- Договорное право

Траектория поворота налево на перекрестке — в какую полосу въезжать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Траектория поворота налево на перекрестке — в какую полосу въезжать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нарушение правил безопасного движения на дорогах приводит к привлечению ответственности водителей в соответствии с положениями КоАП РФ. Например, поворот со второго ряда предусматривает штраф от одной до полутора тысяч рублей, а санкция закреплена частью второй статьи 12.16 Кодекса.

При поворотах налево на перекрестках, согласно ПДД, водитель должен самостоятельно контролировать любой транспорт, который приближается к этой точке со всех четырех сторон. Часто начинающие водители испытывают проблемы с тем, чтобы продолжить такое движение без нарушения правил. На перекрестке пешеходы и транспортные средства часто пересекаются друг с другом, а видимость для водителей снижается. По этой причине около 20 % всех дорожно-транспортных происшествий случается на перекрестках или вблизи них.

Поэтому в автошколах выделяется больше времени на инструктаж в сравнении с теорией и практикой поворотов направо. Чтобы избежать создания аварийных ситуаций, важно тщательно изучить, как выполнять такой сложный маневр, при котором траектория автомобиля пересекается с траекториями других участников ДД.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Продолжаем разбирать алгоритм движения через перекресток. В предыдущей статье мы уже ознакомились с первыми тремя пунктами подготовки к проезду через перекресток, и подошли к четвертому – это непосредственно въезд и выезд.

Но прежде чем приступить к детальному изучению, следует уяснить некоторые общие правила проезда перекрестков. Они относятся к проезду любых перекрестков: и регулируемых, и нерегулируемых.

Правила дорожного движения определяют всего два таких общих правила. Они изложены в разделе 13 ПДД:

  • 13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  • 13.2 Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Т.е. во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны. Похожими остаются некоторые технические моменты, которые сейчас и рассмотрим.

Что касается техники выполнения поворотов на перекрестке, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. Особенное внимание следует обратить на смещении задней оси к центру поворота. Неплохо также повторить общую технику выполнения поворота, которая включает в себя:

  • подготовку к повороту;
  • сам поворот (вращение руля и движение по дуге);
  • выход из поворота.

Соблюдая безопасность движения, при проезде перекрестков, всегда следует помнить о «мертвых» или «слепых» зонах. С понятием «слепая зона» водитель каждый раз сталкивается при начале движения, отъезде от тротуара, маневрировании.

При проезде перекрестков этот термин («слепая зона») принимает более обширное значение: «мертвая» или «слепая» зона — это такое пространство вокруг автомобиля, которое в данный момент водитель по разным причинам не может видеть и контролировать.

Например, часть дороги может быть закрыта от взора листвой деревьев или зданием. За большегрузным автомобилем или автобусом может находиться (спрятаться) легковой автомобиль, который в данный момент тоже может быть не видно и т.д.

Разрешающие и запрещающие знаки

Разворот и движение задним ходом запрещено на следующих участках дороги даже при отсутствии знаков:

  • пешеходный переход;

  • железнодорожные переезды;

  • тоннели;

  • мосты, путепроводы, эстакады;

  • остановки общественного транспорта;

  • на участках дороги, обозначенных знаком “Автомагистраль”;

  • на участках дороги со сплошной линией;

  • на участка дороги, где видимость не превышает 100 метров;

  • перекрестки (касается разворота с движением задним ходом).

Помеха с правой стороны

Даже если вы не водитель, наверняка слышали выражение «помеха справа» — что же это за термин? Однако данное определение не содержится в действующих ПДД. Данный факт объясняется тем, что это условная фраза, поясняющая следующее — не везде есть регулировщик, светофор или дорожные знаки. Если они отсутствуют, порядок проезда не регулируемого перекрестка определяется самими участниками движения. Водители пропускают вперед автомобиль, представляющий собой помеху при движении с правой стороны. Только пропустив данную машину, возможно ехать дальше. Говоря простым языком, если вы на перекрестке равнозначных дорог, посмотрите направо и, если там транспортное средство, обязательно дайте ему проехать первым.

Читайте также:  Идет ли трудовой стаж у ИП: законные положения

Данное правило не используется при пересечении на равнозначном перекрестке следующих участников движения:

  • пешехода и автомобиля;
  • трамвая и иного транспортного средства, не использующего рельсы.

Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам

Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.

Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.

Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

В целом, существует множество спорных ситуаций. Во многих из них доказать правоту одного из участников аварии практически невозможно.

В какую полосу можно повернуть

Поворот налево может быть осуществлен с выездом на любою полосу движения попутного направления, то есть водитель транспортного средства по своему усмотрению может занять крайнее правое, крайнее левое или среднее положение на проезжей части.

При выборе полос следует руководствоваться следующими аспектами:

  • при любом перестроении и маневрировании водитель не должен создавать помех другим участникам движения;
  • при наличии свободных полос нужное положение определяется исходя из дальнейшего маршрута следования. Например, если после поворота водитель намерен остановиться, то рекомендуется занимать сразу крайнее правое положение, из которого дальнейшее маневрирование будет легче.

Пример из уголовного права

Возьмем кражу (воровство) и т.д) – тайное хищение имущества Общая норма:

Статья 158. Кража

1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Введем в нее некоторые дополнительные условия. Что будет, если будет например 2 сговорившихся вора? А что будет если они проникли в помещение?

В этом случае общая норма (пункт 1 статьи 158) отменяется, и вступает в силу норма специальная (пункт 2 статьи 158)

2. Кража, совершенная:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
  • в) с причинением значительного ущерба гражданину;
  • г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем,

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

А что будет если мы введем другое условие?

Например для конкретных вещей. Украли не магнитофон-телевизор, а пистолет:

В этом случае вся статья 158 отменяется и применяется совсем иная статья

Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

  1. Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

А что если мы украли например автомобиль, да еще и намеревались на нем просто покататься и бросить (смешно, правда? Но такой ход уголовным кодексом предусмотрен).

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: на сколько повысят, последние новости

В этом случае общая норма (статья 158) отменяется и применяется совсем иная норма (статья 166)

Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения

  1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В данном случае, чтобы статья 158 превратилась в статью 166 требуется наличие двух условий:

  1. Необходимо неправомерно завладеть автомобилем (а не какой-либо иной вещью)
  2. Должна отсутствовать цель хищения (то есть обращения имущества в личную собственность)

С какой полосы разрешается поворот налево

Наибольшую сложность при выполнении данного маневра представляют обычные перекрестки, лишенные знаков, определяющих движение по полосам. В таком случае следует ориентироваться на пункт 8.5 ПДД. В нем сказано, что перед поворотом или разворотом водителю нужно занять крайнее положение на дорожном полотне. Исключение составляют круговые перекрестки.

Соответственно, двигаться налево можно только из крайней левой полосы. При этом автомобиль должен находиться как можно ближе к разметке, отделяющей встречное направление.

Поворачивать налево из правого ряда запрещено. При выполнении такого маневра, водитель будет оштрафован на сумму в 1000-1500 рублей.

Наказание за неверное выполнение левого поворота может налагаться по нескольким статьям КоАП:

Статья Суть нарушения Наказание
Ч.1 12.12 Проехал на красный свет светофора 1000 р.
Ч.1 ст.12.13 Выехал на перекресток при заторе на нем 1000 р.
Ч.2 ст.12.13 При выполнении поворота не уступить ТС, имеющему приоритет 1000 р.
Ч.1 ст.12.14 Не зажег поворотник 500 р.
Ч.1.1 ст.12.14 Повернул не из крайнего левого положения 500 р.
Ч.4 ст.12.15 При выполнении маневра выехал на встречный ряд 5000 р. штрафа или лишение ВУ на 4-6 месяцев
Ч.2 ст.12.16 Повернул влево, несмотря на запрещающие знаки или непрерывную разметку 1000-1500 р.

Выполнять маневр проще на свободной однополосной дороге или на участке со светофором. И начинающим автомобилистам иногда выгоднее увеличить путь, но проехать прямо через сложный перекресток, чтобы свернуть влево в более спокойном месте. С опытом и лучшим пониманием процесса вождения, необходимости контролировать дорогу буквально на 360 градусов придет и умение чисто, безопасно менять направление следования.

Правила проезда у образных перекрестков

В этом случае выход единственный – выезжать на дорогу как можно медленнее! Здесь действует следующее правило безопасности: Когда дорогу видно плохо или ее вовсе не видно, требуется значительно снижать скорость автомобиля

.

Ситуация вторая. Дорога та же, перекрёсток с другой стороны данной улицы Ситуация следующая: очень часто в левом ряду много машин, поворачивающих налево, а в правом — никого. Я занимаю правую полосу для поворота налево и поворачиваю внешним радиусом в правую полосу Прокомментируйте правильность/неправильность моих действий, а также действия некоторых водителей, которые поворачивая с левой полосы перестраиваются в правую полосу (сразу за рельсами). Спасибо!

Как правильно проезжать круговой перекресток

Даже в маленьких городах может понадобиться навык проезда «по кольцу», поэтому не пренебрегайте темой на уроках по теории вождения. Такую планировку проезжей части организуют для того, чтобы разгрузить поток движения транспортных средств. При этом движение осуществляется против часовой стрелки со съездом с кругового движения в нужном направлении.

Нередко даже инструкторы автошкол спорят, как правильно проезжать круговой перекресток. В заблуждение вводят знаки приоритета, которые могут быть установлены на прилегающих улицах. Но, если машина движется «по кольцу», для водителя этого автомобиля они не работают.

На перекрестках с круговым движением присутствуют знаки разметки, указывающие приоритет въезда на «кольцо» и направляющие островки. Перед въездом всегда устанавливается знак «Круговое движение» — три стрелочки, расположенные по кругу на голубом фоне.

Выехать на «кольцо» можно с любой полосы, а вот съехать только с крайней правой.

Если движение планируется дальше второго съезда, безопаснее ехать во внутреннем ряду, но не забыть заблаговременно перестроиться в правый. Самое распространенное нарушение водителей – съезд из левого ряда. Это запрещено правилами дорожного движения и может стать причиной аварии, ведь по правой полосе в этот момент может двигаться другой автомобиль.

Читайте также:  Регистрация иностранных граждан в российских гостиницах

Подача сигнала поворота при движении по «кольцу» не требуется. Исключение составляет выезд на прилегающую улицу. Включив правый поворотник, водитель сообщает другим участникам движения о намерении покинуть круговое движение.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Регулируемые перекрёстки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одно временно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16 ), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Нерегулируемые перекрёстки

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5 , водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Распространенные вопросы

  1. Когда запрещено заезжать на трамвайные пути? Заезд на трамвайные рельсы запрещен в том случае, если они не находятся в одном уровне с основной дорогой, относятся к встречному направлению, отделены от проезжей части сплошной линией, имеют знак, предписывающий прямое движение по полосам или заняты трамваем или другими ТС. Если же речь идет об их пересечении для поворота или разворота, то в этом случае свою значимость теряет сплошная разметка, которая запрещает одно только перестроение для выполнения маневров.
  2. Могут ли лишить прав за езду по трамвайным рельсам? Лишиться прав водитель может только за остановку или выезд на колею встречного движения, а также за повторное нарушение такого плана.

Осторожность на дорогах является залогом успешного вождения, что особенно актуально для начинающих водителей. Что касается трамваев, то в случае неуверенности в правомерности собственных действий, лучше уступить дорогу рельсовому транспорту, тем более что такой поступок не будет считаться грубым нарушением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *