- Пособия

Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие проводки использовать бюджетникам для учета основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Принятие к учету запчастей, полученных в результате разборки, утилизации (ликвидации), ремонта транспорта.

Автозапчасти, остающиеся в распоряжении учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), ремонта транспортных средств, принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Оприходование запасных частей осуществляется на основании первичных учетных документов (акта о списании транспортного средства (ф. 0504105), акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) и отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету запасных частей, полученных

по результатам ликвидации (разборки, утилизации) транспорта

1 105 36 340 1 401 10 172 0 105 36 340 0 401 10 172 0 105 36 000 0 401 10 172
Принятие к учету запасных частей,

полученных по результатам проведения ремонта транспорта

1 105 36 340 1 401 10 180 0 105 36 340 0 401 10 180 0 105 36 000 0 401 10 180

Казенное учреждение культуры с разрешения вышестоящего органа власти списало автомобиль. В результате разборки транспортного средства приняты к учету пригодные для дальнейшего использования запасные части. Их оценочная стоимость, определенная комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, составила 8 000 руб.

Пунктом 108 Инструкции N 157н предусмотрены два способа списания материальных запасов: по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно и должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Таким образом, порядок (способ) списания запасных частей устанавливается в каждом учреждении самостоятельно.

Выбытие запасных частей оформляется актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). В случае если расходование запасных частей производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к данному акту.

В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений списание израсходованных запасных частей на основании оправдательных документов отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части расходования материальных запасов)

Кредит счетов 0 105 26 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — особо ценного движимого имущества учреждения», 0 105 36 440 (000) «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

Пример 4. В бюджетном учреждении культуры сломалось звуковое оборудование. Для его ремонта были приобретены динамики (10 шт.) на сумму 30 000 руб. Расходы произведены за счет субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания. Ремонт осуществлялся собственными силами учреждения. Согласно учетной политике учреждения затраты по ремонту основных средств относятся к накладным расходам.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие операции (п. п. 34, 37 Инструкции N 174н):

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Приняты к учету динамики по
фактической стоимости
4 105 36 340 4 302 34 730 30 000
Списаны с учета динамики при
передаче их в ремонт
4 109 70 272 4 105 36 440 30 000

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2022 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Учет основных средств

  • 0 101 01 000 «Жилые помещения»;
  • 0 101 02 000 «Нежилые помещения»;
  • 0 101 03 000 «Сооружения»;
  • 0 101 04 000 «Машины и оборудование»;
  • 0 101 05 000 «Транспортные средства»;
  • 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
  • 0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;
  • 0 101 08 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;
  • 0 101 09 000 «Прочие основные средства».
  • — Акт о списание объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • — Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
  • — Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033)

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления.

Различают следующие виды бюджетного имущества: Вид ОС Право распоряжения Недвижимое Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы Движимое Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя: передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО; крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Читайте также:  Как подать жалобу в ФАС

Собираем компьютер из комплектующих: бухучет и налогообложение

Важное 24 ноября 2010 г. 16:55 Компания Организация, применяющая общий режим налогообложения, приобрела компьютерные комплектующие.

Сборка компьютера была осуществлена собственными силами. Стоимость собранного компьютера менее 20 000 рублей. Согласно учетной политике организации подобные активы учитываются в составе МПЗ.

Каков порядок бухгалтерского и налогового учета данной операции? Бухгалтерский учет Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.

4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01): а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен

Какие основные средства с 2021 года считаютмя особоценными

С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

  • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
  • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
  • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне завситмости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Принятые на баланс основные средства, стоимость которых не превышает 10000 руб. (за исключением библиотечных фондов), списываются сразу при вводе в эксплуатацию. В учреждении должен быть организован забалансовый учет таких основных средств на счете 21. По ОС стоимостью от 10000 руб. до 100000 руб. (по библиотечным фондам – от 0 руб. до 100000 руб.) при вводе в эксплуатацию начисляется полная сумма амортизации. Этим объектам присваиваются инвентарные номера, и они учитываются на балансовых счетах до момента списания и утилизации.

ОС, полученное не по договору купли-продажи, отражается в бухучете по справедливой стоимости. Это цена, сложившаяся на рынке на момент поступления основного средства. Допустимые источники сведений о справедливой стоимости перечислены в стандарте «Основные средства» и указаниях Минфина.

Забалансовый счет 01 в бюджетном учете

Используется для учета основных средств (ОС), получаемых по договорам аренды или безвозмездно с правом эксплуатации без закрепления в оперативное управление.

Рассмотрим практический пример.

Для проведения праздника Учреждение культуры взяло напрокат костюмы. Согласно контракту арендодатель передал в двухмесячное пользование 5 костюмов. Сумма арендной платы составила 12 500 руб. После праздника костюмы возвращены. В учете использовался забалансовый счет 01:

  • имущественные объекты получены в аренду — Дт 01 (12 500 руб.);
  • произведен возврат имущества, взятого в аренду – Кт 01 (12 500 руб.).

Забалансовый счет 07 в бюджетном учете

По нему ведется учет двух видов МЦ:

  • призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
  • сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.

Рассмотрим практический пример.

Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:

  • расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
  • стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
  • оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
  • списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).

Если старый монитор сломался

Начнем с объективной причины замены монитора — его поломки. Ведь если старый монитор сломался, учреждение просто вынуждено заменить его на новый. В такой ситуации речь однозначно пойдет о ремонте объекта основных средств. Даже если купленный на замену монитор будет отличаться по своим техническим характеристикам от сломавшегося (например, потому что такие же модели, как сломавшийся монитор, уже давно сняты с производства), операции все равно отражаются не как модернизация, а как ремонт объекта основных средств — компьютера.

Покупка монитора взамен сломавшегося рассматривается в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации (утв. Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н) как приобретение запасных и составных частей к объектам основных средств — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Как разъясняется в Методических рекомендациях по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931), приобретение запасных частей для вычислительной техники, таких как мониторы, системные блоки, клавиатуры, мыши, соединительные кабели, следует рассматривать как приобретение прочих материальных запасов. Поэтому учитывать их нужно на счете КРБ 010506000 «Прочие материальные запасы».

Следовательно, в случае, если учреждение осуществляет замену сломанного монитора в рамках бюджетной деятельности, операции нужно отражать такими записями:

  • приобретение монитора у поставщика по безналичному расчету:

Дебет КРБ 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит КРБ 130222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

  • отражен монитор, приобретенный взамен сломавшегося;

Дебет КРБ 130222830 «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит КРБ 130405340 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению материальных запасов»

  • оплачен приобретенный монитор;
  • приобретение монитора за наличный расчет (через подотчетное лицо):

Приобретение основных средств за счет двух источников финансирования

Если на такие действия как:

  • проведение ремонта;
  • техобслуживание и техосмотры с частотой более 12 месяцев или более операционного цикла длиннее года

приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29.

Способы отражения в бухучете результатов переоценки ОС обогатились новым вариантом.

С 2022 года можно списать всю амортизацию проводкой ДТ 02 — КТ 01, а затем довести счет 01 до рыночной стоимости. Но обязательным именно такой способ не является. Если удобнее продолжать делать по ранее выбранному методу, то можно так и оставить (п. 17 ФСБУ 6/2020).

Читайте также:  Как будет проходить НВП в школах? Первые занятия состоялись на Сахалине

При выбытии по любым причинам (не только при продаже) в отчете о финансовых результатах результат от выбытия показывается «свернуто»:

  • прибыль — в строке 2340;
  • убыток — в строке 2350.

Недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от ее удорожания может учитываться по рыночной стоимости без амортизаци.

Дооценку или уценку инвестиционной недвижимости следует списывать через 91 счет. Счет 83 при учете инвестиционных ОС не используется. И это тоже из Информации Минфина, реквизиты которой мы приводили выше.

Заключение контракта (договора) поставки автозапчастей осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ о закупках, а именно:

1) казенными учреждениями согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ;

2) автономными учреждениями на основании норм Федерального закона № 223-ФЗ;

3) бюджетными учреждениями при закупке автозапчастей:

  • за счет средств субсидий в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ;
  • за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, – Федеральным законом № 223-ФЗ (при наличии положения о закупке, принятого и размещенного до начала текущего года в единой информационной системе).

Если закупка запасных частей к транспорту производится в рамках норм Федерального закона № 44-ФЗ, то учреждение вправе использовать:

  • неконкурентные способы размещения заказа (заключение контракта с единственным поставщиком);
  • конкурентные способы размещения заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений).

В случае, когда объем закупаемых автозапчастей невелик, заключается контракт с единственным поставщиком.

При заключении контракта с единственным поставщиком должны выполняться требования, установленные ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Напомним, что согласно пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иные учреждения (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) могут осуществить закупку автозапчастей на сумму, не превышающую 400 000 руб., у единственного поставщика. При этом должно соблюдаться следующее условие: совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика и составлять не более 20 млн руб.

Кроме того, согласно пп. 4 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ учреждение вправе заключить контракт поставки автозапчастей с единственным поставщиком на сумму в пределах 100 тыс. руб., если годовой объем таких закупок не превышает 2 млн руб. или 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и составляет не более 50 млн руб.

В случае, когда закупка автозапчастей производится в большом объеме, контракт заключается с использованием конкурентных способов размещения заказа.

По общему правилу контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, в которых в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. К таким случаям, например, относятся закупки у единственного поставщика в соответствии с пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Извещение об осуществлении закупки, помимо информации, указанной в ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, должно содержать краткое изложение условий контракта, а именно наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Исходя из этого, указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки не является обязанностью заказчика, и в случае осуществления закупки автозапчастей заказчик вправе сделать указание на товарный знак в документации о закупке (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.08.2015 № Д28и-2516).

Автозапчасти, остающиеся в распоряжении учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации), ремонта транспортных средств, принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Оприходование запасных частей осуществляется на основании первичных учетных документов (акта о списании транспортного средства (ф. 0504105), акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) и отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н)
Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н)
Автономное учреждение
(Инструкция № 183н)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Принятие к учету запасных частей, полученных

по результатам ликвидации (разборки, утилизации) транспорта

1 105 36 340 1 401 10 172 0 105 36 340 0 401 10 172 0 105 36 000 0 401 10 172
Принятие к учету запасных частей,

полученных по результатам проведения ремонта транспорта

1 105 36 340 1 401 10 180 0 105 36 340 0 401 10 180 0 105 36 000 0 401 10 180

Казенное учреждение культуры с разрешения вышестоящего органа власти списало автомобиль. В результате разборки транспортного средства приняты к учету пригодные для дальнейшего использования запасные части. Их оценочная стоимость, определенная комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, составила 8 000 руб.

Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.
Читайте также:  Приказ о приеме работника на работу

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по-прежнему утвержден приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Приказ № 209н). Однако приказ Минфина от 29.09.2020 № 222н внёс в него множество изменений и поправок.

Минфин уточнил отдельные положения Приказа № 209н с целью совершенствования нормативно-правового регулирования порядка применения КОСГУ в соответствии с положениями ст. 18, 19, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса РФ.

Сразу скажем, что Минфин внёс изменения и в доходные, и расходные коды КОСГУ. И вообще предусмотрено довольно много уточняющих правок. Некоторые из них надо применять уже с 21 ноября 2020 года.

Также уточнены требования к утвержденной структуре кодов КОСГУ. По-новому изложены положения, касающиеся перечня «доходных» статей КОСГУ, детализированы отдельные статьи и порядок отнесения на подстатьи некоторых доходов.

В новой редакции Приказа № 209н Минфин учёл свои требования, разъяснения и комментарии по применению кодов КОСГУ, которые давал ранее.

В новой редакции Приказ № 209н нужно применять, в основном, при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, а также составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год

Однако есть ряд исключений, которые применяют при ведении учета уже в 2020 году и составлении указанной отчетности за 2020 год.

В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


Основные средства — это офисные здания, станки, конвейеры, склады, автопарк и прочее дорогостоящее имущество организации, которое она использует в своей работе. Признать объект основным средством можно, если он соответствует критериям:

  • используется в производственной, управленческой деятельности или передается в аренду/лизинг;
  • срок полезного использования превышает 12 месяцев;
  • первоначальная стоимость более 100 тыс. рублей в налоговом учете и 40 тыс. рублей в бухгалтерском учете;
  • последующая перепродажа не предполагается.

С 1 января 2022 года правила отнесения объектов к ОС поменяются, так как обязательным станет ФСБУ 6/2020 «Основные средства».

Если вы покупаете основное средство, то можете принять весь уплаченный входной НДС к вычету. Это значит, что вы заплатите за квартал меньше НДС, уменьшив его на сумму входного налога. Чтобы воспользоваться вычетом, нужно соблюдать ряд условий.

Заявить НДС к вычету можно, если:

  • Основное средство приобретено для использования в облагаемой налогом деятельности.
  • Основное средство принято к учету, что подтверждено документами.
  • Сумма налога подтверждается счетом-фактурой, оформленным по всем правилам.

Самый спорный пункт в этих условиях — принятие ОС к учету. Раньше налоговая говорила, что заявлять вычет можно только после того, как основное средство будет отражено на счете 01. Теперь же разрешают отражать его и на счетах 08 или 07 (письма Минфина от 17.07.2019 № 03-07-10/53067, от 18.11.2016 № 03-07-11/67999, определение ВАС от 25.02.2020 № 307-ЭС19-2823).

Если вы не покупаете, а сами создаете основное средство, к вычету можно принять НДС, который вы заплатили за материалы, работы и услуги, использованные для его создания.

Запрещено применять вычет, если компания работает на спецрежиме, получила освобождение от НДС или использует приобретенное ОС в необлагаемых операциях. В таком случае налог включается в стоимость основного средства и вписывается в расходы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *