- Страхование

Что такое акцизный налог, как получить акциз, формула подсчета налога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое акцизный налог, как получить акциз, формула подсчета налога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Надбавка к товарной стоимости определяется государством. Она идет в государственный бюджет с целью его наполнения, а также преследует задачу регулировать количество выпуска и качество этого продукта. Все категории обладают общим отличительным свойством – это сфера с высокой рентабельностью и малыми издержками на производство, что делает их доступными для налогообложения. Из всех получаемых госбюджетом налогов в России, этот занимает до 8%, что можно назвать очень крупным приливом средств в казну. Под акциз попадают не только произведенные в РФ товарные единицы, но и привезенные из-за рубежа.

Какие товары являются подакцизными: перечень

Представим краткую таблицу с обоснованием, в каком нормативном акте прописана их принадлежность к этой категории.

Название продукции, которая облагается налогом на добавленную стоимость

Какой пункт и подпункт 181 статьи это регламентирует

Этиловый спирт (исключая тот, который причислен к медицинскому)

П. 1., подп. 1

Любые товары промышленного назначения, содержащие спирт в процентном соотношении не менее 9%

П. 1., подп. 2

Весь алкоголь, в котором доля этанола превышает 0,5%

П. 1., подп. 3

Табак и табакосодержащая продукция

П. 1., подп. 5

Легковые транспортные средства, а также мототехника с мощностью свыше 150 лошадиных сил и объемом двигателя более 112,5 кВт

П. 1., подп. 6

АИ, дизельное топливо и моторные масла

П. 1., подп. 7, подп. 8 и 9 соответственно

Остальные подпункты (от 10 до 14) занимают химические вещества и соединения, которые можно причислить к сырьевым материалам, например, бензол или природный газ. Перечень подакцизных товаров устанавливается надзорными органами, но он может несколько видоизменяться, поэтому представителям производственных компаний данных направлений необходимо тщательно следить за правками. К тому же некоторые пункты требуют пояснений, которые мы и хотим дать в нашей статье.

Когда происходит начисление

Есть несколько случаев:

  • При реализации товарных единиц, то есть в процессе передачи прав собственности. Это единовременное начисление, как правило, оно происходит в момент продажи партии от производителя к оптовой сети, а уже вторичные процедуры не облагаются налогом.
  • При реализации конфиската или бесхозяйных товарных единиц. Грубо говоря, если к продавцу каким-либо способом попала продукция, которая входит в перечень подакцизных товаров, но цена еще не определена, на эти товарные единицы также начисляется налог.
  • При перемещении акцизного сырья внутри организации. Это очень интересно проследить на примере ликеро-водочного производства. Чтобы производить алкоголь, нужен спирт. Но он тоже входит в список, поэтому если организация самостоятельно заготавливает сырье, то с 2011 года на него необходимо уплачивать акциз даже при «внутренней» передаче между подразделениями.
  • При импорте из-за границы.

Практика применения в судах ст. 6 НК РФ о несоответствии нормативных правовых актов Кодексу

Правила статьи имеют широкое назначение. С их помощью налогоплательщики могут доказывать и то, что отдельные нормативные акты нельзя рассматривать в качестве тех, что могут вмешиваться в налоговые отношения.

К примеру, в деле № 308-КГ15-19017, определение по которому было оглашено 16 мая 2016 г., было указано на мнение заявителя о том, что суды не учли, что Закон о регулировании торговой деятельности имеет самостоятельный предмет регулирования, не относящийся к законодательству о налогах, поэтому, в соответствии с п. 7 ст. 1 и п. п. 1, 2 ст. 6 НК РФ, не может регулировать налоговые отношения. С этим согласилась СК по экономическим спорам ВС РФ, поэтому кассационная жалоба заявителя была передана для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ.

Разумеется, в применении данных положений имеются и ограничения.

Пример можно найти в деле № АПЛ16-25, определение по которому было вынесено 25 февраля 2016 года апелляционной коллегией ВС РФ. Было отмечено, что оспариваемое заявителем положение не требует от налогоплательщика дополнительных затрат на приобретение оборудования и наём дополнительной рабочей силы, поэтому и довод апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 3 п. 1 ст. 6 НК РФ о введении новых обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ошибочен.

Это старая тема, которая является одной из основных во всём спектре судебной налоговой практики. Периодически налоговые органы требуют от налогоплательщиков, чтобы они оказали максимальное содействие в проведении инвентаризации.

Между тем это сложный процесс, который отрывает от работы специалистов, приносит существенные затруднения в жизнь предпринимателей. Но отразить это в иске или жалобе крайне сложно. В данном случае налогоплательщик попробовал зайти со стороны ст. 6 НК РФ, но у него ничего не получилось ни в одном из судов.

В ВС РФ заявили, что ссылки Общества на несение им в результате применения оспоренной нормы дополнительных материальных затрат относительно обеспечения условий для проведения инвентаризации являются несостоятельными. Между тем практически каждый предприниматель, кто сталкивался с инвентаризацией, проводимой на основании издания налоговым органом соответствующего предписания, подтвердит, что она может вызывать слишком большие убытки, а несколько налоговых проверок такого рода могут довести предпринимателя до банкротства.

Однако, как видно из определения ВС РФ, ст. 6 НК РФ в попытках судебной защиты от этого использовать не удаётся.

Российское законодательство определило перечень операций, которые не подлежат налогообложению и соответственно освобождаются от него.

В частности, операции по передаче товаров подлежащих акцизному обложению между структурными подразделениями предприятия не являющимися отдельными налогоплательщиками с целью применения этих товаров для производства или реализации других товаров другому такому подразделению этой организации. Передача в структуре одной организации сырья необходимого для производства неподакцизных товаров.

Реализация по специальным квотам на поставку всех видов сырья и спиртосодержащей продукции (из денатурированного спирта) организациям также освобождается от акцизного налогообложения.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Реализация подакцизных товаров на экспорт. При этом освобождение от налогообложения имеет некоторые особенности. Обязательным условием освобождения от уплаты налога является предоставление налогоплательщиком банковской гарантии в налоговый орган. Это поручительство обязано включать в себя обязанность банка в уплате соответствующей суммы акциза и пени в случаях непредставления плательщиком документов, которые могут подтвердить факт осуществления экспорта. Если же такие гарантии отсутствуют, то налогоплательщик обязан уплатить налог, который, в случае последующего предоставления соответствующих документов, будет возвращён.

Также не подлежит под уплату акциза первичная реализация конфискованных или бесхозяйственных подакцизных товаров, от которых произошёл отказ в пользу Государства и которые подлежат обращению в муниципальную собственность.

Закачка природного газа в соответствующие подземные хранилища, а также в плат для поддержания необходимого внутрипластового давления. Направление необходимых объёмов природного газа на подготовку теплоносителя, нагнетания в нефтяные пласты и иные методы увеличения объёмов нефтегазоотдачи. Использование газа на собственные нужды газодобывающих и газотранспортных организаций. Реализация на территории РФ природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищными кооперативами и иными подобными потребителями.

Также от уплаты акцизов освобождается реализация нефти полученной в результате переработки нефтешламов. Реализация нефти из вводимых в эксплуатацию бездействующих ранее законсервированных и контрольных скважин. Использование нефти на собственные нужды нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими организациями.

Все эти операции не подлежат акцизному налогообложению только в случаях введения и наличия отдельного учёта операций по производству и реализации подакцизных товаров и сырья.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

При ввозе подакцизных товаров в Российскую Федерацию акцизы:

  • уплачиваются – при их перемещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения, при перемещении под режимы переработки для внутреннего потребления, при выпуске продуктов переработки для свободного обращения;
  • не уплачиваются – при их помещении под режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада.

При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации налоговая база определяется по подакцизным товарам:

  • с твёрдыми (специфическими) ставками – как объём ввозимых товаров в натуральном выражении;
  • с адвалорными (в процентах) ставками – как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины;
  • с комбинированными ставками – как объём ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении при применении твёрдой (специфической) составляющей налоговой ставки и как расчётная стоимость ввозимых подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен, при применении адвалорной (в процентах) составляющей налоговой ставки.

Общие сведения о подакцизных товарах

Подакцизные товары — это вид товаров, которые облагаются особым налогом — акцизом. Акциз — разновидность косвенного налога в виде надбавки к стоимости товара, вводимой государством для наполнения госбюджета, а также для регулирования спроса на тот или иной вид товаров.

Подакцизные товары обладают общей чертой: все они являются высокорентабельными и обладают низкими производственными издержками, что делает их очень привлекательными с точки зрения налогообложения. На сегодняшний день доходы бюджета от налоговых поступлений по акцизам составляют около 5–8% от общей суммы налоговых поступлений, что, несомненно, очень высокий показатель. Подакцизными признаются как товары, произведенные на территории РФ, так и ввозимые.

Плательщиком акциза в бюджет является организация, ИП или иное лицо, которое осуществляет операции по реализации или производству подакцизного товара.

Изменения по акцизам коснулись и курильщиков.

Добавим, что согласно новой редакции пп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром будут признаваться устройства для нагревания табака – электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

Читайте также:  Пенсии по инвалидности 2 группы в 2023 году

Здесь же по-прежнему упоминаются электронные системы доставки никотина, но немного уточнено, что под ними понимать: электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Сейчас ими считаются электронные устройства (подчеркивается, что одноразовые), продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем.

При этом будет отменено исключение для таких электронных систем, зарегистрированных как медицинские изделия.

В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.

Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.

В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 22 «Акцизы»).

Налогоплательщиками акциза признаются:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами считаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

– алкогольная продукция;

– пиво;

– табачная продукция;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

– автомобильный бензин;

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

– реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

– продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

– передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

– передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

– передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);

– передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

– передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

– получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

– получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.

Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.

Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.

Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:

– финансовой помощи;

– авансовых или иных платежей;

– оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;

– пополнения фондов специального назначения;

– в счет увеличения доходов;

– процента (дисконта) по векселям.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Порядок исчисления акциза. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с НК.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.

Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные в ст. 200 НК налоговые вычеты.

Порядок и сроки уплаты налога определены в ст. 204 НК. В большинстве случаев уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Предусмотрены и исключения. Например, уплата акциза при совершении операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом налогоплательщиками, имеющими соответствующее свидетельство, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как правило, акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

Пределы подзаконного нормотворчества в сфере налогов и сборов

При издании подзаконных нормативных актов по вопросам налогообложения и сборов государственные органы исполнительной власти должны соблюдать специальные требования, установленные пунктом 1 статьи 4 НК РФ: 1) издание подзаконного акта должно быть прямо предусмотрено актом налогового законодательства; 2) нормативные правовые акты должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего органа; 3) эти акты не должны изменять или дополнять налоговое законодательство. Указанные правила распространяются и на нормативные акты, изданные до вступления в силу НК РФ.

Непосредственно законом определяется, какой вопрос и каким подзаконным актом должен быть урегулирован. Предмет подзаконного нормотворчества должен быть определен максимально четко, чтобы избежать возможности его произвольного (прежде всего расширительного) толкования. Например, Правительство РФ уполномочено издавать постановления, определяющие: порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ); правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 3 ст. 83 НК РФ); порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля (п. 4 ст. 131 НК РФ).

Таким образом, без прямого указания в Законе возможность издания подзаконных налогово-правовых актов органом исполнительной власти по собственной инициативе исключается. В пункте 7 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 обращается внимание, что «решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах» . При этом законодатель вправе в любое время изменить пределы подзаконного нормотворчества по тому или иному вопросу налогообложения либо урегулировать этот вопрос непосредственно законом.

Объект налогообложения

Объектами налогообложения являются подакцизные товары:

– производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории РБ;

– ввозимые на территорию РБ, и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, иные акты налогового и таможенного законодательства, международные договоры РБ, в т.ч. акты, составляющие право Евразийского экономического союза, связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;

– ввезенные на территорию РБ, при их реализации (передаче);

– газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный при их использовании в качестве автомобильного топлива, реализуемые (передаваемые) на территории РБ плательщиками, определенными п. 4 ст. 146 НК;

– спирт, пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта, дизельное топливо, использованные (реализованные, переданные) не по целевому назначению, плательщиками, определенными п.п. 5 и 6 ст. 146 НК (п. 1 ст. 147 НК);

– мазут, производимый на территории РБ, реализуемый (передаваемый) энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго», и используемый ими для выработки электрической и тепловой энергии в целях замещения природного газа (далее – замещающий мазут) (п. 1 Указа № 300).

Читайте также:  Как оформить возврат товара от розничного покупателя: законы и документы

Общая сумма акцизов, подлежащая уплате, может быть уменьшена на налоговые вычеты (ст. 159 НК).

Налоговыми вычетами признаются суммы акцизов:

– уплаченные при приобретении на территории РБ (при ввозе на территорию Беларуси) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров;

– уплаченные при ввозе на территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории РБ. Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории РБ.

Важно!

Суммы акцизов подлежат вычету независимо от даты проведения расчетов при приобретении (получении), ввозе подакцизных товаров после их отражения в бухгалтерском учете и использования приобретенных (полученных), ввезенных подакцизных товаров для производства и реализации (передачи) других подакцизных товаров.

Принятие к вычету сумм акцизов производится плательщиком в том налоговом периоде, в котором приобретенные (полученные), ввезенные подакцизные товары использованы для производства других подакцизных товаров и осуществлена фактическая реализация (передача) произведенных подакцизных товаров.

Обратите внимание!

Не подлежат вычету (возврату) суммы акцизов, уплаченные при приобретении (получении), ввозе на территорию РБ подакцизных товаров:

включенные в затраты по производству и реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо отнесенные на увеличение стоимости приобретенных (полученных, ввезенных) подакцизных товаров;

– уплаченные по подакцизным товарам, переданным участником договора простого товарищества в качестве вклада в общее дело, а также уплаченные участником договора простого товарищества, осуществляющим ведение общих дел, при разделе подакцизных товаров, находившихся в общей собственности участников договора простого товарищества;

– не указанные в первичных учетных документах;

уплаченные по подакцизным товарам, предназначенным для использования в производстве других подакцизных товаров, в случае их безвозвратной утери в процессе производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки.

НДС: рассмотрим внимательнее

Этот вид налогов также является косвенным и включается в стоимость товара, уплачиваемую покупателем. Плательщиками для этой категории налоговых отчислений выступают предприятия, предприниматели, а также те, кто перевозят товары через государственную границу России.

НДС можно начислять только в том случае, когда товары передаются (услуги – оказываются, работы – исполняются) в пределах государственных границ России, а покупатель активен на территории страны. Чтобы процедура была легальной и корректной, ее сопровождают документацией, подтверждающей, где именно товары были проданы, услуги – оказаны, а работы – исполнены. В качестве такого официального подтверждения выступают заключаемые договоры, чеки и иные документы, из которых следует, что услуги оказаны, работы исполнены.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на таможенную территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы:

А = О x Са,

где А – сумма акциза; О – объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; Са – ставка акциза в рублях и копейках.

При установлении адвалорных (процентных) ставок сумма акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров на территории РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

А = СТ x Са (%),

где А – сумма акциза; СТ – стоимость реализованных подакцизных товаров (без акциза и НДС); Са (%) – ставка акциза в процентах.

Исчисление акцизов при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по формуле

А = (Тс + Пи) x Са ,

где А – сумма акциза; Тс – таможенная стоимость товара; Пи – сумма ввозной таможенной пошлины; Са – ставка акциза, установленная в %.

При установлении комбинированных ставок величина акциза исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день их отгрузки (передачи).

Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма акциза:

А бюджет = А общ – А вычет,

где А бюджет – сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет; А общ – общая сумма акциза; А вычет – сумма акциза, принимаемая к налоговому вычету.

Общая сумма акциза представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета подакцизных товаров, сумма акциза определяется исходя из максимальной налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

Налоговым вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Налоговым вычетам подлежат также суммы акциза:

  • относящиеся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и естественной убыли;
  • уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;
  • уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них (в том числе возврата в течение гарантийного срока);
  • исчисленные с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
  • начисленные при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции;
  • начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • в других случаях, предусмотренных ст. 200 НК РФ.

Налоговые вычеты производятся при соблюдении следующих условий:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2003.
  3. Глухов В. В., Дольдэ И. В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Спец.лит., 1996.
  4. Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира. – М., 1995.
  5. Налоги в развитых странах / Под ред. И. Г. Русаковой – М.: Финансы и статистика, 1991.
  6. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  7. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  8. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  9. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
  10. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  12. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1996.
  13. Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
  14. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  15. Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  16. Соколов А. А. Теория налогов. – М.: Фин. Изд-во НКФ СССР, 1928.
  17. Тимофеев О. Ф. Налоги в рыночной экономике. – М., 1993.
  18. Толкушин А. В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001.
  19. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  20. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

В действующей главе 22 Налогового кодекса РФ, которая регулирует порядок и уплату акцизов, отсутствует отдельная статья, которая предусматривает налоговые льготы по акцизам, освобождаются от налогообложения только некоторые виды операций, указанные в ст. 183 НК РФ. Но налоговые льготы для плательщиков (производителей и импортеров) предусмотрены и в других нормах НК РФ в виде:

  • нулевой ставки по акцизам, предусмотренной ст. 193 НК РФ;
  • освобождения от уплаты авансовых платежей, предусмотренного ст. 194 НК РФ и 204 НК РФ;
  • налоговых вычетов по ст. 200 НК РФ.

Не все плательщики понимают, чем отличается льгота в виде освобождения от уплаты налога от нулевой ставки по акцизу. Разница в том, что при освобождении операции не возникает налоговой базы и обязанности проводить начисления в учете и отчетности. При нулевой ставке необходимо правильно определить базу налогообложения, а исчисленная сумма налога всегда равна нулю.

Предоставление налогового вычета — это уменьшение суммы акциза при покупке подакцизных товаров или при ввозе в Россию продукции и товаров, которые являются сырьем для производства подакцизных товаров.

ВАЖНО! Отдельно установлены льготы по акцизам при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию ЕАЭС и России.

Льготное освобождение от уплаты авансовых платежей нормами ст. 204 НК РФ предусмотрено для плательщиков, которые предоставили банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты.

Читайте также:  Прекращение и ограничение прав на землю

В ст. 181 НК РФ приведен перечень продукции, которая является подакцизной:

  • этиловый спирт;
  • спиртосодержащая продукция с долей этилового спирта более 9%, включая бытовую химию, парфюмерно-косметическую продукцию;
  • лекарственные препараты, включая изготавливаемые в аптеках;
  • препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • пиво и пивное сусло;
  • алкоголь с долей этилового спирта более 0,5%;
  • вино, виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло;
  • табачная продукция;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин и дизельное топливо;
  • моторные масла;
  • перегонка нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа и переработка горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;
  • средние дистилляты;
  • бензол, параксилол, ортоксилол;
  • авиационный керосин;
  • нефть и нефтяное сырье;
  • гудрон и мазут;
  • природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);
  • электронные курительные системы и жидкости для них;
  • табак, предназначенный для потребления путем нагревания;
  • виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина.

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Твердые и комбинированные виды ставок акцизов на 2020 год

Рассчитываться ставки акцизов на 2020 год могут по-разному, в зависимости от того, каковы формы установления ставок.

Твердые (специфические) ставки. Сумма акциза по товарам, в отношении которых установлен данный вид ставок, находится умножением соответствующей налоговой ставки на налоговую базу, исчисленную в соответствии со статьями 187–191 НК РФ.

Комбинированные ставки. Состоят из специфической (твердой) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых действует данный вид ставок, высчитывается суммированием акцизов по твердой и адвалорной (процентной) ставок. Сначала вычисляется акциз по твердой ставке, он равен произведению твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении. Потом высчитывается соответствующая адвалорная (в процентах) доля максимальной розничной цены таких товаров. Данные складываются.

Виды налоговых ставок

Законодательством предусмотрено несколько видов налоговых ставок для расчета акцизных платежей. Представим их в виде таблицы.

Вид налоговой ставки Описание
Твердая (специфическая) Определяется в твердой единице – рублях. Рассчитывается в соответствии с количеством реализованного (или переданного в обработку, заем и т.п.) товара.
Адвалорная Определяется в процентах. Рассчитывается в процентном отношении исходя из цены реализации.
Комбинированная Содержит в себе одновременно твердую и адвалорную систему расчета налоговых ставок.

В настоящее время НК предусмотрено использование только двух систем налогового расчета: с применением твердой и адвалорной ставки. Последняя используется для расчета акциза на табачную продукцию.

Виды ставок налогообложения подакцизной продукции и комбинированные ставки

Сумма акциза, которая подлежит уплате, рассчитывается как произведение ставки акциза и налоговой базы.

Ставки налогообложения подакцизной продукции устанавливаются статьей 193 Налогового кодекса РФ и являются едиными для всех субъектов на территории РФ. Данные ставки подразделяются на виды: твердые, адвалорные и комбинированные. Каждый вид ставок распространяется на конкретные группы подакцизной продукции.

Твердые – устанавливаются в абсолютном значении на единицу базы налогообложения (на 1 тонну, на 1 литр, на количество единиц того или иного продукта). Адвалорные ставки рассчитываются как доля от показателя стоимости (расчетной стоимости) товара.

Комбинированная ставка предполагает совокупность твердой ставки и адвалорной ставки, исходя из максимальных розничных цен. Комбинированные ставки применяются в нашей стране в отношении сигарет и папирос. До 2012 года ставки акцизов на данные виды табачной продукции дифференцировались в зависимости от наличия/отсутствия фильтра.

Максимальная розничная цена – это та цена, выше которой предприятие (индивидуальный предприниматель), осуществляющий деятельность в таких сферах как розничная торговля, общественное питания, а также сфера услуг, уже не может реализовать потребителям единицу потребительской упаковки (или пачки) табачных изделий. Данная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому наименованию табачных изделий (марке).

Исчисление акцизов на табачные изделия, с одной стороны, обеспечивает стабильные поступления данного налога в бюджет в случае, если происходит снижение объема производства сигарет в натуральном выражении, с другой – в случае понижения максимальных розничных цен позволяет обеспечить необходимый уровень доходов. Это происходит за счет установления зависимости от максимальных цен и установлении минимальной специфической ставки в твердой сумме наряду с комбинированной.

Определение налоговой базы зависит от применяемой налоговой ставки. Если на товар установлена специфическая ставка (твердая или адвалорная), то налоговой базой будет считаться количество реализованных товаров, подлежащих взиманию налога. При установлении комбинированной ставки (смешанной) налоговая база на товар будет состоять из двух частей – объем реализованных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость этих товаров.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *