- Договорное право

Правила перевозки пассажиров в автобусах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в автобусах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Требования к водителю автобуса

Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.

Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:

  • не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
  • осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
  • проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
  • учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
  • глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
  • соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
  • следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
  • проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
  • соблюдать ПДД;
  • осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.

Права и обязанности пассажира

Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:

  • перевозить ручную кладь;
  • требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
  • получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
  • перевозить с собой детей;
  • приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
  • сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
  • садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;

7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора

1. Предоставление фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. В случае непредоставления транспортного средства фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона.

2. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров

Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.

А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.

Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:

  • Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
  • постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
  • ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).
Читайте также:  СК РФ сформировал резерв из 500 человек для работы в новых регионах России

Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.

Перевозки вахтового типа

Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:

  • для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
  • для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.

Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.

Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:

  • преодолевать труднодоступные участки движения;
  • устанавливать профессиональное оборудование.

Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.

Согласно действующему законодательству России, управлением, комитетом или департаментом транспорта при местных властях субъектов Российской Федерации устанавливаются предельные тарифы на перевозку людей и багажа в общественном транспорте.

Стоимость пересматривается ежегодно и определяется индивидуально для каждого вида транспорта.

Формирование предельного тарифа осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов перевозчика. Он должен обеспечить ведение безубыточной деятельности.

С администрацией муниципальных образований согласуется перевозчиками пассажиров:

  • цена проезда;
  • система скидок;
  • система проездных документов.

Цена одной поездки не может превышать предельные показатели, что утверждены правительством субъекта РФ.

Стоимость – главный фактор, который привлекает клиентов. Это также основа работы транспортной системы, что влияет на финансовые показатели компании-перевозчика.

Тариф, качество предоставленной услуги и удобство оплаты проезда отражается на объеме пассажиропотока в транспортной системе территориального округа.

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

4. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;

6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;

7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;

8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;

17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;

18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;

19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;

20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;

21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

23) информационная система электронных перевозочных документов — информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;

24) государственная информационная система электронных перевозочных документов — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Читайте также:  Про налог на коммерческую недвижимость в Москве. Реалии 2023 года

25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов — соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;

26) сопроводительная ведомость — перевозочный документ, оформляемый или формируемый при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства;

27) электронные перевозочные документы — электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость;

28) электронная транспортная накладная — транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа;

29) электронный заказ-наряд — заказ-наряд, сформированный в форме электронного документа;

30) электронная сопроводительная ведомость — сопроводительная ведомость, сформированная в форме электронного документа;

31) оператор информационной системы электронных перевозочных документов — юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов;

32) участники информационного взаимодействия — грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.

2. Для целей настоящего Федерального закона понятия «информационная система», «электронный документ» используются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Общие правила осуществления пассажироперевозок

Перевозка пассажиров является комплексом услуг, поскольку она предполагает, независимо от видов транспорта, выполнение следующих задач:

  • безопасное передвижение людей;
  • своевременное и комфортное предоставление услуги;
  • сохранность багажа граждан.

Эффективность процесса перевозки зависит в том числе и от качества выполнения следующих функций, возложенных на государственные лицензированные органы:

  • серьезной аналитической работы, включающей в себя корректировку маршрутных направлений с исследованием спроса и предложения, учет экономических показателей, изучение жалоб и предложений и так далее;
  • административных мер, как то: способствование организации водительского труда, повышение квалификации водителей и прочее;
  • технического содействия, под которым понимается организация эксплуатации транспортных средств, обслуживание пассажиров в специальных пунктах, предназначенных для их убытия и прибытия (вокзальные помещения, автостанции и т. д.), а также в пути, меры по обустройству остановок и тому подобное.

Права и обязанности пассажира

Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:

  • без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика,
  • знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил),
  • садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил),
  • потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил),
  • при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил),
  • перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил),
  • сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса,
  • провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава),
  • перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).

Запомните! Пассажир обязан:

  • приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки,
  • предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера,
  • при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава),
  • во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Понятие пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки являются одной из важнейших отраслей национальной экономики и неотъемлемой частью единой транспортной системы. Главной задачей пассажирского автотранспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Перевозка пассажиров является основой коммерческой деятельности транспортных операторов, которые обеспечивают функционирование городской и междугородней транспортных систем, нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.

Пассажирские перевозки – это перемещение людей с использованием различных видов транспорта, которое характеризуется количеством перевезенных пассажиров и объемом выполненных пассажиро-километров. Пассажирские перевозки также определяют как особый вид услуг по перевозке пассажиров на регулярной и нерегулярной основе. К данному виду услуг относят также аренду транспортных средств с экипажем для осуществления перевозки пассажиров. Основной задачей организации пассажирских перевозок является удовлетворение потребностей населения в передвижении, с соблюдением требований безопасности граждан и их высококачественного обслуживания.

Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа по различным видам сообщения. Перевозки пассажиров осуществляются юридическими или физическими лицами (перевозчиками), как на платной основе, так и бесплатно. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения прибыли и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Пассажирские перевозки на бесплатной основе выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) нужд, а также общественными организациями в пользу органов государственной власти и местного самоуправления (перевозки военнослужащих, полицейских в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий и т. п.).

Перевозочный (транспортный) процесс на пассажирском транспорте представляет собой совокупность операций, выполнение которых обеспечивает перемещение пассажиров из одного пункта в другой, включая формирование пассажиропотоков, продажу билетов, подачу подвижного состава для посадки, посадку-высадку пассажиров.

Циклом перевозочного процесса называется весь комплекс выполненных операций, необходимых для доставки пассажиров. Он состоит из следующих элементов: движение транспорта, простои на промежуточных остановках, отстой на конечных пунктах.

Особое значение для оценки эффективности пассажирских перевозок имеют показатели качества. Для оценки качества пассажирских перевозок целесообразно использовать четыре основные критерия, а именно:

  • безопасность или количество дорожных происшествий за определенный длительный период (год и более);
  • уровень организации движения транспортных средств во времени (частота, ритмичность, точность соблюдения графика движения, а также зависимость от погодных условий);
  • затраты времени на поездку с учетом времени на поездку к пункту погрузки, ожидания и скорости передвижения пассажиров;
  • удобство использования транспорта – совокупность предоставляемых пассажирам удобств в пути следования, т.е. комфортабельность.
Читайте также:  Какие скидки 2023 г на билеты РЖД детям до 18 лет на лето

Общественный транспорт Йошкар-Олы

Выписка из устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ред. от 08.11.2007 №259-фз), правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ред. от 14.02.2009 №112), приказа Минавтотранса РСФСР “Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте” (ред. от 31.12.1981 №200).

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

2.1. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.2. Водитель или кондуктор обязаны правильно и четко объявлять пассажирам названия каждого остановочного пункта и следующего за ним, мест пересадок, а при изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке, а так же заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.3. В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

2.4. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”.

2.5. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

2.6. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (далее – контролер).

2.7. Безбилетным является лицо:

а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;

в) предъявившее поддельный билет;

г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;

д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

2.8. Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.9. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредоставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.

2.10. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.11. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.10 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

2.12. Пассажир обязан

2.12.1. Производить посадку и выходить из автобуса (троллейбуса) только на установленных остановочных пунктах маршрута после полной остановки подвижного состава.

2.12.2. Оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа) и получить соответствующие билеты у кондуктора (водителя).

2.12.3. Пассажир обязан хранить билет, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Разовый проездной билет и контрольный билет действительны только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.

2.13. Пассажир имеет право

2.13.1. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

2.13.2. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 2.13.1. настоящих Правил.

2.14. Пассажиру запрещается

2.14.1. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в салоне автобуса, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

2.14.2. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

2.15. Перевозчик вправе

2.15.1. Устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено п. 2.13.1.

2.15.2. Отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

2.15.3. Отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

3. Продажа билетов

3.1 Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

3.2 Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщении производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

3.3 В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора – водителем.

3.4 Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *