- Коммерческое право

За что и когда учитель несет материальную ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За что и когда учитель несет материальную ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По общему правилу работник возмещает нанесенный ущерб в пределах одной среднемесячной зарплаты. Если ущерб больше, с работником необходимо заключить соглашение, что он согласен возместить ущерб полностью.

Материальная ответственность учителя

Приказом Минобрнауки России от 22.12.

2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным), установлена норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.В рабочее время (норму часов учебной нагрузки) учителя входит учебная (педагогическая) работа и другая работа (воспитательная, научная, творческая, исследовательская, методическая и т.д.).Вся работа выполняется учителем по норме, определённой трудовым договором (но не более 18 часов). Причём в соответствии с п.

Компания не может просто так забрать деньги у сотрудника, даже если гендиректор и десять свидетелей уверены, что курьер Иван разнес пол-офиса. Понадобится расследование, доказательства вины Ивана и гора документов.

Если сотрудник готов платить, документы всё равно нужны. В понедельник Иван винится и платит за мебель, а в пятницу находит юриста, который подает в суд на работодателя. Если у работодателя нет документов, его ждет штраф и выплата компенсации Ивану.

Расследование и сбор доказательств зависят от должности сотрудника и какая у него ответственность — полная или ограниченная. Я рассказываю об общих правилах, которые подходят для всех.

По Трудовому кодексу сотрудник платит, если нарушает нормативные документы компании. Например, положения, должностную инструкцию, правила. Главное, чтобы сотрудник расписался на них.

Принцип такой: если компания считает, что у нее есть что-то ценное, за это ценное кто-то должен отвечать, причем по документам. Приведу пример с уборщицей.

Елена мыла полы и залила системный блок, компьютер перестал работать. Вроде она виновата и должна заплатить за новый компьютер. Всё не так просто.

Главный вопрос из нашего примера: почему системный блок стоит на полу и знает ли Елена, как делать уборку с системным блоком на полу. Какие могут быть варианты:

  • В должностной инструкции Елены может быть требование: если системный блок на полу, не мыть полы ближе, чем за тридцать сантиметров. Если выяснится, что Елена нарушила условие, требование о деньгах — законное.
  • Или в инструкции сотрудников есть требование убирать системный блок на специальную полку, чтобы уборщица его не намочила. Если кто-то из сотрудников нарушил требование, он платит за компьютер.

В общем, вариантов много, но если работодатель хочет с кого-то получить деньги за системный блок, за него кто-то должен отвечать по документам.

Нет единого правила, как описывать обязанности сотрудников, чтобы получить деньги. Единственный принцип — описывать конкретно. Например: «уборщица не вправе вносить в кабинеты ведро с водой» или «сотрудники не вправе ставить системные блоки на пол».

Материальная ответственность сторон трудовых отношений заключается в возмещении друг другу причиненного вреда. Главное условие для ее наступления — причинение ущерба в результате противоправного виновного поведения.

Материальная ответственность делится на два основных вида:

  1. работодателя перед работником;
  2. работника перед работодателем.

Что такое материальная ответственность работника

Работник должен заплатить за испорченные, сломанные или утерянные вещи работодателя. Но это происходит в порядке, установленном трудовым кодексом, а не гражданским.

Разница очень большая: в трудовом кодексе этот вопрос урегулирован намного детальнее, чем в гражданском. Прописаны варианты привлечения к материальной ответственности, порядок, сроки. Если не соблюсти все требования, работодатель не сможет взыскать с работника деньги.

Нормативное регулирование. В трудовом кодексе есть целая глава о материальной ответственности работника.

Также есть специальный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми можно заключить договор о полной материальной ответственности. Если заключить такой договор с кем-то не из перечня, он будет недействительным.

Судебная практика дополняет и уточняет все спорные моменты привлечения к материальной ответственности — об этом расскажу ниже.

Пределы материальной ответственности

Если работник не согласится полностью возместить нанесенный ущерб, работодатель может взыскать его через суд.

Чтобы взыскать ущерб с руководства организации, есть специальные нормы.

Материальная ответственность руководителя организации прописана в законе, поэтому договор о полной ответственности с ним заключать не нужно.

Если директор что-то сломал или по его вине произошла недостача, он будет платить организации личными деньгами.

Материальная ответственность главного бухгалтера или заместителя директора будет, если о ней сказано в трудовом договоре. По умолчанию полной ответственности для главного бухгалтера нет — в случае чего он будет отвечать в пределах среднемесячной зарплаты.

Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей

Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.

Читайте также:  Декретный отпуск — со скольки недель уходят в декрет?

Перечислим основные права учителя.

Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.

Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).

У учителя есть ряд прав, связанных с его трудовой деятельностью

А именно:

  • Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
  • Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
  • Присоединение школы к другой (что часто сейчас происходит) считается реорганизацией, уволить учителя при этом не могут.
  • Право на обед и отдых — перерыв должен быть от 30 минут до 2 часов. Как вариант, учителю может быть предоставлено право отдыхать и обедать во время перемен.
  • Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
  • Досрочная пенсия — возможна, если есть педагогический стаж в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Материальная ответственность в образовательных учреждениях книга

Согласно Перечню работ, работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества со специалистами, осуществляющими работу по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, пунктах, отделениях, на участках, в других организациях и подразделениях. Указанные в Перечне работы могут выполняться работниками, не занимающими каких-либо определенные должности. Основным в этом случае является характер выполняемой работы.

непосредственно связанной с хранением, обработкой, реализацией, перевозкой или применением в процессе производства вверенных работнику ценностей». Инфо Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Важно Имеет ли право администрация школы требовать деньги за «испорченный» классный журнал?

Обзор законодательства О двух видах материальной ответственности:

«ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю»

и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.

Материальная ответственность: за что с учителя спросят рублем?

Луховицкий Всеволод Специалисты научно-методического разъясняют, как регулируется в законодательстве эта сторона отношений между педагогами и администрацией В начале нового учебного года для многих учителей становится актуальной тема материальной ответственности.

Новые классы, новое оборудование, техника, полученная благодаря спонсорской помощи.

В разных школах этот вопрос решается очень по-разному, и нередко учитель оказывается в сложной ситуации.

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д.

Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества. Законны ли эти действия администрации?

2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку.

Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность.

Что мне делать? 3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете? 4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не

Несправедливость стимулирующих выплат

Также в организации могут быть сформулированы такие требования к сотрудникам для выплаты стимулирующих, что одни категории работников могут получить их легко и в рамках выполнения своей основной работы, а другие для получения той же премии должны затратить большее время или просто не иметь возможности получить эту премию. Например, премия за выступление на конференции, семинаре или педсовете. Понятно, что завучи, которые всегда являются докладчиками на педсовете, получат премию. А как же быть простым учителям? Ведь все 30-40 учителей школы не могут выступать на каждом педсовете, а значит, и лишаются возможности получить премию за выступление.

Или, к примеру, участие в конкурсах или проектах. Понятно, что для учеников начальных классов и конкурсов больше, и дети больше мотивированы, и уровень сложности заданий таков, что в нем могут принять участие практически все ученики. А как быть с конкурсами по физике? По химии? Подчас по этим предметам есть только олимпиады и конкурсы повышенного уровня сложности, а значит, учитель-предметник должен дополнительно готовиться с учеником и, возможно, ребенок сможет занять какое-то место. Затраты труда учителей совершенно не сопоставимы.

Читайте также:  Календарь ИП на УСН на 2023 год

Получая базовую заработную плату, учителя выполняют свою основную работу, но сегодня необходимо не «просто» работать, но и повышать свою квалификацию, распространять опыт, участвовать в проектах и экспериментах. Взяться за это могут только замотивированные сотрудники. Учителя и педагоги должны быть уверены, что любой сверхурочный или дополнительный труд будет поощрен, и тогда они будут более открыто и позитивно смотреть на новое в своей работе.

Но не только окладом и премией можно мотивировать сотрудников. Материальная мотивация педагога также может быть выражена в виде:

  • Помощи в покупке путевок для сотрудника или его детей.
  • Материальной помощи в связи со значимыми событиями (свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека и т.д.).
  • Покупки проездного билета.
  • Предоставления места жительства.
  • Проведения корпоративных вечеров, поездок, вручение подарков.
  • Покупки учебно-методической литературы, подписки на газеты и журналы.
  • Оплаты прохождения курсов, семинаров, тренингов, получения высшего образования.
  • Предоставления возможности оказывать платные образовательные услуги или трудоустроиться по совместительству на другую работу.

Материальная ответственность работника и работодателя

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д. Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества. Законны ли эти действия администрации?
2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку. Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность. Что мне делать?
3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?
4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?
5. Имеет ли право администрация школы требовать деньги за «испорченный» классный журнал?

О двух видах материальной ответственности: «ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю» и «полной материальной ответственности» – идет речь в статьях 238–248 Трудового кодекса РФ.
Чем они различаются?
Рассмотрим на простом примере. Учитель работал на уроке с компьютером и сломал его. В таком случае работодатель может взыскать с него прямой действительный ущерб в размере не свыше его среднемесячного заработка.
Но если компьютер сломан кем-то другим (например, учеником), то возмещать ущерб придется не учителю, а лицу, несущему за данный компьютер полную материальную ответственность, причем в полном размере.
Понятно, что для работника выгоднее первый вид ответственности, а работодатель заинтересован в том, чтобы максимальное число работников несли именно полную материальную ответственность.
С кем работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности? В ст. 244 перечислено 4 условия:
– лицо должно быть работником данной организации, заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, не допускается;
– достижение работником возраста 18 лет;
– с работником, который непосредственно обслуживает материальные ценности;
– должность или работа этого работника предусмотрена в перечне работ и категории работников, установленных Правительством РФ.
Мы послали в Федеральную службу по труду и занятости следующий запрос:
С какими из служащих, поименованных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» допускается заключать договоры о полной материальной ответственности?
В полученном ответе сказано:
«В Перечень должностей, с которыми может заключаться договор о материальной ответственности, включены такие должности работников образования, как лаборант, методист кафедры (деканата), заведующий сектором библиотеки. Ни в одном варианте должностной инструкции лаборанта в школе мы не нашли указаний на полную материальную ответственность. В Перечне имеется в виду лаборант кафедры в вузе. Конечно, в некоторых школах методические объединения теперь называют «кафедрами», но должности «заведующий кафедрой математики средней школы» не существует.

Термин «полная материальная ответственность» содержится в ст. 242 ТК РФ, но подробно не раскрывается. Законодатель указывает только, каковы последствия привлечения работника к ней. Материальная ответственность — это возложение обязанности по возмещению ущерба на лицо, виновность которого в нарушении норм и причинении убытков установлена по закону. И полная индивидуальная материальная ответственность — это ее разновидность, когда привлекается один работник, возмещающий прямой ущерб в полном объеме.

Ответственность разделяется на полную и частичную (ущерб возмещается только в рамках среднего месячного заработка), индивидуальную и коллективную (возлагается на бригаду, группу, когда невозможно установить, кто конкретно виноват).

Список содержится в уже указанном приложении к постановлению Минтруда и включает:

  • кассиров и все аналогичные должности, связанные с приемом денежных средств;
  • руководителей, заместителей руководителей;
  • должности, связанные с эмиссией и управлением денежными знаками, включая списание и уничтожение, банкоматами, монетами из драгоценных металлов;
  • лаборантов;
  • заведующих в библиотеках;
  • провизоров, фармацевтов, руководящих работников в аптеках;
  • заведующих складами, иными хранилищами;
  • работников складов и хранилищ;
  • начальников монтажных цехов и строительных работ;
  • водителей-инкассаторов;
  • руководителей организаций и пунктов питания, бытового обслуживания;
  • руководящих лиц гостиниц;
  • методистов кафедр и деканатов.

Материальная ответственность учителя

«В Перечень должностей, с которыми может заключаться договор о материальной ответственности, включены такие должности работников образования как лаборант[4], методист кафедры[5] (деканата), заведующий сектором библиотеки.

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;
  • принимает участие в смотре учебных кабинетов.
Читайте также:  Меры социальной поддержки ветеранов военной службы

Должностная инструкция учителя

Особенность выполнения учителем своих трудовых обязанностей подлежит документальному подтверждению учебным заведением, где они работают. Анализируемый документ является приложением к трудовому договору и составляется руководством школы.

  • соблюдение методики воспитания и государственных программ обучения школьников;
  • знание необходимой учебной литературы, в том числе дополнительных средств обучения (атласы, методические пособия и прочее);
  • умение использовать в обучении программное, мультимедийное оборудование;
  • определение степени подготовленности учеников и объективная оценка их знаниям;
  • умение решать любые конфликтные ситуации, использовать правильные методы для убеждения и объяснения своей позиции;
  • планирование образовательного процесса.

Кому нужен договор о материальной ответственности

Практически у любого работодателя имеется хотя бы один работник, который согласно своим должностным обязанностям отвечает за сохранность доверенного непосредственно ему имущества работодателя.

Являясь лицом, в первую очередь заинтересованным в том, чтобы его имущество было цело, использовалось рационально и по назначению, работодатель инициирует оформление с таким работником (или работниками) соглашения (договора) о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ). Целью такого документа оказывается:

  • Повышение степени ответственности работника за не принадлежащее ему имущество.
  • Возможность получить от работника возмещение причиненного им ущерба в полной сумме.

Оформление такого соглашения — право работодателя. Законодательство его к этому не обязывает. Однако отсутствие этого документа даже при очевидной и доказанной вине работника не позволит работодателю взыскать с него в оплату причиненных убытков более чем одну среднемесячную зарплату (ст. 241 ТК РФ).

Обязанности всех учителей

В обязанности учителя входит:

  • ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
  • соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
  • соблюдение норм права и морали;
  • применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  • регулярное повышение профессиональной компетентности;
  • аттестация на соответствие занимаемой должности;
  • при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.

Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.

Ответственность педагога

Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями.

Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них. Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права.

Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются: — уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.); — административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.); — гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.); — дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е.

нарушающие нормы специального образовательного законодательства.

Это скажем, осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст.

43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п. Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Материальная ответственность в образовательных учреждениях

Материальная ответственность работников – одно из средств защиты форм собственности, так как она представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере.

Поэтому материальную ответственность несут все работники, состоящие в трудовых отношениях с образовательным учреждением. Наиболее важным нормативным документом, регулирующим применение материальной ответственности к работникам образовательных учреждений, является Трудовой кодекс, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года.

Порядок применения материальной ответственности работников регламентируется главой XI ТК РФ. Ст. 232 и 233 ТК РФ устанавливают условия наступления материальной ответственности, которыми необходимо руководствоваться в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением лица, виновного в причинении организации ущерба, размеров и порядка ее возмещения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *