- Миграционное право

9.4. Административная ответственность медицинских работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «9.4. Административная ответственность медицинских работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ответственность предусматривается за несоблюдение установленного государственного порядка в сфере медицины и здравоохранения. Это прописано в нормах. Чаще всего, наказание последует за перечисленные ниже правонарушения. Ответственность последует только после того, как будет доказано противоправность действий виновного лица и возможность человека не нарушать правила, предписанные законодательством и кодексом. Подробная информация на тему виды ответственности медработников дана в КоАП РФ.

Административная ответственность медицинских работников. — презентация

1 Административная ответственность медицинских работников

2 Как показывает практика большинство медицинских работников и даже руководителей учреждений здравоохранения имеют поверхностное представление о юридической ответственности, установленной действующим законодательством за правонарушения в сфере здравоохранения. При этом знания об основаниях, виды и последствия юридической ответственности, с одной стороны, дисциплинирует медицинских работников, а с другой — уменьшает вероятность необоснованного привлечения их к ответственности.

3 Административным правонарушением называется противоправное виновное действие или бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок права и свободы граждан, на установленный порядок управления.

4 Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно- эпидемиологической службой и т.д.)

5 Административная ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасна, чем преступления, и в корне отличается от них. Привлечение гражданина одновременно к уголовной и административной ответственности невозможно.

6 Отличия административной ответственности от уголовной 1) установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ; 2) административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц; 3) наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

7 За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания — предупреждение; — административный штраф; — Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; — лишение специального права, предоставленного физическому лицу; — административный арест; — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; — дисквалификация; — административное приостановление деятельности; — обязательные работы. В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф

8 Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административ­ного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

9 Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой де­нежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должно­стным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административный штраф призван оказать воздействие на ма­териальные интересы правонарушителя.

Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми­ нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10 В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

11 Статья Отказ в предоставлении информации. Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения. Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Статья 6.3.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6.8.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

12 Статья Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Статья Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации. Статья Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно- санитарных правил. Статья Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

13 Статья Нарушение правил защиты информации. Статья Разглашение информации с ограниченным доступом. Статья Нарушение правил распространения обязательных сообщений. Статья Нарушение порядка представления статистической информации.

Статья Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. Статья Нарушение требований законодательства о хранении документов. Статья Нарушение законодательства о рекламе.

Мерами
административной ответственности
являются админи­стратив-ные наказания.
Меры административной ответственности
(административные наказания) являются
разновидностью мер административно-правового
принуждения, применяемых к лицу,
совершающему ад­министративное
правонарушение.

Меры
административной ответственности имеют
рядотличи­тельных
признаков:


перечень мер административной
ответственности установ­лен Кодексом
Российской Федерации об административных
правонарушениях
(далее – КоАП) и является исчерпывающим;


назначенные и исполненные меры
административной от­ветственности
(административное наказание) влекут
для право­нарушителя истечение срока
погашения административной от­ветственности.
Лицо считается подвергнутым административной
ответственности в течение одного года
со дня исполнения поста­новления о
назначении административного наказания
(ст. 4.6 КоАП);


  • меры административной ответственности
    (административ­ные наказания) не
    применяются в момент совершения
    администра­тивного правонарушения.
    Они применяются всегда после соверше­ния
    административного правонарушения;

  • меры административной ответственности
    (административ­ные наказания)
    назначаются в том случае, когда
    административным правонарушением
    причинен необратимый (невосстановимый)
    вред. Меры административной ответственности
    призваны компенсиро­вать такой вред;

  • меры административной ответственности
    (административ­ные наказания)
    назначаются уполномоченным органом
    (должност­ным лицом), когда собраны,
    закреплены и исследованы доказатель­ства
    по делу об административном правонарушении,
    установлена вина правонарушителя.

Перечисленные
КоАП меры административной ответственности
взаимосвязаны и образуют единую систему
административных на­казаний. Они
могут быть классифицированы по различным
осно­ваниям.

  1. За
    совершение административных правонарушений
    могут устанавливаться и применяться
    следующие административные наказания:

  2. предупреждение;

  3. административный штраф;

  4. конфискация орудия совершения или
    предмета административного правонарушения;

  5. лишение специального права, предоставленного
    физическому лицу;

  6. административный арест;

  7. административное выдворение за пределы
    Российской Федерации иностранного
    гражданина или лица без гражданства;

  8. дисквалификация;

  9. административное приостановление
    деятельности;

  10. обязательные работы.
  11. В
    отношении медицинских работников
    (организаций) применяются, как правило,
    предупреждение и административный
    штраф.

Предупреждение
(ст. 3.4 КоАП) является мерой административ­ного
наказания, выраженной в официальном
порицании физического или юридического
лица. Предупреждение выносится в
письменной форме.

Административный
штраф
(ст.
3.5 КоАП) представляет собой де­нежное
взыскание, налагаемое уполномоченным
органом (должно­стным лицом) на
физическое или юридическое лицо,
совершившее административное
правонарушение. Административный штраф
призван оказать воздействие на
ма­териальные интересы правонарушителя.

Взыскиваемые с физических и юридических
лиц суммы адми­нистративных штрафов
подлежат зачислению в бюджет в полном
объеме в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Случаи полной и ограниченной материальной ответственности

Стоит упомянуть также, что материальную ответственность несет и сам медицинский работник. В случае причинения работником вреда пациенту МО может взыскать с него сумму ущерба в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Данный вид материальной ответственности является частичным. Также медицинские работники могут нести полную материальную ответственность, при которой с медицинского работника взыскивается полная сумма компенсации независимо от ее размера, в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): в случае нанесения медицинским работником вреда пациенту в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в результате административного проступка, либо в случае причинении умышленного ущерба медицинским работником либо вынесения ему обвинительного приговора по уголовному делу, в случае если ущерб причинен не при исполнении работником своих трудовых обязанностей, а также в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую, врачебную или иную). При этом стоит отметить, что медицинские работники не относятся к работникам, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, так как они не входят в указанную группу лиц согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Исключением являются работники, ответственные за хранение и учет материальных ценностей МО (старшие медицинские сестры, заведующий складом).

Ответственность за оскорбление (в том числе медицинских работников)

Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Иванов А.Ю.

Анализ обращений, поступающих на рассмотрение в органы прокуратуры, свидетельствует о том, что значительное число жалоб по-прежнему составляют жалобы на оскорбление граждан.

Объясняется это в первую очередь тем обстоятельством, что в силу закона полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. КоАП РФ (оскорбление) наделен только прокурор.

Вместе с тем основанием для принятия мер прокурорского реагирования могут стать далеко не все высказанные в ходе ссоры или по иным мотивам оскорбительные выражения, которые нарушают морально-этические нормы поведения в обществе.

Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения является наличие в действиях субъекта правонарушения неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Установление данного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом всех обстоятельств дела.

При производстве по делам об административных правонарушениях данной категории подлежат установлению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оскорбление влечет наложение на правонарушителя административного штрафа: на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

К примеру: В июне 2020 местный житель ГО Первоуральска вызвал скорую помощь. Бригада подъехала, фельдшер попросила мужчину подписать согласие на осмотр и предъявить документы, удостоверяющие личность, однако в ответ, в свой адрес услышала оскорбительные нецензурные выражения, которые унизили ее честь и достоинство

По данному факту, 14.08.2020 прокуратурой города в отношении местного жителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление).

Материал проверки с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении направлен мировому судье судебного участка № 7 для рассмотрения по существу.

27.08.2020 мировым судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым мужчина признан виновным в совершении административного правонарушения. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Описание презентации АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ по слайдам

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2. 1 Ко. АП РФ) СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ объективная сторона субъективная сторона

3 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОБЪЕКТ — совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т. д. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА — состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность. Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

4 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ СУБЪЕКТ — тот, кто совершил административное правонарушение (как физические, так и юридические лица). Ко. АП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16 -летнего возраста. К несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3. 9 Ко. АП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4. 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

5 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Субъективная сторона административного правонарушения — вина УМЫСЕЛ НЕОСТОРОЖНОСТЬ прямой Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало косвенный Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, но относилось к ним безразлично легкомыслие Лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий небрежность Лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

6 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ предупреждение административный штраф конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения лишение специального права, предоставленного физическому лицу административный арест административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства дисквалификация административное приостановление деятельности обязательные работы административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 5. 39. Отказ в предоставлении информации Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 19. Пациент имеет право на: 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья Статья 22. Информация о состоянии здоровья Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья 1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Читайте также:  Какие выплаты при рождении второго ребенка в 2023 году?

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 70. Лечащий врач 2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья …. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях; 7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статья

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 2. Незаконное занятие народной медициной Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого оно выдано. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

Ответственность медицинских работников

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.
  3. Изъятие (с возмещением стоимости) или конфискация (без возмещения стоимости) предмета нарушения.
  4. Лишение права на занятие мед. деятельностью или права занимать определенные должности.
  5. Арест.
  6. Дисквалификация.

Привлечь к ответу медицинского работника можно за нарушение различных правовых норм. В первую очередь ответственность медработников в сфере охраны здоровья устанавливает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Нормативный акт содержит 14 глав и свыше ста статей и определяет, за что и какую ответственность несет медработник. Отвечать придется за неправомерные действия или невыполнение должностных обязанностей, в результате чего произошел:

В этой связи за несоблюдение любой из перечисленных обязанностей медицинский работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Противоправным является такое поведение (т.е. действие или бездействие) работника, которое не соответствует установленным правилам поведения. Например, опоздание на работу, прогул, появление на работе в состоянии опьянения. В равной мере противоправными являются отказ от исполнения законного распоряжения руководителя учреждения здравоохранения (работодателя), несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения сильнодействующих, ядовитых, наркотических средств и т.д.

1. Административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления. Перечень областей применения, так и самих правонарушений приведен в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП) (с изменениями и дополнениями)

Возмещение вреда происходит в пределах месячного оклада медработника, а при наличии соглашения о полной ответственности или при порче вверенного под подпись оборудования и ценностей, а также в случае умышленного причинения вреда медработник несет ответственность всем своим имуществом.

Привлечение медработника к уголовной ответственности происходит путем подачи заявления в полицию, после чего проводится доследственная проверка, и возбуждается уголовное дело. В ходе следствия допрашиваются обвиняемый, свидетели и пострадавшие, также могут изыматься части оборудования и приостанавливаться деятельность медучреждения. Вид уголовного наказания определяет суд.

Руководитель организации, согласно ст. 277 ТК РФ, несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Перечень случаев полной материальной ответственности установлен федеральным законодательством.

По общему правилу размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче имущества, определяется по фактическим потерям, исходя из рыночных цен, действующих на день причинения ущерба в данной местности, но не может быть ниже стоимости имущества, основанной на данных бухгалтерского учета. При этом учитывается степень износа такого имущества. Размер ущерба подтверждается документально в соответствии с нормами Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402 «О бухгалтерском учете».

  • недостаточные профессиональные познания в вопросах диагностики, лечения и предотвращения некоторых заболеваний и их осложнений, отсутствие критериев ранней диагностики и прогнозирования заболеваний;
  • некоторые недостаточно качественные инструментальные методы диагностики и лечения заболеваний;
  • редкость, злокачественность некоторых заболеваний или осложнений;
  • несоответствие прав, обязанностей конкретного медработника необходимым действиям по диагностике и лечению заболеваний;
  • нехватка в медучреждении специализированных аппаратов, оборудования;
  • индивидуальные особенности организма больного;
  • нежелательные действия больного, его родственников (например, нарушение режима, несоблюдение рекомендаций);
  • психическое, физическое состояние медработника (высокая степень усталости и утомления, заболевание).

Вина медработника может характеризоваться по форме умысла или неосторожности. Прямой умысел – разновидность вины, при которой медработник, виновный в совершении преступления, понимал общественную опасность своих действий, имел возможность предвидеть наступление неприятных юридических последствий и при этом желал их наступления. Косвенный умысел предполагает отсутствие желания наступления общественно опасных последствий или безразличное отношение к ним.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников

  1. Противоправное поведение медицинского работника, выразившееся как в действии, так и бездействии. Т.е. такое поведение, которое нарушает нормы трудового или иного законодательства, предусматривающего профессиональные обязанности медицинского работника. Таким нарушением может стать опоздание на работу, отказ работника выполнять правомерное указание работодателя, неоформление обязательной медицинской документации.
  2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Общие обязанности работника установлены ТК РФ, специальные – правилами внутреннего трудового распорядка, а также трудовым договором. Такими нарушениями могут быть неисполнение обязательств по трудовому договору, нарушение должностных инструкций, приказов руководителей.
  3. Наличие причинно-следственной связи между действием медицинского работника и наступлением соответствующих негативных последствий. Работодателю нужно доказать, что именно данное действие врача или его бездействие привело к соответствующему результату
  4. Виновный характер поступка, т.е. нарушение должно быть совершено умышленно или по неосторожности. Однако неисполнение медработником трудовых обязанностей по независящим от него причинам (например, в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению работы) не является дисциплинарным поступком, так как в данном случае вина работника отсутствует.

При этом отсутствие объяснения от работника не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания, а значит решение будет принято без соответствующих разъяснений непосредственного участника событий. Сроки применения дисциплинарного взыскания — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

Медицинские работники состоят в трудовых отношениях с поликлиниками, больницами, санаториями, институтами и другими учреждениями. Соответственно за нарушение своих трудовых (служебных) обязанностей, в том числе и по отношению к пациентам, они несут ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством. Согласно ст. 135 КЗоТ администрация учреждения может наложить на своих работников дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, перевода на нижеоплачиваемую работу, смещения на низшую должность сроком до З-х месяцев или увольнения.
При применении дисциплинарного взыскания администрация должна учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника и отношение его к своим обязанностям.
Медицинские работники могут быть уволены по инициативе администрации вследствие обнаружившегося их несоответствия выполняемой работе (ст. 33 КЗоТ). Так, медсестра В. была уволена с работы за несоблюдение правил асептики и антисептики, неумение правильно определить дозу вводимого лекарства. Несмотря на большой стаж работы в других медицинских учреждениях, В., как установлено, не приобрела навыков, необходимых для надлежащего выполнения обязанностей медицинской сестры детского ревматологического отделения городской больницы, что и явилось поводом к расторжению с ней трудового договора. Суд отказал В. в иске о восстановлении на работе.
Иногда к медицинским работникам, нарушившим свой профессиональный долг, применяются меры общественного воздействия в соответствии с уставами общественных организаций. Решение суда врачебной (медицинской) чести не тождественно дисциплинарному взысканию
Должностные лица медицинских учреждений за совершение административных проступков несут ответственность в соответствии с КОАЛ (ст. 24) в форме предупреждения, штрафа, исправительных работ, назначаемых судом и др.
Уголовная ответственность медработников
В особо опасных случаях за совершение преступлений медицинские работники могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Преступлением считается лишь такое противоправное действие или бездействие, которое совершено умышленно или по неосторожности.
Как правило, преступления медицинских работников совершаются неумышленно (без явного, намерения причинить повреждение здоровья пациенту), а по неосторожности. Преступления признаются совершенными по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных (вредных) последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть (ст. 9 УК).
Уголовная ответственность наступает лишь за те действия или бездействие, которые определены законом как преступные. В УК нет специальных статей об ответственности медицинских работников. Они могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям УК о неосторожном убийстве, неосторожном тяжком или менее тяжком телесном повреждении, заведомом наставлении другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, незаконном производстве аборта, подмене или похищении ребенка, о неоказании помощи больному (гл. 3 УК) — Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности). Кроме того, получение работником учреждения, не являющимся должностным лицом, путем вымогательства незаконного вознаграждения от гражданина за выполнение работы или оказание услуги в сфере медицинского обслуживания влечет ответственность по ст. 156 УК. Должностные лица медицинского учреждения несут уголовную ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, халатность, получение взятки и другие должностные преступления в соответствии с нормами гл. 7 УК (Должностные преступления).
Незаконное занятие целительством влечет административную ответственность, а в случаях, предусмотренных законодательством, — уголовную ответственность. Это положение Основ законодательства об охране здоровья граждан предполагает введение дополнительной нормы в УК, поскольку ст. 221 УК предусматривает уголовную ответственность лиц, занимающихся врачеванием как профессией и не имеющих надлежащего медицинского образования. Для целителей же медицинского образования не требуется.
Наступление имущественного вреда (потери заработка в связи с утратой трудоспособности, расходы на лекарства) в результате незаконного занятия народной медициной влечет также гражданскую ответственность целителя в порядке ст. 444 ГК.
В практике не исключены случаи невнимательного, иногда неквалифицированного отношения медицинского персонала к гражданам, нуждающийся в помощи. Это может привести, а порой, к сожалению, приводит к нежелательным результатам — ухудшению состояния здоровья граждан — и влечет юридическую ответственность.
Неосторожное убийство (ст. 106 — Неосторожное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение (ст. 114 УК). В процессе осуществления своих профессиональных обязанностей медицинский работник может причинить смерть или телесное повреждение пациенту по неосторожности. В уголовном законодательстве нет специального состава врачебной неосторожности. Как отмечалось, виновные в этих случаях отвечают по статьям о преступлениях против жизни и здоровья.
Неосторожное причинение смерти, телесного повреждения может быть результатом как действия (например, медсестра, не проверив этикетку, дала больному вместо необходимого лекарства ядовитое вещество), так и бездействия (прекращение в воскресные дни наблюдения за тяжелобольным в реанимационном отделении; неисполнение медсестрой предписаний врача сделать укол для снятия шока, боли, против заражения и т.п.).
Риск заражения (и соответственно риск смерти) существует при оказании помощи инфицированным (больным) СПИДом. Так, в США из 7 млн. медицинских работников при исполнении своих служебных обязанностей заразились 12 человек. В российской прессе врачей, отказавших в медицинской помощи инфицированным (больными СПИДом, называют «обывателями»). Когда установлено, что оказание медицинской помощи было опасным для жизни и здоровья врача, они могут привлекаться к ответственности по ст. 106, т УК лишь в случаях, если в момент оказания помощи они были достаточно защищены. В некоторых штатах США приняты законы, согласно которым медицинские работники вправе отказаться от обслуживания больных СПИДом, если считают себя недостаточно защищенными от инфекции. Такой порядок заслуживает внимания: нельзя применять уголовную ответственность за отказ подвергаться смертельному риску.
Заведомое наставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией. С объективной стороны это преступление выражается либо в активных действиях, например, использование не стерилизованных шприцев и других инструментов, некачественное осуществление проверки донорской крови или крови лиц, проходящих освидетельствование, либо в бездействии, например, несоблюдение обязательных мер асептики и антисептики. Преступление считается оконченным независимо от того, заразилось ли лицо, поставленное в опасность, или в силу особенностей организма избежало этого. Субъектом этого преступления может быть любой медицинский работник, обязанный в силу своей должности принимать меры для ликвидации опасности поставления других лиц в ситуацию возможного заражения СПИДом. Вина медицинских работников проявляется в форме преступной самонадеянности.
Незаконное производство аборта (ст. 116 УК). Объектом рассматриваемого преступления является жизнь и здоровье беременной женщины. Незаконный аборт заключается в активных действиях виновного, направленных на искусственное прерывание беременности. Способы производства аборта могут быть различными (химические, механические) и для юридической квалификации значения не имеют. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК, является врач, то есть лицо, имеющее законченное высшее медицинское образование. Закон не уточняет специализацию врача, и, следовательно, ответственность несет врач любой специальности.
Операция прерывания беременности считается незаконной, если она производится вне стационара (в поликлинике, иных служебных помещениях, на дому) или при наличии противопоказаний. Указанные условия являются исчерпывающими и не могут быть дополнены ведомственными нормативными актами.
Если аборт производится вне стационара лечебного учреждения, уголовная ответственность врача наступает независимо от обстоятельств, при которых выполнена операция. Исключение из этого правила — особое состояние, когда аборт необходимо произвести в целях устранения реальной угрозы для жизни беременной женщины или для того, чтобы избежать тяжкого расстройства ее здоровья. Врач, сделавший в этих условиях аборт, не подлежит уголовной ответственности, так как его действия правомерны.
Ответственным по ч. 2 ст. 116 УК за производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования, может быть любой гражданин, достигший 16-летнею) возраста, например, студент мединститута, лицо, относящееся к среднему медперсоналу и др.
В ч. 3 ст. 116 УК предусмотрены три квалифицирующих признака незаконного аборта: совершение его неоднократно, наступление смерти потерпевшей, наступление иных тяжких последствий.
Неоднократность совершения незаконного аборта предполагает совершение его два или более раз независимо от того, был ли виновный ранее судим за такое преступление или нет.
Смерть беременной женщины как отягчающее обстоятельство может наступить во время незаконного производства аборта или после него. Под тяжкими последствиями аборта следует понимать причинение длительного расстройства здоровья, значительную стойкую утрату трудоспособности, наступившее бесплодно и т.п. Между произведенным абортом и наступившей смертью или иными тяжкими последствиями должна существовать причинная связь.
Подмена ребенка. Под подменой понимается замена одного ребенка другим. Преступление совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что он подменивает ребенка, и желает этого. Субъектом этого преступления может быть медицинский работник родильного дома, дома ребенка, детской больницы. Для состава похищения ребенка необходимо наличие корыстных или иных низменных побуждений. Под корыстными побуждениями понимается стремление извлечь материальную выгоду, например, предъявить в дальнейшем требования о выкупе. К иным низменным целям относятся хулиганские побуждения, месть родителям и др.
Похищение человека. Ч. 2 ст. 125 УК предусматривает ответственность за похищение несовершеннолетнего. Похищение несовершеннолетнего 1 наказывается независимо от побуждений, наличия или отсутствия насильственных действий, применения или неприменения оружия. В качестве особо квалифицирующих обстоятельств, наличие которых влечет более строгую ответственность, в ч. 3 ст. 125 предусмотрены совершение преступления организованной группой или особо тяжкие последствия.
Неоказание помощи больному (ст. 128 УК). Объект этого преступления — жизнь и здоровье человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи. Согласно ч. 1 ст. 128 УК субъектом преступления является лицо, обязанное оказывать помощь больному по закону или специальному правилу. В соответствии со ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан такими лицами считаются медицинские работники, которые обязаны оказывать первую неотложную помощь гражданам в лечебно-профилактическом учреждении независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому.
Неоказание помощи больному состоит в бездействии, то есть в несовершении необходимых в конкретных условиях действий, направленных на спасание жизни, излечение, облегчение страданий Вина медицинского работника — прямой умысел по отношений «неоказанию помощи, небрежность — по отношению к последствиям.
При наличии уважительных причин неоказания помощи больному ответственность медицинского работника не наступает. Уважительными причинами на практике признаются отсутствие стерильных средств для перевязки, стихийное бедствие, болезнь самого медработника, приглашение одновременно к другому тяжелобольному.
В ч. 2 ст. 128 УК установлена ответственность за то же деяние, если оно повлекло или заведомо могло повлечь смерть больного или иные тяжкие для него последствия.
В юридической литературе вызывает споры квалификация деяния в случае, когда бездействие медицинского работника повлекло смерть больного или иные тяжкие последствия. Практика разрешения таких дел также неоднородна. Одни считают, что ч. 2 ст. 128 УК применяется независимо от того, где и когда не была оказана медицинская помощь. Другие полагают, что субъектами преступления по ч. 2 ст. 128 УК могут быть только медицинские работники при неоказании ими помощи вне служебной деятельности (во время отпуска, в общественных местах и т. п.), при невыполнении же ими своих служебных обязанностей в рабочее время ответственность наступает по ст. 106 или 114 УК
Получение незаконного вознаграждения за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 156 УК). Объектом данного преступления применительно к здравоохранению являются нормальное функционирование системы медицинского обслуживания населения, законные интересы граждан.
Следует отметить, что у некоторых медицинских работников вырабатывается определенная психологическая установка на возможность получения материальных благодарностей от пациентов. Однако, не все случаи получения медицинскими работниками какого-либо вознаграждения от граждан влекут уголовную ответственность. В соответствии со ст. 456 УК преступлением признается получение медицинским работником путем вымогательства незаконного вознаграждения от гражданина за оказание услуги в сфере медицинского обслуживания, входящей в круг служебных обязанностей такого работника.
Под незаконным вознаграждением понимается незаконная выгода имущественного характера (деньги, промышленные и продовольственные товары и т.п.). При этом не имеет значения, за что и когда было получено вознаграждение — до или после выполнения желательного для граждан действия.
Вымогательством считается прямо выраженное требование медицинского работника об уплате гражданином вознаграждения за оказание определенной услуги или умышленное поставление гражданина в такие условия, при которых он вынужден уплатить вознаграждение, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для его законных интересов. Последний вид вымогательства может выразиться, в частности, в необоснованном отказе медицинского работника от выполнения возложенных на него служебных обязанностей со ссылкой на отсутствие лекарств, недостаточность времени, невозможность выполнения работы без дополнительных затрат и т.д.
Субъектом этого преступления является не должностное лицо медицинского учреждения, в круг служебных обязанностей которого входит осуществление действий медицинского характера. С субъективной стороны получение незаконного вознаграждения предполагает прямой умысел: виновный сознает, что получает незаконное вознаграждение путем вымогательства, и желает этого.
Отягчающими обстоятельствами, предусмотренными ч. 2 ст. 156 УК, считаются совершение указанных действий неоднократно или в крупных размерах. Под неоднократным получением незаконного вознаграждения понимается совершение этих действий не менее двух раз, если при этом не истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности, либо одновременное получение вознаграждения от двух и более граждан, либо получение вознаграждения лицом, которое ранее было судимо за аналогичное, то есть предусмотренное ч. 1 ст. 156 УК преступление, и судимость с которого не снята и не погашена в установленном порядке.
Получение взятки (ст. 173 УК). Получение взятки — опасное преступление, подрывающее авторитет учреждений здравоохранения и порождающее представление о возможности достижения желаемого путем подкупа должностных лиц.
Взятка может быть получена, как указано в законе, «в каком бы то ни было виде» (деньги, вещи, бесплатная путевка и т.п.). Должностное лицо может лично или через посредников получить незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, которое оно должно было или могло совершить в силу своего служебного положения, например, выдача врачом-травматологом больничных Листков трудоспособным гражданам, госпитализация главным врачом больницы вне очереди. Важно подчеркнуть, что в случае взяточничества речь идет именно о действиях, которые медицинский работник осуществляет в силу служебного положения, а не о действиях профессионального характера.
Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем взятки независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем.
Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. В этом отличие данного состава преступления от рассмотренного ранее состава, предусмотренного ст. 156 УК (получение незаконного вознаграждения), где субъектом преступления выступают медицинские работники — не должностные лица.
Отягчающими обстоятельствами при получении взятки являются: совершение этого преступления по предварительному сговору группой лиц; неоднократность получения взятки; вымогательство при получении взятки; крупный размер взятки (ч. 2 ст. 173 УК). Особо отягчающими обстоятельствами являются: ответственное положение должностного лица; прежняя судимость за взяточничество; особо крупный размер взятки (ч. 3 ст. 173 УК).
Халатность (ст. 172 УК). Объект этого преступления — нормальное функционирование, отправление (производство) медицинской деятельности. Халатность состоит в невыполнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей, причиняющем существенный вред государственным, общественным интересам либо охраняемым законом правам граждан.
Субъектом преступления может быть только должностное лицо: главный врач, начальник госпиталя, их заместители, заведующие отделениями, дежурный хирург, старшая медсестра и другие, занимающие должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.
Под ненадлежащее осуществление должностных обязанностей подпадает необоснованный отказ в госпитализации, неправильная организация санитарного режима, трудового распорядка своих подчиненных и др. Халатность совершается только по неосторожности.
Незаконное врачевание (ст. 221 УК). Преступление характеризуется как занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования. Незаконное врачевание может выражаться в постановке диагноза, проведении процедур, назначении лекарств и т.п. независимо от наступления вредных последствий. Если же наступили опасные последствия, то ответственность наступает по ст. 221 УК и соответствующей статье об ответственности за преступление против личности.
Обязательное условие ответственности за незаконное врачевание — профессиональный характер этого занятия, что предполагает продолжительный период врачевания, получение денежного вознаграждения, являющегося основным или дополнительным источником существования, в виде денег, ценностей, продуктов и т.д. Например, по ст. 221 УК была осуждена группа лиц, изготавливающих и реализующих по высокой цене препарат, который рекламировался создателями как средство от рака и других опасных заболеваний. При продаже от пациентов и их родственников строго требовался отказ от медикаментозного лечения и хирургического вмешательства.
Субъектом этого преступления является лицо, достигшее 16- летнего возраста и не имеющее надлежащего медицинского образования. Надлежащее медицинское образование предполагает получение гражданином высшего или среднего медицинского образования в РФ, обладание дипломом и специальным званием, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Минздравмедпромом РФ — также сертификатом специалиста и лицензией. Для медицинских работников, желающих заниматься частной медицинской практикой, кроме перечисленного, необходимо разрешение, выдаваемое местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями.

Читайте также:  ЧТО В БАШКИРИИ ПОЛОЖЕНО СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В 2022

МЕДИЦИНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

МЕДИЦИНСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — нарушения установленных законом и специальными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками профессиональных обязанностей. В ст. 17 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (1969), указано, что медработники, нарушившие профессиональные обязанности, «несут установленную законодательством дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут по закону уголовной ответственности». Обязательными элементами М. п., в отличие от врачебных ошибок (см.), являются: противоправное действие или бездействие, нанесшее вред здоровью граждан, государственным или общественным интересам в связи с умыслом, неосторожностью в действиях или бездействием медперсонала.

М. п. разделяют на проступки и преступления. Проступком называется противоправное деяние гражданско-правового, административного и дисциплинарного характера, к-рое не предусмотрено законом об уголовной ответственности.

К гражданско-правовым проступкам медперсонала относят причинение вреда больному от неправильного лечения, ущерба леч. учреждению порчей имущества, а также бесхозяйственным хранением и использованием перевязочного материала, медикаментов и т. д.

Ответственность медработников за гражданско-правовые проступки влечет применение ряда санкций (материальное возмещение убытков за потерю трудоспособности больным в связи с неправильным лечением, за порчу больничного оборудования, значительный перерасход медикаментов), которые осуществляются в судебном (гражданский иск), административном и общественном порядке (товарищеские суды). Материальная ответственность медработников за ущерб, причиненный мед. учреждению, обычно бывает ограниченной и составляет, как правило, не более одной трети тарифной ставки (оклада).

Административные проступки медработников выражаются в нарушении установленного инструкциями порядка управления леч. учреждением, правил внутреннего распорядка больницы или отделения; такие нарушения дезорганизуют работу леч. учреждения. Административная ответственность медработников осуществляется гл. обр. через административные комиссии при исполкомах районных (городских) Советов народных депутатов, народными судьями, отдельными должностными лицами (работниками милиции, техническими инспекторами совета профсоюза), товарищескими судами.

Дисциплинарные проступки медперсонала — это противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей (прогулы, опоздания на работу, невыполнение распоряжений гл. врача, зав. отделением и др.). Дисциплинарная ответственность медработников предусматривает применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перемещение на низшую должность сроком до трех месяцев, увольнение с работы), которые накладываются должностными лицами, обладающими соответствующей властью (гл. врач, зав. районным или городским отделом здравоохранения).

Административное право

Чтобы понять, за какие именно проступки возникает ответственность медработников учреждений, достаточно заглянуть в статьи 6.1 – 6.8, 6.16, 6.28 – 6.30 КоАП РФ, в которых перечислены виды административных правонарушений работниками здравоохранения:

  • неинформирование о возможных разносчиках заболеваний, таких как венерические болезни, ВИЧ и другие;
  • нелегальное занятие народными способами врачевания;
  • незаконный оборот, хранение и перевозка наркотических средств и растений, их содержащих;
  • несоблюдение норм обращения медизделий и т. д.

Профессиональная ответственность медработников возникает за оказание услуг, не отвечающих требованиям законодательства (ст. 14.4 КоАП). Установленные КоАП наказания по степени тяжести распределяются следующим образом:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.
  3. Изъятие (с возмещением стоимости) или конфискация (без возмещения стоимости) предмета нарушения.
  4. Лишение права на занятие мед. деятельностью или права занимать определенные должности.
  5. Арест.
  6. Дисквалификация.

Предупреждение — это наиболее легкая степень ответственности, штрафы медработников — наиболее часто встречающийся административный вид наказания. Размер штрафа определяется в судебном порядке, но не может быть ниже 500 руб. Арест и дисквалификация — крайние меры воздействия.

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Ответственность медицинских работников за профессиональные и служебные нарушения (преступления)

Виды ответственности Формы осуществления

Моральный разбор и обсуждение в коллективе. Обсуждение на заседании Высшей аттестационной комиссии при МЗ

Юридическая Дисциплинарная накладывается руководителем учреждения здравоохранения.

Административная Выносят органы СЭС, пожарного надзора и др.

Уголовная Осуществляется только в судебном порядке гражданско-правовая.

Моральное осуждение коллег (общественное порицание)

Лишение права занимать должности, непосредственно связанные с лечением больных. Замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже оплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или понижение в должности на тот же срок, увольнение с работы.

Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Денежный штраф, временное отстранение от должности и др.

Лишение свободы. лишение права заниматься про деятельностью на срок до 5 лет .условное осуждение. исправительные работы. штраф, увольнение от должности, принятие мер общественного воздействия.

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

ЭЛЕМЕНТЫ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДЕЦИНСКОЙ СЕСТРЫ. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ МЕДИЦИНСКОМУ РАБОТНИКУ

Необходимым условием выполнения профессионального долга является высокие личные качества каждого медработника. Их морально можно разделить на три основные группы:

[1]

v моральные – сострадание, доброжелательность, чуткость, нежность, внимательность, терпение, самоотверженность, честность, трудолюбие, скромность, принципиальность, чувство собственного достоинства;

v эстетические – опрятность, безупречный внешний вид, отсутствие вредных привычек;

v интеллектуальные – эрудиция, наблюдательность, инициатива, логичность мышления, стремление к самосовершенствованию.

Сознание ответственности за жизнь пациента требует от медицинской сестры особой чуткости и внимания.

Чуткость – это не только сопереживание, глубокое проникновение и понимание переживаний пациента, но и способность к самоотверженности и самопожертвованию.

Медицинская сестра обязана быть собранной, спокойной, уравновешенной, твёрдой, решительной, не допускать суеты и нервозности в работе.

На современном этапе для медицинского работника, даже при высоком профессионализме, недопустимы узкий кругозор, недостаток общей культуры. Он должен быть на высоте положения и не имеет морального права оказаться несведущим в различных медицинских, биологических, этических вопросах. Отсюда должно быть постоянное самосовершенствование, повышение не только профессионального мастерства, но и общей культуры, расширения своего кругозора.

Внешний вид медицинской сестры оказывает существенное влияние на нравственную атмосферу в учреждении. Аккуратная, подтянутая, в белоснежном халате с прибранными под колпак волосами медицинская сестра вызывает доверие пациента, в её присутствии он чувствует себя спокойнее.

Неопрятность в одежде, мятый и грязный халат, яркий грим, избыток украшений неблагоприятно действует на пациента, подрывает авторитет медицинского работника.

Многое из того, что установлено для врачей, имеет прямое отношение к медсёстрам. Они так же должны соблюдать правила профессионального поведения, общения этикета.

В юридическом отношении медицинские правонарушения представляют собой нарушения установленных законом и ведомственными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Реферат на тему » Ответственность медицинского работника»

Введение

В настоящее время ответственность медицинских работников является одной из острых проблем. С каждым годом растет число уголовных и гражданских процессов, участниками которых являются врачи.

Вместе с тем при рассмотрении «врачебных дел» у судей нередко возникают затруднения для правильной оценки действий медицинских работников, так как следует учитывать особенности медицинской практики, степень развития медицинской науки и другие факторы.

Кроме того, большинство врачей слабо знакомы с основами юридической ответственности, знание которых позволило бы им предотвращать многие правонарушения.

Все виды ответственности базируются на правилах общественного поведения. Нарушение определенных норм приводит к возникновению ответственности, в то время как другие нормы регулируют ее действие.

Существующие нормы можно разделить на моральные (государством не регулируются), юридические (регулируются только государством) и смешанные (регулируются как государством, так и общественным мнением). Юридическая ответственность – одна из форм социальной ответственности.

Сущность социальной ответственности состоит в обязанности индивида выполнять требования, предъявляемые к нему обществом, государством, людьми. Кроме юридической в обществе действуют и иные формы социальной ответственности: моральная, политическая, организационная, общественная, партийная.

Организационная и политическая ответственности знают такие формы, как отчет, отставка, моральная – осуждение общественным мнением, партийная – исключение из партии и т. п. В совокупности все эти виды и предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере охраны здоровья.

Формы ответственность медицинских работников

Наиболее часто встречающиеся нарушения в процессе оказания лечебной помощи, связанные с нарушением прав пациентов:

  • необоснованный отказ от медицинской помощи (отказ от госпитализации в стационар. отказ от оказания амбулаторной помощи, отказ от перевода в другое учреждения, неоказание медицинской помощи в экстренных случаях);
  • оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;
  • причинение вреда жизни и здоровья пациента при оказание медицинской помощи;
  • предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании;
  • разглашение врачебной тайны;
  • необоснованное взимание или требование платы за лечение;
  • профессиональные и должностные злоупотребления со стороны медицинских работников.

Обещать не значит жениться

Напомним, что лейтмотивом законодательной инициативы является перенос неосторожных преступлений медицинских работников из УК РФ в КоАП РФ. Что же по факту предлагается инициаторами столь красивой идеи либерализации уголовной ответственности медицинских работников?

Начнем с того, что либерализация уголовного законодательства в общем и целом давно находится на повестке дня, однако классическими предложениями в этой сфере являются или административная преюдиция (уголовная ответственность наступает только за неоднократное совершение административного правонарушения), или введение в УК РФ такой категории, как «уголовный проступок», который даст, скажем так, пограничный юридический статус некоторым деяниям, обладающим средней степенью общественной опасности (большей, чем у административного правонарушения, и меньшей, нежели у преступления), и не должен быть связан с наказанием в виде лишения свободы или более строгим видом наказания. Конечно же, возможна и простая декриминализация преступления с его переносом из УК РФ в КоАП РФ или без такового. Однако степень общественной опасности таких деяний должна быть обоснованно признана законодателем несущественной.

Но вот только юридической науке неизвестна метода переноса уголовных составов в административную плоскость за счет добавления схожих административных правонарушений при сохранении уголовных составов как есть. Однако известна она г-ну Саверскому и его команде, и, вероятно, предлагаемая ими операция «Ы» не менее достойна экранизации.

В обсуждаемой инициативе затронуты три известных медицинских состава преступления, которые якобы должны быть перенесены из УК РФ в КоАП РФ:

  • Часть 2 статьи 109 УК РФ. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
  • Часть 2 статьи 118 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
  • Статья 124 УК РФ. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, тяжкого вреда его здоровью либо смерть.

Три вышеуказанных преступления составляют основную структуру неосторожных преступлений в здравоохранении. Статья 124 УК РФ несомненно характеризуется более высокой степенью общественной опасности, чем все другие преступления медицинских работников, совершаемые путем бездействия. Поэтому уголовно наказуемым является не только тяжкий вред здоровью или смерть больного, но и причиненный больному вред средней тяжести в результате неоказания ему помощи без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом.

Несмотря на то, что преступление по статье 124 УК РФ в целом относится к категории неосторожных преступлений, оно действительно характеризуется двойной формой вины (умышленная вина к факту неоказания помощи больному и вина в форме легкомыслия или небрежности к причинению вреда здоровью).

В свою очередь статьи 109 и 118 УК РФ являются классическими примерами неосторожных преступлений, которые характеризуются исключительно неосторожной виной в форме легкомыслия или небрежности (как по отношению к действиям, так и по отношению к последствиям).

Проект Саверского предлагает ввести новый административный состав 6.17 КоАП РФ за нарушение правил оказания медицинской помощи или ее неоказание, содержащий целый ряд квалифицирующих подсоставов в зависимости от наступивших последствий и количества пострадавших пациентов.

Объективной стороной всех предлагаемых правонарушений является нарушение при оказании гражданину медицинской помощи требований закона или нормативно-правового акта (приказа, стандарта и порядка), или иного правила, равно как и неоказание медицинской помощи больному.

Схематично инициаторами проекта предлагаются следующие варианты административных правонарушений.

Объект правонарушения Последствия Наказание
Часть 1 ст. 6.17 Интересы (блага) одного лица отсутствуют административный штраф на гражданина от 100–1 000 рублей
П. а) части 1 ст. 6.17 Интересы (блага) 2 и более лиц административный штраф на гражданина от 300–2 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000–3 000 рублей; на юридических лиц – от 4 000–12 000 рублей
Часть 2 ст. 6.17 Интересы (блага) одного лица вред здоровью легкой степени тяжести (причиненный по неосторожности) административный штраф на гражданина от 300–2 000 рублей; на должностных лиц – от 1 000–3 000 рублей; на юридических лиц – от 4 000 – 12 000 рублей
П. а) части 2 ст. 6.17 Интересы (блага) 2 и более лиц административный штраф на гражданина от 700–5 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000–7 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000–30 000 рублей
Часть 3 ст. 6.17 Интересы (блага) одного лица вред здоровью средней степени тяжести (причиненный по неосторожности) административный штраф на гражданина от 2 000–5 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок до 3 месяцев; на должностных лиц – от 4 000–10 000 рублей; на юридических лиц – от 15 000–40 000 рублей
П. а) части 3 ст. 6.17 Интересы (блага) 2 и более лиц административный штраф на гражданина от 10 000–30 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц – от 15 000–30 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000–50 000 рублей
Часть 4 ст. 6.17 тяжкий вред здоровью (причиненный по неосторожности) административный штраф на гражданина от 25 000–40 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 6 месяцев до 1 года; на должностных лиц – от 30 000–50 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000–70 000 рублей
П. а) части 4 ст. 6.17 административный штраф на гражданина от 40 000–60 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 1 года до 18 месяцев; на должностных лиц – от 50 000–70 000 рублей или дисквалификация на срок до 1 года; на юридических лиц – от 70 000–300 000 рублей
Часть 5 ст. 6.17 смерть (по неосторожности) административный штраф на гражданина от 50 000–70 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 18 месяцев до 2 лет; на должностных лиц – от 60 000–90 000 рублей; на юридических лиц – от 70 000–120 000 рублей
П. а) части 5 ст. 6.17 административный штраф на гражданина от 70 000–100 000 рублей или лишение специального права заниматься медицинской деятельностью на срок от 2 до 3 лет; на должностных лиц – от 90 000–150 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 300 000–700 000 рублей

Стоит обратить внимание на то, что в инициативе смешиваются не только действия и бездействия, но и странным образом происходит подмена деяний с разными формами вины, о чем далее.

Кнут без пряника и санкции в предлагаемом законопроекте

Сама идея улучшения качества медицинской помощи путем введения новых составов правонарушений (как это делается в законопроекте А. В. Саверского) кажется нам глубоко неверной. Факультет Медицинского Права всегда отстаивал позицию: карательными мерами качество медицинской помощи не улучшишь. Медицинские работники – это высококвалифицированные профессионалы, прошедшие многолетнею подготовку. Пытаться улучшить их работу путем грубого давления и запугивания наказаниями – это очень плохая идея. Такие «методы мотивации» изжили себя еще во времена рабовладения.

Тем не менее в своем законопроекте А. В. Саверский и его коллеги возлагают большие ожидания на усиление преследования врачей. В пояснительной записке автор законопроекта пишет: «Количество нарушений качества медицинской помощи существенно больше, чем цифры, приведенные Следственным комитетом РФ… реальные цифры нарушений не идут ни в какое сравнение с теми, что доходят до СК РФ». То есть инициаторы законопроекта прямо обвиняют врачей в массовых нарушениях законодательства и сетуют только на то, что Следственный комитет не справляется: мало выявляет «врачей-вредителей». Такая риторика последний раз встречалась примерно в начале 50-х годов во времена «Дела врачей». И снова у нас вопрос: ну как представители медицинского сообщество могли поддержать это?

Но А. В. Саверский готов помочь не справляющимся с разоблачением врачей следователям, предлагая дополнительные административные наказания. В частности, он предлагает дополнить статью 3.8 новой частью, предполагающей такое наказание, как лишение специального права в виде права заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью.

Отметим, что, по мнению Факультета Медицинского Права, введение новой разновидности наказания (специально для медицинских работников) вызывает сомнения. Ведь статьей 3.11 в КоАП уже предусмотрена дисквалификация, которая может заключаться в лишении физического лица права осуществлять медицинскую деятельность.

Однако давайте внимательно взглянем на текст законопроекта. Соблюдается ли равенство подходов к наказанию физических и юридических лиц? На наш взгляд – нет. Физическое лицо (медицинский работник) может быть лишен права на осуществление медицинской деятельности, максимум, чем рискует юридическое лицо, – это штраф. А. В. Саверский говорит о том, что «административную ответственность должно нести юридическое лицо». Однако на практике основным козлом отпущения становится медицинский работник.

Впрочем, отдадим должное, что, по нашей информации, в последней версии письма и законопроекта единомышленников А. В. Саверского, поступившего в Госдуму, для юридических лиц предполагается такой вид наказания, как «лишения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности». Все хорошо, за исключением того, что лишение лицензии… не является наказанием. Согласно разъяснениям Пленума Верховного арбитражного суда России (пункту 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») приостановка (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Вместе с тем КоАП уже содержит такой вид наказания, как приостановления административной деятельности, однако почему-то он не предусмотрен ни в одной из редакций законопроекта, предложенного уважаемым А. В. Саверским.

Однако тут возникает еще одна проблема: Росздравнадзор практически не уполномочен проверять медицинских работников. Все его контрольные функции по отношению к медицинским работникам сводятся к контролю за соблюдением медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. Контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи осуществляется Росздравнадзором в отношении медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, но не медицинских работников. Тогда каким же образом он будет проверять физических лиц (кроме ИП) и накладывать на них штрафы, как это предлагается законопроектом? Фактически Росздравнадзору предлагается превышать свои полномочия (то есть законопроект подставляет и сотрудников Росздравнадзора).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *