- Коммерческое право

Как отправить иностранного работника в командировку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отправить иностранного работника в командировку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (далее — Закон N 115-ФЗ) временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Как отправить иностранца в зарубежную деловую поездку?

Ограничений на зарубежные поездки для выполнения трудовых функций нет. Иностранного гражданина с любым статусом можно направить в деловую поездку в другую страну. Однако, при нахождении на территории другого государства более 6 месяцев разрешение на проживание и вид на жительство теряют юридическую силу.

Перед отправкой работника его необходимо снять с регистрационного учета, по возвращении — зарегистрировать заново.

Алгоритм отправки иностранца в командировку включает следующие этапы:

  • подготовка и издание приказа;

  • ознакомление сотрудника с рабочим заданием;

  • расчет и перечисление аванса;

  • сдача авансового отчета с подтверждающими документами по приезду.

Командировка за границу

При командировке за рубеж командировочное удостоверение не оформляется, так как даты выезда и приезда определяются на основании проездных билетов, а даты пересечения границ — по отметкам в загранпаспорте .

По мнению редакции, в целях подтверждения обоснованности произведенных расходов и факта нахождения сотрудника именно у зарубежного контрагента командировочное удостоверение все-таки стоит оформить и проштамповать. — Примеч. ред.

Исключение — командировка в государства — участники СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения о том, что в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы (п. 15 Положения о командировках).

Конкретный перечень документов, оформляемых при командировании работника за рубеж, представлен в табл. 2 на с. 69.

В авансовом отчете работник указывает израсходованные в связи с командировкой суммы, чтобы бухгалтерия произвела расчет по выданному перед командировкой авансу (абз. 3 п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40).

К авансовому отчету нужно приложить командировочное удостоверение и документы, подтверждающие произведенные расходы (абз. 2 п. 26 Положения о командировках). Ими могут быть авиа- и (или) железнодорожные билеты, счета гостиниц и др.

При командировках за границу (в страны с визовым режимом въезда) к авансовому отчету можно приложить ксерокопии страниц загранпаспорта с отметками о пересечении границы (Письмо Минфина России от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47).

Налогообложение командировочных затрат

Рассмотрим все перечни затрат, а также особенности их налогообложения:

  • Суточные. Должны быть зафиксированы в составе расходов. Если размер их не превышает 2 500 рублей, НДФЛ суточные облагаться не будут.
  • Проживание. Траты будут учитываться в составе расходов. Исключение – сумма выделена автономной строкой в счете. Сумма, не превышающая 2 500 рублей в сутки, не будет облагаться НДФЛ. Страховые взносы не начисляются.
  • Проезд. Учитываться будут траты, обоснованные документально. Если документы отсутствуют, сумма облагается НДФЛ. Страховые взносы также начисляются.
  • Расходы на такси. Если затраты на такси обоснованы и подтверждены бумагами, они включаются в состав расходов. НДФЛ траты не облагаются. Страховые взносы начисляются.
  • Медицинская страховка. Траты на нее также будут включены в состав расходов. НДФЛ сумма облагаться не будет. Страховые взносы начисляются.

Данные нормы могут измениться, а потому нужно следить за всеми новшествами в Налоговом кодексе и сопутствующих актах.

Миграционный учет при направлении иностранца в командировку

Работодателю не нужно снимать иностранца с миграционного учета, когда он выезжает в командировку. Территориальный орган МВД России сделает это автоматически, когда поступят сведения о постановке сотрудника на учет по новому месту пребывания либо о выезде из России (ч. 2 ст. 23 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ).

Принимающая сторона иногда забывает своевременно уведомить территориальный орган МВД России, что иностранный гражданин приехал в место командирования. Напомните вашим партнерам, что это необходимо сделать в течение семи рабочих дней со дня приезда сотрудника.

Исключение составляют случаи, когда срок командировки менее семи рабочих дней (п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Когда иностранец вернется, снова поставьте его на миграционный учет. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287.

Если иностранный работник во время командировки остановится в гостинице, то ее администрация сама поставит на миграционный учет командированного. Это делают в течение одного рабочего дня, следующего за днем, когда иностранец прибыл в пункт назначения (п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

Для высококвалифицированных специалистов действуют другие правила. Если такой иностранец отправится в командировку не больше чем на 30 дней, то вставать на учет по новому месту пребывания ему не нужно (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Но это правило действует на тех ВКС, которые уже зарегистрированы по месту жительства или стоят на учете по месту пребывания в РФ.

Читайте также:  Какие положены льготы на проезд пенсионерам в 2023 году?

Документы для приема на работу иностранца

При трудоустройстве иностранного гражданина у работодателя должен быть комплект документов, список которых зависит от статуса физлица.

Если иностранец временно пребывающий, работодателю нужно сделать следующее:

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2017 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

Появится новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно будет вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

В целях получения образования, иностранцы-студенты смогут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО будет выдаваться по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду вносимых изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

В соответствии с законодательством Российской Федерации временно пребывающий иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По окончании срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного указанным выше законом или международным договором, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации, за исключением следующих случаев:

— на день истечения указанных сроков иностранному гражданину продлены срок действия визы или срок временного пребывания;

— иностранному гражданину выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство;

— у иностранного гражданина приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание;

— федеральным органом исполнительной власти принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту;

— федеральным органом исполнительной власти принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Важно отметить, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен или сокращен. На это влияет изменение условий договора или прекращение обстоятельств, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении или сокращении срока временного пребывания принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации), или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел (Министерство внутренних дел Российской Федерации), или их территориальными органами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Процедура получения вида на жительство также начинается с подачи заявления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС по субъекту РФ) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Данное заявление может быть подано и в электронной форме посредством сети Интернет. Важным условием получения вида на жительство является то, что иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено, однако подать такое заявление нужно не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося.

Читайте также:  Алименты в твердой денежной сумме

Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган по месту получения вида на жительство. Подача такого уведомления осуществляется им лично, или почтовым отправлением, или в электронной форме. В указанное уведомление вносятся следующие сведения:

— имя данного иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, включающее его фамилию, собственно имя, отчество (последнее — при наличии);

— место проживания данного иностранного гражданина;

— место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство;

— период нахождения данного иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в течение очередного года со дня получения им вида на жительство (с указанием государств выезда);

— размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Другая дополнительная информация содержаться в указанном уведомлении не должна.

Однако иностранному гражданину в выдаче вида на жительство может быть отказано или аннулирован уже имеющийся на тех же основаниях, что были рассмотрены ранее в отношении отказа в разрешении на временное проживание. При этом дополнительным основанием является тот случай, когда иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства. Исключением является иностранный гражданин, признанный нетрудоспособным.

Понятие и виды квот для иностранных граждан

Миграционная квота — это количественное ограничение численности прибывших в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

В российской правовой литературе выделяют следующие виды миграционных квот.

1. Квота на выдачу приглашений на въезд. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 357 894 штук. Большинство из них распределены в Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный федеральные округа.

2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Данное квотирование проводится по двум направлениям: по субъектам и по профессиям, специальностям и квалификациям. Так, Министерство труда и социальной защиты утвердило по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой распределение по субъектам Российской Федерации на 2014 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 1 631 586 штук. Большинство из них распределены в Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа. Помимо этого, Правительство Российской Федерации установило, что реализация потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников осуществляется в соответствии с распределением по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Больше всего в Российской Федерации существует потребность в рабочих, занятых на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

3. Квота на выдачу разрешений на временное проживание. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 95880 разрешений на временное проживание в Российской Федерации с распределением по субъектам. Большинство из них распределены в Сибирский, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.

4. Предельная допустимая доля использования иностранных работников по видам экономической деятельности. Правительство Российской Федерации установило на 2014 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности:

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво — 15% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— розничная торговля фармацевтическими товарами — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

Читайте также:  Как растаможить автомобиль в России в 2023 году

— розничная торговля в палатках и на рынках — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая розничная торговля вне магазинов — 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

— прочая деятельность в области спорта — 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

В Российской Федерации действуют Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, в соответствии с которыми подготовку данных предложений и утверждение квот осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о потребности в привлечении иностранных работников, которые рассматриваются межведомственной комиссией из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в Российской Федерации действует приоритетное право на трудоустройство российских безработных граждан. Поэтому прежде чем подавать заявку на квоту работодателям необходимо обратиться в органы службы занятости населения субъекта, в котором он расположен, с заявлением-анкетой о подборе необходимых работников из числа российских граждан на рабочие места, планируемые для иностранных работников. Без указанного обращения заявки на квоту не принимаются. Кроме того, работодателям рекомендуется представить сопроводительное письмо с обоснованием необходимости привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в адрес межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.

В соответствии с Правилами формирования квот, действующими в Российской Федерации, работодатели могут обратиться с заявкой о выделении квоты на привлечение иностранных работников в рамках корректировки квоты 2014 года в следующих случаях:

— если ранее не представляли в установленном порядке заявку на 2014 год;

— если возникает необходимость в увеличении (уменьшении) утвержденного количества иностранных работников — для работодателей, включенных в квоту 2014 года.

Оформление заявок в электронном виде осуществляется работодателями через Интернет с использованием автоматизированного информационного комплекса «Миграционные квоты», расположенного по адресу: http://www. migrakvota. gov. ru.

Нарушение № 5. Компания выдает иностранцу зарплату наличными

Споры о том, можно ли платить иностранцу наличкой, идут давно. Суды принимают разные решения, но все-таки безопаснее перечислять зарплату иностранного работника на его банковский счет (Постановление Верховного суда РФ от 06.03.2015 № 307-АД15-691). Такой же позиции придерживается и ФНС (письмо ФНС РФ от 29.08.2016 № ЗН-4-17/15799).

Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то компания-работодатель не может заставить иностранного работника открыть счет в банке. А при отсутствии счета остается только один вариант — выдавать деньги через кассу (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 № А70-15657/2014 и Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 № А68-261/2014).

Чтобы избежать лишних споров с контролирующими органами, безопаснее отправлять зарплату иностранцев на счет в банке.

Памятка для работодателей

Памятка для работодателей: как оформить трудовые отношения с лицами, находящимися на территории РФ на основании вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также имеющих статус беженца, временное убежище

1. Вопрос:

Какими нормативно-правовыми актами работодателю необходимо руководствоваться при приеме иностранного гражданина на работу?

Ответ:

Основные нормативные акты РФ, регулирующие особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее —Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

2. Вопрос:

На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства?

Ответ:

1. Для начала необходимо выяснить, на каком основании находится иностранный гражданин на территории Российской Федерации.

Необходимо четко понимать, что в зависимости от режима пребывания (проживания), иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

2. Какой документ в том или ином случае является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Необходимо знать какие разрешительные документы для оформления на работу необходимы данному лицу с тем или иным правовым статусом.

Обычно для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников (п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но из этого правила есть исключения.

Для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент для следующих категорий лиц:

  • тем, кто постоянно проживает в России на основании вида на жительство;
  • тем, кто временно проживает в РФ на основании разрешения на временное проживание;
  • имеющих статус беженца в РФ;
  • лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ.

4. Исходя из особенностей правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, необходимо знать имеет ли право данное лицо осуществлять трудовую деятельность в пределах интересующего субъекта РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *