- КОАП

Взыскание разницы ущерба с учетом износа и без учета износа при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание разницы ущерба с учетом износа и без учета износа при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и Услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Судебная практика при взыскании ущерба со страховой компании

Правоприменительная практика по отношению к страховым компаниям неоднозначна. Так, в п. 59 Постановлении Пленума ВС от 26.12.2017 г. прямо указывается запрет учитывать износ при ремонте автомобиля гражданина, если транспортное средство зарегистрировано в России. Пытаясь обойти предписание страховые компании, если им невыгодно чинить машину, выплачивали потерпевшему страхователю сумму, которая меньше реальной стоимости деталей и ремонта. Остаток доплаты взыскивается непосредственно с виновника ДТП.

Закон об ОСАГО предусматривает ограниченный перечень случаев, когда восстановительный ремонт может быть заменен выплатой. Это возможно при полной гибели транспортного средства, или если автомобиль принадлежал инвалиду, которому машину положена по медицинским показаниям.

Изменились и позиции КС РФ, Верховного суда относительно необходимости доплаты за ремонт. Единая методика ЦБР по расчету страховых убытков позволяет выплатить владельцу потерпевшего автомобиля максимальную сумму, которая будет меньше 400 тысяч рублей. Учитывается износ каждой детали, а также затрата нормо-часов на восстановительные работы. При недостаточности средств на полный ремонт машины и покупку запасных частей, оставшуюся сумму владелец транспортного средства вправе взыскать непосредственно с виновника ДТП.

Даже при наличии полиса ОСАГО и выплаты (ремонта) гражданин, который повредил чужую машину, может быть обязан возмещать недостающую сумму, затраченную на восстановление машины из собственных денег.

Обязанность страховщика возместить стоимость ремонта без учета износа машины может быть установлена судом, если СК не организовала своевременный восстановительный ремонт, а выплатила деньги на свое усмотрение.

Изменения в ОСАГО с 2022 года

Предполагаются изменения, которые касаются максимальной выплаты потерпевшему, жизни и здоровью которого причинен вред. С 500 тысяч рублей сумма выплаты увеличивается до двух миллионов рублей. При расчете стоимости восстановительного ремонта предполагается не учитывать общий износ автомобиля, его узлов и агрегатов. Это означает, что страховая компания должна починить машину с использованием только новых запасных частей – оригинальных или аналогов. У владельца разбитой машины сохраняется право взыскать недостающую сумму на ремонт в судебном порядке.

Страховые компании склонны завышать процент износа автомобиля, чтобы выплатить меньше за ремонт. Поправки в ФЗ об ОСАГО позволят застрахованному владельцу автомобиля отремонтировать автомобиль или получить выплату без учета износа. Одновременно страховая организация может получить право регрессного требования к виновнику ДТП при переплате за ремонт. Такая же возможность предусматривается и для потерпевшего ДТП, если суммы на восстановительный ремонт не хватило.

Износ по ОСАГО – одно из оснований для обращения в страховую компанию с претензионными или исковыми требованиями. Поправки в закон об ОСАГО повлекут существование удорожание полиса на 20-40%.

Часто страховые компании занижают выплаты, учитывая износ, который рассчитывают по своим правилам. Если заявитель не согласен с суммой возмещения, то ему следует провести независимую экспертизу и установить стоимость ущерба без учета износа. Далее:

  1. Заявитель составляет на имя страховой претензию о необходимости возместить ущерб в досудебном порядке.
  2. Подается обращение финансовому омбудсмену, который решает спор в административном порядке. Решение должностного лица обязательно для исполнения сторонами.
  3. Если результат промежуточного решения спора неудовлетворителен, то необходимо обращаться с исковым заявлением.

Ремонт автомобиля без учета износа должен проводиться с использованием новых запчастей. Также требования можно предъявить в течение гарантийного срока на восстановительные работы. Ответчиком в суде выступает страховая компания. При разбирательстве необходимо учитывать год начала эксплуатации машины, ее марку, модель, год выпуска, состояние ТС, предшествующее дорожно-транспортному происшествию. В судебном разбирательстве и на этапе подготовки дела, при проведении переговоров со страховой компанией желательна юридическая помощь.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа

5/5 (1)

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Как работает ОСАГО по вопросу износа

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

В итоге получалось, что водитель помимо того, что ежегодно оплачивал немалую стоимость страховки, еще и вынужден был в случае аварии доплачивать за ремонт транспортного средства из собственного кармана.

И так было на протяжении двадцати лет, пока Конституционный суд не пришел к иному выводу и не вынес соответствующее разъяснительное постановление.

Как оценивают сами водители новые меры по расчёту разницы в стоимости восстановления авто и суммой страховой выплаты по аварии?

Во-первых, это значительное достижение, так как можно увеличить сумму выплаты для восстановления автомобиля, пусть она будет даже разделена между страховой компанией и виновником, это не столь важно. Теперь в ремонт автомобиля можно не вкладывать собственные деньги.

Во-вторых, есть и обратная сторона вопроса. В соответствии с договором ОСАГО, восстановить испорченную машину обязана страховая компания, это основная функция приобретаемого полиса, который должен защищать, в том числе, виновных граждан. Они не всегда могут погасить большую сумму исходя из размера собственных доходов и расходов. Поэтому возмещение разницы в стоимости ремонта может затянуться. В этом случае пострадавший не получит нужной суммы вовремя.

Многие юристы предложили другой вариант решения проблемы, как они считают, более качественный и надёжный. А именно, внести изменения в Единую методику расчёта компенсации. Необходимо увеличить закупочную стоимость необходимых для ремонта деталей и постоянно расширять его номенклатуру. Это позволит правильно рассчитать стоимость ремонта и исключить расчёт стоимости деталей страховой компанией по самым низким в регионе ценам.

В любой ситуации, в соответствии с нововведениями, вы имеете полное право взыскать с виновника разницу в стоимости реального ремонта с рассчитанной стоимостью от страховой компании, не учитывая при этом износ деталей собственного автомобиля.

Получение выплаты по ОСАГО с учётом износа

Износ распространяется лишь на заменяемые детали и запчасти автомобиля. Как указывалось выше, степень износа определяется специалистом во время экспертизы транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия, а не в момент оценки ТС для заключения страхового договора.

Рассчитывать на получение выплат по полису могут лишь те граждане, с которыми договор страхования был заключён до 28.04.2017 года.

Нововведения в законодательстве отменили предоставление выплат в большинстве случаев, заменив их на направление ТС в выбранную страховщиком станцию техобслуживания для осуществления бесплатного ремонта.

Предоставление финансового возмещения в ситуации, если договор был заключён позднее указанной даты, возможно лишь в перечисленных ниже случаях:

  • гибель участника ДТП;
  • наличие у ТС повреждений, не подлежащих восстановлению;
  • причинение пострадавшей стороне среднего либо тяжкого вреда здоровью;
  • стоимость ремонтных работ превышает размеры установленного российским законодательством лимита страхового возмещения;
  • наличие у пострадавшей стороны группы инвалидности.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.
Читайте также:  Новые стандарты в образовании 2024 года

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Что учитывается при начислениях?

Мы пояснили, что Правительство РФ внесло поправки в постановление, и изменения относятся исключительно к восстановлению наземного транспорта. В свете корректировок обсудим, что вмещает в себя расчет износа по ОСАГО.

На износостойкость влияет:

  • Пройденное время с года выпуска ТС (если отсутствует дата, то берется время первой покупки).
  • Километраж пробега.
  • Качество колес и автопокрышек.

Для того чтобы рассчитать износ по ОСАГО, перемножаются несколько коэффициентов, относящимся к различным частям автотранспорта. А именно:

  • Выпускной год транспортного средства.
  • Время ДТП.
  • Марка автотранспорта и страна-производитель.
  • Величина пробега на момент автоаварии.
  • Уровень истирания шин (высота индикатора протектора).

Затем показатели подставляют под значения формулы, обсуждаемой ниже.

На заметку! Вашему вниманию предоставляем небольшой перечень деталей, на которые не начисляется процент износа по ОСАГО:

  • подушки для безопасного вождения;
  • ремни безопасности совместно с их устройствами;
  • тормозная, электронно-пневматическая и составляющие этих систем;
  • рулевая система управления;
  • сцепление авто.

Выдача компенсации при ДТП: для чего это нужно?

Автомобильные компании регулярно сообщают об увеличении продаж. Это значит, что проданные автомобили вскоре далеко не ровными рядами вольются в дорожное движение. Автомобиль перестал быть роскошью и приобрел назначение комфортного и быстрого средства передвижения в пробках.

Но вся проблема заключается в том, что управляют этим средством далеко не всегда профессионалы, что усугубляется отсутствием опыта вождения. В итоге на дорогу выезжает не удобный автомобиль, а довольно опасный не только для пешехода и соседей по дорожному движению, но и для самого владельца аппарат. Осложняют ситуацию на наших дорогах любители быстрой езды, неспособные вовремя нажать на тормоз, а также те, кто не отличается законопослушностью, считая своим долгом нарушать все ПДД. В результате случаются на дорогах аварии – столкновения, наезды и т.п. А, как известно, в аварии каждый из ее участников претерпевает ущерб – когда незначительный, а когда и весьма существенный.

В любом ДТП присутствуют две стороны – виновная и потерпевшая. Участник происшествия, признанный виновным, будет ремонтировать автомобиль за свой счет (если у него нет КАСКО), кроме того, он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне.

Выплата по соглашению – это ловушка?

Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.

Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.

Читайте также:  Пособие для малоимущих семей в 2024 году в Московской области

Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.

Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.

Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.

Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.

Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Обоснование Комментарий
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО», основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
Согласно ФЗ «Об ОСАГО», водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ «Об ОСАГО», устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *