- Коммерческое право

Валютный контроль 2022: что изменилось в № 173-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль 2022: что изменилось в № 173-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При оформлении импортных договоров с общей суммой сделки свыше 50 000 долларов США необходимо было оформлять паспорт сделки. Этот документ заказывался в банке, его подготовка занимала от одного до трех рабочих дней. Порядок его оформления можно было уточнить у сотрудника банка, в котором был открыт валютный счет.

Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется

Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.

Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.

Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
  2. Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

Требования к заполнению справки о валютных операциях

Каждый документ, включая и отчетные, должны заполняться с соблюдением определенных требований и правил. Справка о валютных операциях исключением не является. Составляется справка в одном экземпляре и с соблюдением следующих правил:

  1. При заполнении наименования компании или банковской организации возможно использовать сокращенные варианты.
  2. Если валютные средства поступают через банковскую организацию иностранного партнера, то указать следует его ИНН (узнать его можно в ОКМС).
  3. При оформлении корректирующей справки по валютным операциям, указать следует дату фактического составления документа.
  4. В 3 графе справки указывают дату совершения операции. Если речь идет о поступлениях, то ставится дата зачисления на счет, а если о списании – то дата списания.
  5. В 5 графе проставляется код, который указывает на характер операции.

Для чего нужен паспорт экспортной сделки

ПС был нужен для проведения валютного контроля внешнеторговых сделок, оформляемых между резидентами и нерезидентами. Оформление ПС требовалось после достижения согласия по существенным условиям договора, что может быть осуществлено в форме окончательного договора, предварительного договора, публичной оферты по таким видам контрактов (п. 5.1 инструкции № 138-И), как:

  • экспорт или импорт различных товаров;
  • покупка ГСМ, продуктов, МТЗ и других вещей, которые используются для обслуживания транспорта в пути его следования;
  • выполнение работ, предоставление услуг, передача исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • аренда движимого и недвижимого имущества, в т. ч. передача имущества в лизинг;
  • заем и кредит, связанные как с получением, так и с передачей денежных средств.

Инструкция Центробанка России касаемо валютного регулирования

По сути, это своего рода синтез ранее действующей Инструкции (2004 г.) и Положения нашего Центробанка (2004 г.) относительно рассматриваемого вопроса. В полученном варианте значительно упрощен порядок оформления, передачи документов экспортерами в специально уполномоченный банк.

Нововведениями, произошедшими в 2012 году, был затронут и паспорт сделки. Инструкция Центробанка России содержит ряд изменений касаемо формы и порядка его заполнения. Также внесены корректировки в некоторые справки (о валютных операциях, подтверждающих документах), были пересмотрены коды проводимых операций с валютой, механизм взаимодействия уполномоченного финансово-кредитного учреждения и резидента.

Так же как и в ранее действующей Инструкции, специально уполномоченный банк назначает ответственного сотрудника, обладающего правом осуществлять от имени данного финансово-кредитного учреждения в качестве агента валютного контроля ряд действий, включая визирование документов, заверение их соответствующей печатью, применяемой непосредственно для этих целей.

Документы для валютного контроля, направляемые банком резиденту в бумажном виде, должны быть обязательно подписаны ответственным за это лицом, а затем заверены соответствующей печатью на всех страницах. Если они отсылаются электронно, то везде должна присутствовать электронная подпись назначенного ответственного лица (иного банковского сотрудника), имеющего такое право.

Читайте также:  Исполнительный сбор

Иначе говоря, новая Инструкция предполагает возможность полного перехода на исключительно электронный документооборот, осуществляемый между уполномоченным финансово-кредитным учреждением и резидентом (экспортером). Это существенно ускоряет и упрощает процесс получения банковскими клиентами документов по валютному контролю. В особенности это важно тем участникам ВЭД, которые находятся достаточно далеко от специально уполномоченного банка.

Также еще один важный момент, упрощающий документооборот, — появляющаяся возможность резидента наделять по доверенности правом подписи всех документов другого субъекта, который не имел полномочий 1-й, 2-й подписи, отображенной в соответствующей карточке.

Важной отличительной особенностью нового варианта Инструкции от прежнего является более обширная сфера влияния: кроме как на резидентов, выступающих юрлицами (не включая кредитные организации, госкорпорации «Внешэкономбанк») и физлицами – ИП, еще и на физлиц, которые занимаются частной практикой в определенном нашим законодательством порядке.

Другими словами, если последние из вышеперечисленных заключают от своего собственного имени контракт (внешнеторговый), сумма по которому превышает 50 тыс. долл. США, то они обязаны открыть паспорт сделки (валютный контроль при этом осуществляется на тех же условиях, как и прежде).

Отменяется необходимость представления банку справок о валютных операциях.

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям для резидентов становится справка о подтверждающих документах. При этом сохраняются требования о представлении резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, а справка о валютных операциях заменяется необходимостью представления информации о коде вида валютной операции.

При этом Инструкцией предусмотрен ряд исключений, для которых представление подтверждающих документов не потребуется. Среди таких исключений – операции по зачислению или списанию денежных средств по договору, сумма обязательств по которому не превышает 200 тысяч рублей. Напомним, аналогичное исключение содержалось и в прежней инструкции для контрактов с суммой обязательств не более 1 тысячи долларов США.

Можно ли не оформлять паспорт сделки

Не оформлять паспорт сделки, по общему правилу, нельзя. Без него внешнеторговая деятельность в РФ будет нелегитимна. Банк, обслуживающий российскую сторону, будет иметь право в отношении данной сделки обслуживание не выполнять. Также банк вполне может отнести клиента, не оформляющего как положено паспорта сделок, к категории «сомнительных» с точки зрения закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О борьбе с легализацией преступных доходов» и применить к нему и другие методы воздействия, вплоть до полного отказа в обслуживании.

Еще о последствиях возникновения у банка сомнений в отношении клиента читайте здесь: «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Законодательно предусмотрены только несколько ситуаций, в которых можно обойтись без паспортизации сделки в банке:

  • Общая сумма обязательств по контракту составляет менее 50 000 долларов США или эквивалента данной суммы.

ВАЖНО! Порядок расчета контрактного лимита для пропуска банком сделки без паспорта имеет ряд нюансов. Подробно с ними можно ознакомиться в инструкции № 138-И или в материале «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям».

  • Сделка с нерезидентом заключена резидентом-физлицом, не осуществляющим деятельность в качестве ИП.
  • Сделка заключена между нерезидентом и уполномоченным российским банком — резидентом.
  • Сделка заключена между нерезидентом и органом федеральной исполнительной власти РФ, имеющим специальные полномочия на заключение таких сделок от правительства РФ.

Информация, указываемая в ПС

Законом предусматривается, что в ПС должны присутствовать все сведения, необходимые для осуществления контроля и составления отчетности по валютным операциям между резидентами и их зарубежными партнерами.

Поэтому в паспорте сделки обязательно содержатся следующие сведения:

  • номер самого документа и дата его оформления;
  • сведения о резиденте и его контрагенте;
  • информация о контракте – когда заключен, под каким номером, на какую сумму и в какой валюте, до какого срока действует;
  • данные о банке, через который будут происходить финансовые расчеты;
  • информация об изменениях, внесенных в первоначальный текст контракта;
  • условия закрытия контракта.

Оформление, вид и подача информации стандартизированы. ПС оформлялся уполномоченными банками, а в дальнейшем документ отправлялся агентам или органам валютного контроля для осуществления полномочий, возложенным на них Центробанком.

Законодательством на банки возложены функции по осуществлению валютного контроля. В рамках своих полномочий они проводят проверку документов по всем контрактам, попадающим под условия, озвученные в законе «О валютном регулировании». Банк подтверждает легальность документов, следит за тем, чтобы сумма контракта соответствовала величине транзакций. В случае товарных операций банк дополнительно запрашивает информацию у таможенной службы, чтобы удостовериться, что сумма контракта соответствует количеству (и качеству) товара, перевезенного через государственную границу.

При оформлении сделок, связанных с внешнеторговыми отношениями, банковские учреждения отслеживают своевременность платежей по обязательствам, предусмотренных в договорах, а также исполнение условий, оговоренных в нем. В случае нарушений пунктов договора (например, отказа от поставки оплаченных товаров), банк отслеживает возвращение средств, перечисленных нерезидентам. За нарушение сроков репатриации средств законом предусмотрены штрафные санкции.

Если сделкой оговаривается выдача кредита или займа, банк отслеживает валютные транзакции (проверяет на соответствие условиям сделки), контролирует возврат средств на р/с резидентов.

Формы и принципы валютного контроля

Базовые формы и принципы, по которым осуществляется валютный контроль в стране, также регламентированы Законом № 173-ФЗ. Реализация следующих принципов направлена, прежде всего, на защиту государственных интересов:

  1. приоритет мер экономического характера в сфере государственной политики (это означает, что введение жестких мер и санкций допускается в исключительных случаях и только нормативными актами);
  2. запрет на неоправданное вмешательство госорганов в операции граждан и юридических лиц, совершенные в валюте;
  3. единство госполитики РФ во внутренней и внешней сфере;
  4. единство систем регулирования и контроля валютных правоотношений;
  5. гарантия защиты со стороны государства при реализации валютных операций (такие гарантии даются не только резидентам, но и субъектам иностранных юрисдикций).

Это документ, используемый для валютного контроля, который содержит информацию по контракту, предусматривающему экспорт товаров (услуг, работ, информации, интеллектуальной деятельности) с территории России и их оплату в инвалюте. Паспорт сделки оформляется также по контрактам, предусматривающим оплату резидентом экспортного товара в российских рублях через уполномоченный банк или банк-нерезидент. На каждый заключенный договор оформляется 1 ПС. Для этого экспортер представляет оригинал или заверенную нотариально копию экспортного контракта в банк, где у него открыт транзитный счет в валюте, на который поступает валютная выручка. На основании сведений, содержащихся в контракте, сотрудники банка оформляют 2 экземпляра ПС. Оригинал паспорта сделки с экспортным договором возвращается экспортеру. Каждый ПС регистрируется работниками банка в специальном журнале, а на валютный контракт заводится досье, куда подшивается второй экземпляр паспортов. Документ валютного контроля оформляется в соответствии с правилами, предписанными Федеральным Законом № 173-Ф3, Инструкцией Банка РФ № 117-И.

Читайте также:  На сколько повысят пенсию с 1 января 2023 года

Паспорт сделки и справку о валютных операциях отменили. Вместо них банки будут ставить контракты на учет

С января 2018 г. начнет действовать новая инструкция Банка России о валютном контроле. Она отменяет обязанность оформлять паспорт сделки. Таким образом разработчики планировали облегчить жизнь экспортерам. Определенные послабления, конечно, появились, но в целом все равно придется собирать пакет документов для валютного контроля.

Минюст России зарегистрировал 31 октября инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — инструкция Банка России № 181-И).

Цель этого документа — снизить нагрузку на резидентов при совершении ими валютных операций. Положения новой инструкции Банка России № 181-И вступят в силу с 1 января 2018 г. С этой же даты утратит свою силу нынешняя инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — инструкция Банка России № 138-И).

Процедура оформления в ВТБ

Оформить операцию с нерезидентом и поставить контракт сделки на учет можно в отделении ВТБ. Для этого компания импортер (экспортер) должен предоставить сотруднику ВТБ заполненный паспорт сделки в двух экземплярах, а также заверенную копию внешнеэкономического договора.

После этого ВТБ обязательно проверит контракт на его соответствие российскому законодательству, а также правильность заполнения паспорта. Если все будет в порядке, то сотрудник ВТБ поставит свою подпись и печать на документе. С этого момента ВТБ становится валютным контролером. Помимо этого, ВТБ проводит все расчетные операции по сделке.

Один экземпляр паспорта остается в банке ВТБ и вкладывается в досье по сделке, а другой – отдается клиенту.

Оформление ПС не занимает много времени. ВТБ выдаст готовый документ клиенту по истечению 3-х дней.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г.

законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г.

В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г.

отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г.

№ 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г.

№ 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка».

Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст.

12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них.

И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Читайте также:  Нужна ли россиянам виза для поездки в Прагу в 2020 году?

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е.

в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара.

Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст.

12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст.

19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч.

4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле.

Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя.

Что нужно знать об изменениях законодательства в сфере ВЭД в 2018 году

07.01.2018

С точки зрения российского законодательства, чтобы вести бизнес с иностранными партнерами, недостаточно подписать контракт, закрепляющий согласованные условия сделки.

Валютные операции находятся под контролем государства.

Поэтому если вы поставляете товар за границу или иностранная компания оказывает вам услуги, вы наверняка знаете, что договоры «с иностранным элементом» требуют особого взаимодействия с банками.

Только за второе полугодие 2017 года были приняты, по крайней мере, два важных нормативных акта в сфере валютного контроля.

Речь идет о новой Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И [1] (далее – «Инструкция 181-И», «новая Инструкция») и поправках в закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2], введенных Федеральным законом N 325-ФЗ от 14 ноября 2017 года [3].

31 декабря 2017 года станет последним днем действия Инструкции Банка России N 138-И, принятой 04 июня 2012 года (далее – «Инструкция 138-И», «старая Инстукция»)[4], о которой мы писали ранее.

Информация, указываемая в ПС

Законом предусматривается, что в ПС должны присутствовать все сведения, необходимые для осуществления контроля и составления отчетности по валютным операциям между резидентами и их зарубежными партнерами.

Поэтому в паспорте сделки обязательно содержатся следующие сведения:

  • номер самого документа и дата его оформления;
  • сведения о резиденте и его контрагенте;
  • информация о контракте – когда заключен, под каким номером, на какую сумму и в какой валюте, до какого срока действует;
  • данные о банке, через который будут происходить финансовые расчеты;
  • информация об изменениях, внесенных в первоначальный текст контракта;
  • условия закрытия контракта.

Оформление, вид и подача информации стандартизированы. ПС оформлялся уполномоченными банками, а в дальнейшем документ отправлялся агентам или органам валютного контроля для осуществления полномочий, возложенным на них Центробанком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *