- Коммерческое право

Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При монархической форме правления верховная власть сосредотачивается в руках монарха, хотя во многих современных монархиях короли и императоры осуществляют лишь формальные, представительские функции, фактически не участвуя в управлении страной. Еще одной отличительной чертой монархии является передача власти по наследству, но в некоторых случаях король может определить себе преемника из числа собственных приближенных, а не родственников, что пусть и нечасто, но встречалось в истории.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Основные признаки республики

Современные специалисты выделяют следующие признаки республики:

  • Каждый республиканский орган власти, начиная от высших государственных и заканчивая местными муниципальными, избирается гражданами на определенные в Основном Законе фиксированные сроки. Также граждане могут досрочно прекращать полномочия избранных ими должностных лиц, если те не справляются с возложенными на них обязанностями.
  • Каждый из перечисленных государственных институтов (президента, правительство, парламент) берет на себя функции по управлению отдельной ветвью власти, к примеру, президент и министры руководят исполнительными органами государства, в то время как парламент возглавляет законодательную ветвь власти.
  • Главы государства в республиках ответственны за все совершаемые ими на посту действия, включая нарушение законодательства. За совершение государственных преступлений глава республики может быть отрешен от занимаемой должности.
  • Высшая власть в республиках (фактически, далеко не во всех) разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимоотношения между ними регулируются закрепленной в законодательстве системой сдержек и противовесов, не позволяющей никому из них узурпировать властные полномочия.
  • Органы власти и должностные лица ответственны друг перед другом и перед народом за совершаемые ими действия и проводимую политику.
  • Права и свободы граждан закрепляются в Конституции и законах, их нарушения пресекаются органами власти.

Отличия президентской от парламентской республики

Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.

Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • избрание главы государства парламентским большинством;
  • президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
  • правительство находится под контролем парламента.

Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.

Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:

  • парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
  • в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
  • в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.

Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

  • Формы правления
  • Парламентская республика: форма правления государств с развитой демократией
  • Монархия: понятие, виды. Виды монархии как формы правления
  • Республиканская форма правления: ее сущность и история
  • Смешанная республика – грани форм правления
  • Признаки демократического государства. Современные демократические государства
  • Чем президентская республика отличается от парламентской?

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.

Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.

Правоведение для чайников – 14. Формы правления

Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.

Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • избрание главы государства парламентским большинством;
  • президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
  • правительство находится под контролем парламента.

Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.

Читайте также:  Досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров

Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:

  • парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
  • в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
  • в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.

В вопросе о том, чем отличается президентская республика от парламентской, разобраться не так уж и сложно. Теперь же стоит поговорить об основных моментах, которые присутствуют в ровной степени как в президентской, так и в парламентской форме правления. Здесь стоит выделить следующие основные моменты:

  • должность главы государства присутствует в странах как того, так и иного типа;
  • при обоих устройствах действует парламент, а формируется он народным голосованием;
  • в обоих случаях парламент формирует правительство, хоть и немного различными способами.

Стоит также отметить, что существует и третья форма правления: так называемая смешанная республика.

Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.

В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.

Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.

Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.

Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.

Основа для сравнения Парламентская форма правления Президентская форма правительства
Смысл В системе парламента законодательный и исполнительный органы власти тесно связаны, в то время как судебная власть независима от двух других органов власти. В президентской системе законодательный, исполнительный и судебный органы власти независимы друг от друга.
Должностное лицо Двойной исполнительный Один исполнительный
подотчетность Исполнительная власть подотчетна законодательному органу. Исполнительная власть не подотчетна законодательному органу.
полномочия концентрированный разделенный
Министры Только члены парламента могут быть назначены министром. Лица вне законодательного органа назначаются министрами.
Роспуск нижней палаты Премьер-министр может распустить нижнюю палату до истечения срока ее полномочий. Президент не может распустить нижнюю палату.
Срок пребывания исполнительной власти Не зафиксировано Исправлена

Парламентская форма правления представляет собой систему демократического управления страной, в которой исполнительная власть является производной от законодательного органа, то есть парламента. Здесь исполнительная власть делится на две части: глава государства, то есть президент, который является только номинальным исполнительным лицом, и глава правительства, то есть премьер-министр, который является реальной исполнительной властью.

Согласно этой системе, политическая партия, получившая максимальное количество мест во время федеральных выборов, в парламенте формирует правительство. Партия выбирает члена, как лидера, который назначается президентом премьер-министром. После назначения премьер-министра из него формируется кабинет, члены которого должны быть вне парламента. Исполнительный орган, т.е. Кабинет министров, подотчетен законодательному органу, т.е. Парламенту.

Президентская, парламентская и смешанные республики: особенности функционирования

  1. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.

    Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные
черты президентской республики:

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Президентские
республики:

К
президентским республикам относят США,
большинство республик
Латинской
Америки и
Африки.

Классической
президентской республикой являются
Соединённые
Штаты Америки. В основе
Конституции
США лежит
принцип
разделения властей. Согласно данной
конституции,
законодательная
власть
принадлежит
Конгрессу,
исполнительная — президенту, судебная
— Верховному Суду. Президент, избираемый
коллегией
выборщиков, формирует правительство
из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские
республики распространены в странах
Латинской
Америки. Эта форма правления встречается
также в некоторых странах
Азии
и
Африки. Правда,
подчас в этих странах власть главы
государства на деле выходит за
конституционные рамки, и, в частности,
латиноамериканские президентские
республики неоднократно характеризовались
исследователями как
суперпрезидентские.

  1. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

Читайте также:  Диспансеризация 2023: какие года рождения попадают?

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. [источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие характеристики, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть полностью принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр или канцлер;
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатуру выдвигает большинство лидеров сформированной коалиции;
  • президент избирается не народом, а парламентом (или специальной коллегией);
  • все акты президента действительны только в том случае, если они подписаны президентом совета или компетентным министром.
  • любая ответственность за действия правительства лежит на его начальнике;

Республика – это существующая в мире форма правления, при которой руководитель государства определяется выборным путем из числа зарегистрированных кандидатов. Источник высшей власти государственный орган, избираемый либо формируемый на основании волеизъявления граждан.

Узнать, что такое республика, помогает ее определение. Термин «республика» введен в употребление во времена античности, когда возникли первые образцы общественной формы правления. Из истории известно о существовании следующих республик:

  • Афинской демократической,
  • Римской аристократической,
  • Венецианской,
  • Генуэзской,
  • Новгородской.

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).

Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

Парламентская и президентская республика: сходство и различие

  • Понятие и признаки нормативно-правовых актов
  • Стадии законотворческого процесса
  • Разновидности правотворчества
  • Законотворческий процесс в России
  • Правотворчество субъектов РФ
  • Виды правотворчества
  • Стадии правотворчества
  • Сущность и принципы правотворчества
  • Понятие и функции правотворчества
  • Соотношение системы права и системы законодательства

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Читайте также:  Накопительный счет – рейтинг лучших предложений в мае 2022 года

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.

Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) уни­тар­ное государство
2) фе­де­ра­тив­ное государство
3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия
4) де­мо­кра­ти­че­ское государство
5) аб­со­лют­ная монархия
6) пре­зи­дент­ская республика

Правильный ответ: 134

Передача вла­сти по на­след­ству ука­зы­ва­ет на на­ли­чие монархии. Это конституционная монархия, так как власть ограничена законами. На­ли­чие прав и свобод указывает, что это демократическая страна. Тер­ри­то­рии не об­ла­да­ют самостоятельностью — это уни­тар­ное государство.

В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те в приведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) конституционная монархия
2) пре­зи­дент­ская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство

Правильный ответ: 234
Глава государства избирается всенародно, формирует правительство и является главой исполнительной власти — это пре­зи­дент­ская республика. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод — значит это демократическое государство. Территориальные субъекты имеют политическую самостоятельность — это признак федерации.

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.
Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Правильный ответ может содержать следующие признаки:
1) правительство формируется парламентским большинством.
2) правительство ответственно перед парламентом.
3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.

Государство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской республикой, а после ее при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской республикой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был сохранён.
Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z?
Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет от­вет­ствен­но правительство?

Правильный ответ:
1) Ис­пол­ни­тель­ную власть будет воз­глав­лять глава правительства — премьер-министр.
2) Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие пол­но­мо­чия президента:
— президент об­на­ро­ду­ет законы
— президент фор­маль­но на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства — главу пар­тии, победившей на выборах
3) Пра­ви­тель­ство будет от­вет­ствен­но перед парламентом.

Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние президента.
2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед парламентом.
3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую политику.
4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы правительства.
5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед президентом, и перед парламентом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *