- Коммерческое право

Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила работы с грузоподъемными механизмами были изменены не только в техническом плане, но и организационном. Сейчас действует приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. Документом утверждены порядок обучения и подготовки по промышленной безопасности и допуск к осуществлению самостоятельной работы.


1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588; 2018, №31, ст.4860) (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • Грузоподъемные краны всех типов
  • Мостовые краны-штабелеры
  • Краны-трубоукладчики
  • Краны-манипуляторы
  • Строительные подъемники
  • Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами)
  • Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления
  • Электрические тали
  • Краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком
  • Сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов
  • Грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах
  • Специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей
  • Рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам)

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • Применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения
  • Специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии
  • С ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей
  • Установленные в шахтах и на любых плавучих средствах
  • Предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием)
  • Монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры)
  • Краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана
  • Домкраты
  • Манипуляторы, используемые в технологических процессах
  • Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно
  • Предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми

ФНП устанавливают необходимые требования к:

  • деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
  • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.

4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
  • б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
  • в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
  • г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
  • д) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
  • е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов;
  • ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
  • з) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
  • и) домкраты;
  • к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)

58. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС осуществляются по эксплуатационной документации на ПС и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации, разработанной специализированной организацией.
Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.
(п. 58 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
59. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должен быть выполнен с учётом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза. 60. По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138 — 147 настоящих ФНП.
При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
61. Обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС. Контроль качества монтажа и наладки ПС.

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.

б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);

1.5. Разработку нормативных документов на краны осуществляют головные организации по краностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются в установленном порядке.

1.6. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.

1.7. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже, реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.

Изготовление, монтаж, ремонт и реконструкция

Правила по кранам регулируют множество направлений деятельности, необходимых для безопасной работы:

Мостовой кран используется в промышленности и складском хозяйстве

  • изготовление кранов. Создаваться машины должны с учетом ПБ 10-382-00, государственных стандартов, технических условий и иной нормативной документации. Предприятия, где они производятся, обязаны знать необходимую технику и иметь квалифицированных специалистов, качественно выполняющих работу. Эта деятельность является лицензируемой, поэтому нужно получить разрешение на её осуществление;
  • монтаж, ремонт и реконструкция. Также относятся к числу направлений, для которых необходимо получение разрешений. Сварка и наладка должны осуществляться согласно проектам и техническим условиям из сопроводительной информации предприятия-изготовителя.

Изменения в требованиях к допуску персонала

Самоходные гусеничные краны

Была отменена аттестация для работников рабочих профессий. Стропальщикам и крановщикам не требуется её прохождение. При подведении итогов обучения в училищах и колледжах больше не нужно привлекать представителей Ростехнадзора. Также не нужно согласовывать с ними программу обучения.

Подготовка сотрудников к работе осуществляется согласно производственным инструкциям. Они должны разрабатываться непосредственными руководителями и ответственными за безопасность эксплуатации лицами. На них же возложено и установление производственного контроля за опасными объектами.

2.6.1. Грузовые крюки должны соответствовать государственным стандартам, а также другим нормативным документам.

Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода крана по ГОСТ 6627 и ГОСТ 6628.

Допускается применение других крюков по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.6.2. Замки предохранительные для однорогих крюков кранов общего назначения должны соответствовать ГОСТ 12840.

2.6.3. Пластинчатые грузовые крюки должны проектироваться и изготавливаться в соответствии с ГОСТ 6619.

2.6.4. Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специального исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.

2.6.5. Крепление кованого и/или штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с нормативными документами.

2.6.6. На грузовых кованых и/или штампованных крюках должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840. На пластинчатых крюках обозначения должны соответствовать ГОСТ 6619.

В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, маркировка на вилке должна быть такой же, как на крюке.

2.6.7. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия-изготовителя, заводского номера крюка, его грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен.

2.6.8. Конструкция грейфера с канатными механизмами подъема или замыкания должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков. Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала.

Канатные грейферы для навалочных грузов должны изготовляться в соответствии с ГОСТ 24599.

2.6.9. Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием предприятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида материала, для перевалки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала.

2.6.10. Требования к другим грузозахватным органам, подвешенным непосредственно на канатах и являющимся частью кранов (траверсам, вилам, спредерам, управляемым захватам для металлопроката, бревен, труб и пр.), должны быть изложены в технических условиях на эти краны.

V. РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПС ОПО

Выбор оборудования

65. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17 — 19 настоящих ФНП, конкретному типу и конструкции ПС, а также составу работ, предусмотренному для приведения ПС в последующее работоспособное состояние.

При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС.

66. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

67. Набор инструментов и приборов, необходимых для ремонта, реконструкции ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют специалисты и персонал организаций, выполняющие указанные работы.

Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС

68. Материал (сталь), применяемый для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС, по механическим свойствам и химическому составу должен соответствовать исходному материалу (стали) ремонтируемого элемента, указанному в паспорте ПС. В случае отсутствия нужной марки стали разрешается применить ее аналог.

Выбор аналога материала (стали), а также сварочных материалов для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС должен производиться с учетом механических свойств, химического состава, свариваемости с ремонтируемым элементом, а также с учетом нижних предельных значений температуры окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний ПС и степени агрессивности окружающей среды, в которой эксплуатируется ПС.

Качество материала (стали), применяемого при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, должно быть подтверждено сертификатом изготовителя материала (стали).

Выбор сварочных материалов для сварки двух различных по свойствам сталей определяется сталью, имеющей более высокие механические свойства.

69. При приемке металлопроката для выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации металлоконструкций ПС специализированной организации следует проверить:

соответствие сортамента и марок сталей, поступивших по наряд-заказам, клеймам или биркам предприятия-изготовителя;

отсутствие видимых в прокате расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций.

При наличии отклонений от указанных требований бракованная партия металлопроката не должна отправляться на склад и использоваться при последующих работах.

70. Металлопрокат, прошедший приемку, должен быть отправлен на хранение в соответствии с порядком (инструкцией), принятым в специализированной организации.

Места и порядок хранения металлопроката, принятые в организации, должны быть доведены до сведения каждого работника организации.

71. Хранить металлопрокат следует в помещениях оборудованных складов. Допускается временное хранение (в течение 3 месяцев с момента поставки) профильного проката на специально оборудованных стеллажах на открытом воздухе.

72. Стальной прокат перед подачей в производство должен быть проверен на соответствие сопроводительной документации, очищен от поверхностной коррозии, влаги, снега, льда, масла и других загрязнений, если временно хранился на открытом воздухе, согласно указаниям пункта 71 настоящих ФНП.

73. Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.

Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной специализированной организацией.

Предельные допустимые значения прогибов проката после правки должны соответствовать требованиям технических условий (далее — ТУ) на ремонт, реконструкцию или модернизации ПС.

74. Торцы деталей из профильного металлопроката независимо от способа обработки не должны иметь трещин, а также заусенцев и завалов более 1 миллиметра.

75. Резку листового металлопроката следует выполнять по разработанной технологии и принятой в специализированной организации.

76. При ремонте, реконструкции или модернизации элементов металлоконструкций ПС следует применять виды электросварки, указанные в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и обеспечивающие требуемое качество сварных соединений.

77. Для ПС, изготовленных из высокопрочных сталей (с пределом текучести 700 МПа и выше), ремонт элементов металлических конструкций с применением сварки должен выполняться только в закрытых помещениях.

Специализированным организациям, не аттестованным на выполнение сварки высокопрочных сталей, выполнение указанных работ запрещается.

78. Контроль качества ремонтных сварных соединений должен проводиться в рамках положения о контроле соблюдения технологических процессов, разработанного в специализированной организации, согласно требованиям пункта 14 настоящих ФНП.

79. Объемы контроля должны обеспечивать качество выполненных сварочных работ.

Визуальный контроль и измерение стыковых сварных соединений расчетных элементов должны производиться по всей протяженности соединения. Если внутренняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, осмотр и измерение производятся только с наружной стороны.

Контроль сварных соединений отремонтированных расчетных элементов металлоконструкций проводят только после устранения дефектов, выявленных при визуальном контроле.

Читайте также:  Получить звание Ветерана труда в 2023 году

При составлении рабочей процедуры неразрушающего контроля объем выполнения последнего назначают с учетом типа сварного соединения и прочностных свойств металлоконструкций.

Перед проведением просвечивания соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на снимках.

При этом обязательному радиографическому или ультразвуковому контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел.

Контроль стыковых сварных соединений радиографическим или ультразвуковым методом должен выполняться в соответствии с ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, разработанным специализированной организацией.

При этом суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и должна составлять не менее:

50 процентов от длины стыка — на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или ферменной металлоконструкции;

25 процентов от длины стыка — для всех остальных стыковых соединений.

Ремонтные сварные соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей подвергают 100-процентному неразрушающему контролю.

Применение капиллярного контроля сварных швов (кроме стыковых) устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС.

к Федеральным нормам и правилам

Порядок проведения испытаний стреловых кранов на грузовую устойчивость

1. Испытания на грузовую устойчивость проводят с целью проверки устойчивости крана. Кран считается выдержавшим испытание, если не произойдет его опрокидывания при статическом приложении нагрузки на крюке.

2. При испытании на устойчивость стреловых самоходных кранов испытательную нагрузку определяют по формуле

1,25P + 0,1Fi,

(1)

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.

11.1 До начала выполнения грузоподъемных операций с использованием крана должно быть выполнено следующее:

— крановщик должен проверить целостность пломб и присутствие средств блокировки на оборудовании или рычагах управления крана;

— крановщик должен иметь хороший неограниченный обзор рабочей площадки и груза. В противном случае он должен действовать по указаниям стропальщика или сигнальщика, позиция которых позволяет им постоянно следить за тем, что происходит на рабочей площадке. Крановщик и/или сигнальщик должны убедиться в том, что движению грузов и крана ничто не мешает;

— если используется телефонная, телевизионная сеть или радиосвязь, крановщик должен убедиться в поступлении сигнала и хорошей слышимости поступающих сообщений;

— при использовании пневмогидравлических систем крановщик должен убедиться в функционировании манометров, а также в том, что давление в этих системах находится в норме;

— реверс устройств управления движением (электродвигателей) не следует осуществлять до тех пор, пока двигатель не будет приведен в состояние покоя, если только механизмом управления специально не предусмотрена данная опция;

— предохранительные устройства крана не должны использоваться в качестве стандартных средств для остановки движений крана;

— краны, перемещающиеся по рабочей площадке в местах, где может находиться персонал, должны оборудоваться устройствами предупредительной сигнализации;

— до того момента, как кран начнет передвигаться по рельсовому пути, должен подаваться предупредительный сигнал, извещающий персонал о возможной для них опасности.

11.1.1 Краны с системой дистанционного управления

Для предотвращения несанкционированного использования передатчика (пульта управления) крана, управляемого посредством передаваемых сигналов, например радиопередатчика, крановщику следует держать передатчик при себе или вынимать ключ из выключателя радиопередатчика. Если речь идет о коротких периодах времени, то следует держать ключ при себе, если о более длительных периодах времени или ситуациях, когда кран не используется, то радиопередатчик следует убрать в специально отведенное для этого безопасное место.

Примечание — Следует предусмотреть меры по обеспечению сохранности и недоступности передатчика в то время, пока кран не работает.

Если вместе с передатчиком в экипировку входит привязной ремень или ремни безопасности, крановщик перед тем, как начать пользоваться передатчиком, должен надеть ремни безопасности. Радиопередатчик следует включать только на время работы крана и выключать его до того, как будут сняты привязные ремни и ремни безопасности.

Если в состав оборудования крана с дистанционным управлением входит устройство регулирования управления по диапазону, то должны проводиться регулярные испытательные проверки данного устройства. Оно также должно проверяться перед началом работы каждой смены или при смене крановщика, чтобы удостовериться в его функционировании в установленных пределах.

11.2 При перемещении груза краном должны соблюдаться следующие требования:

— номинальная грузоподъемность крана не должна превышаться, кроме тех случаев, когда проводится испытание крана;

— подъем груза должен начинаться с его поднятия на высоту не более 200-300 мм с остановкой для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза;

— не перемещать груз при нахождении под ним людей. Допускается нахождение стропальщика возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки;

— перемещать мелкоштучные грузы только в специально предназначенной для этого таре, чтобы исключить возможность выпадения отдельных частей груза. Перемещение кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при разгрузке (погрузке) транспортных средств на землю (и с земли);

— не начинать подъем груза, масса которого неизвестна;

— выполнять горизонтальное перемещение от крайней нижней точки груза (а также порожнего грузозахватного органа или грузозахватного приспособления и элементов стрелы крана) на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

— опускать перемещаемый груз лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания;

— кантовать грузы с применением крана только на кантовальных площадках, снабженных амортизирующей поверхностью, или на весу по заранее разработанному проекту производства работ. В целях предотвращения зажатия стропальщику запрещено находиться между грузом и стеной или другим препятствием, при этом стропальщик должен находиться сбоку от кантуемого груза на расстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;

— производить кантовку тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации только под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением кранов.

Примечание — При проведении кантовочных операций «тяжелыми» считаются грузы массой более 75% от номинальной грузоподъемности крана, а «грузами сложной конфигурации» — грузы с неопределенным центром тяжести или со смещением центра тяжести относительно оси крюка;

— для кантовки деталей серийного и массового производства необходимо использовать специальные кантователи;

— следить за предотвращением раскачивания груза (рисунок 2).

Примечание — Грузы нужно всегда поднимать осторожно, а движения крана должны быть плавными, для того чтобы избежать раскачивания груза (качающийся груз будет увеличивать опрокидывающий момент крана). Там, где это необходимо, а также в зонах, подверженных воздействию ветра, необходимо использовать устройства для направления груза. При перемещении крана с грузом последний должен находиться недалеко от поверхности земли, чтобы имелась возможность контролировать раскачивание груза;

— прекращать работу крана на открытом воздухе при скорости ветра, превышающей предельно допустимую скорость, указанную в паспорте крана, при температуре окружающей среды ниже предельно допустимой температуры, указанной в паспорте крана, при снегопаде, дожде, тумане, в случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

— не инициировать движения крана, если сигнал, подаваемый сигнальщиком, не вполне понятен крановщику. Крановщик и сигнальщик должны до начала грузоподъемных операций договориться о системе подачи сигналов в случае подобных ситуаций.

11.3 При перемещении груза краном не допускается:

— нахождение людей, в том числе обслуживающего кран персонала, в местах, где возможно зажатие их между частями крана и другими сооружениями, предметами и оборудованием;

— перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении или подвешенного за один рог двурогого крюка;

— подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном, а также металла и шлака, застывших в печи или приварившихся после слива;

— подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюками крана при наклонном положении грузовых канатов, в том числе с использованием механизма поворота или изменения вылета. Допускается применение направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.

ФОРМА ПАСПОРТА КРАНОВ МОСТОВОГО ТИПА

Паспорт издается в жесткой обложке

на листах формата 210´297 мм

Формат паспорта типографского

издания 218´290 мм

Обложка паспорта

(наименование крана)

(индекс крана)

ПАСПОРТ*

(обозначение паспорта)

* Настоящий паспорт является образцом, на основании которого предприятие-изготовитель должно составить паспорт применительно к типу выпускаемых им кранов мостового типа.

Общие технические условия

ГОСТ 27551-87*

(ИСО 7752/2-85)

Краны стреловые самоходные. Органы управления. Общие требования

ГОСТ 27552-87

(ИСО 4306/2-85)

Краны стреловые самоходные.
Термины и определения

ГОСТ 27553-87

(ИСО 4301/2-85)

Краны стреловые самоходные. Классификация по режимам работы

ГОСТ 27555-87

(ИСО 4306/1-85)

Краны грузоподъемные.

Термины и определения

ГОСТ 27584-88*

Краны мостовые и козловые электрические. Общие технические условия

ГОСТ 27913-88

(ИСО 7752/1-83)

Краны грузоподъемные.

Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1.

Аппараты управления. 14

2.14. Кабины управления. 14

2.15. Противовес и балласт. 16

2.16. Ограждения. 16

2.17. Галереи, площадки и лестницы.. 17

2.18. Установка кранов. 19

2.19. Грузозахватные приспособления. 21

3. Изготовление, реконструкция, ремонт, монтаж.. 21

3.1. Изготовление. 21

3.2. Реконструкция, ремонт и монтаж.. 24

3.3. Материалы.. 25

3.4. Сварка. 25

3.5. Контроль качества сварных соединений. 26

Читайте также:  Что ждет пенсионеров в 2023 году

4. Краны, узлы, механизмы и приборы безопасности, приобретаемые за рубежом.. 27

5. Краны кабельного типа. 28

6. Краны-штабелеры мостовые. 31

7. Подъемники крановые. 32

8. Крановый путь. 32

9. Эксплуатация.

Механизмы, подвергаемые действию умеренных нагрузок регулярно, наибольших нагрузок довольно часто

L3 — тяжелый

0,50

Механизмы, подвергаемые действию больших нагрузок регулярно, наибольших нагрузок часто

L4 — весьма тяжелый

1,00

Механизмы, подвергаемые действию наибольших нагрузок регулярно

Коэффициент распределения нагрузки для механизма вычисляют по формуле

=,

где — средняя продолжительность использования механизма при частных уровнях нагрузки — ; — общая продолжительность при всех частных уровнях нагрузки, = ; — значение наибольшей нагрузки, приложенной к механизму; = 3.

Для обеспечения нормальной эксплуатации ПС должны своевременно, в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации, подвергаться текущим и капитальному ремонтам, обеспечивающим поддержание ПС в работоспособном состоянии.

85. При выполнении капитального или капитально-восстановительного ремонта, для определения объема работ по восстановлению и замене выполняются полная разборка всех ремонтно-пригодных механизмов и соединений, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, их дефектация (в том числе с обязательным применением неразрушающего контроля) с восстановлением или заменой изношенных элементов.

Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии, согласованной с головной организацией.
Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Раздел 2

3.1. В настоящих Правилах использованы термины и определения, приведенные в ГОСТ 15467, ГОСТ 16504, ГОСТ 18322, ГОСТ21014,ГОСТ
24258, ГОСТ 25866, ДСТУ 2325, ДСТУ 2389, ДСТУ 2462, ДСТУ 2491, ДСТУ
2733, ДСТУ 2865, ДСТУ 2879, ДСТУ 2890, ДСТУ 2924, ДСТУ 2946 ДСТУ
2986, ДСТУ 3150, ДСТУ 3278, ДСТУ 3321, ДСТУ 3455.1, ДСТУ 3455.2, ДСТУ
3455.3, ДСТУ 3455.4, ДСТУ 3491 (ГОСТ 30242) , ДСТУ 3555 (ГОСТ 30188) ,
ДСТУ 3761.2, ДСТУ 3761.3, ДНАОП 0.00-1.32-01 вместе со следующими:
3.1.1. вводное устройство — устройство или совокупность устройств (рубильник, автоматический выключатель и т.п.) , осуществляющих подачу напряжения на грузоподъемный кран или машину от внешней сети;
3.1.2. тележка однорельсовая — электрическая таль c прицепной кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям;
3.1.3. галерея — длинное и узкое сооружение c преимущественно горизонтальным настилом, предназначенное для обеспечения свободного прохода работников;
3.1.4. защитная панель — электрическое устройство, предназначенное для максимально-токовой и нулевой защиты электрических цепей грузоподъемных кранов и машин;
3.1.5. связь кинематически неразмыкаемая — механическая связь между двигателем и барабаном, осуществляемая:
— непосредственным соединением двигателя c редуктором и редуктора c барабаном;
— при помощи неразмыкаемых муфт;
— механизмом переключения скоростей (в случае если самопроизвольное включение или расцепление механизма невозможно, или если при этом автоматически не накладывается тормоз нормально закрытого типа) ;
3.1.6. управление c пола — управление грузоподъемным краном или машиной c помощью подвешенного на них кнопочного аппарата или, c другого пульта (стационарно закрепленного на грузоподъемном кране или по радио) , во время которого груз и (или) грузоподъемный кран или машина сопровождается машинистом;
3.1.7. управление со стационарного пульта — дистанционное управление грузоподъемным краном или машиной c пульта, установленного вне их стационарно, во время которого грузоподъемный кран или машина не сопровождается машинистом;
3.1.8. коэффициент запаса торможения — отношение момента, создаваемого тормозом, настроенным согласно руководству по эксплуатации грузоподъемного крана или машины, к наибольшему моменту на тормозном шкиве от приложенных статических нагрузок:
— наибольшего рабочего груза (для механизма подъема) ;
— массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза, ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета) ;
3.1.9. кран-манипулятор — кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и предназначенный для его погрузки-разгрузки;
3.1.10. кран-перегружатель причальный — грузоподъемный кран, опирающийся на рельсовый путь c помощью портала и имеющий одну или две консоли, при этом одна из них расположена в зоне погрузки-разгрузки судов;
3.1.11. машина грузоподъемная — подъемное устройство циклического действия, предназначенное для перемещения в пространстве груза (однорельсовые тележки, тали, крановые подъемники, лебедки) ;
3.1.12. механизм замыкания грейфера — приводное оборудование для замыкания (размыкания) грейфера;
3.1.13. мостки — средство c преимущественно горизонтальным настилом, предназначенное для прохода работников при выполнении ремонтных или монтажных работ (например, для прохода по стреле) ;
3.1.14. ограничитель грузоподъемности (грузового момента) — ограничитель, автоматически выключающий привод механизма грузоподъемного крана при превышении грузоподъемности (грузового момента) ;
3.1.15. опора некачающаяся — опора кабельного крана, не имеющая возможности изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах;
3.1.16. опора качающаяся — опора кабельного крана, имеющая возможность изменять угол наклона к горизонтали при изменении усилий в несущих канатах;
3.1.17. перегружатель мостовой — козловой кран, основными характеристиками которого являются грузоподъемность и производительность, а грузозахватным органом — грейфер;
3.1.18. подъемник крановый — транспортное средство кратковременного действия, предназначенное для подъема машиниста в кабине к месту управления грузоподъемным краном;
3.1.19. площадка — горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения работников во время проведения ими технического обслуживания или ремонта грузоподъемного крана или машины, а также для отдыха;
3.1.20. площадка посадочная — площадка, предназначенная для входа машиниста в кабину управления или в ее тамбур;
3.1.21. указатель грузового момента — устройство, обеспечивающее визуальный контроль фактического грузового момента;
3.1.22. полиспаст сдвоенный — полиспаст, оба конца каната которого закреплены на одном или двух барабанах;
3.1.23. ревизионная скорость — малая скорость передвижения грузовой тележки крана кабельного типа в установившемся режиме движения, служащая для ревизии (осмотра) несущих канатов и составных частей крана;
3.1.24. реконструкция — изменение паспортных характеристик (грузоподъемности, режимов работы, скорости рабочих механизмов, пролета, вылета, диапазона подъема, конструкции грузозахватных органов, удлинение или укорочение стрелы, башни, изменение приводов и системы управления) , а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение или изменение интенсивности нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной устойчивости;
3.1.25. регистратор рабочих параметров — прибор, регистрирующий, накапливающий и сохраняющий информацию;
3.1.26. рабочая зона — пространство, в котором осуществляется передвижение грузоподъемного крана или машины и их грузозахватного органа при работе;
3.1.27. специализированная организация — экспертно-технический центр Госнадзорохрантруда или другое предприятие или организация, получившее в установленном порядке разрешение Госнадзорохрантруда на определенные виды деятельности;
3.1.28. специализированный перегрузочный комплекс — грузоподъемная машина c разгрузочно-погрузочным и транспортирующим оборудованием, c непрерывным циклом работы;
3.1.29. лестница — устройство для доступа работников на грузоподъемный кран или машину и их составные части, галерею, ремонтную площадку и т.п.;
3.1.30. лестница вертикальная — лестница c углом наклона к горизонтали более 75°;
3.1.31. лестница монтажная — лестница без ограждения для работников, допущенных к работе на высоте (верхолазов) , или на случай аварии;
3.1.32. лестница посадочная — лестница c углом наклона к горизонтали не более 60°;
3.1.33. лестница наклонная — лестница c углом наклона к горизонтали не более 75°;
3.1.34. тамбур — огражденная площадка перед входом в кабину машиниста;
3.1.35. установка — расположение грузоподъемного крана или машины согласно проекту.

Опасность грузоподъемной техники

Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:

  • места для работы подъемного крана;
  • участки механизации;
  • транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
  • объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
  • производственные цеха, помещения или участки;
  • канатные дороги;
  • фуникулеры;
  • выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *