- Жилищное право

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом — Госкомимущество России, призванный проводить единную государственную политику в области приватизации. На местах — в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных областях и др. — эта работа проводится создаваемыми Госкомимуществом совместно с соответствующими Советами народных депутатов территориальными агентствами. Госкомимущество России определяет полномочия агенств, издает в пределах своей компетенции нормативные акты. Госкомимущество России финансируется за счет средств республиканского бюджета.

Определение приватизации в нормативных правовых актах

Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность за плату или бесплатно.

Закон Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3/71991 г. гласит следующее: Приватизация — это «приобретение гражданами, акционерными обществами (партнерствами) от государственных и местных Советов народных депутатов в частную собственность долей (паев, долей) государственных и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (партнерств)» предприятий, предприятий, производственных мощностей, земельных участков, других объектов, входящих в состав самостоятельных предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидируемых предприятий и их подразделений. акций (паев, долей) приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, групп, профсоюзов и других хозяйственных обществ.

Также в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается продажа на рассмотрение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц.

Даже в российской экономической науке нет однозначного определения термина «приватизация». В целом под приватизацией понимается снижение или замедление темпов расширения государственного сектора. В более узком смысле под приватизацией понимается полная или частичная передача прав собственности на государственные и муниципальные факторы, средства производства, материальные активы, капитал акционерным обществам или частным лицам.

Что такое разгосударствление и денационализация?

На последнем этапе продолжали совершенствоваться правовые основы распоряжения имуществом. Длился он 4 года — с 1999 по 2003 год.

С 2003 года начался отсчет нового этапа приватизации в современной России. Его целями являются:

  • кардинальное увеличение степени эффективности управления госимуществом;
  • ликвидация негативных тенденций, которые сложились в течение 3 предыдущих периодов приватизации.
  1. 1.8. ПРЕДПРИЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1.8.1. Разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности как условия повышения эффективности функционирования предприятий Понятие разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности
  2. Разгосударствление и приватизация
  3. 3. Разгосударствление и приватизация
  4. 3. Приватизация и разгосударствление. Спецификация прав собственности
  5. 32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация
  6. Приватизация и разгосударствление: специфика различных систем
  7. Приватизация и разгосударствление: масштабы, динамика, методы, эффективность
  8. Тема 18. разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь
  9. Лекция №17. Преобразование экономических систем: переходная экономика. Разгосударствление и приватизация в переходной экономике.
  10. 18.1 Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления.
  11. 18.2 Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации.
  1. 22.3. Приватизация и разгосударствление
  2. Разгосударствление и приватизация
  3. § 3. Разгосударствление и приватизация
  4. Лекция 22 Тема: СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ
  5. 55. Проведение массовой приватизации. Этапы и виды приватизации
  6. 2.4. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. (СЗ, 1997, № 30, ст. 3595) [ извлечение]
  7. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ
  8. 58. ПОПЫТКИ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ В 80-Х ГОДАХ
  9. Этапность приватизации
  10. Требования, предъявляемые к приватизации
  11. Приватизация в России
  12. ПРИВАТИЗАЦИЯ

Вслед­ст­вие от­сту­п­ле­ния го­су­дар­ст­ва с «ко­манд­ных вы­сот» эко­но­ми­ки к кон­цу 12-й пя­ти­лет­ки в СССР раз­вер­ну­лась «спон­тан­ная», или «но­менк­ла­тур­ная», П., свя­зан­ная с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем ру­ко­во­дя­щих пол­но­мо­чий ди­рек­то­ров гос. пред­при­ятий в пра­во­мо­чия соб­ст­вен­ни­ков. За­кон «О соб­ст­вен­но­сти в РСФСР» от 24.12.1990 офи­ци­аль­но вво­дил по­ня­тие «П.» на тер­ри­то­рии Рос­сии; за­ко­ном «О при­ва­ти­за­ции го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 3.7.1991 был уч­ре­ж­дён Гос. к-т РФ по управ­ле­нию гос. иму­ще­ст­вом (Гос­ко­м­иму­ще­ст­во) для ус­ко­ре­ния про­цес­са. По­сле рас­па­да СССР пра­ви­тель­ст­во Б. Н. Ель­ци­на – Е. Т. Гай­да­ра, на­зна­чив А. Б. Чу­бай­са пред­се­да­те­лем Гос­ко­ми­му­ще­ст­ва, ин­спи­ри­ро­ва­ло мас­со­вую П. в Рос­сии. Осн. по­ло­же­ния про­грам­мы П. гос. и му­ни­ци­паль­ных пред­при­ятий на 1992 оп­ре­де­ле­ны ука­за­ми Пре­зи­ден­та РФ от 29.12.1991 и от 29.1.1992. Пра­ви­тельств. ри­то­ри­ка про­воз­гла­ша­ла це­лью П. соз­да­ние мил­ли­он­но­го слоя «эф­фек­тив­ных соб­ст­вен­ни­ков»; на де­ле цель бы­ла иной – ко­рен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. сис­те­мы («сме­на строя») и соз­да­ние кон­ку­рент­ной сре­ды. Пер­вый этап П. (1992–94) вклю­чал рас­про­да­жу мел­ких пред­при­ятий (с чис­лом за­ня­тых до 200 чел.) че­рез аук­цио­ны (ма­лая П.), ак­цио­ни­ро­ва­ние сред­них и круп­ных гос. пред­при­ятий и раз­да­чу все­му на­се­ле­нию вау­че­ров с пра­вом по­сле­дую­ще­го их об­ме­на на ак­ции при­ва­ти­зи­руе­мых пред­при­ятий. В ос­но­ву вау­чер­ной, или боль­шой, П. бы­ло по­ло­же­но фор­маль­но урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние сре­ди всех рос. гра­ж­дан ак­ти­вов гос. пред­при­ятий (со­глас­но де­неж­ной оцен­ке, ис­хо­дя из ба­лан­со­вых дан­ных 1984): ка­ж­до­му за 25 руб. был вы­дан, на­чи­ная с 1.8.1992, бе­зы­мян­ный при­ва­ти­зац. чек на 10 тыс. руб. При­мер­но 40 млн. гра­ж­дан об­ме­ня­ли вау­че­ры на ак­ции сво­их пред­при­ятий; боль­шин­ст­во на­се­ле­ния, не зная, как по­сту­пить с вау­че­ра­ми, про­сто про­да­ва­ло их (стои­мость ко­ле­ба­лась по ры­ноч­ной це­не в пре­де­лах от 4 тыс. до 29 тыс. руб.); 25 млн. чел. вло­жи­ли вау­че­ры в соз­да­вае­мые с окт. 1992 ак­цио­нер­ные че­ко­вые ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды (ЧИФы), чис­ло ко­то­рых дос­тиг­ло 662 к сер. 1994. Все­го в Рос­сии в 1992 при­ва­ти­зи­ро­ва­но св. 46,8 тыс. пред­при­ятий, в 1993 – ок. 42 тыс., в 1994 – 24 тыс., в 1995–96 – 14 тыс.; до­ля ча­ст­но­го сек­то­ра дос­тиг­ла 65–67% в бы­то­вом об­слу­жи­ва­нии и роз­нич­ной тор­гов­ле, 55–60% в оп­то­вой тор­гов­ле, об­ще­пи­те, пи­ще­вой и лёг­кой пром-сти, пром-сти строй­ма­те­риа­лов. П. про­ис­хо­ди­ла в край­не не­бла­го­при­ят­ной для обес­пе­че­ния пра­во­вой ба­зы по­ли­тич. и эко­но­мич. об­ста­нов­ке и со­про­во­ж­да­лась вспле­ском пре­ступ­но­сти (вклю­чая фи­нан­со­вые пи­ра­ми­ды).

Куль­ми­на­ци­ей сле­дую­ще­го эта­па П., раз­вер­нув­ше­го­ся в пред­две­рии пре­зи­дент­ских вы­бо­ров 1996, ста­ли за­ло­го­вые аук­цио­ны в но­яб­ре – де­каб­ре 1995 – сдел­ки Мин-ва фи­нан­сов с вы­рос­ши­ми в 1-й пол. 1990-х гг. круп­ней­ши­ми ком­мерч. бан­ка­ми, ко­то­рым пра­ви­тель­ст­во в об­мен на кре­ди­ты пе­ре­да­ва­ло во вре­менную соб­ст­вен­ность па­ке­ты ак­ций гос. пред­при­ятий, в слу­чае не­воз­вра­та кре­ди­тов пе­ре­хо­див­ши­ми (и в ито­ге пе­ре­шед­ши­ми) в соб­ст­вен­ность бан­ков. Бла­го­да­ря за­ло­го­вым аук­цио­нам вер­хуш­ка рос. бан­ков­ско­го биз­не­са при­об­ре­ла круп­ней­шие пред­при­ятия в неф­те­га­зо­вом ком­плек­се, чёр­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии (см. Про­мыш­лен­ность) и 3 круп­ней­ших па­ро­ход­ст­ва. В ито­ге сфор­ми­ро­ва­лись круп­но­кор­по­ра­тив­ные (оли­гар­хич.) струк­ту­ры, по­ро­див­шие пер­вых рос. мил­ли­ар­де­ров.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

П. 1990-х гг. не со­от­вет­ст­во­ва­ла пред­став­ле­ни­ям боль­шин­ст­ва на­се­ле­ния Рос­сии о спра­вед­ли­во­сти, что обу­сло­ви­ло дол­го­вре­мен­ность про­бле­мы ле­ги­тим­ности круп­ной ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти в стра­не.

Национализация и приватизация

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.

Пути и цели национализации

Мировой опыт в сфере национализации представляет несколько путей проведения данного процесса. Он может иметь следующие варианты:

  • принудительное безвозмездное отчуждение в качестве наказания за что-либо (после второй мировой войны во Франции национализировались предприятия, чьи хозяева сотрудничали с фашистскими оккупантами);
  • принудительное безвозмездное отчуждение предприятий в связи с изменением политической системы в обществе (национализация предприятий в России после Октябрьской революции);
  • принудительное отчуждение имущества с частичным или полным возмещением стоимости объектов и убытков в соответствии с принятыми законами (национализация в Индии в средине $ХХ$ века);
  • добровольный отказ собственников имущества в пользу государства (добровольная передача права собственности государству).

Главной целью проведения национализации является обеспечение политической, экономической безопасности и обороноспособности государства. Национализация позволяет в этом случае обеспечить в полном объеме потребности государства в предметах, работах или услугах, требуемых для поддержания обороноспособности страны. Она же сохраняет полный контроль государства над выпуском стратегической продукции и сохранением необходимых мощностей для выпуска данной продукции.

Еще одной целью национализации является необходимость обеспечения общественных благ. То есть во главу вопроса положены интересы общества, а не отдельных частных лиц. Проводится национализация несколькими вариантами. Это может быть приобретение стратегической продукции на открытом рынке или путем организации нового производства для выпуска данной продукции. Еще один путь предполагает мобилизационные задания за счет государственных запасов (резервов).

К целям национализации можно отнести еще следующее:

  • стремление сохранить предприятия социальной и производственной сферы, которые необходимы обществу;
  • необходимость обеспечения экологической безопасности;
  • стремление обеспечить защиту потребителей от естественной монополизации;
  • обеспечение возможности структурной перестройки хозяйственного комплекса страны;
  • пресечение нарушений государственного законодательства (незаконный вывод капиталов и прибыли из страны).

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Тема моей курсовой работы «Приватизация: западный опыт».

Я выбрал данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов:

1. Понятие приватизации

2. Подходы к рассмотрению приватизации, принципы, модели и сроки приватизации

3. Приватизация в странах Западной Европы — во Франции, в Германии, в Испании.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе я решил рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации.

Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный».

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — «не навреди!». Но также существует еще 6 принципов приватизации.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации — это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.

В третьей главе я изучил приватизацию в странах Западной Европы.

Для примера я взял Францию, Германию и Испанию.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — «ваучерами».

Читайте также:  Виновник ДТП скрылся — как получить выплату ОСАГО

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель — платную приватизацию.

Проблемы проведения приватизации.

При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.

Первая проблема: кому передавать государственную собственность?

Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.

Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?

Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.

Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?

Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Определение понятия приватизации

Прежде чем рассматривать то, какие способы приватизации в России установлены законом, рассмотрим определение соответствующего термина. Дело в том, что оно может иметь довольно много трактовок.

В общем случае под приватизацией следует понимать процесс передачи того или иного имущества, принадлежащего государственным или же муниципальным органам власти, в частные руки — то есть в распоряжение граждан или же организаций, уставный капитал которых принадлежит преимущественно частным лицам. В установленных законом случаях к участию в приватизации могут быть допущены иностранные граждане и организации.

В юридической практике, характеризующей различные правоотношения в сфере российского рынка и социально-экономических коммуникаций, сформировалось 2 основных области осуществления приватизации.

Во-первых, это переход в частные руки предприятий, принадлежащих государству либо муниципалитетам. Субъектами данного механизма приватизации становятся главным образом юридические лица.

Во-вторых, это переход в частные руки жилья, отстроенного государством. В свою очередь, основные субъекты, задействующие данный механизм приватизации, — это граждане, которые имеют право проживать в предоставленных государством квартирах, и в то же время желают получить их в порядке, определенном законодательством РФ, в собственность.

Порядок проведения в отношении жилого помещения

Отдельно рассматривается такой вид приватизации, как передача жилья в собственность. В том случае, если «покупателем» выступает простой гражданин, такая передача осуществляется практически бесплатно (платится лишь пошлина за оформление документов и проведение процедуры). Если же жильё передаётся организации, то это происходит по приведённым выше правилам продажи объектов.

Чтобы состоялась приватизация жилого помещения, необходимо, согласно ст. 4 Закона РФ №1541-1, следующее:

  • дом не должен относиться к категории аварийных;
  • помещение не является общежитием;
  • оно не находится на территории городка при воинской части;
  • оно не относится к спецфонду (например, к категории служебного жилья).
Читайте также:  Вячеслав Гладков рассказал об индексации социальных выплат с января 2023 года

ВАЖНО: Служебные квартиры могут приватизироваться только после того, как собственник (государство или муниципалитет) переоформит их в другую категорию.

Было первоначально запланировано, чтобы приватизация была выполнена с уважением к следующим принципам: постепенность, добровольность, множество форм. Приоритетная возможность форм, направлений и условий приватизации будет предоставлена трудовым коллективам. Экономическая эффективность была выбрана основной критерий выполнения приватизации. В практике приватизация была выполнена на ставках, весах и условиях самым радикальным методом. Это было выполнено на двух этапах:

1-я стадия – ваучер, обмен ваучерами для акций;

2-я стадия – наличные деньги, покупка акций за деньги.

В первой стадии за 22 месяца проверка приватизации – ваучер был выпущен каждому жителю страны. Посредством этих проверок была бесплатная передача гражданам государственных предприятий, собственности, акций и акций в акционерных обществах. На 1993 от государственного сектора 42,9 тысячи предприятий были переданы. От них продажей – 29,4 тысяч предприятий и соединяющийся – 13,5 тысяч. Всего согласно официальным данным до 1 июля 1994 были приватизированы 70% промышленных предприятий. Доля принадлежащей государству собственности в общей сумме стоимости недвижимости составила 35%.

На второй стадии с 1 июля 1994 собственность государственных и муниципальных образований начала быть в продаже за деньги. В этом отношении продажа предприятий или акций произошла на аукционах и любых тендерах, и также выкупом арендованной собственности и других методов. Главная цель наличного этапа – создание новых эффективных владельцев. Цель приватизации ни на первом (ваучер), ни на вторых (наличных) стадиях не была достигнута.

Последствия первой стадии. В 1992 инфляция и ваучерная приватизация почти в то же время начались. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят заполнять отсутствие в населении законных сбережений. Но начатый механизм либерализации цен, которая сопровождалась гиперинфляцией, разрушенной не только возможность квитанции дохода за счет ваучеров (вычислил, что на каждом ваучере будет возможно купить до двух Волжских автомобилей), но также и те маленькие сбережения, которые были спасены населением в течение многих лет. В результате выполненной “операции”, во-первых, было недовольство населения, которое потеряло сбережения; во-вторых, акция на создании законных источников для выкупа принадлежащей государству собственности не произошла; в-третьих, отношение не только к ваучерам и законности приватизации, но также и к новой системе прав собственности в целом подорвали.

Проведение приватизации в РФ и ее последствия

Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.

О начале правительство заявило официально в 1990 году. Процесс назывался «500 дней» и включал 20 законодательных проектов. Первый закон вышел 24 декабря 1990 года и назывался «О собственности в РСФСР». В законе перечислены объекты для продажи или передачи в собственность.

К объектам относятся:

  • предприятия, цеха, участки;
  • здания, оборудование;
  • нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
  • доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.

Определен перечень имущества, которое:

  • запрещалось приватизировать;
  • приватизировалось в особом порядке,
  • имело ограничение к приватизации;
  • подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.

Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.

Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:

  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 декабря 1991 года.
  • «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 января 1992 года.

Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.

Этапы проведения:

  1. Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
  2. Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
  3. Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
  4. Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
  5. Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.

Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:

  1. Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
  2. Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
  3. Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
  4. Создать конкурентную среду.
  5. Привлечь иностранных инвесторов.
  6. Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
  7. Перестроить структуру экономики.

В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.

Минусы проведенной приватизации:

  1. Слишком короткие сроки, с 1992 по 1997 год. Это сильно отличалось от мирового опыта. Переходный период был сокращен. Процессы требовали более длительного времени. Ускоренные темпы привели к спаду производства.
  2. Продажа имущества шла по заниженным ценам. В результате большую часть собственности выкупили приближенные к государственному аппарату чиновники. В народе происходящие процессы стали называть «прихватизацией».
  3. Государство недополучило в результате миллиарды долларов. Доходы от приватизации ниже, чем в других странах, например, по сравнению с Китаем — в 10 раз.
  4. Капитал сосредоточился в руках небольшой группы акционеров. Не был сформирован средний бизнес, на котором стоит фундамент успешной экономики.
  5. Помимо предприятий приватизировали собственность совхозов, колхозов, земля. Все это было сделано негласно.
  6. Налаженное общенародное хозяйство распалось на отдельных собственников. Разрушилась система взаимоотношений в стране. Нарушились научно-технические и другие связи. Количество ученых в стране сократилось. Многие уехали на запад.
  7. Приватизированные предприятия, которые были убыточны, не получили государственной поддержки.
  8. Ваучеры, розданные населению, фактически не имели цены, хотя она была объявлена в 10000 руб. Глава Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший передачей собственности, утверждал, что на ваучер можно было купить две машины «Волга». Реальная стоимость была низкой. Население не знало, что делать с ваучером. В результате их скупали спекулянты. Поэтому большинство граждан не участвовало в передаче собственности.
  9. В результате проведения залоговых аукционов крупные, дающие хорошую прибыль промышленные предприятия, были проданы в руки узкого круга лиц, названных позже «олигархами». Им выдавались денежные займы, кредиты, которые не были возвращены государству, т.е., они купили собственность на деньги государства.
  10. В обществе за счет расслоения населения повысилась социальная напряженность. В тяжелом положении оказались работники бюджетной сферы. Началась безработица. Снизилось доверие к власти.

Так выглядел ваучер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *