- КОАП

Что будет, если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД и уехал?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет, если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД и уехал?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

  1. Никогда не скрывайтесь с места ДТП — наказание за скрытие после дорожного происшествия достаточно суровое.
  2. За оставление места происшествия может быть наказан как его виновник, так и потерпевший.
  3. Если всё-таки уехали, как можно скорее возвращайтесь к происшествию.
  4. Оставьте свои координаты на месте аварии, если очень нужно отъехать.
  5. Напишите расписку об отсутствии взаимных претензий, если договорились с оппонентом не оформлять ДТП.
  6. Защищайте в суде свои права вплоть до высшей инстанции.
  7. Никогда не выпивайте после аварии.
  8. Нет повреждений, значит нет ДТП, а, следовательно, не может быть сокрытия.
  9. Суд может прекратить дело на основании незначительности, если в нем имеются сомнительные обстоятельства (объективные подозрения в умысле пострадавшего и т.п.)/неумышленности, если обстоятельства указывают на невозможность заметить момент ДТП водителем.
  10. Если вина очевидна, целесообразно делать упор на минимизацию наказания.

А вы попадали в ситуацию, когда вас обвиняли в скрытии с места ДТП? Как разрешился вопрос?

Теперь вы знаете, что грозит за оставление места происшествия. А также какие действия не могут считаться сокрытием. Поэтому, я думаю, сейчас вы точно представляете, как поступать после аварии или при обвинении вас в отъезде.

Если что-то осталось непонятным, или вы попали в нестандартную ситуацию — задавайте вопросы в форме под статьей, я постараюсь ответить на всё. А тех, кто имеет опыт по теме, неважно, положительный или нет, прошу поделиться со мной и с читателями.

В каких случаях не могут оштрафовать за игнорирование требования остановки?

В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:


  1. Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
  2. Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.

Читайте также:  Что изменилось в порядке приема экзамена на право вождения

В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.

«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.

Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.

Ранее БК55 уже выяснял, что

используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.

«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.

Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?

Какое наказание грозит скрывшемуся водителю?

Согласно ч.2 ст.12.27 КоАП за умышленное скрытие с места аварии автомобилиста ждет:

  • лишение прав на 1-1,5 лет:
  • или административный арест до 15 суток.

Обычно суд наказывает водителя лишением прав. Арест применяется довольно редко. Арестовывать не будут женщину в положении, инвалидов I и II групп, госслужащих, матерей, имеющих детей до 14 лет и некоторых других категорий граждан.

Срок лишения прав зависит от нескольких обстоятельств:

  • Является ли скрывшийся участник виновной или потерпевшей стороной;
  • Тяжесть ДТП (какой ущерб причинен транспортным средствам, пострадали ли люди, осуществлялся ли розыск скрывшегося участника и т.д.);
  • Наличие смягчающих обстоятельств.

Местом аварии может считаться не только проезжая часть, но и стоянка, двор, АЗС и любая другая территория, где произошла авария. Не важно, как скрылся водитель, ‒ пешком, на собственной машине или на «попутке», наказание он получит в любом случае. Не станет смягчающим обстоятельством и стресс или конфликт с другими участниками ДТП.

Считается, что автомобилист скрылся, если:

  • Он ехал или ушел до оформления европротокола или прибытия госавтоинспекторов;
  • Не вернулся после того, как отвез пострадавшего в медучреждение.

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.
Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Вопрос 1. Какие условия позволяют смело уехать с места происшествия?
Ответ 1. Если в результате ДТП никто не пострадал, а водители между собой смогли договориться, можно смело покидать участок, где случилась авария.

Вопрос 2. На протяжении какого времени виновник может нести ответственность за побег с участка аварии?
Ответ 2. Наказание за оставление места ДТП без пострадавших имеет срок давности. Он равен 3 месяцам.

Вопрос 3. Как поступить водителям, если в процессе ДТП пострадавших нет?
Ответ 3. В данной ситуации возможно несколько решений проблемы:

  • зафиксировать случай аварии с участием представителей ДПС на их посту;
  • составить европротокол, не приглашая дорожный патруль;
  • не оформлять никаких документов.

Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Чтобы обжаловать постановление инспектора ГИБДД, нужно обратиться в суд или в вышестоящий орган Госавтоинспекции. Второй вариант менее хлопотный и затратный с точки зрения сбора подтверждающих документов. Однако ввиду того, что на принятие решения могут влиять ведомственные интересы, доказать водителю свою невиновность будет непросто (если убежать он, действительно, не собирался).

Но в обоих случаях для объяснения неостановки можно предъявить следующие аргументы:

  • действия инспектора из-за стоявших на обочине ТС не были замечены;
  • в плотном потоке автомобилей непонятно, кто из участников дорожного движения должен остановиться;
  • жест, требующий остановку, был невыразительным/неправильным;
  • в ночное время на инспекторе не было светоотражающей формы, и он не имел светящегося жезла.

Подтвердить эти факты можно с помощью записей видеорегистратора или свидетельских показаний.

Что грозит водителю, покинувшему место аварии

В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.

Пример. На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.

Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.

Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:

  • арест на срок до 15 суток;
  • лишение права управления на срок от одного до полутора лет.

Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.

Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.

Читайте также:  Выплаты при выходе на пенсию в МВД в 2024 году

Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.

По закону за неостановку по требованию инспектора ГИБДД грозит штраф.

Нарушителю дается два месяца, чтобы заплатить штрафное взыскание в государственную казну.

Если скрылся водитель при требовании остановиться и ему за то был назначен штраф, то можно оплатить 50 процентов от общей цифры, при условии, что долг будет погашен в течение 20 дней с момента вынесения постановления об админ. наказании.

Если же просрочить этот срок, то сумма к оплате будет удвоена. Если в суде будет доказано, что водитель намерено не выплачивает взыскание, то наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС может быть и более серьезное – арест на 15 суток, либо 50 часов обязательных работ.

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Как оспорить лишение водительских прав за пьянку?

Начинать оспаривать лишение прав за пьянку можно начиная с ходатайства в автоинспекцию. Ходатайство в 2023 году должно быть обоснованным, с доказательствами нарушений инспектора при оформлении документов или проведения процедуры.

В случае отклонения ходатайства дело будет рассматриваться в суде. Решение городского суда можно оспорить в районном и областном, в течении 10 дней после получения постановления. Для оспаривания лишения прав следует выбрать линию защиты, чаще всего используются три направления.

Первое — независимое освидетельствование. Используется, когда инспектор и врач поликлиники подтвердил опьянение. Для удачной защиты необходимо, чтобы экспертиза была быстрой (не позднее часа-двух после государственной), со взятием анализа крови, клиника должна иметь специальную лицензию.

Второе — неправомерность действий сотрудников. Любые ошибки и незаконные действия трактуются в вашу пользу. К примеру, если у сотрудника неправильно заполнен протокол, то он становится недействительным, не считаясь судом за документ.

Третье — доказательства того, что машина никуда не ехала. Если автомобиль находится на обочине и не участвует в движении, опьянение водителя не является нарушением.

На этапе повторного обжалования рекомендуется обращаться к адвокату, которой поможет оформить дело и найти в нем новые нюансы, пропущенные судом низшей инстанции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *