагентов при выборе валюты совершения сделок и при осуществлении операций между резидентами, для развивающихся экономик — ровно наоборот, характерны определенные ограничения в вопросах выбора режима осуществления операций, а также возможности проведения операций с валютами иностранных государств. Такие ограничения устанавливаются в целях поддержания стабильности внутренней валюты, а также создания протекционистской политики преференций национальной валюте.

Государство может выступать в валютных отношениях сразу несколькими способами: оно может участвовать в горизонтальных валютных отношениях, осуществляя операции с валютными ценностями, а также может выступать в вертикальных валютных отношениях как уполномоченный субъект, вырабатывающий правила и порядок осуществления валютных операций, устанавливающий валютные ограничения и иные меры воздействия на валютные отношения. В совокупности все данные регуляторные меры составляют валютное регулирование (рис. 4.1).

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство Российской Федерации согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле.

Для реализации функций, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле, Банк России и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Итогом работы является раскрытие следующих вопросов: что такое -государственное регулирование, и каковы особенности регулирования именно международных валютных отношений.

Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. MBО являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В МВО сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно потоки капитала.

Валютная политика — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.

Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать сто через золото.

МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран -•торговых партнеров данной страны.

Курс рассчитывается на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

Читайте также:  Все о патенте для ИП в 2023 году: условия, стоимость и льготы

В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.

В мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продол­жается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.

Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.

Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство России, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Списоквозможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.

Таким образом, рассмотрев понятие государственного регулирования международных валютных отношений и валютной политики, можно сделать вывод о том, что существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования. Однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.

III. «Товар» на валютном рынке

Если мы скажем, что товаром на валютном рынке являются деньги, мы будем правы только отчасти. Действительно, деньги, как иностранные, так и российские, независимо от своей формы (наличная, безналичная), имеют хождение на валютном рынке. Именно деньги, независимо от страны происхождения, называют валютой. Рубли — валютой РФ, а прочие деньги — иностранной валютой.

Прямое отношение к этому рынку имеют и ценные бумаги, т.к. они удостоверяют право на получение денег. Ценные бумаги делятся на:

— внутренние, к ним относятся зарегистрированные в РФ эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых выражена в рублях, а также все прочие ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей и выпущенные на территории РФ;

— внешние, к ним отнесены все прочие ценные бумаги.

Иностранная валюта и внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям.

VII. Запреты и ограничения на валютном рынке

Законодательство вводит ограничения на валютные операции и запрещает некоторые из них, в зависимости от того, кто и какие операции осуществляет. Не ограничиваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

По общему правилу не ограничиваются и не запрещаются. В отношении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе, дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, органы валютного регулирования могут установить временные ограничения в целях предотвращения:

— существенного сокращения золотовалютных резервов;

— резких колебаний курса валюты РФ;

— для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Валютные операции между резидентами.

По общему правилу такие операции запрещены. Разрешаются только операции, прямо указанные в законе. Вот некоторые из них:

— расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

— расчеты в пути следования транспортных средств при международных перевозках за товары и услуги, предоставленные пассажирам;

— возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ;

— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.

Валютные операции между нерезидентами.

A. Нерезидентам разрешено без ограничений переводить друг другу иностранную валюту при помощи счетов как из-за границы в Россию, так и в обратном направлении.

B. Они также вправе без ограничений без открытия банковских счетов:

— на территории РФ переводить друг другу иностранную валюту и валюту РФ;

— переводить иностранную валюту и валюту РФ с территории РФ;

— получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ.

C. Нерезидентам разрешается также проводить операции в рублях через банковские счета и банковские вклады, но с условием, что такие счета или вклады открываются только в уполномоченных банках.

D. На территории РФ им разрешено осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Читайте также:  Как уменьшить алименты при рождении второго ребенка во втором браке

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Форекс в России: современный вид

Итак, с 2015 года у нас есть вполне чёткий свод правил работы на рынке и пункты, регулирующие деятельность форекс дилера. Закон носит название “Федеральный закон №460 о регулировании рынка форекс в России”.Теперь это уже представляется действительно полноценной финансовой системой, в которую попасть не так-то просто.

Тем не менее, есть огромное количество компаний, которые продолжили работать, не имея никаких лицензий и совершенно не соответствуя тому, что прописано в законе.

Схема работы достаточно проста – компания имеет регистрацию за рубежом, обычно это какая-нибудь популярная оффшорная зона. Там получаются местные лицензии, которые по сути являются просто бумажкой. И в самом деле – какого доверия заслуживает лицензия комитета по ценным бумагам оффшора?

Методы валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

  • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
  • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
  • защита национальной экономики и валюты;
  • введение ограничений по операциям с валютой;
  • девальвация и ревальвация;
  • управление золотовалютными резервами;
  • реализация и приобретение золота;
  • внесение изменений в режим обратимости валюты;
  • диверсификации резервов валюты;
  • регулирование баланса.

Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

  • импортных и экспортных;
  • ценных бумаг;
  • по обмену валютных ценностей;
  • реализация доли валютной выручки.

Состав и компетенции регуляторов финансового рынка РФ

Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.

Правила и требования финансовых регуляторов призваны оградить участников рынка и потребителей услуг от мошенничества и недобросовестности. Это повышает доверие к тем участникам рынка, которые подтвердили свое согласие соблюдать установленные нормы. В качестве подтверждения согласия используются процедуры аттестации или сертификации государственными или профессиональными общественными организациями, а также участие в саморегулируемых организациях (СРО).

«Традиционно вся деятельность финансовых посредников делилась на три сектора:

  • банковский,
  • страховой,
  • рынок ценных бумаг.

Защита потребителей финансовых услуг – Банк России и Роспотребнадзор

Как известно, права потребителей в России защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Однако если дело связано с нарушением тех федеральных законов, надзор и контроль за соблюдением которых осуществляет Центральный банк РФ, то такие жалобы и обращения рассматриваются регулятором.

В структуру Центрального банка РФ входит Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, куда любой может обратиться с жалобой на действия финансовых организаций.

Жалобы и обращения в письменном виде можно направлять как в подразделения службы при региональных отделениях главных управлений Центрального банка РФ, так и в территориальные управления Службы по федеральным округам, и в центральный аппарат в Москве, в том числе через интернет-приемную. Срок рассмотрения жалоб и обращений составляет 30 дней. По результатам проверки может быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений или может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП.

Анализ результатов деятельности Роспотребнадзора по фактам рассмотрения жалоб о нарушениях прав потребителей финансовых услуг свидетельствует о том, что основную группу нарушений составляет включение в тексты кредитных договоров и договоров займов условий, ущемляющих права потребителей (указание на возможность изменения в одностороннем порядке размера стоимости предоставленных заемных средств, установления подсудности рассмотрения споров по выбору кредитной организации; взимания комиссии за подключение к программе страхования, за выдачу кредита; о передаче долга третьим лицам, не имеющим лицензии на осуществление финансовой деятельности. Кроме того, в процессе предоставления потребителям услуг банки указывают на возможность в одностороннем порядке изменять набор услуг, предоставляемых клиентам; устанавливают оплату дополнительного комиссионного вознаграждения в случае отказа потребителя от ненужных ему услуг.

Вместе с Роспотребнадзором Центральный банк РФ добился пресечения массовой практики взимать комиссии за рассмотрение кредитной заявки и выдачу кредита, скрытых комиссий для банковских заемщиков, таких как комиссия за ведение ссудного счета или за обслуживание кредита, которые порой в несколько раз превышали расходы на проценты по кредиту.

Центральный банк своим нормативным актом установил обязательное предоставление информации заемщику об эффективной процентной ставке по кредиту до его выдачи, чтобы заемщик мог оценить реальный уровень кредитной нагрузки, который банки стремились скрыть.

Роспотребнадзор много лет боролся против политики банков навязывать страхование жизни для ипотечных заемщиков и для получателей потребительских кредитов. Эту проблему помогло решить указание Центрального банка РФ, которое вступило в силу с 02.03.2016. В соответствии с ним теперь в договор страхования жизни в обязательном порядке включается «период охлаждения». Это значит, что страхователь имеет право отказаться от договора в течение 5 рабочих дней с момента его заключения и потребовать возврата уплаченной страховой премии. Благодаря этому навязывание страховки во многом утратило смысл.

Работа журналиста при освещении факта лишения или приостановления действия лицензии финансовой организации, а также при вынесении судебного решения

Средства массовой информации тщательно следят за сообщениями Центрального банка РФ об отзыве лицензий и исключении из государственных реестров кредитных и финансовых организаций, а также о признании их банкротами и введении внешнего управления.

Сообщая о мерах, предпринятых ЦБ в отношении той или иной организации, журналист должен подробно объяснить, что это значит для клиентов этой организации, а деловые СМИ, как правило, сообщают о перспективах кредиторов по поводу обязательств перед ними.

Если речь идет об организации, привлекавшей средства частных лиц, таких как банки, страховые компании, НПФ, то СМИ сообщают о том, каким образом клиенты могут вернуть свои деньги и как быть тем клиентам, у которых существуют обязательства перед организацией, прекратившей свою деятельность.

Нередко в таких ситуациях вскрывается мошенничество работников организации, в результате которого клиенты испытывают затруднения с возвратом своих денег. Эти проблемы и возможные пути их решения журналист должен подробно описать. Причем, чтобы представить объективную картину происходящего, обязательно нужно взять комментарии у всех заинтересованных сторон конфликта: у пострадавших, у подозреваемых, у представителей государственных и правоохранительных органов, которые участвуют в процессе расследования мошенничества и, желательно, у независимых экспертов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *