- КОАП

Куда направляется исполнительный лист о взыскании с бюджетного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда направляется исполнительный лист о взыскании с бюджетного учреждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

На официальном сайте Минфина Вы не только узнаете порядок взыскания с госоргана, а также сможите проследить ход исполнения. В соответствии со статьями 242.3, 242,4, 242,5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений — должников, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.

О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.

В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.

В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») и иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Заявление в министерство финансов по исполнительному листу

Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. Исполнительный документ должен соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
При предъявлении к исполнению дубликата исполнительного листа представляется заверенная судом копия определения суда о его выдаче. 2. Надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

3. Заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета. на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Приложение N 3. ЗАЯВЛЕНИЕ ВЗЫСКАТЕЛЯ

Шаг 2. Пишем заявление, в котором указываем ваши реквизиты – чтобы казначейству было понятно, куда перечислять долг. К заявлению в обязательном порядке прилагаем оригинал исполнительного листа и копию решения с гербовой печатью и отметкой о вступлении в силу. Если заявление подписывает представитель, нужна его доверенность.

Шаг 3. Отправляем этот пакет документов в казначейство. Это можно сделать лично или отправить пакет документов с курьером. Допустимо переслать документы почтой России, но в этом случае позаботьтесь о том, чтобы письмо было отправлено с описью вложения.

Шаг 4. Казначейство уведомляет должника о поступлении исполнительного документа (срок – 5 рабочих дней). После этого у должника есть 30 рабочих дней, чтобы подготовить платежное поручение о возврате долга. Если у должника деньги есть, он обязан отправить в казначейство такое поручение. Если денег нет, он может вернуть долг частично.

А что в это время делать вам? Заметьте: весь этот обмен документами между казначейством и должником происходит без вашего участия. И только от вас зависит, будете ли вы пассивно ждать денег или возьмете ситуацию под свой контроль. Вы можете уведомить должника о том, что направили исполнительный лист в казначейство, затем запросить уже у казначейства, проинформировало ли оно должника о поступлении исполнительного листа. У казначейства также можно узнать, как отреагировал должник – готов ли он погасить долг, и в какой части.

Шаг 5. Казначейство ждет три месяца со дня, когда вы к ним обратились. Этот срок закон дает бюджетному учреждению на то, чтобы погасить долг. За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги.

Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом. Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга.

Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами. Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.

Читайте также:  Налоги, штрафы и сборы, которые вырастут в 2023 году. Инфографика

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение

Как еще вы можете повлиять на ситуацию?

Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма.

Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.

Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют.

Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.

Альтернативным способом ускорить возврат долга может стать обращение в суд за денежной компенсацией: компенсацией за длительное неисполнение решения суда, иск об индексации присужденных сумм долга, требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, о взыскании компенсации за каждый день неисполнения судебного акта.

Если разобраться, процедура взыскания денег с бюджетных учреждений далеко не так сложна, как кажется. Главное – не пускать ситуацию на самотек и методично добиваться своего.

Как можно воздействовать на непорядочного неплательщика? Как управлять долгом и не расходовать свои силы на неэффективные действия? Узнайте в книге Ивана Рыкова«Кредиторы vs дебиторы. Антикризисное управление долгами».

Хотите повысить собственную финансовую грамотность? Все ваши вопросы о взыскании дебиторской задолженности вы можете задать в чате в чате в Telegram и группе в Facebook.

Казначейство исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений. Эта форма заявления передается заявителем в Федеральное казначейство вместе с оригиналом исполнительного листа и копией судебного акта (решение, определение суда) о взыскании денежных средств с бюджетной организации. На копии судебного акта должна стоять синяя печать и подпись судьи.

Взыскателю необходимо обращаться в Управление Федерального казначейства по месту открытия должнику в данном случае, бюджетному учреждению лицевых счетов. Проще говоря, по месту нахождения должника.

В заявление должны быть указаны реквизиты банковского счета взыскателя, на который будут перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление должно быть подписано взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю. В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнение судебных актов в отношении учреждений

В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (в ред. Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя. 9.

Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта .

Верховный Суд РФ, в своем постановлении дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Так, судам необходимо учитывать то, что отсутствие права на присуждение компенсации на основании Закона о компенсации, не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с иском о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с иском о компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ (пункт 2).

Что касается подведомственности рассмотрения подобной категории дел, то в судах общей юрисдикции рассматриваются вопросы присуждения компенсаций по длительному неисполнению судебных актов, выданных судами общей юрисдикции, в арбитражных судах – неисполнение судебных актов, выданных арбитражными судами.

Важно обратить внимание на срок подачи заявление о присуждении компенсации за нарушение права за длительное неисполнение судебного акта.

Такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 11 Постановления).

Иными словами, у должника-бюджетополучателя имеется три месяца на исполнение судебного акта. Лишь только по истечению плюс еще 6 месяцев (то есть через 9 месяцев с даты поступления судебного акта на исполнение), у заявителя появляется право обратиться в суд за компенсацией за длительное неисполнение судебного акта.

Таким образом, фактически, у должников-бюджетников есть всегда девятимесячная отсрочка исполнения судебного акта…

Размер компенсации определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Анализ, к примеру, судебных актов Арбитражного суда Северо-Западного округа, показал, что суды взыскивают от 2000 до 200 000 руб. в зависимости от конкретных обстоятельств дела .

Как взыскать с бюджетной организации

ФЗ) 10. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Читайте также:  Амнистия в 2024 году эмигрантов Таджикистана

Порядок исполнения судебных актов

Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.

Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).

Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.

Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.

Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения — должника соответствующего запроса-требования.

После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.

Как взыскать с бюджетной организации

Внимание

КонсультантПлюс: примечание. О порядке обращения взыскания на средства бюджетных учреждений см. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения — должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье — лицевые счета должника).

Исполнение решений судов о взыскании с казны

Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ. 12. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
13. В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ) (см.

С каких должников взыскиваются деньги через федеральное казначейство

Предъявление ИЛ имеет ряд особенностей, которые закреплены в п.2 ст. 1 ФЗ-229 и главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Законодательство, регулирующее бюджетные отношения (п.3 ст.

239 БК РФ), дает прямую отсылку на указанную главу. Из положений БК РФ следует, что судебные приставы не могут обращать взыскания на денежные средства бюджетов субъектов РФ, за исключением нескольких случаев (бюджетный иммунитет).

Взыскание через казну, возможно в отношении следующей категории субъектов:

  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • казенных учреждений;
  • должностных лиц, представляющих эти органы и учреждения.
Читайте также:  Льготы для людей проживающих в районе Чернобыльской АЭС в 2024 году

При этом разделяются бюджеты государства и местных органов самоуправления (муниципальных).

Куда и как обращаться для взыскания долга

Предъявление ИЛ для взыскания с казны требует определенных знаний бюджетного законодательства, так как можно ошибиться с адресатом. Результатом будет возврат ИЗ без исполнения.

Существует правило, согласно которому:

  • Долги, ответственным по которым является Российская Федерация, направляются в Министерство финансов РФ. Исключение – взыскание денежных средств, в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.
  • По долгам субъектов РФ – в финансовый орган при правительстве субъекта Федерации. Исключением являются долги по субсидиарной ответственности.
  • С муниципальных образований долги взыскиваются с казны этого образования. Исключение то же.
  • По долгам казенного учреждения, финансируемого из Федерального бюджета, ИЛ направляют в Федеральное казначейство по месту открытия им лицевого счета.
  • Для взыскания долга с казенного учреждения субъекта РФ – в орган, осуществляющий ведение лицевого счета в соответствующем регионе (области, крае, республике).
  • С казенных образований муниципального уровня долги взыскиваются из бюджета соответствующего образования (городского или сельского поселения).

Как взыскать с бюджетной организации

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ. Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Особенности исполнения судебных актов по обращению к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления на основании права оперативного управления, не имеющая статуса федерального казенного предприятия, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Бюджетное учреждение распоряжается по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Собственниками имущества бюджетного учреждения могут быть органы государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению бюджетному учреждению предусматривает обращение в субсидиарном порядке взыскания либо на средства федерального бюджета, либо на средства бюджета субъекта РФ, либо на средства местного бюджета по денежным обязательствам соответствующих бюджетных учреждений.

Поскольку бюджетные учреждения являются неотъемлемым звеном бюджетной системы РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с принципом единства бюджетной системы РФ носит единый порядок, который имеет свои особенности.

Во-первых, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов. В связи с чем исполнительными документами, которые предъявляются к исполнению бюджетным учреждениям, могут быть исполнительные листы и судебные приказы.

Во-вторых, исполнение судебных актов осуществляется иными государственными органами, не являющимися службой судебных приставов.

Законом N 197-ФЗ помимо внесения изменений в БК РФ одновременно были внесены изменения в ст. 1 Закона N 119-ФЗ, исключающие возможность обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов.

Ранее нормы об исключении службы судебных приставов из органов, которые могут исполнять судебные акты, обращенные к взысканию на средства бюджетов бюджетной системы РФ, ежегодно устанавливались законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной год начиная с 2003 г. . Однако Конституционный Суд РФ признал практику установления законодателем норм, определяющих порядок исполнительного производства судебных актов, в специальных законах, какими являются федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, нарушающей принцип верховенства права, поскольку включение положений об исполнительном производстве в специальные законы приводит к тому, что механизм исполнения соответствующих судебных решений не опирается на стабильную правовую основу. Поэтому законодателем БК РФ был дополнен отдельной главой, посвященной исполнительному производству судебных актов по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральные законы о Федеральном бюджете на 2003 — 2005 гг.

Появление указанной главы в БК РФ, посвященной исполнению судебных актов, также было обусловлено тем, что Конституционный Суд в своем Постановлении от 14.07.2005 N 8-П признал за государством право определять органы, которые обладают полномочиями по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Право государства определять органы, обладающие полномочиями по исполнению судебных актов, продиктовано тем, что государство должно стабильно и непрерывно осуществлять возложенные на него функции. Исполнение судебных актов не должно нарушать стабильность и непрерывность реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

С другой стороны, Конституционный Суд РФ установил, что государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации исходя из того, что независимо от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы, вступивший в силу с 1 января 2006 г., должен опираться на указанное выше Постановление Конституционного Суда РФ, которое фактически предопределило его принятие законодателем.

Для определения того, учел ли законодатель при принятии гл. 24.1 БК РФ установленные КС РФ принципы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, необходимо обследовать основные положения новой главы БК РФ.

Порядок взыскания задолженности с бюджетного учреждения по решению суда

После этого у должника есть 30 рабочих дней, чтобы подготовить платежное поручение о возврате долга. Если у должника деньги есть, он обязан отправить в казначейство такое поручение. Если денег нет, он может вернуть долг частично. А что в это время делать вам? Заметьте: весь этот обмен документами между казначейством и должником происходит без вашего участия.

И только от вас зависит, будете ли вы пассивно ждать денег или возьмете ситуацию под свой контроль. Вы можете уведомить должника о том, что направили исполнительный лист в казначейство, затем запросить уже у казначейства, проинформировало ли оно должника о поступлении исполнительного листа. У казначейства также можно узнать, как отреагировал должник – готов ли он погасить долг, и в какой части.

Шаг 5. Казначейство ждет три месяца со дня, когда вы к ним обратились. Этот срок закон дает бюджетному учреждению на то, чтобы погасить долг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *