- Пособия

Налог на имущество организаций в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Об обязанности представления декларации

Учреждения здравоохранения, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств), признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговую декларацию по налогу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Особенности утверждения

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Кодификаторы для отчетности в 2021-2022 году

В рамках бухгалтерского учета, порядок ведения которого определяется сводом правил ПБУ и федеральными законами, установлено, что основным временным отрезком, отведенным на подачу отчетов, является календарный год. К числу исключений относятся уже упомянутые ранее ситуации, связанные с учреждением, реорганизацией (но не преобразованием!), а также ликвидацией юридического лица. Порядок оформления не предусматривает использование кодировки — в документах, будь то титульный лист, или таблица с показателями, проставляется обычная дата. Таким же образом оформляется и документация, содержащая сведения о финансовых результатах деятельности.

Правила исчисления налога на недвижимость

Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).

Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.

Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).

Дата оценки Остаточная стоимость (тыс. руб.)
на 01.01 150
на 01.02 145
на 01.03 140
на 01.04 135
на 01.05 130
на 01.06 125
на 01.07 120
на 01.08 115
на 01.09 110
на 01.10 105
на 01.11 100
на 01.12 95
на 31.12 90
Всего 1560
Среднегодовая стоимость 120
Налог на имущество (ставка 2,2%) 2,64

Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.

Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.

Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.

Рассмотрим, какие реквизиты необходимо заполнить на титульном листе.

ИНН указывается 12-значный идентификационный номер налогоплательщика.

КПП – 9-значный код, присваиваемый в органах ФНС.

Номер корректировки – у первичной декларации значение «0—», далее в случае уточнения указывается соответственно «1—», «2—» и т.д.

Налоговый период – в обычном порядке при сдаче ежегодной отчётности необходимо указать код «34», в случае реорганизации код «50».

Отчётный год – 2021.

Представляется в налоговый орган (код) – указывается код, соответствующий территориальному отделению ФНС, в который направляется отчётность, наиболее часто используемый «281»

По месту нахождения – указывается код, соответствующий месту нахождения имущества, в отношении которого заполняется декларация.

Налогоплательщик – полное наименование компании.

Плательщики налога на имущество

Плательщиками налога на имущество являются:

  • российские организации;
  • иностранные организации (которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие недвижимое имущество в собственности на территории РФ).

Плательщиками налога на имущество признаются физические лица, которые обладают правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (Глава 32, статья 401 НК РФ).

Объектом налогообложения физических лиц признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя):

1. Жилой дом.
2. Жилое помещение, квартира или комната.
3. Гараж.
4. Объект незавершенного строительства.
5. Единый недвижимый комплекс.
6. Иные здания (строения, сооружения и помещения).

Налог на имущество организаций в 2021 году не платят:

  • юридические лица, переведенные на уплату ЕНВД (Единый налог на вмененный доход). С 01.01.2021 ЕНВД отменен;
  • субъекты малого бизнеса, применяющие УСН (Упрощенную систему налогообложения).
  • ООО и предприниматели, применяющие ЕСХН, независимо от состава, имеющегося у них имущества.

Ставки налога на имущество в 2021 году

Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.

Читайте также:  Незаконное предпринимательство: виды, штрафы и ответственность

В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.

Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.

Декларация по налогу на имущество 2021 года

Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 утверждена форма декларации по налогу на имущество в электронном формате и порядок ее заполнения.

С 2011 года форма декларации постоянно менялась. На 2021 год ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую форму необходимо будет применять для отчетности за 2019 год.

Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. Новый бланк учел отмену ежеквартальных деклараций по налогу на имущество. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо. Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.

Структура новой формы декларации за 2019 год, которую сдавали в 2020 году, при этом осталась прежней:

  • титульный лист;
  • раздел 1 («Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»);
  • раздел 2 («Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»);
  • раздел 2.1 («Сведения о недвижимом объекте, аванс с которого был рассчитан в предыдущем разделе»);
  • раздел 3 («Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость»).

Авансовый расчет по налогу: структура и порядок заполнения

Авансовый расчет состоит из:

  1. Титульного листа.
    В нем отражаются стандартные для налоговой отчетности сведения — о налогоплательщике, о налоговом органе. Важно правильно отразить код периода (данный нюанс мы рассмотрим далее в статье).
  2. Раздела 1.
    В нем отражаются сведения о величине авансового платежа по имущественному налогу.

ВНИМАНИЕ! Если у фирмы несколько объектов, по которым исчисление налога осуществляется по разным принципам (например, у первого по кадастровой стоимости, у второго — по среднегодовой), но они имеют общий ОКТМО, в строке 030 соответствующего блока в разделе 1 отражается общая сумма налога по всем объектам.

  1. Раздела 2.
    Здесь фиксируются расчеты платежа по среднегодовой стоимости.
    Необходимо заполнить столько разделов 2, сколько в авансовом расчете отражается разных кодов ОКТМО. Кроме того, если для объектов (частей объекта) с общим ОКТМО установлены разные ставки, для каждого из них нужно заполнить отдельный раздел 2.
    Раздела 3.
    В разделе 3 отражаются данные по каждому виду налогооблагаемого имущества, для которого установлена кадастровая стоимость. То есть копий данного раздела в структуре авансового расчета должно быть столько, сколько у фирмы есть отдельных объектов, на которые начисляется налог.

Статья 374. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Статья 375. Налоговая база

1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Читайте также:  Получить звание Ветерана труда в 2023 году

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье — перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Состав сведений, подлежащих включению в перечень, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

10. Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

К плательщикам налога относятся организации, в наличии у которых имеется имущество, признаваемое в соответствии с налоговым законодательством (ст. 374) объектом налогообложения. Организации, использующие УСН, также должны уплачивать налог. Правда есть исключения.

ВНИМАНИЕ! Объектом обложения для российских и иностранных предприятий, которые ведут свою деятельность в России через постоянные представительства, является имущество, числящееся на учете в качестве объектов основных средств.

Также налог рассчитывается на жилые здания и помещения, не учитываемые как основные средства на балансе.

Для иностранных предприятий, которые не осуществляют свою деятельность в РФ через представительства, объектом является недвижимое имущество, располагающееся на российской территории, принадлежащее на правах собственности, а также приобретенное по концессионному соглашению. Не облагаются налогом такие объекты, как:

  • Участки земли и объекты природопользования (водные объекты, а также иные природные ресурсы).
  • Принадлежащее исполнительным органам федеральной власти имущество, используемое для оборонных нужд, гражданской обороны и обеспечения в стране безопасности.
  • Объекты культурного наследия (исторические памятники).
  • Ядерные установки, применяемые для целей науки.

Не входят объекты, принятые на баланс в результате:

  1. Ликвидации или реорганизации организаций.
  2. Приобретения или передачи имущественного объекта между лицами, являющимися взаимозависимыми.

Отсутствие государственной регистрации или консервация основного средства не освобождает от обязанности уплачивать налог.

Налоговый период равняется одному календарному году. Первый квартал, 6 и 9 месяцев являются отчетными периодами.

Налоговую базу составляет размер среднегодовой стоимости облагаемого объекта. С какой стоимости платится налог? При ее определении учитывается следующая стоимость имущества:

  • По амортизируемому имуществу берется его остаточная стоимость, которая рассчитывается в результате осуществления бухгалтерского учета.
  • По не амортизируемому объекту налоговая база составляет разницу между их изначальной стоимостью и размером износа, исчисляемым по нормам амортизационных отчислений в конце каждого отчетного периода. Сюда входит имущество для внешнего благоустройства, объекты жилищного фонда, дорожного, лесного хозяйства и др.

Налоговой базой для недвижимого имущества зарубежных предприятий, не работающих в РФ через постоянные представительства, считается инвентаризационная стоимость этих объектов по результатам органов технической инвентаризации.

Налоговые декларации российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России, на ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, обязаны представлять согласно статье 386 Налогового кодекса РФ отдельно по каждому из нижеследующих пунктов:

· по своему местонахождению (по месту регистрации организации). В данные налоговые декларации включается также имущество, имеющее местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации;

Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Московской области в 2023 году

· по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

· по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации.

Не позднее 30 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом, налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) налогоплательщики представляют налоговую декларацию. Форма декларации по налогу на имущество и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224.

Подготовка и сдача налоговых деклараций в ряде случаев имеет несколько особенностей:

1. В зависимости от зачисления налога в различные бюджеты.

Поскольку налог на имущество является региональным налогом и согласно статье 56 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %, то налоговая декларация представляется по местонахождению организации. Однако на территории субъекта РФ может быть принят нормативный акт, согласно которому налог на имущество может зачисляться частично в местный бюджет (с распределением по муниципальным образованиям). В таком случае налоговая декларация в соответствии с п.1.4 Инструкции заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) по ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления и представляется в налоговый орган, курирующий территорию данного муниципального образования.

Пример: ООО «Сатурн» зарегистрировано на территории Саратовской области и имеет налогооблагаемое имущество на территории разных муниципальных образований: в Екатериновском районе и в Балтайском районе, которые курируют разные налоговые инспекции. Приложением № 6 к Закону Саратовской области “Об областном бюджете на 2005год” от 15 декабря 2004 г. № 64-ЗСО установлены следующие нормативы отчислений налога на имущество организаций на 2005 год:

По Екатериновскому району в местный бюджет 41 %, в областной бюджет 59 %;

По Балтайскому району в местный бюджет 100 %.

Таким образом, ООО ”Сатурн” должно представить налоговые декларации в разные налоговые инспекции и уплатить суммы налога на имущество по соответствующим кодам ОКАТО.

Если же у налогоплательщика налогооблагаемое имущество находилось бы на территории разных муниципальных образований одного субъекта РФ, но курируемых одной налоговой инспекцией, то он может представить единую налоговую декларацию. В ней следует отразить данные по всему налогооблагаемому имуществу, которое находится на территории этих муниципальных образований. В единой декларации заполняется несколько разделов 2 и (или) 4 и (или) 5 в отношении сумм налога, подлежащих зачислению по соответствующим кодам ОКАТО, в разделе 1 заполняется несколько блоков строк 010–040 – по каждому коду ОКАТО указывается отдельная сумма.

Однако в 2006 году Законом Саратовской области от 23 декабря 2005 г. № 138-ЗСО “Об областном бюджете на 2006год” распределение налога на имущество по бюджетам не предусматривается, налог на имущество зачисляется в областной бюджет по нормативу 100 %. Следовательно, ООО ”Сатурн” за 2006 год должно будет представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, администрирующую организацию на территории данного субъекта РФ, в которой будет указано все имущество, принадлежащее ООО ”Сатурн”.

2. Наличие необлагаемого имущества.

В соответствии с Главой 30 Налогового кодекса различают имущество, не признаваемое объектом налогообложения, такое как земельные участки и иные объекты природопользования и льготируемое имущество, такое, например, как магистральные трубопроводы и линии энергопередачи.

Стоимость имущества, не признаваемого объектом налогообложения в налоговой декларации не отражается, хотя налоговая декларация должна представляться с заполненными титульным листом и разделами 1, 2 (или 3).

Стоимость льготируемого имущества отражается одновременно в разделах 5 и 2 (3 и 4) налоговой декларации. Налоговые льготы и основания для их применения рассмотрены в Главе IV настоящего издания.

3. Организация образовалась или ликвидировалась в середине налогового периода.

В данном случае следует руководствоваться позицией Минфина РФ, изложенной в Письме от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26. Главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 НК РФ, с учетом положений статьи 379 НК РФ.

Статьей 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (т. е. средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (т. е. в квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

Как следует из положений пункта 4 статьи 376 НК РФ, основанием для определения налоговой базы (среднегодовой стоимости) по налогу на имущество организаций и начисления налога является наличие на балансе организации имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца.

В данном случае необходимо учитывать, что заложенный в главе 30 НК РФ порядок определения налоговой базы не предусматривает возможности учета остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года, поскольку понятие «среднегодовая стоимость имущества», как отмечалось выше, изначально предполагает, что это средняя стоимость имущества за календарный год, а не за период деятельности организации (например, с 1 декабря 2004 года по 31 декабря 2005 года включительно). Кроме того, включение в расчет налоговой базы данных по состоянию на 1-е декабря прошедшего календарного года делает для налогоплательщиков невозможным заполнение соответствующих форм налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

При этом необходимо учитывать, что установленный главой 30 НК РФ порядок определения налоговой базы учитывает основное требование статьи 55 НК РФ, т. е. период времени фактического нахождения имущества на балансе организации.

Рассмотрим пример заполнения налоговой декларации по налогу на имущество для следующей организации:

ЗАО «Плутон» является оператором связи. Остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета составляет:

На 01.01.2005 103921161 рублей, в том числе недвижимого имущества 3156102 рубля.

На 01.02.2005 103830277 рублей, в том числе недвижимого имущества 3152324 рубля.

На 01.03.2005 103562613 рублей, в том числе недвижимого имущества 3146548 рублей.

На 01.04.2005 103283319 рублей, в том числе недвижимого имущества 3141771 рубль.

На 01.05.2005 102468480 рублей, в том числе недвижимого имущества 3136994 рубля.

На 01.06.2005 103073992 рублей, в том числе недвижимого имущества 3212322 рубля.

На 01.07.2005 102644249 рублей, в том числе недвижимого имущества 3207224 рубля.

На 01.08.2005 121942209 рублей, в том числе недвижимого имущества 3202127 рублей.

На 01.09.2005 123371911 рублей, в том числе недвижимого имущества 3762392 рубля.

На 01.10.2005 148975294 рублей, в том числе недвижимого имущества 3756729 рублей.

На 01.11.2005 162842032 рублей, в том числе недвижимого имущества 3751066 рублей.

На 01.12.2005 164229216 рублей, в том числе недвижимого имущества 3745404 рубля.

На 01.01.2006 162636221 рублей, в том числе недвижимого имущества 3739741 рубль.

На основании имеющихся данных заполним Раздел 2.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *