- Договорное право

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможно ли банкротство некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации

Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.

Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.

Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации

Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.

Благодарность Каваляускас В. А. от Астафьевой А.С. Выражаю благодарность Юридическому Агентству и в частности адвокату Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированно проделанную работу. Василий Анатольевич проконсультировал и подготовил все документы, необходимые для судебного делопроизводства. По результату рассмотрения дела о защите прав потребителей, результат и высокая сумма превысили все мои ожидания. Большое спасибо за квалифицированную работу и профессионализм.

С уважением, Астафьева А.С., 01.03.2019 г.

Благодарность от Бусыгина А.И. Выражаю свою благодарность Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированное ведение моего дела, грамотную консультацию и обоснование решения, которые привели к возмещению заявленных требований.

С уважением, Бусыгин Александр Иванович

26.12.2017

Благодарность Соловьеву Хочу выразить огромнейшую благодарность и признательность Соловьеву Константину Васильевичу за внимательное отношение, очень грамотную консультацию. И, если когда-нибудь мне потребуется юридическая поддержка, непременно обращусь именно к нему. Также хочу отметить Кутузову Дарью Валентиновну, которая с улыбкой встретила, ответила на некоторые интересующие меня вопросы. Желаю компании успехов, дальнейшего процветания, побольше клиентов.

Благодарность от Устиновой Т.М. Хочу выразить большую благодарность Сергею Вячеславовичу за оказанную юридическую услугу при возникшем у меня сложном отношении с ООО «Салоном красоты» и Альфа-Банком.

Устинова Т.М. 10.11.2018 г.

Благодарность от Хохлова Н.С. Я Хохлов Н.С. выражаю особую благодарность адвокату Павлюченко А.В. который защищал мои права по защите прав потребителя. Был приятно удивлен его профессионализму где он обнаружил ложный адрес моего ответчика зарегистрирован в ЕГРЮЛ, а также защищал как я считаю от необоснованных решений судьи первой инстанции. Если в дальнейшем понадобиться юридическая помощь, буду обращаться только к Павлюченко А.В.

Н.С. Хохлов 12.12.2017 г.

Благодарность от Плисецкого В.В. Прошу выразить благодарность Мавричеву Сергею Вячеславовичу за чуткое отношение и понимание к клиентам. Вопрос был разрешен в течении одного дня. Очень благодарен Сергею Вячеславовичу.

Плисецкий В.В. 19.10.2018 г.

Порядок добровольного банкротства некоммерческой организации

Для начала процесса банкротства некоммерческой организации она должна обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о банкротстве. В нем необходимо изложить следующие сведения:

  1. Наименование арбитражного суда.
  2. Сведения о кредиторах организации: наименование, реквизиты, контактные данные.
  3. Сведения об НКО: наименование, реквизиты, контактные сведения.
  4. Сведения о сумме долговых обязательств, дате их возникновения и сумме (в разбивке на величину основного долга и начисленные штрафные санкции).
  5. Сведения о кандидатуре арбитражного управляющего или СРО, из числа которых его предстоит выбрать.
  6. Сведения о величине активов НКО.
  7. Просьба к суду о введении процедуры банкротства и назначении кандидатуры управляющего.
  8. Дата подачи заявления.
  9. Перечень приложенных документов.
  10. Подпись заявителя.

Помимо искового заявления, в арбитражный суд передаются следующие документы:

  1. Общая документация на НКО: выписка из ЕГРЮЛ со сроком давности не более 30 дней, копия устава.
  2. Документы, подтверждающие полномочия заявителя: копия устава, приказ о назначении на должность директора, доверенность на представление интересов.
  3. Документы, подтверждающие отправку копий искового заявления всем кредиторам НКО.
  4. Документы, которые подтверждают уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде в размере 6000 р.
  5. Документы, которые служат основанием возникновения задолженности: исполнительные документы, гражданско-правовые или кредитные договоры и пр.
  6. Документы в отношении активов должника: сведения о банковских счетах, принадлежащей собственности (недвижимости, ТС и пр.).
  7. Прочие документы, которые сочтет необходимым приложить заявитель.

Условия для банкротства

Некоммерческая организация, или НКО – это особый тип организаций, деятельность которых не связана с получением прибыли. Такая особенность не означает, что НКО не вправе получить прибыль от своей деятельности. Это говорит только о том, что все вырученные ею средства направляются на достижение некоммерческих целей, указанных в уставе. Например, ТСЖ из вырученных средств производит расчеты с поставщиками коммунальных услуг, занимается капитальным ремонтом, убирает территорию и пр. Благотворительные фонды из полученных средств в виде пожертвований помогают лицам, которые находятся под их опекой.

НКО, или некоммерческие организации банкротятся в стандартном порядке наряду с другими типами юридических лиц. Никаких ограничений для них не предусмотрено. Но по нормам 127-ФЗ о банкротстве не вправе заявлять о своей банкротстве НКО, функционирующие в виде политических партий, религиозных организаций и контролируемых государством учреждений: им стоит избрать иные способы для решения проблемы долга.

Процедуры банкротства НКО

1) Наблюдение

В течение 7 месяцев некоммерческая организация продолжает работать, но за её работой наблюдает назначенный судом временный управляющий, к обязанностям которого относится:

  • охрана имущества НКО;
  • анализ финансового состояния НКО;
  • ведение реестра требований кредиторов НКО;
  • выявление кредиторов некоммерческой организации и проведение первого собрания кредиторов с целью получения от них требований и сроков погашения задолженности.

2) Финансовое оздоровление

На этом этапе применяются меры по поиску средств и восстановлению платежеспособности некоммерческой организации.

Во время оздоровления в банкротстве НКО:

  • взыскиваются долги перед некоммерческой организацией;
  • вся убыточная деятельность прекращает свою работу;
  • продается ненужное имущество;
  • корректируется работа некоммерческой организации с целью улучшения её финансового состояния.

Данный этап достаточно долгий (около двух лет), так как необходимо время, чтобы восстановить работу компании и улучшить её финансовое положение. Решения руководитель может принимать только с согласия административного управляющего.

Если НКО рассчитывается с долгами, то это влияет на дальнейших ход банкротства. А именно – процесс банкротства сворачивается и НКО продолжает свою деятельность.

В противном случае кредиторами на собрании, организованном управляющим, принимается одно из следующих решений по дальнейшим действиям:

1. обращение в суд с целью перехода к стадии внешнего управления;

2. обращение в суд с целью начала конкурсного производства и ликвидации.

3) Внешнее управление при банкротстве НКО

Если у НКО есть средства, чтобы погасить задолженность, то назначается внешнее управление, которое длится 1,5 года (допускается увеличение срока судом ещё на полгода и более).

Компанией управляет назначенный судом внешний управляющий, который обладает следующими полномочиями:

  • полностью управляет НКО;
  • следит за реализацией плана внешнего управления;
  • организует отсрочку исполнения требований кредиторов;
  • проводит инвентаризацию имущества;
  • ведет реестр заявленных требований кредиторов.

Признание бюджетного учреждения банкротом

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

  1. Принятие решение о закрытии НКО.
  2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
  3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
  4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
  5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
  6. Утверждение ликвидационного баланса.
  7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
  8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
  9. Регистрация ликвидации.

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

Написать комментарий

      Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

      председательствующего Зинченко И.Н.,

      судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.

      рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Монгуша Орлана Анзат — Доржуевича на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 10 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 октября 2016 года по делу по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва (далее — МИФНС России N 3 по Республике Тыва, налоговая инспекция, налоговый орган) к руководителю автономного учреждения «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» Монгушу Орлану Анзат-Доржуевичу о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности.

      Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Монгуша Орлана Анзат — Доржуевич, его представителя — Серёдкина М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва Очур М.Д., Стал-оол А.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

      межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю автономного учреждения «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» Монгушу Орлану Анзат-Доржуевичу о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности по обязательным платежам (налоги, пени, штраф).

      Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 10 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 октября 2016 года, указанный административный иск удовлетворен, Монгуш О.А.-Д. привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» (далее также — Учреждение), с него взыскана задолженность в сумме 716 590,3 руб. (налог — 436 332 руб., пени — 190 992,3 руб., штраф — 89 266 руб.), в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 10 365,90 руб.

      Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 13 января 2017 года руководителю Учреждения Монгушу О.А.-Д. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

      По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2017 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 16 октября 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. По ходатайству Монгуша О.А.-Д. срок на подачу кассационной жалобы на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 10 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 октября 2016 года восстановлен.

      Читайте также:  Как заполнять платежное поручения по НДФЛ в 2023 году: образец

      Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.

      Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

      Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в связи с неисполнением руководителем Учреждения Монгушем О.А.-Д. установленной Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании Учреждения банкротом административный ответчик на основании пункта 2 статьи 10 названного закона подлежит привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам автономного учреждения «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» и с него должны быть взысканы задолженности Учреждения по обязательным платежам (налоги, пени, штраф).

      Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами не согласна.

      Как видно из материалов дела, «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в организационно-правовой форме государственного автономного учреждения субъекта Российской Федерации, с 2007 года состоит на налоговом учете в МИФНС России N 3 по Республике Тыва.

      По результатам проведённой с 11 января по 19 февраля 2013 года выездной налоговой проверки за 2010 — 2011 годы МИФНС России N 3 по Республике Тыва вынесено решение от 29 марта 2013 года N 1721-08/06, которым автономное учреждение «Бай-Хаакское специализированное лесохозяйственное учреждение» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) (удержанный налоговым агентом с заработной платы работников, но не перечисленный в бюджет НДФЛ) в сумме 446 332 руб., пени 112 410 руб., штраф — 89 266 руб.


      Руководитель автономного учреждения был привлечен к субсидиарной ответственности по налоговым обязательствам данной организации, поскольку не подал заявление о ее банкротстве.

      Но Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ с этим решением не согласилась и направила дело на новое рассмотрение.

      Неподача заявления должника влечет субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного для обращения с таким заявлением.

      В данном же случае руководитель был привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим задолго до указанного момента.

      Кроме того, как следует из ГК РФ, любое учреждение, в т. ч. и автономное, не может быть признано банкротом. Ввиду этого суду надлежало исследовать вопрос о возможности применения к автономному учреждению процедуры банкротства. От этого зависит, имелась ли у руководителя обязанность подавать заявление должника, за неисполнение которой наступает субсидиарная ответственность.

      В обычной хозяйственной практике организации покрывают свои обязательства за счет притока денег от основной деятельности. Кредиторы, практикующие отсрочку, редко требуют обеспечения, однако и период отсрочки невелик (14 – 60 дней). Банки выдают кредиты на более длительный срок (от года), при этом предоставление обеспечения по кредиту становится критически важным условием финансирования. Если расчеты осуществляются вовремя и в полном объеме, до рассмотрения вопроса, за счет каких источников покрываются обязательства, дело не доходит. В случае финансовых затруднений погашение обязательств может происходить за счет имущества должника, а если не хватает и имущества – при определенных условиях средства могут быть взысканы с владельцев организации.

      Как же обстоят дела с обеспечением обязательств автономного учреждения? Регулярный приток денежных средств обеспечивается имуществом, которым учреждение наделил учредитель, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, а также доходами от платных услуг и работ.

      При нехватке денег рассчитывать при погашении обязательств на имущество, отличное от высоколиквидных средств, крайне затруднительно, поскольку оно не принадлежит АУ на праве собственности. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ[1] для удовлетворения требования кредиторов АУ использует имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель. Вряд ли у многих учреждений имеется такой объем имущества, приобретенного за счет платной деятельности, который будет достаточен для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.

      Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам АУ (в том числе при ликвидации учреждения), о чем свидетельствуют ч. 5 ст. 2 и ч. 2 ст. 19 Закона № 174-ФЗ. С момента формирования правового статуса АУ такой тип учреждений не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя (собственника) по долгам автономного учреждения[2]. Подробнее об этом расскажем ниже при рассмотрении конкретных дел.

      Кредитор пытался привлечь к субсидиарной ответственности учредителя АУ на основании п. 6 ст. 63 ГК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом № 99-ФЗ)[3]. Не получив желаемого результата в рамках данного дела (Постановление АС ЗСО от 11.12.2015 № Ф04-27172/2015 по делу № А81-968/2015[4]), кредитор обратился в Конституционный суд с жалобой о необходимости проверки соответствия п. 7 ст. 63, п. 1 ст. 65, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 19 ст. 1 Закона № 99-ФЗ нормам Конституции РФ. Это обращение легло в основу Определения КС РФ от 09.02.2017 № 219-О (далее – Определение № 219-О), в котором рассмотрены общие основания и порядок ликвидации учреждения, а также правила удовлетворения требований его кредиторов.

      Как разъяснил КС РФ, участники гражданско-правовых отношений, приобретая гражданские права своей волей и в своем интересе, будучи свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, в том числе с автономным учреждением, несут риск неудовлетворения своих имущественных требований. Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующих гарантий для кредиторов АУ (начиная с момента появления учреждений такого типа), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности. Контрагент мог предусмотреть и использовать существующие гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств.

      Вряд ли у многих учреждений имеется объем приобретенного за счет платной деятельности имущества, достаточный для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.

      Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого АУ производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, определенной ст. 64 ГК РФ, по промежуточному ликвидационному балансу. Если имеющихся у ликвидируемого АУ денежных средств (в том числе доходов, поступивших в самостоятельное распоряжение учреждения) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (ч. 4 и 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Не подлежит продаже недвижимое, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ учредителем или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель (ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

      В делах № А51-7345/2017 и А51-7343/2017 ООО оспаривало решение о ликвидации АУ и изъятии имущества из оперативного управления. Истец указал, что ликвидация учреждения как должника ООО приведет к невозможности исполнения им денежных требований. Отказывая обществу, судьи в Постановлении АС ДВО от 17.08.2017 № Ф03-2932/2017 по делу № А51-7345/2017 сослались на правовую позицию, изложенную в Определении № 219-О.

      Кстати, данный кредитор тоже проявил настойчивость и дошел до КС РФ, пытаясь указать на нарушение конституционных прав и свобод нормами п. 1 ст. 65 ГК РФ. По мнению подателя жалобы, для кредиторов АУ отсутствуют законодательно закрепленные гарантии, сопоставимые с гарантиями кредиторов коммерческих организаций и аналогичных им, в том числе в части применения субсидиарной ответственности. Как и следовало ожидать, Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы заявителя (Определение от 19.12.2017 № 2945-О).

      В Постановлении АС ДВО от 27.07.2018 № Ф03-2872/2018 по делу № А51-3103/2017[5] описан следующий спор по поводу находящегося в оперативном управлении имущества АУ. Между банком и учреждением был заключен договор кредитной линии, по условиям которого банк предоставил учреждению кредит на оплату текущих расходов (зарплаты и налогов). Вскоре после получения учреждением кредита учредитель издал распоряжение по изъятию имущества у АУ. На дату выдачи кредита банк имел реальную возможность возврата денежных средств, однако он ее полностью утратил после принятия собственником решения об изъятии имущества. Из-за просрочки в погашении кредита на принудительное исполнение решения суда о взыскании долга был выдан исполнительный лист, который оказался возвращен без исполнения по причине отсутствия денежных средств на счетах учреждения.

      В иске банк указал, что односторонняя сделка по изъятию имущества нарушает его права и законные интересы, поскольку в результате исполнения этой сделки фактически прекращена деятельность АУ, что лишает банк возможности реализовать свое право на получение денежных средств. По мнению банка, собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом и может изъять из оперативного управления только то имущество, которое является излишним, не используемым либо используемым не по назначению. Исполнение оспариваемого распоряжения привело к невозможности осуществлять учреждением предусмотренную уставом деятельность, получать доход и отвечать по своим обязательствам перед банком по причине полного отсутствия активов.

      Верховный суд признал право учредителя АУ практически в любой момент изъять имущество из оперативного управления, не увязывая это с неиспользованием учреждением изымаемого имущества.

      Отказывая банку, судьи отметили, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эту цель. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Оценив обстоятельства дела, суд не усмотрел в действиях учредителя злоупотребления правом, осуществления своих гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другим лицам, действий в обход закона с противоправной целью, а также недобросовестного осуществления гражданских прав.

      В конце суд уточнил: поскольку учредитель вынес решение о ликвидации АУ, материальный интерес банка может быть удовлетворен в процедуре ликвидации. Однако, как показала приведенная выше арбитражная практика, ликвидация учреждения не добавляет прав его кредиторам.

      В судебном порядке подтверждено, что в силу ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Причем данное правило существует с момента введения в действие названного закона, которым закреплено создание этого принципиально нового типа учреждения и особенности его правового статуса. То есть такой тип учреждения изначально не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя (собственника) по долгам АУ.

      Кроме того, Верховный суд признал право учредителя АУ практически в любой момент изъять имущество из оперативного управления, не увязывая это с неиспользованием учреждением изымаемого имущества. Однако именно активы создают базу для бесперебойной деятельности, что для кредиторов является самым важным условием при решении вопроса о предоставлении средств.

      Таким образом, обязательства АУ слабо обеспечены как юридически, так и фактически. Скорее всего, это снизит желание банков предоставлять кредиты. Прочие же кредиторы (контрагенты) будут стремиться к уменьшению периода отсрочки платежа.


      [1] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

      [2] Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ) введена субсидиарная ответственность собственника имущества АУ в случаях причинения вреда гражданам. Тем самым были установлены дополнительные гарантии прав последних как более слабой стороны в правоотношениях с участием учреждения.

      [3] Действующая редакция п. 7 ст. 63 ГК РФ устанавливает, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения лишь в случаях, когда предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам последнего.

      [4] Определением ВС РФ от 08.04.2016 № 304-ЭС16-2091 отказано в передаче дела № А81-968/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

      Читайте также:  Инструкция по постановке машины на учет в ГИБДД в 2023 году

      [5] Определением ВС РФ от 01.11.2018 № 303-ЭС18-17691 отказано в передаче дела № А51-3103/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

      • Что такое банкротство
      • Банкротство физического лица: стоит ли рисковать
      • Суть реструктуризации
      • Особенности процедуры банкротства
      • Ограничения в правах во время банкротства
      • Сколько времени занимает процесс банкротства
      • Последствия признания гражданина банкротом
      • Опасные советы недобросовестных юристов
      • Что делать с просроченными кредитами
      • Почему стоит довериться коллекторскому агентству

      Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.

      Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:

      • сам гражданин;
      • кредитор (банк или другие финансовые организации);
      • государственный орган — (чаще всего ФНС).

      Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.

      По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:

      • фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
      • очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
      • размер задолженности превышает стоимость имущества должника.

      Несомненно, в процедуре банкротства многих привлекает возможность аннулирования долгов, которые не получается закрыть за счет продажи всего своего имущества. Но каковы последствия банкротства физического лица? Так ли выгоден человеку статус банкрота или стоит поискать другие пути решения проблем? У большинства людей банкротство ассоциируется с полным списанием долгов. Но это не совсем так. Существуют два сценария решения финансовых проблем:

      • реструктуризация долгов;
      • реализация имущества.

      Реструктуризация дает возможность восстановить платежную дисциплину и рассчитаться с долгами на довольно выгодных условиях. Но для этого у заемщика должны быть возможности: хороший официальный доход, которого достаточно для возвращения к прежнему графику платежей за 3 года. При этом должны оставаться деньги «на жизнь» семьи. Поэтому на практике процедура реструктуризации применяется редко. Кроме того, при рассмотрении этого варианта нужно учитывать серьезные ограничения, которые накладываются на повседневную жизнь гражданина:

      • Заемщику запретят совершать сделки на сумму более 50 тыс. руб. без согласия финансового управляющего.
      • Кредиторы получат информацию о наличии ценного имущества и сделках с ним за последние годы.
      • В течение 5 лет после завершения процедуры необходимо будет уведомлять нового кредитора о прохождении процедуры реструктуризации долгов.
      • Максимальный срок реструктуризации — 36 месяцев.

      Если Ваш долг находится у агентства ЭОС, то, возможно, сотрудничество с компанией окажется более выгодным, чем реструктуризация на таких условиях.

      Как показывает практика, в процедуре банкротства физлиц много скрытых минусов, которые становятся очевидными уже в процессе. Чем же грозит банкротство заемщику, оказавшемуся в сложной финансовой ситуации?

      Отсутствие опыта

      Многие даже не представляют, как происходит эта процедура, с чего начать, какие нужны документы. Без хорошей юридической подготовки при самостоятельном оформлении есть риск допустить ошибки, которые в будущем выльются в потерю времени и финансов. А профессиональная правовая помощь стоит недешево.

      Стоимость

      Процедура банкротства не бесплатна. Придется потратиться. Стоимость услуг финансового управляющего является фиксированной и составляет 25 тыс. руб. Еще в 300 руб. обойдется госпошлина. Но это лишь официальные расходы. В реальности гражданам приходится доплачивать немалые суммы, иначе найти грамотного управляющего и хорошего юриста становится проблематично. А если попытаться сэкономить на услугах опытных специалистов, то можно столкнуться с другими рисками. Например, имущество заемщика может быть распродано намного ниже его реальной стоимости.

      Длительность

      Процедура банкротства — довольно длительный процесс. Ведь арбитражным управляющим требуется время на поиск и продажу имущества. Иногда сама процедура может затянуться на годы, а сопутствующие проблемы будут только нарастать.

      Признание сделок недействительными

      Могут быть оспорены сделки по отчуждению имущества, совершенные за последние 3 года. Например, должник продал квартиру по подозрительно низкой стоимости. Финуправляющий обязательно проверит все Ваши последние сделки на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства — если они будут найдены, долги не спишут, а дело закроют.

      Продажа имущества

      Тот, кто решится начать процедуру банкротства, должен понимать, что все его имущество, кроме единственного жилья, будет продано в счет долга. Даже если это имущество зарегистрировано на его близких родственников, которым он менее чем за 3 года его продал или подарил. Если единственным жильем является квартира, взятая в ипотеку, должник может потерять и ее, поскольку она находится в залоге.

      Списывают не все долги

      Это может стать неожиданностью для заемщика, но платежи по алиментам или за услуги ЖКХ останутся.

      Все денежные средства от реализации имущества поступают в распоряжение финансового управляющего.

      Вы можете позвонить в агентство ЭОС анонимно, не стоит спешить начинать процедуру банкротства. Практически во всех случаях мы сможем подсказать, что делать.

      Здесь возникают трудности в следующем:

      • на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
      • физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
      • запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
      • банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
      • запрещен выезд за границу по усмотрению суда.

      Процедура банкротства юридического лица может быть инициирована и должником, и кредитором. При этом каждый из них преследует свою цель:

      • Первый стремится избавиться от долгов, которые не имеет возможности выплатить;
      • Второй стремится вернуть назад хотя бы часть своих средств.

      Кто именно имеет право обратиться в суд для того, чтобы запустить соответствующую процедуру?

      • Руководитель организации;
      • Её учредители;
      • Федеральная налоговая служба и другие гос. органы;
      • Сотрудники компании;
      • Контрагенты, перед которыми имеются долговые обязательства;
      • Лизинговые компании.

      На первый взгляд может показаться, что процедура банкротства призвана избавлять от долгов и тех, кто открыл предприятие, взял под него кредиты и авансовые платежи по договорам, а потом, чтобы не рассчитываться по обязательствам перед государством, кредиторами и персоналом, запустил её. На самом деле же всё обстоит иначе: кредиторы имеют возможность обвинить руководство и собственников компании в преднамеренном доведении до банкротства.

      При наличии соответствующих доказательств все долги организации по решению суда будут переложены на ответственных лиц. Вдобавок высок риск того, что её не закроют, но она утратит свой кредитный рейтинг и больше не сможет кредитоваться… И это будет касаться даже её руководителей и сотрудников.

      Процессы, регулируемые на законодательном уровне (как и любые другие), имеют целый ряд преимуществ и недостатков. К первым относят:

      • Возможность закрыть организацию, которая не приносит прибыль на законных основаниях, погасив её долги перед государством и кредиторами;
      • Отсутствие ограничений для руководителей и учредителей при открытии нового юридического лица (исключением является их привлечение к субсидиарной ответственности).

      Ко вторым относят:

      • Риск привлечения руководства к субсидиарной ответственности при выявлении нарушений, которые повлекли за собой несостоятельность компании;
      • Риск привлечения руководства к уголовной ответственности при наличии доказательств фиктивного банкротства;
      • Сложность и продолжительность процедуры – она может длиться в течение нескольких лет в зависимости от объёмов имеющихся активов/пассивов;
      • Необходимость привлечения к проведению банкротства арбитражного управляющего, который имеет право распоряжаться имуществом и счетами организации.

      Полное банкротство проводится в соответствии регламентом, прописанным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Данный правовой источник содержит всю необходимую информацию: основные положения, признаки несостоятельности юридических лиц, их обязательства перед контрагентами и государством, а также список этапов, которые нужно пройти после инициирования процедуры.

      Выявление у организации признаков банкротства и их соответствия прописанным на законодательном уровне. В процессе проводится всесторонний анализ работы предприятия за последние три года, осуществляется аудит бухгалтерского учёта, проверка взаимоотношений с контрагентами, оценка рисков.

      Если налицо все признаки банкротства организации, потребуется:

      • Полный пакет документов о регистрации (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ);
      • Пакет учредительных документов (Устав, решения собственников, протоколы собраний);
      • Реестр задолженности и требований по кредитам;
      • Документы, которые подтверждают наличие задолженности;
      • Бухгалтерская отчётность за последние 5 лет;
      • Пакет документов, которые подтверждают неспособность платить по кредитам.

      Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

      • Образования религиозного характера.
      • Политические партии.

      Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

      • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
      • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

      Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

      Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:

      • не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
      • лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
      • в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.

      Банкротство некоммерческой организации наступает в том случае, когда она не может выполнять своих обязательств перед кредиторами. Долги могут быть перед физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или же государственными организациями.

      Несостоятельность в данном случае ведет к прекращению деятельности организации, поэтому конечной целью процесса является ликвидация.

      Чтобы инициировать процесс банкротства, необходимо обратиться в арбитражный суд в регионе, в котором зарегистрирована некоммерческая организация. Право подавать соответствующее заявление имеют:

      1. директор организации
      2. кредиторы
      3. представители государственных учреждений.

      Истцом будет выступать тот, чье заявление будет зарегистрировано первым. Остальные стороны станут ответчиками по делу.

      Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

      Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

      Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

      30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

      Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

      Наблюдение Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика.
      Финансовое оздоровление Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного.
      Внешнее управление Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий.
      Конкурсное производство С него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами.

      Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.

      Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.

      Этот период банкротства некоммерческих организаций длится 7 месяцев, на протяжении которых юридическое лицо не прекращает свою деятельность. На предприятии проводится насколько мероприятий, необходимых для выявления возможностей и средств погашения обязательств должника.

      Отзыв Гавричкова А.Н. Хочу выразить глубочайшую благодарность Суховарову Юрию Владимировичу за человеческое отношение к моей проблеме и подробную профессиональную консультацию по ее решению. Почаще бы такие люди встречались в моей жизни.

      С уважением, Гавричков Александр Николаевич.

      Благодарность от Вравеевского С.А. Сергей Вячеславович! Большое спасибо за консультацию! Все детали были мне подробно раскрыты, на все вопросы были получены исчерпывающие ответы. очень рад получить помощь от квалифицированного специалиста!

      Вравеевский С.А. 18.12.2018 г.

      Благодарность от Болотина В.С. Благодарю Павлюченко Александра Викторовича за проделанную работу, проведённую в рамках расследования по административному делу. Отдельно благодарен за то, что практически все мероприятия в рамках дела были проведены Александром лично, без моего вовлечения, что позволило существенно сэкономить мое время. Также хочу отметить эффективность, с которой была выполнена работа. Хочу пожелать Александру дальнейших успехов в профессиональной деятельности и успешного завершения всех текущих и последующих дел, восстанавливая справедливость в отношении своих клиентов.

      Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Краснодарском крае и Краснодаре в 2023 году

      Болотин В.С., 12.02.2017 г.

      Благодарность от Гурьяновой Т.А. Выражаю искреннюю благодарность Василию Анатольевичу за профессионализм и высококвалифицированную помощь в решении вопроса о защите моих прав как потребителя. В результате мной была получена достойная компенсация от .

      Огромное спасибо. 09.07.2019 г.

      Благодарность от Соболевой Е.П. Прошу выразить огромную благодарность Каваляускас Василию Анатольевичу за грамотность, консультацию и внимание к клиентке, которая попала в сложную ситуацию; а также прекрасным чутким администраторам. Желаю процветания компании и хороших клиентов.

      С уважением, Соболева Елена Петровна. 19.09.2018 г.

      Благодарность от Гуровой Натальи Хочу выразить признательность за квалифицированное и дружелюбное консультирование юристом-практиком Запрудной Дарье Игоревне, Каваляускас Василию Анатольевичу и Кутузовой Дарье Валентиновне. Обстановка в юридической компании радушная и профессиональная. Желаю дальнейшего процветания. Благодарю за помощь.

      С уважением, Гурова Наталия. 06.07.2018 г.

      Отзыв Егоровой А.Н. Я, Егорова Антонина Николаевна, очень довольна консультацией Суховарова Юрия Владимировича. Благодарю за внимательность и понимание. Желаю дальнейшего профессионального роста.

      Благодарность от Антонова Аркадия Я, Антонов Аркадий Шанобич, обратился за помощью в Юридическое Агентство Санкт-Петербурга в связи с тем, что при заключении договора на лечение позвоночника с «Медстар», был фактически обманут в стоимости лечения и не только. В процессе оформления со мной договора на лечение мне никто не объяснил, что лечение будет проходить с привлечением кредитных средств, все время менялась сумма лечения. На мои просьбы предоставить мне более длительное время на ознакомление процедур и консультаций по их прайсу мне отказали. То есть фактически происходило давление на клиента. Дома, когда я внимательно прочитал весь документ, я понял, что фактически меня обманули на деньги и сроки лечения. 30.10.2018 г. я обратился за юридической помощью в Юридическое Агентство Санкт-Петербурга на предмет расторжения договора на лечение в «Медстар» и расторжения договора на кредит от Альфа-Банка. Мое дело вел Степанов Денис Юрьевич, все вопросы решались очень быстро и меня обо всех ситуациях информировали. Хочу поблагодарить Степанова Д.Ю. и всех юристов, которые работают в данном агентстве.

      21. 11. 2021 г.

      Отзыв Лурье Л.Д. Я, Лурье Л.Д., хочу выразить свою признательность и благодарность за грамотную консультацию и сердечное отношение ко мне, как к клиенту.

      Благодарность от Фомина Матвея Я, Фомин Матвей Алексеевич, благодарен за своевременно оказанную юридическую консультацию и оперативную помощь в решении моего вопроса Каваляускас Василию Анатольевичу. Спокойствие и решительность. Спасибо Вам.

      Фомин М.А.

      Основания принятия решения о банкротстве фонда

      1. Отсутствие материальных возможностей продолжать осуществление своей деятельности. Кроме этого, у учредителей и членов собрания нет вариантов найти необходимые средства, которые необходимы для нормального существования БФ.
      2. Учредители должны доказать, что фонд не в состоянии достичь поставленных целей, которые прописаны в учредительных документах.
      3. Основанием для принятия решения о ликвидации может стать отклонение от направления заявленного вида деятельности.
      4. Иные основания, которые указаны в статьях и пунктах законодательных актов. К примеру, накопление просроченных обязательств перед третьими лицами или организациями. В частности, при возникновении просроченных платежей на сумму, превышающую 100 тыс. руб. При этом, срок задолженности должен быть не менее 90 дней. В данном случае банкротство будет направлено на получение возможности реализации имущества фонда. Все средства, вырученные от продажи, будут направлены на погашение финансовых обязательств.

      Банкротство некоммерческих организаций

      Банкротство некоммерческих организаций – процесс сложный. В соответствии с действующим законодательством РФ признать в суде свою несостоятельность по оплатам счетов могут как коммерческие фирмы, так и НКО.

      Что представляет собой некоммерческая организация? Это фирма, деятельность которой не связана с получением прибыли для собственных целей.

      Это не означает, что прибыль получать организация не может, просто направляются все полученные средства на достижения некоммерческих целей, то есть для целей, предусмотренных в уставе.

      Например, если это ТСЖ, с помощью полученных средств осуществляются расчеты с поставщиками коммунальных услуг, капитальный ремонт домов, уборка территории и прочее. В случаях, когда НКО не справляется со своими финансовыми обязательствами, возможна инициация процедуры банкротства некоммерческой организации.

      ВНИМАНИЕ: если Вам требуется не ликвидация, а регистрация некоммерческой организации, то пройдите по ссылке, наши адвокаты оказывают и такую услугу: профессионально и в срок.

      Банкротство некоммерческой организации

      Необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
      Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.

      Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.

      Сделана попытка привести в соответствие права и обязательства учреждений. Государство будет финансировать автономные учреждения так же, как и раньше, но не будет нести за них субсидиарную ответственность, не будет оплачивать их долги…

      Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

      Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

      Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

      Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному.

      Ликвидация бюджетного учреждения, применение Закона о банкротстве по аналогии

      Суть проблемы: общество выполнило работы для бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение не чего не заплатило, ушло в ликвидацию. Согласно пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения учредители, т.е. правительство области, не несет. Посадили директора данного учреждения, а денег не кому не отдали.

      Предполагаемые пути решения: правовые нормы по ликвидации очень «общие» и их мало ст. 61,62,63 ГК РФ. Я нашел практику, что по аналогии можно применять закон о банкротстве. Хочу попробовать через институт Закона о банкротстве (привлечение к ответственности контролируемых лиц, обязать ликвидатора обратиться к правительству с иском о взыскании денежных средств, которые должны были быть выделены на строительство) выбить деньги из правительства.

      Прошу оказать активную помощь в мыслях, практике, напутствиях.

      • 1029
      • рейтинг 0

      АНО — автономная некоммерческая организация имеет особый налоговый статус, а потому в случае необходимости ее закрытия есть ряд нюансов. Так, если у компании имеются задолженности, то закрыть ее можно только после проведения процедуры банкротства. При этом сумма всех долгов должна превышать 100 000 рублей.

      При банкротстве АНО используются общие для юридических лиц схемы. После подачи искового заявления в арбитражный суд проводится этап наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства, если предыдущие два этапа не помогли восстановить финансовое положение организации. Сроки банкротства АНО такие же, как и в случае с юридическими лицами, а стоимость зависит от конкретной ситуации.

      Иные виды некоммерческих юридических лиц

      Федеральное законодательство предусматривает множество юридических лиц, которые им отнесены к некоммерческим организациям, но не названы в ГК РФ и не подпадают ни под один из вышеназванных видов юридических лиц. В их числе общины коренных малочисленных народов России, казачьи общества, территориальное общественное самоуправление, объединение работодателей, негосударственный пенсионный фонд, товарная биржа, государственные академии наук.

      Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры (ст. 1 ФЗ об общинах коренных малочисленных народов России, ст. 6.1 ФЗ о некоммерческих организациях). Фактически правовое положение их как юридических лиц позволяет ставить их в один ряд с потребительскими кооперативами.

      Казачьи общества на самом деле не являются юридическими лицами, поскольку сведения о казачьих обществах подлежат занесению не в Единый государственный реестр юридических лиц, а в государственный реестр казачьих обществ.

      Территориальное общественное самоуправление рассматривается в качестве юридического лица, только когда оно зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке. В соответствии с законом вопрос о виде некоммерческой организации, избираемой для территориального общественного самоуправления, решается учредителями. Закон лишь определяет, что территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п. 5 ст. 27 ФЗ об общих принципах местного самоуправления).

      Объединения работодателей — вид некоммерческой организации, который отчасти схож с объединениями работников, профсоюзами, потому что как те, так и другие объединяют участников трудовых правоотношений. Однако в отличие от профсоюзов объединения работодателей могут объединять как коллективных, так и индивидуальных субъектов. Так что, с другой стороны, объединение работодателей имеет элементы сходства с ассоциацией. И хотя по своему действительному правовому положению объединение работодателей наиболее схоже с саморегулируемой организацией, однако на законодательном уровне оно продолжает рассматриваться как самостоятельная обычная некоммерческая организация — форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц — п. 1 ст. 3 ФЗ об объединениях работодателей).

      Негосударственный пенсионный фонд — особая форма некоммерческой организации, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 2 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах).

      Данный вид некоммерческой организации не предусмотрен ни нормами ГК РФ, ни нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».

      То же самое можно сказать и о товарных биржах, правовой статус которых урегулирован Законом о товарных биржах. Они не подпадают ни под одну из рассмотренных выше организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. Хотя фондовая биржа, например, может создаваться в форме некоммерческого партнерства, товарная биржа относится законом к самостоятельному виду некоммерческих организаций. Под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Закона о товарных биржах).

      Она не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности по организации и регулированию биржевой торговли. Организации, не отвечающие указанным требованиям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов «биржа» или «товарная биржа».

      Государственная академия наук представляет собой некоммерческую организацию, которая наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (ст. 6 ФЗ о науке). В настоящее время в этой форме некоммерческой организации действуют Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Как видно из определения государственной академии наук, эта форма юридического лица обладает признаками, не присущими другим юридическим лицам. К примеру, Российская академия медицинских наук имеет счет главного распорядителя бюджетных средств, так же как и государственные органы и органы местного самоуправления.

      Государственные академии наук обладают признаками государственных учреждений. Однако в действительности они являются самостоятельным видом некоммерческой организации, а их правовое положение двойственно — это юридические лица, имеющие отдельные признаки органа государственной исполнительной власти.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *