- Договорное право

Правила движения по автомагистрали

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила движения по автомагистрали». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В жизни бывает много разных ситуаций, когда требуется выполнить разворот вне перекрестка на дороге как можно быстрее. Или нужный момент для изменения направления был упущен и тогда приходится поворачивать на нерегулируемых скрещениях.

Разворот на нерегулируемом автоперекрестке по правилам

Такой вид поворота считается более рискованным, чем на объекте со средствами регулирования автодвижения (светофор или регулировщик). Обусловлено это несколькими факторами:

  • водителю нужно постоянно концентрироваться над окружающей обстановкой;
  • трафик существует в оба конца;
  • нужно учитывать свое место для разворота и тип пересечения дорог.

Порядок доказательства вашей вины ДПС

На большинстве современных автомагистралей в нескольких удобных для обзора местах установлены камеры, которые фиксируют нарушения проезжающих по данному участку транспортных средств. При необходимости с них будут сняты необходимые данные, позволяющие доказать вину водителя.

ВАЖНО: Сотрудник ДПС при патрулировании территории может при наличии нарушений зафиксировать их на фото- или видеоноситель. Также не исключен вариант, когда нарушение фиксируется при помощи понятых.

Если вам кажется, что обвинение не имеет под собой реальной почвы, но на вас все равно составляют протокол, постарайтесь зафиксировать местоположение собственного ТС – например, сфотографируйте. Любые мелочи смогут впоследствии сослужить вам неплохую службу в суде. Подробнее о том, как обжаловать штрафы ГИБДД узнайте тут, а как оспорить штраф при наличие камеры видеофиксации, узнайте в этом материале.

Движение задним ходом

Движение задним ходом может вызвать ряд трудностей, нехарактерных для других маневров. Движение автомобиля задним ходом часто является причиной аварий. Одной из основных причин этого является ограниченный обзор вперед. Водитель не всегда может видеть человека или предмет, находящийся позади автомобиля. Кроме того, пешеходы и другие участники дорожного движения часто не ожидают, что автомобиль движется в «неправильном» направлении. В этой ситуации виноват только водитель, двигавшийся задним ходом. Он или она должны обеспечить безопасность маневра и не мешать другим участникам дорожного движения.

Раздел 8.12 рекомендует водителю воспользоваться помощью другого человека — пассажира или прохожего — чтобы исключить риск аварии и сделать маневр более безопасным. При этом водитель должен соответствующим образом проинструктировать помощника. Он или она должны стоять в таком месте, чтобы автомобиль был хорошо виден и чтобы водитель мог видеть друг друга. Если нет возможности слышать друг друга и быть услышанными (из-за шума, большого расстояния), сигналы следует подавать, когда дорога свободна, когда есть препятствие и когда необходимо немедленно остановиться. Эти сигналы подаются вручную. Чтобы избежать путаницы, любой непонятный сигнал считается стоп-сигналом. Как только ситуация прояснится, вы сможете продолжить движение.

Сравнительная характеристика

Если речь идет о преднамеренной остановке движения на короткий промежуток времени при перевозке пассажиров или грузов, остановка является маневром.

Остановка — это перерыв в движении, который не связан с перевозкой пассажиров или грузов и длится более 5 минут. Например, если машина останавливается перед медицинским центром, чтобы высадить человека, это является остановкой. Если автомобиль находится на стоянке в течение часа или более, то это парковка.

Читайте также:  Как поставить на учет автомобиль юридическому лицу

Интересно, что даже самый длительный процесс называется остановкой, если он связан с пассажирами или разгрузкой, погрузкой товаров.

Кратковременное прекращение движения менее чем на пять минут также называется остановкой, даже если при этом не имеет значения, что делает водитель или его пассажиры.

Существуют определенные правила, касающиеся остановки и стоянки:

  • На правой стороне дороги вы можете припарковаться на бордюре. Важно, что если обочина занята предметами или другими транспортными средствами, ваш автомобиль не может быть припаркован на проезжей части;
  • иногда бордюра нет, в этом случае можно парковаться на краю проезжей части;
  • последний приемлемый вариант — тротуар.

Обычно принято останавливаться на правой стороне дороги, но бывают исключения, поэтому остановка на левой стороне также разрешена.

Важно отметить, что такие остановки разрешены только в городах, поселках и деревнях. Это возможно, если дорога двухполосная и в центре нет трамвайных линий. При одностороннем движении можно остановиться на левой стороне дороги. В такой ситуации не имеет значения, есть ли трамвайные линии.

Когда разрешено произвести остановку

Запрет на остановку в любом месте связан с обеспечением безопасности. При высокой скорости движения не всегда есть возможность вовремя среагировать на наличие впереди припаркованного ТС.

Место для стоянки и остановки обозначается двумя дорожными знаками 6.4 и 7.11. Эти обозначения размещаются на расстоянии не менее 500 метров от обустроенной зоны с целью, чтобы водитель успел принять решение и перестроиться в нужный ему ряд. Особенность размещения таких парковок и зон отдыха – внушительное расстояние между ними. Поэтому планировать свою остановку стоит заранее, особенно актуально это при движении в темное время суток.

Категорически недопустимо использовать для временной остановки или стоянки:

  • зону за правой сплошной полосой, отделяющей обочину дороги;
  • полосы, предназначенные для разгона и торможения при въезде с примыкающих дорог.

Если остановка является вынужденной и вызвана поломкой ТС или ухудшением здоровья водителя, то необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Активировать аварийные огни и выставить на установленное законом расстояние знак аварийной остановки.
  2. Приложить все усилия по удалению неисправного ТС с проезжей части. Машину необходимо вытолкать или буксировать за правую сплошную полосу или до ближайшей разрешенной стоянки.
  3. При размещении на обочине, аварийные огни и знак по-прежнему должны присутствовать.
  4. Если остановка была вызвана ухудшением здоровья водителя, то обязанность убрать автомобиль с проезжей части возлагается на пассажиров. При необходимости, они могут прибегнуть к помощи водителей других транспортных средств.

За несоблюдение оговоренных правил, водителю грозит штраф в размере 500 рублей (ст. 12.20 КоАП РФ). Но опасность ситуации заключается не в наличии наказания, а в высокой вероятности наступления аварийной ситуации при несоблюдении перечисленных требований.

Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД

Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).

Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).

Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.

Читайте также:  ПАМЯТКА О СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.

Из данного правила есть исключение.

Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).

Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.

  1. Важным ограничителем является знак «Въезд запрещён». Если водитель совершит движение задним ходом, несмотря на наличие данного знака, то ему грозит серьёзное наказание. Это лишение прав на четыре-шесть месяцев или штраф в размере пять тысяч рублей (статья 12.16 КоАП РФ). Выбор соответствующего наказания зависит от подробностей правонарушения.
  2. Въезд на прилегающую территорию под знак «кирпич», будет стоить нарушителю не менее пятисот рублей (часть 1 статьи 12.16 КоАП РФ). Водительские права в такой ситуации останутся целыми и невредимыми.
  3. Знак «Движение запрещено» тоже накажет любителей движения задним ходом. Штраф при таком нарушении составит пятьсот рублей (часть 1 статьи 12.16 КоАП).

Общие правила разворота: требования раздела 8 ПДД

Перед началом разворота водителю предписывается заранее занять крайне левое положение на крайне левой полосе. (На двусторонней дороге – крайне левое положение на «своей» полосе).

Если на дороге присутствуют трамвайные пути, размещающиеся слева от водителя, то разворот на таком участке необходимо проводить с предварительным выездом ТС на трамвайные пути, предназначенные для попутного направления (при несоздании, конечно же, помех для движения трамвая).

Но надо помнить, что, если знаками «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосе» (5.15.2), а также разметкой 1.18 предписывается какой-то другой порядок движения (в иных направлениях, исключающих поворот налево либо разворот), то предварительный выезд на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.

Водитель обязан исполнять предписания разметки либо знаков.

Из данного правила есть исключение.

Если размеры (габариты) ТС или ширина дороги (проезжей части) не предоставляют возможности выполнить разворот из крайне левой полосы и крайне левого положения, то на участке ВНЕ ПЕРЕКРЕСТКА разрешается совершать разворот даже из правого положения, а также обочины (если подобный маневр не запрещает разметка либо знаки).

Как это парадоксально и не звучит, но в 8 разделе ПДД нет норм, которые специально регламентировали бы траекторию разворота. То есть траектория движения при развороте законодательно не определена. Главное, не нарушать имеющихся требований.

Осуществление разворотов на перекрестках

Особо выделим разворот на перекрестке. Это необходимо сделать потому, что многие обыватели и даже сами водители полагают, что «в чистом виде» на перекрестке разворачиваться запрещается.

Это в корне неверно. Если взять общие правила разворота, то ПДД не регламентирует ни разрешения, ни запрета такого маневра. Значит, — разворот на перекрестках разрешен (если при его применении не используется задний ход, запрещенный на перекрестках).

ПДД не затрагивают и вопроса о «правильной» траектории разворота. Любая траектория возможна при соблюдении двух требований:

1) перед разворотом надо занять крайне левое положение на крайне левой полосе (кроме случаев разворота на перекрестках с круговым движения);

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

2) при выезде с перекрестка нельзя будет оказаться на «встречке».

Отметим только два существенных момента.

1. Разворот на «кольце» (круговом движении) возможен только при проезде всего «кольца».

И никак иначе.

2. А вот как быть в этой ситуации (на рисунке ниже)?

Некоторые водители совершают ошибку, двигаясь по любой траектории. Это неверная позиция. Попробуем пояснить.

На рисунке представлен не разворот, а два последовательных левых поворота. Первый поворот, затем движение в разрыве разделительной полосы, второй поворот. А согласно п.8.6 Правил, при выезде с левого поворота нельзя оказываться на полосе-«встречке».

Поэтому движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным левым поворотом) возможно только по траектории А.

Использование прилегающих территорий

АЗС, парковки, дворы и пр. — это главные «помощники» водителей, намеревающихся совершить разворот. Прилегающие территории могут находиться и слева, и справа. В каждом из этих случаев действуют определенные правила.

Как правильно выполнить разворот с использованием прилегающей территории справа:

  • Внимательно смотреть на дорогу. Необходимо заблаговременно оценить ширину двора, заезда и пр.
  • Занять крайнее правое положение. Сделать это нужно опять же заблаговременно, чтобы не спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
  • Выполнить поворот направо. При этом убрать автомобиль с проезжей части нужно быстро, а по прилегающей территории двигаться рекомендуется как можно медленнее.
  • Как только ТС будет убран с дороги, нужно поворачивать налево. Не стоит забывать о необходимости уступать автомобилям, имеющим преимущество.
  • Оценить обстановку. Пропустить абсолютно все автомобили и завершить выполнение маневра.

Относительно сигналов разворота. Сначала нужно выполнить поворот направо. Согласно Правилам, нужно подать соответствующий световой сигнал. Как только положение автомобиля будет параллельным проезжей части, необходимо включить левый поворотник. Сигнал нужно подавать до завершения маневра.

Где можно делать разворот в ограниченном пространстве в городе

Маневр «Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом»

21. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории «B» осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением, имеющих две полосы для движения, без использования обочин или прилегающих территорий.

22. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 21 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 7.

23. Кандидат в водители:

выполняет разворот при однократном включении передачи заднего хода;

продолжает движение в обратном направлении (рисунок 7).

24. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:

24.1. Отсутствие использования включения передачи заднего хода два и более раз.

24.2. Отсутствие съезда колесом с проезжей части дороги.

24.3. Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) или наезда колесом на границы в ходе выполнения маневра.

Рисунок 7. Схема маневра «Разворот транспортного

средства в ограниченном пространстве (при ограниченной

ширине проезжей части) с использованием движения

25. Для категорий «C», «D», «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1», «D1», «C1E» и «D1E» проверка выполнения маневра осуществляется при выполнении кандидатом в водители маневра «Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов» (рисунок 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *