- Коммерческое право

Что будет если нет техосмотра но есть страховка в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет если нет техосмотра но есть страховка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

Если произошло ДТП из-за неисправного автомобиля. К кому применят регресс?

«Статистика говорит, что основные причины аварий — это нарушение ПДД, неожиданное изменение дорожных условий, человеческий фактор, — сказал Лаппи. — Аварии, которые происходят из-за технической неисправности автомобиля, встречаются крайне редко. Такая вероятность всего около 1%. Установить причинно-следственную связь между причиной ДТП и технической неисправностью нелегко. Но экспертиза дает нам довольно четкий ответ. Конечно, если связь будет установлена, регресс возможен, но маловероятен».

По словам Лаппи, связь между аварией и технической неисправностью чаще всего выявляют при очень серьезных ДТП. Однако в практике компании таких случаев не было.

«Как правило, виновник в таких случаях не способен самостоятельно справиться с причиненным ущербом, это всегда учитывается страховым сообществом. Если выясняется, что причиной ДТП была техническая неисправность автомобиля виновника, регресс все равно не применяют. Возместить ущерб такого размера обычному водителю крайне сложно. Он может применить процедуру банкротства, и страховщик все равно ничего не получит. Применительно к масштабным ДТП, это бессмысленно. Поэтому практика такая крайне редка», — объяснил эксперт.

Кроме того, как добавил Лаппи, когда ДТП произошло из-за технической неисправности, процесс взыскания в порядке регресса может иметь определенные трудности: необходимо доказать сам факт неисправности автомобиля. А также причинно-следственную связь между данной неисправностью и произошедшим ДТП.

«Это сложно и не всегда возможно, особенно, если автомобиль практически полностью уничтожен», — уточнил Лаппи.

Сколько действует диагностическая карта техосмотра для страховки

Сроки для проверки автомобиля установлены законом. Ст. 15 Закона № 170-ФЗ определяет, сколько времени действует диагностическая карта техосмотра для страховки.

Срок действия диагностической карты зависит от того, какой возраст машины:

  1. Новая машина. Первые три года, включая год выпуска, можно ездить на авто без документов, подтверждающих диагностику. Поэтому можно ездить со страховкой без техосмотра.
  2. Возраст авто от трех до семи лет. Нужно проверять машину каждые два года.
  3. Машины от семи лет и старше проверяются ежегодно.

Например, владелец Kia Rio 2015 года выпуска может не беспокоиться о прохождении осмотра до 2018 года. Нужно будет проходить осмотр в 2018, 2020, 2021 году, а далее – ежегодно.

Для успешного осмотра определены требования:

  • есть в салоне аптечка;
  • огнетушитель;
  • в исправном состоянии находятся шины, диски, тормозная система, руль и двигатель;

Если все находится в исправном состоянии, то оформляется диагностическая карта. Один экземпляр остается у оператора, так что при необходимости можно будет получить дубликат. Можно обратиться в любую компанию, ехать по месту регистрации транспорта не обязательно. Главное, чтобы центр имел аккредитацию на оказание услуг. Разрешения на деятельность в этой сфере выдаются Российским союзом автостраховщиков.

Если оператор найдет неисправности, диагностику придется проходить повторно. Придется на некоторое время отказаться от поездок. Чтобы не получить дополнительных претензий во время прохождения очередной проверки, обращаться нужно в тот же центр, который впервые проводил осмотр. Другой оператор имеет право заново начать осмотр.

Проходить осмотр должен хозяин машины или его представитель. В последнем случае требуется оформить доверенность. Нотариальная заверка не требуется.

Делают ли техосмотр в ВСК

Ответ на данный вопрос однозначен — нет, не делают. ВСК, как и любая другая страховая компания, имеет совершенно иной профиль деятельности.

Однако без диагностической карты водитель не сможет застраховать свою гражданскую ответственность.

Отсутствие же полиса ОСАГО у находящегося за рулем лица считается нарушением ПДД, за которое полагается штраф.

Однако некоторую роль в получении диагностической карты страховые компании все же играют.

Оформлять их по всем правилам и вносить сведения в электронную базу ЕАИСТО имеют право далеко не все автосервисы.

Подобным правом наделены только те центры, которые имеют аккредитацию в Союзе автостраховщиков (РСА).

Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Поэтому, если агент страховой компании рекомендует определенный сервис, к его словам стоит прислушаться.

Или же найти другую, более удобно расположенную, аккредитованную мастерскую по интерактивной карте на официальном портале РСА.

Это избавит от неприятного момента, когда окажется, что не проходит диагностическая карта в ВСК, так как данные не внесены в электронный реестр.

По каким причинам страховая не вправе отказать

В следующих нестандартных случаях, страховщик все-таки не может отказать в выплате, какими бы серьезными ни казались причины:

  • виновной стороной умышленно причинен вред жизни и/или здоровью;
  • виновник был пьян (в т.ч. под наркотиками и т.п.)
  • отсутствие прав на вождение у виновника;
  • причинивший вред скрылся с места ДТП (но потом нашелся);
  • не записано в страховке лицо, бывшее за рулем автомобиля, которым был причинен ущерб;
  • ДТП произошло в период (вторая графа бланка), не предусмотренный страховкой;
  • виновник не предоставил в положенный срок своему страховщику свою часть бланка извещения (если ДТП оформлялось без сотрудников Автоинспекции);
  • устроивший ДТП не предоставил свою автомашину на экспертизу;
  • устроивший ДТП восстанавливал или утилизировал свое авто до окончания 15 суток после ДТП (при оформлении по Европейскому протоколу);
  • у виновника нет действующей диагностической карты;
  • электронный полис виновника содержит неправильные данные, указанные им, чтобы сэкономить на страховой премии;
  • не предоставлены документы, не положенные в конкретном случае;
  • авария случилась из-за неисправности, которая не указана в диагностической карте, хотя выявить ее при техосмотре было возможно
  • у страховщика отозвана лицензия.

Страховщика не уведомили в срок

Хотя пострадавший и обязан уведомить в предусмотренный срок (5 дней) о страховом случае, однако, если он не сделает это, отказ не может быть безусловным. Если вы сможете доказать, что страховая была извещена, или что просрочка уведомления не могла повлиять на обязанность возмещать повреждения, выплата вам обеспечена по п. 2 ст.961 ГК РФ.

А также страховая может отказать, если посчитает, что из-за просрочки она не может потребовать с виновника возмещения ущерба. Тоже придется в судебном порядке доказывать обратное.

Например, N. был в командировке, его машина стояла на стоянке и была помята. Причинивший вред оказался честным человеком и оставил сторожу автостоянки свои контактные данные. N., вернувшись через неделю после происшествия, связался с виновником, и отправился в страховую с требованием возмещения ущерба. Страховщик отказал ему, объяснив тем, что о страховом случае не сообщено в срок.

N может обжаловать отказ в судебном порядке, потому что машина все семь дней стояла на том же месте и ей не мог быть причинен дополнительный вред. Если он предоставит убедительные доказательства этого, суд обяжет страховую возместить ущерб.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Нужен ли техосмотр для страховки

Во время управления автомобилем водитель не должен иметь диагностическую карту. Но для получения полиса ОСАГО нужен документ, подтверждающий прохождение техосмотра.

Некоторые операторы упрощают процедуру оформления полисов. В результате выдается страховка без техосмотра. С таким полисом можно ездить, но до определенного момента. Неприятности могут возникнуть при первом же дорожно-транспортном инциденте. Автовладелец столкнется с проблемами, если захочет получить компенсацию.

Дело в том, что операторы полисы выдают, но информация об условиях страхования не лежит на поверхности. В договор включается условие, что застрахованное лицо должно пройти техосмотр в течение определенного срока. Если не выполнить это условие, то последует отказ в выплате страхового возмещения.

На практике получается так, что для страховки техосмотр не нужен, а нужен он для водителя. Основная цель диагностики – это выяснение, соответствует ли машина требованиям безопасности. Когда с транспортом все в порядке, то обязательно выдается диагностическая карта (ранее выдавались талоны). Если обнаруживаются неисправности, нужно их устранить.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 40 – ФЗ для получения страховки водителю нужно собрать документы по списку:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ПТС;
  • водительские права;
  • диагностическая карта.

Порядок заключения страхового договора

Автовладелец обязан ежегодно заключать договор со страховой компанией, который гарантирует им погашение денежных затрат на ремонт автомобиля в случае ДТП, независимо от того, стал он виновником аварии или пострадал. Но при заключении договора ОСАГО стоит обратить внимание, нужна ли диагностическая карта для его оформления. Её выдают всем собственникам машин по итогам технического осмотра на исправность основных узлов транспортного средства.

Обследование транспортного средства обязательно стоит проходить в пункте ТО, внесенном в государственный реестр. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и ПТС (или свидетельство о регистрации машины). Документ о прохождении техосмотра выдается на бумажном носителе со специальными знаками, подтверждающими его подлинность, и является единственным доказательством того, что автомобиль полностью исправен. Один экземпляр находится у владельца машины, другой – в пункте прохождения ТО.

Читайте также:  Новое в 2023 году: выплаты, льготы и федеральные программы

В зависимости от возраста автомобиля и его назначения, сроки очередного прохождения ТО могут отличаться:

  • 6 месяцев – для такси, автобусов и других средств передвижения, перевозящих пассажиров, а также для автотранспорта, перевозящего опасные грузы, и спецтранспорта;
  • 1 год – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов старше 7-ми лет;
  • 2 года – для автомобилей (легковых и грузовых до 3,5 тонн), мотоциклов, прицепов и полуприцепов возраст которых от 3 до 7 лет;
  • не требуют прохождения ТО транспортные средства возрастом до 3 лет. В этом случае все неисправности будут считаться заводским браком.

По закону, для предоставления услуг по страхованию транспортного средства агент обязан проверить наличие у владельца автомобиля доказательство прохождения ТО. В противном случае будет нарушен закон. Если раньше время истечения диагностической карты должно было быть до окончания срока действия страхового полиса, то сейчас такое правило отменили. Поэтому стало возможным застраховать машину даже за день до истечения срока техосмотра. Но нужно ли это владельцу автомобиля? Выплатят ли страховку, если на момент ДТП нет техосмотра, зависит от добросовестности страховой компании.

Кому выставит регрессное требование страховая

Наверняка некоторые сталкивались с тем, что страховая компания выставляет регрессный иск виновнику ДТП. Это происходит в том случае, если лицо нарушило какие-либо правила и таким образом причинило вред потерпевшему, которому выплатили страховой возмещение.

Планируется, что аналогично будет и с ДК ТО.

Если эксперты страховой компании докажут, что ДТП произошло из-за неисправностей транспортного средства, которые должны были быть выявлены во время ТО, такому виновнику будет отправлена претензия об оплате.

Хотя и доказать связь ДТП с исправностью или неисправностью ТС не всегда представляется возможным, и такая формулировка используется лишь примерно в пятой части всех аварий с участием автомобилей, однако появляется риск, что при наличии такой возможности претензии от страховых компаний (а в дальнейшем и иски в суд) станут стандартной практикой на рынке.

В пункте 2.1.1 ПДД РФ говорится, что диагностическая карта не является обязательным документом к предъявлению сотрудникам ГИБДД, в том числе и после ДТП. Ее нужно предъявлять лишь в процессе оформления полиса ОСАГО. Представитель Госавтоинспекции не может требовать бумагу при возникновении аварии. Однако если оформляется КАСКО или ОСАГО, нужно иметь на руках документ, подтверждающий присутствие действующего техосмотра. В бумаге должна содержаться достоверная информация. При этом неважно, когда истекает срок действия карты. Даже если он завершается через несколько суток, полис ОСАГО обязаны оформить.

Чтобы в последующем не столкнуться с возникновением сложности, необходимо не допускать просрочки техосмотра. Лучше повторно выполнить его до того момента, пока срок его годности не завершится. Это позволяет гарантировать безопасность самого водителя и иных участников движения. Чтобы не столкнуться с верификацией данных, важно грамотно подходить к выбору СТО. Насторожить должна низкая стоимость техосмотра. Это говорит об отсутствии регистрации станции ТО. Важно проверить аккредитацию компании. В документе должен присутствовать номер, состоящий из 21 цифр. Услуги неаккредитованных станций лучше не использовать. Фальшивый техосмотр не позволит получить страховку. Без неё лицо не сможет стать участником дорожного движения.

Безопасность водителей и пешеходов зависит от соблюдения действующих норм и законодательства. Последним лучше не пренебрегать. От него зависит безопасность транспортного средства. Страховщик не станет предоставлять полис без диагностической карты. Однако представители ГИБДД не имеют право требовать предъявление документов о техосмотре в момент дорожно-транспортного происшествия. Штрафы также недопустимы.

Вопрос Ответ
Штрафуют ли за отсутствие техосмотра при ДТП? Нет, денежные взыскания отменены. Исключение составляют владельцы транспорта, подлежащего техосмотру 1 раз в полгода. (Ст. 12.1 и 12.31 КоАП РФ)
Можно ли оформить страховку без диагностической карты? Нет, страховщики требуют документ. Для них это гарантия в исправности автомобиля.
Может ли пострадавший в ДТП получить выплаты по ОСАГО, если отсутствует техосмотр? Да, подобное возможно.
Нужно ли предъявлять карту техосмотра сотрудникам ГИБДД в момент аварии? Нет, потребность в подобном отсутствует.

Незаконные отказы в возмещении по ОСАГО

Очень часто, пользуясь юридической неграмотностью или невнимательностью участников ДТП, страховщики отказываются возмещать ущерб по ОСАГО, давая логичные, но незаконные объяснения. К наиболее популярным причинам таких отказов относятся:

  • совершение ДТП третьим лицом, который находился за рулем, но не вписан в полис ОСАГО;
  • виновник дорожного происшествия находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • в справке о дорожном происшествии отсутствует указание на виновную сторону;
  • вина водителя в ДТП не доказана (например, наезд на стоящее ТС), из-за чего административное дело не возбуждается;
  • виновник установлен, но скрылся с места происшествия и не указан в справке о ДТП (выплата положена по закону);
  • виновник не установлен (выплата откладывается, пока водитель не будет найден);
  • виновная в аварии сторона оспаривает свою вину (выплата может быть отложена, но не отменена);
  • на момент ДТП у виновника не было застрахована ответственность (просрочен полис);
  • заявление о возмещении подано не собственником автомобиля;
  • пострадавшая сторона не представила свой автомобиль для осмотра и диагностическую карту;
  • требование о страховом возмещении подано несвоевременно.
Читайте также:  Как изменится УСН с 2023 года

В каких случаях страховая отказывает в выплате/ремонте законно

В законе “Об ОСАГО” закреплены ситуации, когда страховщик имеет право не возмещать вред. В этот перечень входят дорожные происшествия, которые наступили:

  • по умыслу потерпевшего;
  • из природных воздействий (землетрясение, град);
  • из-за ядерного взрыва;
  • по причине общественных беспорядков, войны.

Также есть более ординарные случаи, когда по ОСАГО не возмещается ущерб:

  • поврежденный автомобиль не застрахован по ОСАГО;
  • потерпевший сделал какие действия с машиной, из-за которых нет возможности оценить полученный ущерб;
  • нарушение сроков оповещения страховщика;
  • отсутствует некоторые документы;
  • в ДТП причинен только моральный ущерб;
  • страховой случай наступил во время обучения вождению;
  • причинен вред окружающей среде;
  • машина пострадала от груза, находившегося в машине;
  • повреждения авто наступили при погрузке или разгрузке.

Ситуаций, когда страховая может правомерно отказать в возмещении выплат, не так много, поэтому важно их знать, чтобы в будущем не попасться на недобросовестные действия страховщика.

Популярные причины отказа у страховщиков

В реальной жизни большинство жителей нашей страны сталкивалось с ситуацией, когда страховая отказывает в выплате по осаго. Разрешить такое дело довольно сложно даже для самого опытного юриста. Причиной этому является отсутствие необходимого порядка действий, позволяющего построить юридическую стратегию и выиграть весь процесс. Обычно специалисты юридической направленности такие дела рассматривают в строго индивидуальном порядке и тщательно изучают все имеющиеся обстоятельства. Многие страховые компании при составлении договоров страхования прописывают в них пункты, которые предоставляют им некоторые преимущества в виде отказа пострадавшей стороне от предоставления положенных выплат. Клиент, полагаясь на добросовестность своего страховщика, при составлении договора не знает о существовании таких пунктов, и подписывает договор не читая, тем самым закрывая себя в ловушке.

Чаще всего страховщик отказывает в выплате своему клиенту по причине не правильного указания в поданном заявлении истинных причин повреждения транспортного средства. По мнению сотрудников страховых компаний, большинство случаев повреждения транспортных средств не являются страховыми случаями, а лишь намерением их клиентов поживиться за счет компании. Автовладельцы же считают, что страховые компании готовы пойти на все, лишь бы не выплатить клиенту положенной компенсации за повреждение автомобиля. Кто же действительно прав в данной ситуации? Следует разобраться.

Если страховая компания отказала в выплате по ОСАГО, не стоит отчаиваться, а попробовать доказать свою правоту и получить положенные выплаты. Очень часто многие страховые компании перед тем как предоставить клиенту за страховой случай положенные выплаты, внимательно изучают представленное авто и подвергают его трасологическим исследованиям. Именно на основании полученного заключения от такого исследования, компания дает клиенту отказ в выплате. Но известно много случаев, когда данные проведенной трасологической экспертизы не имеют веса при судебном разбирательстве.

Можно ли ездить без диагностической карты

Диагностическая карта предъявляется страховому агенту при заключении договора. Сотрудник ГИБДД не может потребовать ее у водителя, поскольку она не входит в перечень документов, подлежащих обязательной проверке. Этот список представлен только:

  • водительскими правами или временным разрешением на управление ТС;
  • регистрационными документами – свидетельством о регистрации или ПТС;
  • действующим полисом ОСАГО.

Правило распространяется на легковые авто грузоподъемностью до 3,5т, пассажирский транспорт, имеющий 8 посадочных мест (с учетом водительского сидения). Т. е. постоянного наличия документа о прохождении техосмотра в этом случае не требуется.

Водителям автобусов, такси, иных видов транспортных средств, перевозящих пассажиров и опасные грузы, ездить без диагностической карты запрещается. Причем данные ТО следует обновлять каждые полгода, а после предъявлять вместе с другими обязательными документами:

  • водительским удостоверением;
  • страховкой;
  • регистрационными документами;
  • лицензионной карточкой;
  • разрешением на перевозку пассажиров и багажа;
  • путевым листом;
  • бумагами на груз (при транспортировке опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов водитель должен иметь на руках бумаги, подтверждающие, что он имеет право работать с перечисленными категориями грузов) и т.д.

Можно ли ездить без техосмотра, если у тебя есть страховка? На рядового водителя ограничения не накладываются – ему не нужно держать карту при себе постоянно – достаточно действующего полиса.

Какие причины не могут служить основанием для отказа в выплате возмещения

Существуют ситуации, когда компания, выдавшая полис, не может отказать в выплате компенсации. Это случаи:

  • Умышленного нанесения вреда жизни и здоровью человека виновником происшествия;
  • Нахождения виновного участника под воздействие алкогольных, психотропных и иных веществ;
  • Отсутствия водительских прав у виновной стороны;
  • Отправления с места ДТП причинившим вред лицом;
  • Гражданин, управлявший автомобилем, из-за действий которого получены повреждения, не указан в полисе;
  • Наступления происшествия в срок, не предусмотренный договором;
  • Несвоевременного представления извещения о ДТП страховщику;
  • Непредставление машины для проведения экспертизы виновником аварии;
  • Лицо, явившееся причиной происшествия, восстанавливал либо совершал иные подобные действия с транспортом до истечения периода в 15 суток с момента совершения аварии;
  • Отсутствие действующей карты проведенной диагностики;
  • Представления недостоверных данных электронного полиса виновником аварии;
  • Подачи неполного пакета документации, установленной для каждой конкретной ситуации;
  • Совершения происшествия из-за неисправности авто, не установленной в диагностической карте при проведении техосмотра;
  • Отзыва лицензии у страховой организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *