- Финансовые споры

Путевой лист: ответы на актуальные вопросы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевой лист: ответы на актуальные вопросы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское законодательство не классифицирует бланки путевых листов на какие-либо разновидности в зависимости от срока их заполнения. В качестве таких бланков российскими организациями и ИП, как правило, используются либо разработанные самостоятельно формы, либо утвержденные законодательно — постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Общими требованиями к ним является наличие обязательных реквизитов и соблюдение порядка заполнения.

Обязательные реквизиты путевого листа

Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа в приказе от 11.09.2020 № 368.

Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указать:

  • Наименование, номер и вид ТС. Например, «Путевой лист легкового автомобиля № 322».
  • Срок действия документа. Здесь надо написать период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
  • Информацию о перевозке — сведения о виде перевозки и сообщения.
  • Данные о владельце ТС. Юрлицо указывает название, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН.
  • ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  • Сведения о транспортном средстве: тип (легковое или грузовое ТС), марку и модель, госномер, показания одометра, техсостояние ТС, дата и время выезда транспорта со стоянки и его заезда обратно.
  • Информацию о водителе: ФИО, сведения о предрейсововом и послерейсовом медосмотре.

Как составить путевой лист на месяц

В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.

Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:

  • обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
  • обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.

Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:

  • указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
  • отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.

Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.

Какую форму можно использовать

Форма 6 путевого листа автобуса входит в перечень унифицированных форм. Для автобуса необщего пользования там есть отдельный путевой лист по форме 6-спец.

Формы 6 и 6-спец утверждены постановлением Госкомстата РФ от 27.11.1997 № 78.

Этот бланк путевого листа автобуса необщего пользования привычендля организаций и контролирующих органов, поэтому его использование удобно и оправданно. Однако допустимо разработать собственный бланк путевого листа для автобуса необщего пользования. На основе формы 6-спец можно создать новые путевые листы автобуса необщего пользования. Необходимо только сохранить все обязательные реквизиты документа, перечень которых данв приказе Минтранса России «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»от 18.09.2008 № 152.

Кто проверяет путевой лист

Плановая проверка автопредприятий отменена. Внеплановая может проводиться при поступлении жалоб, большого количества или масштабного ДТП со смертельным исходом. Заранее о времени аудита компании не сообщается. Поэтому нужно быть всегда готовыми к появлению контролирующих органов. П/л может проверить:

  1. Трудовая инспекция: соблюдается ли режим труда и отдыха водителями. Поэтому так важно указывать в п/л время фактического управления ТС и перерывами ни только на обед, но и отдых.
  2. Налоговые службы (выездные и камеральные проверки): обращают внимание на наличие всех атрибутов п/л, правильность списания расходов ГСМ при учете НВ на прибыль. При обнаружении нарушений, могут счесть документы, как отсутствующие.
  3. Инспекция ГИБДД при проведении рейдов, устанавливает правомерность управления ТС, наличием отметки (штампа) медработника и записи контролера, проверяющего техническое состояние автотранспорта. Например, если у водителя такси отсутствует путевка, он не имеет права находиться за рулем. Его могут ни только оштрафовать, но и авто изъять в качестве вещественного доказательства грубого нарушения БДД. Сюда входит: отсутствие п/л; медицинского осмотра, технического контроля.

Примечание: В Москве проводятся совместные с ДПС рейды по проверке работы таксистов. Часто это делается с целью, чтобы при выявлении нарушений, иметь повод к проведению аудита транспортной компании.

Путевой лист легкового автомобиля

С необходимостью оформления путевых листов сталкиваются не только автотранспортные организации, но и иные организации, использующие автомобили для осуществления деятельности. В статье мы расскажем о путевом листе, которым оформляется работа легкового автомобиля, а также приведем пример его заполнения.

Напомним, что до 1 января 2013 г. согласно требованиям действующего на тот момент законодательства о бухгалтерском учете все проводимые организацией хозяйственные операции должны были оформляться оправдательными документами, причем в качестве таковых принимали первичные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом.

С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Путевые листы автобуса

Работа используемого специализированными автотранспортными организациями автотранспорта должна подтверждаться первичными учетными документами. В этой статье мы рассмотрим путевые листы автобуса, обязательные реквизиты, которые должны содержаться в этих документах, и порядок их заполнения.

Бухгалтерский учет в организациях, как вы знаете, осуществляется на основании первичных учетных документов. С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), который, как и его предшественник — Федеральный закон N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», не отменяет обязанности российских фирм по подтверждению фактов хозяйственной жизни организации первичными учетными документами.

Причем Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То есть унифицированные формы первичной учетной документации с 1 января 2013 г. могут применяться хозяйствующими субъектами по усмотрению. Между тем практика показывает, что организации и предприниматели продолжают применять всем привычные формы первичных учетных документов, закрепляя их использование в установленном законом порядке.

Поскольку речь в статье мы поведем о путевых листах автобуса, обратимся к Постановлению Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78). Названным Постановлением утверждены, в частности:

  • путевой лист автобуса (форма N 6);
  • путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)).

Постановлением N 78, помимо форм первичных учетных документов по учету работ в автомобильном транспорте, утверждены также Указания по применению и заполнению форм, которых мы коснемся чуть позже.

А сейчас остановимся на обязательных реквизитах, которые должны содержать путевые листы. Статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) определено, что документом, служащим для учета и контроля работы транспортного средства и водителя, является путевой лист.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размеры и условия выплаты

В соответствии со ст. 6 Устава автомобильного транспорта Минтранс России Приказом от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152) утвердил Обязательные реквизиты, которые должны содержаться в путевых листах.

Приказ N 152 в соответствии с его п. 2 в обязательном порядке должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства. Таким образом, специализированные автотранспортные организации, иные организации, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа автобусами, обязаны применять положения, установленные Приказом N 152.

Отметим также, что автобус представляет собой автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Автобусы подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические. Такое определение приведено в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ).

Согласно п. 9 Приказа N 152 путевой лист должен оформляться на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Обратите внимание! Осуществление перевозок пассажиров и багажа автобусами без оформления путевого листа п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта запрещено.

Согласно п. 3 Приказа N 152 в путевом листе автобуса в обязательном порядке должны быть отражены наименование и номер путевого листа. Как правило, путевые листы изготавливаются типографским способом и все реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах, уже указаны в документах. Наименования путевых листов, рассматриваемых в статье, уже указаны — «Путевой лист автобуса», «Путевой лист автобуса необщего пользования». Номер документа указывается при оформлении путевого листа в его заголовочной части в соответствии с принятой владельцем автобуса системой нумерации. Нумерация ведется в хронологическом порядке и, как правило, с начала календарного года начинается заново.

Следующим обязательным реквизитом является срок действия путевого листа. Сведения о сроке действия должны отражать дату (число, месяц и год), в течение которой путевой лист автобуса может быть использован.

Обратите внимание! В соответствии с п. 10 Приказа N 152 путевой лист может оформляться на один день или срок, не превышающий одного месяца. Если путевой лист оформляется более чем на один день, то необходимо указать даты начала и окончания срока его действия.

Такой реквизит, как сведения о собственнике (владельце) автобуса, заполняется в зависимости от того, кто таким собственником (владельцем) является — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Владельцем транспортного средства согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) признается собственник транспортного средства. Владельцем признается также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства, владельцем транспортного средства не является.

Если владельцем является юридическое лицо, то в строке «Организация» формы документа следует указать наименование организации, ее организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона.

Если владельцем является индивидуальный предприниматель, он в эту же строку вписывает свою фамилию, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Сведения о транспортном средстве согласно п. 6 Приказа N 152 включают:

  • тип транспортного средства, в рассматриваемом случае — автобус, и его модель;
  • государственный регистрационный знак автобуса;
  • показания одометра (полные км пробега) при выезде автобуса из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда автобуса с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку.

Тип транспортного средства и его модель, то есть конкретная конструкция автобуса, определяемая исполнением и компоновкой его основных узлов и агрегатов, указываются в заголовочной части путевого листа автобуса в строке «Марка автобуса», например «Автобус Karosa B732».

Для записи государственного регистрационного знака в форме путевого листа автобуса предусмотрена строка «Государственный номерной знак».

Показания одометра — прибора, предназначенного для измерения пройденного расстояния, отражаются в форме N 6 в таблице, расположенной слева на лицевой стороне путевого листа, в графе «Показания спидометра».

Для справки: спидометр — прибор для измерения скорости движения транспортного средства, и его очень часто совмещают в одном корпусе с одометром.

В форме N 6 (спец) показания одометра при выезде автобуса из гаража и его заезде в гараж указываются в графе 4 таблицы «Работа водителя и автобуса».

Дата и время выезда автобуса из гаража и его заезда в гараж отражаются в разделе «Выезд и возвращение автобуса» формы N 6. В форме N 6 (спец) — в графах 2 и 5 таблицы «Работа водителя и автобуса».

Показания одометра, дата и время согласно п. 13 Приказа N 152 проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя или индивидуального предпринимателя. Эти данные заверяются подписями уполномоченных лиц с указанием инициалов и фамилий или печатями этих лиц.

При совмещении индивидуальным предпринимателем обязанностей водителя показания одометра, дата и время выезда и заезда автобуса указываются в путевом листе самим индивидуальным предпринимателем.

И последний обязательный реквизит — это сведения о водителе. Они должны содержать его фамилию, имя, отчество, а также дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей содержится в Письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». Данные о прохождении медицинских осмотров проставляются медицинским работником, проводившим осмотр, заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Унифицированная форма путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу «Отметка о состоянии здоровья водителя», предназначенную для отражения сведений о прохождении медицинского осмотра при выезде водителя и при его возвращении. В форме N 6 (спец) для отражения данных о медосмотре предусмотрена строка «Водитель по состоянию здоровья к управлению автобусом допущен». В обеих формах предусмотрено и место для штампа медицинского работника.

Вернемся к Указаниям по применению и заполнению форм, содержащимся в Постановлении N 78.

Путевой лист автобуса (форма N 6), как мы уже отметили, — это первичный учетный документ по учету работы автобуса и основание для начисления заработной платы водителю. Сведения об автобусе, расходе топлива, задании водителю записываются в путевом листе диспетчером и механиком. Форма N 6 применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах.

Рассмотрим форму N 6 более подробно. Поскольку форма предназначена для учета работы на городских и пригородных маршрутах, продолжительность которых может составлять значительный промежуток времени, путевой лист содержит таблицу, где есть строки для отражения сведений о двух водителях, которые сменяют друг друга.

Предусмотрена таблица для отражения простоев по техническим и прочим причинам. В ней указывается место простоя (в гараже или на линии), причина и продолжительность простоя.

Отдельный раздел лицевой стороны формы N 6 предназначен для отражения сведений о движении горюче-смазочных материалов. Здесь указывается количество топлива при выезде автобуса из гаража, количество выданного топлива, количество топлива при смене водителей, а также при возвращении в гараж. Указывается также количество выданного масла.

Определяется фактический расход топлива и расход по норме, экономия или перерасход. При определении нормируемого расхода топлива следует руководствоваться Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.

Также на лицевой стороне формы N 6 расположена таблица, в которой отражаются, в частности, следующие показатели (по сменам и общие):

  • выручка плановая и фактическая;
  • количество часов работы (в том числе в движении на линии, по заказу, в простое, в резерве, в ремонте и так далее);
  • общий пробег;
  • работа в ночные часы;
  • плановое и фактическое количество рейсов.

Оборотная сторона путевого листа автобуса (форма N 6) содержит таблицу, в которой отражается движение автобуса на маршруте.

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 (спец)) предназначен для учета работы автобуса необщего пользования по перевозке пассажиров. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм, приведенным в Постановлении N 78, путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется для выполнения заказа одной организации. На самом деле форма N 6 (спец) содержит отрывной талон, который заполняется заказчиком (графы 18 — 20), а также организацией — владельцем автобуса (графы 21 — 24) и затем предъявляется заказчику к оплате.

В графах 6 — 12 таблицы «Движение горючего» указываются марка и количество выданного топлива, его остаток при выезде и возврате в гараж.

Задание водителю указывается в графах 13 — 17 соответствующей таблицы.

Читайте также:  Почему горит выпечка в газовой или электродуховке

Оборотная сторона формы N 6 (спец) содержит таблицу «Маршрут движения», заполняемую заказчиком (графы 25 — 29).

Далее следует таблица, предназначенная для отражения простоев на линии с указанием их причин и продолжительности (графы 30 — 34).

Результат работы автобуса (расход топлива по норме и фактический, время в наряде, пробег) показывается в таблице с таким же названием (графы 35 — 40).

Еще на один реквизит, содержащийся в путевых листах автобуса, следует обратить внимание. Это необходимость указания регистрационного номера, серии и номера лицензионной карточки. Дело в том, что в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежат обязательному лицензированию. Исключение составляют случаи, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

Как сказано в Письме Минэкономразвития России от 15 октября 2010 г. N Д05-3666, анализ указанных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в случае осуществления автомобильных перевозок по определенному регулируемому маршруту и (или) транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, необходимо получение лицензии. В иных случаях получение лицензии не требуется и процедура уведомления органа государственного автодорожного надзора является достаточным условием для осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Автобусы, как мы выяснили в начале статьи, и представляют собой автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя.

При осуществлении лицензируемых видов деятельности следует помнить о том, что ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности:

  • без лицензии, если наличие такой лицензии обязательно;
  • с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Итак, мы рассказали об обязательных реквизитах путевых листов автобусов, а также кратко рассмотрели реквизиты, содержащиеся в унифицированных формах путевых листов.

Между тем п. 8 Приказа N 152 разрешает вносить в формы путевых листов дополнительные реквизиты, учитывающие особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров автобусами.

Все реквизиты, содержащиеся в путевых листах автобусов, должны быть заполнены, поскольку наличие незаполненных реквизитов в первичном документе не допускается, и если сведения для заполнения каких-либо реквизитов отсутствуют, то в соответствующих строках и графах следует сделать прочерк.

Введение понятия парковка

Первое нововведение заключается в том, что в тексте нормативного документа понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» заменены на единое понятие «Парковка (парковочное место)».

Напомню, что понятие парковка было введено в ПДД 6 августа 2013 года а в закон «О безопасности дорожного движения» — 12 мая 2016 года.

В данном случае приказ Минтранса РФ приведен в соответствие другим нормативным документам.

Сроки хранения и ответственность

Организация обязана обеспечить сохранность путевок на срок 5 лет, это установлено приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Этот же срок установлен ст. 29 Закона № 402-ФЗ для первичных учетных документов.

Ответственность за правильность составления и достоверность указанных сведений несут лица, указавшие эти сведения, а также руководитель учреждения. Некорректно составленная путевка признается ничтожной. Налоговики не примут такой документ в качестве подтверждения транспортных расходов на автомобиль, что грозит увеличением налоговой базы на прибыль и штрафными санкциями.

Еще по теме Жалоба на страховую компанию — как и куда жаловаться

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса или На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Новая форма путевого листа в 2021 году:

Что изменилось

Чиновники не утвердили новый бланк путевого листа, обязательный для всех. Минтранс внес поправки только в порядок заполнения документа. Приказ Минтранса России от 21.12.2018 № 467.

Минтранс внес четыре изменения в путевые листы с 1 марта 2019 года. Во-первых, сократил срок, на который можно выписать путевой лист. Во-вторых, добавил новый реквизит. В-третьих, отметил штампы при заверении подписей. В-четвертых, уточнил, когда фиксировать данные одометра. Как оформлять путевой лист с 1 марта 2021 года, смотрите на образце в конце статьи.

Срок путевого листа. Оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены больше нельзя. Теперь документ следует составлять перед каждым рейсом или сменой либо до начала первого рейса, если в течение смены водитель совершает несколько рейсов.

Ранее компания могла выписать путевой лист на любой срок, который не превышает месяц, на несколько рейсов.

Новый реквизит. В путевом листе надо будет проставлять не только дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, но и предсменного.

Заполненный документ подписью заверяет диспетчер и руководитель учреждения либо уполномоченные руководителем лица. Если предприятие использует печать (определено уставом), то путевка скрепляется печатью. Документ всегда составляется в единственном экземпляре и выдается водителю на руки. По окончании рейса водитель должен сдать его ответственному лицу под подпись.

Отметки в путевых листах. Отметки о медосмотре и показаниях одометра теперь заверяйте только подписью. Штамп больше не нужен. Работник должен расписаться лично, указать фамилию и инициалы. Кто может проводить медосмотр водителя, смотрите в рекомендации «Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника».

Данные одометра. Показания одометра нужно вносить в путевой лист с 1 марта только при выезде автомобиля с парковки. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда на один автомобиль оформили несколько путевых листов на разных водителей. Тогда показания одометра вносят два раза: в путевой лист водителя, который первым выезжает, и в документ водителя, который последний заезжает на место стоянки.

Путевой лист 6 спец образец заполнения, которого вы можете изучить на нашем сайте, заполняется диспетчером транспортной компании. При этом водитель получает новый бланк только после сдачи предыдущего. Они заполняются каждый рабочий день перед началом маршрута. Бумага отдается водителю с печатью, штампом и датой выдачи. Это бумага государственного образца, по которому считается рабочее время и выплачивается заработная плата.

В него можно вносить особые пометки. Туда вписываются изменения, которые назначены после заполнения графы «задание». Важно следовать примеру заполнения и не допускать фактических ошибок. В противном случае он может быть признан недействительным. Перед подписью внимательно проверьте все сведения и удостоверьтесь, что в них отсутствуют ошибки. Изучить бланк путевой лист автобуса необщего пользования можно на нашем портале.

Для каких случаев предусмотрена форма № 6

Форма № 6 называется «Путевой лист автобуса необщего пользования». Стоит заметить, что не дается четкого определения этой категории транспорта. Однако из сравнения с законом № 257-ФЗ можно сделать вывод, что это касается микроавтобуса, которым владеет лицо или государственный орган и который используется для осуществления их деятельности.

Важно! Автобусом необщего пользования правильно считать транспортное средство, находящееся в собственности муниципального учреждения, юридического или физического лица и применяемое им для собственных нужд.

Как пример, микроавтобус принадлежит организации и задействуется для того, чтобы развести персонал после рабочего дня. Тогда его можно отнести к транспортным средствам необщего пользования. То же самое относится и к машинам, которые используют для перевозки принадлежащих фирме грузов.

Как и в случае с другими транспортными средствами, компании, использующей микроавтобус, нужно оформлять сопроводительную документацию. Для этого можно взять ранее обязательный шаблон № 6. В бланке отражаются данные организации, ФИО водителя, марка транспортного средства. Предусмотренные в листке отрывные талоны используются для расчетов с заказчиком. Далее можно скачать бесплатно путевой лист автобуса образец.

Обязательные реквизиты путевого листа

Опираясь на перечисленные сведения, бухгалтер компании или ИП не только осуществляет контроль использования ТС и эффективности работы водителя, но и производит начисление зарплаты водителю, механику и диспетчеру. Оформлением ПЛ и ведением учета их выдачи обычно занимается руководитель подразделения, бухгалтер, диспетчер или другое назначенное лицо.

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса для ИП на УСН в 2021 году

С 2013 года единые стандарты ряда первичных документов упразднены — компании и ИП вправе разработать собственный бланк путевого листа либо использовать унифицированную, ранее утвержденную постановлением Госкомстата форму, что для большинства предприятий является предпочтительным вариантом. При этом существует набор реквизитов, заполнять которые следует обязательно. С начала 2021 года их перечень несколько расширен, введены новые реквизиты путевых листов, что отражено в приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368. Этим же приказом утвержден обновленный порядок заполнения ПЛ.

Путевой лист – документ первичного учета, он должен быть пронумерован и датирован. В нем обязательно указываются следующие сведения:

  • о сроке действия ПЛ, т.е. дата – число, месяц год, в течение которого документ актуален, если ПЛ оформляется на несколько дней, то указывают его период действия;
  • о собственнике ТС (для компании – название, организационно-правовая форма, ОГРН, место нахождения, телефон, для ИП – ФИО бизнесмена, ОГРНИП, адрес, телефон);
  • о ТС (рег. номер, тип ТС, его модель, при использовании с прицепом/полуприцепом – его рег.номер и модель; показания одометра в полных км пробега на начало и конец рабочей смены; факт проведения предрейсового техосмотра ТС, а также послерейсового осмотра; дату и время выпуска ТС на линию и его возвращения);
  • о водителе (ФИО, дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра).

Перечисленные реквизиты приведены в приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152, прекратившем действие по завершении 2020 года. Тем не менее, они по-прежнему остаются актуальными, а с начала текущего года в разряд обязательных входят новые реквизиты путевого листа 2021. Это:

  • сведения о перевозке — потребуется включить в документ данные о видах сообщения (например, городском, пригородном, междугородном или международном) и видах перевозки пассажиров или грузов (регулярные, по заказам, легковым такси). Данные сведения закреплены в ст. 4 и 5 закона от 08.11.07 № 259-ФЗ);
  • сведения о ТС — кроме типа и модели ТС теперь следует дополнительно указывать его марку, а при использовании с прицепом или полуприцепом следует отразить в ПЛ и марку прицепа/полуприцепа. Уточняется, что сведения о ТС включают в себя показания одометра как при выезде его с парковочной стоянки, так и при заезде на парковку по окончании рабочей смены. Если в компании эксплуатируются трамваи и троллейбусы, в ПЛ следует указывать их регистрационные и (или) инвентарные номера;
  • обязанность послерейсового медосмотра водителей предусмотрена лишь в случае обязательности этой процедуры согласно законодательству РФ.

Путевой лист легкового автомобиля обязателен к применению в процессе организации перевозок, при планировании, управлении и учете перевозок грузов или пассажиров автомобильным транспортом и оформляется в соответствии с «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом» (30 ноября 1983 г. с изменениями и дополнениями Госкомстата России от 28.11.97 г.). В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. № 78, к первичным документам по учету работ в грузовом и легковом автомобильном транспорте относятся: путевой лист легкового автомобиля (форма №3), путевой лист грузового автомобиля (форма №4-с или №4-п), Журнал учета движения путевых листов (форма №8) и Товарно-транспортная накладная (форма №1-Т).

При работе на легковом автотранспорте штатный водитель должен иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение соответствующей категории или временное разрешение;
  • регистрационные документы на транспортное средство и на прицеп, если таковой используется;
  • путевой лист по форме №3;
  • товарно-транспортную накладную (форма №1-Т) на перевозимый груз;
  • при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — специальное разрешение.

Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию легковых автомобилей и участвующие в заполнении документа. Участие водителя в заполнении бланка путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер или уполномоченное на то лицо заполняет бланк формы №3, где указывает: дату его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации в журнале учета путевых листов; в строке «Режим работы» записывает код или наименование режима работы (будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю; в строке «Автомобиль» указывает марку, госномер и тип автомобиля, а также его гаражный номер. В случае использования прицепов или полуприцепов, их марки, гаражные и госномера записываются в строку «Прицепы». Строка «Сопровождающее лица» должна содержать фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль в рамках задания. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 2 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику. В графе 15 «В чье распоряжение» раздела «Задание водителю» на основании заявки или разового заказа записывается наименование заказчика. Графа 16 «Время прибытия» должна отражать время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора. На лицевой стороне бланк путевого листа содержит строку «Выдать горючее» – в ней необходимо прописью указать количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы. Правильное оформление путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения заверяет диспетчер или уполномоченное лицо своей подписью в строке «Подпись диспетчера».

Далее до выезда из гаража заправщик (техник по ГСМ, уполномоченное лицо) в разделе «Движение горючего» в графах 6, 8 и в соответствующих строках записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и заверяет эти записи своей подписью. На лицевой стороне унифицированная форма №3 предполагает отметку медицинского работника, который в ходе предрейсового медосмотра подписью удостоверяет состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем. В разделе путевого листа «Работа водителя и автомобиля» в графе 4 «Показания спидометра» механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 5 «Время фактическое» проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража (число, месяц, часы, минуты); в разделе «Движение горючего» в графу 9 «Остаток при выезде» он вносит количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей заверяет подписью в этой графе. В строке «Подпись механика» механик КПП или ОТК должен удостоверить своей подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке «Подпись водителя» — водитель должен расписаться о принятии автомобиля в технически исправном состоянии и получении задания на работу.

Ведение журнала путевых листов в электронном виде

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее — журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов — в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Получите демо-доступ к модулю «Путевые листы и ГСМ» и получите все актуальные формы бесплатно

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *