- Страхование

Перевозим опасные грузы автомобилями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозим опасные грузы автомобилями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.

Как водителю получить разрешение ДОПОГ

Для того чтобы перевозить ОГ на территории своей страны и других государств, где действует соглашение ДОПОГ, необходимо получить соответствующее разрешение.

И первое условие – наличие трехлетнего водительского стажа без серьезных замечаний, а также открытая необходимая транспортная категория.

Помимо прочего, водителю придется пройти специальные обучающие курсы, в рамках которых он получит ознакомление с системой маркировки, классификацией вредных и опасных веществ, а также изучит правила оказания доврачебной помощи в случае чрезвычайного происшествия, принципы пожаротушения, обеззараживания и дегазации, и оптимальный алгоритм поведения в условиях ЧС.

По месту оформления свидетельства ДОПОГ заявитель должен подавать определенный пакет документов, включающий в себя справку о прохождении теоретического курса и успешной сдаче экзаменов по его итогам, права с открытой категорией и медицинское освидетельствование его годности.

Нормативные документы

Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.

Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.

Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:

  • рекомендации ООН;

  • дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;

  • типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.

Что такое опасный груз?

Вещества и изделия, чьи химические свойства или технические особенности обусловливают опасность для человека и окружающей среды, относятся к категории опасных грузов. ЗАО Автоколонна 1989 осуществляет перевозку опасных грузов по СПБ, России, Европе и Азии.

При транспортировке грузов, относящихся к классу опасных необходимо следовать нормам международных перевозок. Ранее в России существовал собственный нормативный акт, в котором содержались правила автомобильной перевозки опасных грузов внутри страны. Но начиная с 2017 года, на территории РФ действует Европейское соглашение — ДОПОГ, в котором содержатся нормативы дорожной перевозки опасных грузов. Документ покрывает все вопросы: классы грузов; правила погрузки, транспортировки, маркировки; требования к таре; действия водителя при нештатных ситуациях и т.п.

Документы, необходимые водителю для перевозки опасного груза

Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:

  • водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
  • если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
  • талон ТО или диагностическая карта;
  • документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
  • допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
  • ОСАГО;
  • свидетельство ДОПОГ;
  • справка с медицинским допуском к данному рейсу.

При каких условиях можно получить ДОПОГ

ДОПОГ представляет собой свидетельство, которое удостоверяет, что водитель подготовлен к перевозке опасных грузов.

Для этого он должен пройти курс специального обучения и сдать экзамены на знание специальных требований, что необходимо выполнять при перевозке опасных грузов.

Читайте также:  Заявление-жалоба на бездействие налоговиков

Водителям, которые успешно сдали экзамен, выдается документ — свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов — ДОПОГ на водителя международного образца.

Другим специалистам, которые отвечают за транспортировку груза, сопровождающим лицам, выдаются удостоверения в произвольной форме. Подготавливают специалистов по программе, что утверждена Министерством транспорта РФ.

Программа обучения на перевозку опасных грузов состоит из таких разделов:

  1. Общий курс.
  2. Специальный курс по первому классу.
  3. Специальный курс по седьмому классу.
  4. Основной курс — транспортировка в цистернах.
  5. Дополнительный курс по второму классу — в цистернах.
  6. Дополнительный курс по третьему классу.
  7. Дополнительный курс по 5, 6, 7, и 8 классам — в цистернах.

Выданное свидетельство ДОПОГ действительно на протяжении 5 лет. В документе водителей есть две графы:

  • в цистерне;
  • кроме цистерн.

После того, как водитель прошел обучение, в ДОПОГ открываются только те классы, которые соответствуют пройденной программе. Остальные вычеркиваются в обоих графах.

Таким образом, чтоб получить разрешение на перевозку опасных грузов, водителям необходимо посещать обучающие курсы и успешно сдать экзамен.

Структура ДОПОГ

Соглашение состоит из двух приложений – «А» и «В», которые состоят из 9 подробных частей.

В первом приложении (часть А) собран общий свод правил и пожеланий, которые затрагивают характеристики самих опасных веществ:

  • Первая освещает общие положения.
  • Вторая описывает классификацию веществ.
  • Третья представляет список всех опасных грузов, а также некоторые особенные положения по ограничению.
  • В четвертом разделе представлены требования к тарам, которые могут быть использованы для того или иного груза.
  • Пятая часть описывает этапы процедуры оформления перевозки. Шестая представляет собой список требований, которые предъявляются к качеству и тестам контейнеров и емкостей для перевозки опасных грузов.
  • Седьмая часть подробно описывает требования к условиям перевозки, загрузки и отгрузки опасных грузов, а также условия приема и обработки.

Остальные части отведены под приложение «В», в котором рассмотрены основные требования к транспортным действиям и оборудованию:

  • Требования к водителям и экипажу, который будет сопровождать груз, а также описание характеристик транспортных средств, которые допускаются к перевозке того или иного типажа опасных грузов, описание документов (образцы, что должно в них быть).
  • Требования к конструкции транспорта.

    Правила ДОПОГ

    Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.

    В правилах подробно описаны следующие пункты:

    1. Общие положения.
    2. План организации перевозок.
    3. Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика).
    4. Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки).
    5. Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал).
    6. Особенные требования к категории некоторых опасных грузов.
    7. Подробная классификация опасных грузов.
    8. Описание и список особо опасных грузов.
    9. Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки).
    10. Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.

    Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно.

    В них входят:

    • получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ,
    • разрешение на перевозку очень опасных грузов,
    • заключение договора на перевозку,
    • подготовка экипажа,
    • обозначение маршрута,
    • принятие грузов,
    • составление системы информирования об опасной перевозке,
    • осуществление погрузки и разгрузки,
    • правила движения средств,
    • особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве,
    • обращение с использованной тарой,
    • действия при авариях.

    Классы опасных грузов по ДОПОГ

    Всего в положении зафиксировано 9 классов опасных грузов, некоторые из которых разделены на подклассы:

    1. Вещества и изделия, которые могу взрываться.
    2. Газообразные вещества.
    3. Жидкости, подверженные чрезмерно легкому воспламенению.
    4. Материалы с повышенной радиоактивностью.
    5. Вещества коррозионные.
    6. Другие опасные материалы и вещества.

    Помимо того, вещества подразделяются на:

    • твердые и легковоспламеняющиеся, самореактивные и твердые десенсибилизированные;
    • способные к самовозгоранию;
    • выделяющие такие газы, которые моментально или быстро воспламеняются при контакте с водой.
    • с окисляющими свойствами;
    • органические пероксиды;
    • с высокой токсичностью;
    • инфекционные.

    Точное понимание того, к какому классу относится тот или иной груз, поможет быстро и эффективно подобрать тару для его перевозки, провести необходимые тесты и оформить документы, а также проинструктировать будущий экипаж.

    Читайте также:  Расшифровка категорий водительских прав 2023 года

    ДОПОГ нового образца получат все обучающиеся на курсах, успешно прошедшие финальный контроль знаний (экзамен). Однако на практике существует вероятность получить документ о прохождении обучения, закончив лишь специальные курсы. В этом случае будет достаточно завершить обучающую программу по дисциплинам: «транспортировка грузов в цистернах» или «транспортировка радиоактивных объектов» (со сдачей экзаменов).

    Свидетельство ДОПОГ имеет срок действия – 5 лет. Ранее, действовала более простая система его получения. Лекции, которые водители должны были прослушать – короче, а учебный материал для освоения – легче. Это занимало всего лишь один день. Такая система получения «корочки» не оправдала себя в виду того, что на выходе, часто получались крайне неподготовленные выпускники. Действующие принципы были введены в 2013 году.

    Положения, касающиеся упаковки и цистерн

    Глава 4.1 Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) И КРУПНОГАБАРИТНУЮ ТАРУ Глава 4.2 Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 4.3 Использование встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 4.4 Использование цистерн, встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 4.5 Использование вакуумных цистерн для отходов Глава 4.6ЗарезервированаГлава 4.7 Использование смесительно-зарядных машин (MEMU)

    Требования к изготовлению и испытаниям тары, контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ), крупногабаритной тары, цистерн и контейнеров для массовых грузов

    Глава 6.1 Требования к изготовлению и испытаниям тары Глава 6.2 Требования к изготовлению и испытаниям сосудов под давлением, аэрозольных распылителей, малых ёмкостей, содержащих газ (газовых баллончиков), кассет топливных элементов, содержащих сжиженный воспламеняющийся газ Глава 6.3 Требования к изготовлению и испытаниям тары для инфекционных вешеств категории А класса 6.2 Глава 6.4 Требования к изготовлению, испытаниям и утверждению упаковок и материалов класса 7 Глава 6.5 Требования к изготовлению и испытаниям контейнеров средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) Глава 6.6 Требования к изготовлению и испытаниям крупногабаритной тары Глава 6.7 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 6.8 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 6.9 Требования к проектированию, изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, испытаниям и маркировке встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузовов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 6.10 Требования к изготовлению, оборудованию, официальному утверждению типа, проверке И МАРКИРОВКЕ ВАКУУМНЫХ цистерн для отходов Глава 6.11 Требования к проектированию, изготовлению, проверке и испытаниям контейнеров для массовых грузов Глава 6.12 Требования к конструкции, оборудованию, официальному утверждению типа, проверкам и испытаниям, маркировке цистерн, контейнеров для массовых грузов и специальных отделений для взрывчатых веществ смесительно-зарядных машин (MEMU)

    Они же – подсказка в оформлении груза, транспорта и пути следования. Правила составлены на основе международного соглашения, приняты Министерством РФ в 1995 году с правками от 1999.
    В правилах подробно описаны следующие пункты:

    1. Общие положения.
    2. План организации перевозок.
    3. Взаимодействие автотранспортных фирм со своими клиентами (положения об обязанностях отправителя и получателя, обязанности перевозчика).
    4. Техническое обеспечение транспортировки грузов (требования к транспорту, к таре, к процессу погрузки и отгрузки).
    5. Требования к лицам, задействованным в перевозках (водитель и прочий персонал).
    6. Особенные требования к категории некоторых опасных грузов.
    7. Подробная классификация опасных грузов.
    8. Описание и список особо опасных грузов.
    9. Примеры информационных графических документов (таблицы и карточки).
    10. Прочие приложения к знакам, упаковке, документации.

    Этапы планирования организации перевозки стоит расписать отдельно.

    В них входят:

    • получение лицензии и разрешения на транспортировку опасных грузов вне территории РФ,
    • разрешение на перевозку очень опасных грузов,
    • заключение договора на перевозку,
    • подготовка экипажа,
    • обозначение маршрута,
    • принятие грузов,
    • составление системы информирования об опасной перевозке,
    • осуществление погрузки и разгрузки,
    • правила движения средств,
    • особенности транспортировки грузов разных категорий и классов в одном средстве,
    • обращение с использованной тарой,
    • действия при авариях.
    Читайте также:  Экологическая отчетность 2023 года

    Таблицы и карточки предупреждают о потенциальной опасности перевозимого груза.

    Если произошла авария…

    Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

    В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

    Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

    Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

    Стоимость удостоверения

    С 2013 процедура получения водителем ДОПОГ претерпела ряд изменений. Если раньше можно было просто оплатить обучение, в течение одного дня прослушать лекции и получить желаемый документ, то сегодня эта процедура займёт несколько более длительный период. Оплатить обучение всё так же нужно, а затем придётся прослушать курс лекций в течение 4 дней. Только после этого обучаемый будет допущен к процедуре сдачи экзамена. Экзамен будет сдан лишь в том случае, если ошибочные ответы не будут составлять более 5%. В противном случае экзаменуемый получит отказ от выдачи свидетельства ДОПОГ.

    К процедуре обучения и сдачи экзаменов можно подготовиться самостоятельно и заранее. В интернете всегда можно найти и лекции, и варианты вопросов к экзаменам. Стоимость обучения колеблется очень существенно. Это зависит от региона, в котором водитель получает разрешение. В этом году за полный курс лекций и экзамены требовалось отдать от 4 до 9 тысяч рублей. Сколько стоит ДОПОГ на перевозку опасных грузов в вашем регионе, можно узнать, связавшись с аккредитованными центрами.

    Документы, необходимые водителю для перевозки опасного груза

    Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:

    • водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
    • свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
    • если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
    • талон ТО или диагностическая карта;
    • документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
    • допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
    • ОСАГО;
    • свидетельство ДОПОГ;
    • справка с медицинским допуском к данному рейсу.

    ДОПОГ изменения с 2018 года

    Тем не менее краткий обзор изменений две тысячи семнадцатого года, которые касаются правил перевозки различного рода опасных грузов автомобильным транспортом, мы все же приведем.

    Во-первых, существенным образом возросло количество государств, которые являются участниками Европейского соглашения о дорожной перевозке различного рода опасных грузов. Так, например девятнадцатого октября две тысячи шестнадцатого года в этот список была включена Грузия. С этой даты на соответствующие органы данного государства были возложены обязательства, которые предусмотрены Европейским соглашением о дорожной перевозке различного рода опасных грузов.

    Во-вторых, статус опасных грузов получили транспортные средства, которые перевозятся с находящимся в их баках топливом или же с находящимся в их баллонах газами. Однако в своем подавляющем большинстве правила перевозки транспортных средств автомобильным транспортом остались неизменными.

    В-третьих, изменения коснулись положений о перевозки различного рода топлива в топливных баках.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *