Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «37. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под мерами уголовно-процессуального принуждения принято понимать меры уголовно-процессуального характера, применяемые дознавателем, следователем, а также судом в пределах назначенных им полномочий, при наличии оснований, предусмотренных законом в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.
Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения
В определении мер процессуального принуждения можно выделить следующие ключевые моменты: а) они применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; б) ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; в) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; г) применяются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или возможность такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; д) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; е) применяются при наличии определенных законом условий и оснований; ж) осуществляются в определенном порядке, гарантирующим законность и обоснованность их применения.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа. Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: – когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; – когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; – когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: – фактическое задержание и личный обыск; – составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); – уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); – допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов; – уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд. Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: – применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; – применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; – применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: – применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; – применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод. В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора.
Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд.
Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения:
– применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество;
– применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание;
– применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод;
В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры:
– применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание;
– применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод.
В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Меры процессуального принуждения в России
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или др. заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализир. детского учреждения, в котором он находится, о чём эти лица дают письм. обязательство.
Залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо др. физич. или юридич. лицом на депозитный счёт органа, избравшего данную меру, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются судом, с учётом характера совершённого преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении с возложением ограничений и/или запретов (могут касаться выхода за пределы жилого помещения, общения с определёнными лицами, отправки и получения почтово-телеграфных отправлений, использования средств связи и сети Интернет) и осуществления за ним контроля.
Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительной санкции прокурора или судебного решения с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств и других действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания — 48 часов. Он может быть продлен судьей не более чем на 72 часа. Основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления: – когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; – когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; – когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок задержания включает следующие этапы: – фактическое задержание и личный обыск; – составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования); – уведомление прокурора (12 часов с момента задержания); – допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов; – уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд. Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: – применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; – применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; – применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: – применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; – применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод. В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд. Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: — применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; — применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; — применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: — применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; — применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод. В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Меры пресечения: сущность, виды, основания и условия применения
Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.
Основаниями для избрания меры пресечения
являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения
(ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).
Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.
Иные меры процессуального принуждения
Видом мер уголовно-процессуального принуждения (кроме задержания и мер пресечения) являются иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК), к которым относятся:
Цель применения иных мер процессуального принуждения: обеспечение установленного законом порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК).
К подозреваемому или обвиняемому применяются следующие меры процессуального принуждения:
-
- обязательство о явке;
- привод;
- временное отстранение от должности;
- наложение ареста на имущество.
К потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому применяются следующие меры процессуального принуждения:
-
- обязательство о явке;
- привод;
- денежное взыскание.
Необходимым общим условием применения иных мер процессуального принуждения является наличие возбужденного уголовного дела.
Меры процессуального принуждения
Органы расследования и суд для выполнения назначения уголовного судопроизводства по уголовным делам вправе применять меры процессуального принуждения, предусмотренные разд. IV УПК.
Они призваны обеспечивать эффективную и нормальную деятельность органов расследования и суда в сфере реализации норм уголовно-процессуального закона.
В частности, с помощью этих мер следователь и дознаватель могут успешно проводить следственные действия, связанные с собиранием доказательств, в том числе с участием подозреваемого, обвиняемого, предотвращать и пресекать возможность со стороны подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию преступлений с их стороны и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса по уголовным делам.
Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные меры, применяемые следователем, дознавателем или судом при наличии оснований и в определенных целях и случаях к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому.
В уголовно-процессуальном законе предусмотрены три вида мер процессуального принуждения: 1) задержание подозреваемого (гл. 12); 2) меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл. 14).
Меры пресечения как собирательный вид подразделяются на следующие конкретные виды: 1) подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. К иным мерам процессуального принуждения относятся: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество; 5) денежное взыскание.
Основания применения мер процессуального принуждения по своему характеру, целям и случаям применения следует подразделять на общие и специальные.
Общими основаниями являются фактические данные (доказательства), подтверждающие необходимость применения мер процессуального принуждения.
К специальным основаниям относятся те случаи и цели, которые прямо указаны в статьях УПК, предусматривающих конкретные виды мер процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого, являющееся мерой процессуального принуждения, не должно рассматриваться как краткосрочный арест, поскольку оно преследует иные цели и имеет иные основания, чем такая мера пресечения, как заключение под стражу. В силу своей неотложности задержание подозреваемого производится без решения суда. О задержании подозреваемого составляется протокол задержания.
Меры пресечения применяются к обвиняемому и подозреваемому. К ним может быть применена одна из мер пресечения, предусмотренных ст. 98 УПК. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь выносит постановление.
Иные меры процессуального принуждения могут применяться к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного процесса, указанным в ч. 2 ст. 111 УПК.
Закон достаточно четко и подробно регламентирует основания, цели, случаи и порядок применения мер процессуального принуждения. Некоторые меры процессуального принуждения могут применяться только по решению суда (заключение под стражу, домашний арест, залог и др.), для чего следователь, дознаватель возбуждает соответствующее ходатайство.
ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНЫХ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Государственное принуждение является одним из необходимых условий существования норм права, так как их соблюдение происходит не всегда на должном уровне. Как верно заметил С.С. Алексеев, до тех пор, пока существует право, сохраняется надобность в государственном принуждении, как одном из его неотъемлемых признаков, одном из средств его обеспечения1.
Государственное принуждение в качестве метода государственного руководства обществом состоит в применении государственными органами и их должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз2.
Исходя из сущности мер принуждения, можно сказать, что их воздействие имеет два направления, характеризуется дуализмом. Во-первых, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а во-вторых, направлены на защиту этих прав, свобод и законных интересов3. В практической деятельности оба направления воздействия мер государственного принуждения органически взаимосвязаны, как «сообщающиеся сосуды». С одной стороны, ограничение происходит в том случае, когда какое-либо лицо нарушает своим поведением норму права. С другой — посредством данного ограничения, например наложением штрафа на данное лицо, происходит защита от неправомерного поведения прав, свобод и интересов других лиц. Соответственно, в структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принудительного воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения4.
Особой разновидностью государственного принуждения является процессуальное принуждение. Е.В. Чуклова справедливо идентифицирует процессуальное принуждение по следующим признакам.
Во-первых, оно представляет собой способ психического или физического воздействия на сознание и (или) поведение субъекта.
Во-вторых, процессуальное принуждение является правоприменительной государственной деятельностью. В юрисдикционном процессе эту функцию государства выполняют его органы и должностные лица.
В-третьих, фактическим основанием применения процессуального принуждения является поведение, противоречащее признанному порядку процессуальных отношений, однако не являющееся противоправным.
В-четвертых, меры процессуального принуждения могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы.
В-пятых, применение процессуального принуждения возможно как в рамках охранительных, так и в рамках регулятивных правоотношений. Традиционно считается, что меры государственного принуждения возможны только в границах охранительных правоотношений.
В-шестых, процедура применения процессуального принуждения четко определена в нормах действующего законодательства5.
Процессуальное принуждение — это деятельность, воздействующая на субъекта, имеющая законные основания для ее применения, использование которой государством возможно как в целях охраны, так и в целях регулирования процессуальных правоотношений, но только в рамках и формах, четко очерченных в законодательстве.
Право предусматривает возможность применения государственного принуждения к лицам, которые не исполняют требования закона. Принудительные меры могут носить гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер. Способы воздействия на поведение участников уголовного судопроизводства называют мерами уголовно-процессуального принуждения.
Для уголовно-процессуального принуждения характерно, что его меры:
1) предусмотрены уголовно-процессуальным законом;
2) применяются в сфере уголовного судопроизводства, то есть в период производства по уголовному делу;
3) применяются управомоченными государственными органами и должностными лицами в пределах своих полномочий;
4) применяются к участникам процесса, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создают или могут создать препятствия для поступательного движения уголовного дела;
5) имеют общей целью обеспечение нормального осуществления уголовного судопроизводства в интересах решения его задач;
6) применяются при наличии определенных условий, оснований и в порядке, гарантирующем законность и обоснованность их применения;
Значительную часть мер, входящих в эту группу, составляют следственные действия, которые будут рассмотрены в соответствующей лекции. В связи с этим остановимся лишь на рассмотрении привода и отстранения должностных лиц от должности.
Привод — принудительное доставление в орган расследования или в суд лица в случае его неявки по вызову без уважительной причины.
Привод может быть применен к обвиняемому, подозреваемому, свидетелю, потерпевшему и эксперту. Основанием применения этой меры является наличие достоверных доказательств, указывающих на неуважительность причин неявки этих лиц по полученному вызову.
Привод обвиняемого и подозреваемого без предварительного вызова может быть осуществлен только в тех случаях, когда они скрываются от расследования или не имеют определенного места жительства.
Привод обвиняемого, подозреваемого не может производиться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
Уважительными причинами неявки обвиняемого, подозреваемого по вызову, признаются:
1) болезнь, лишающая их возможности явиться;
2) несвоевременное получение ими повестки;
3) иные обстоятельства, лишающие их возможности явиться в назначенный срок (ст. 146 УПК).
Эти правила распространяются на свидетеля, потерпевшего и эксперта в силу аналогии закона.
Решение органов предварительного расследования и судьи о приводе оформляется постановлением, а суда — определением. В этих документах указываются неявившееся лицо, место и время доставления неявившегося лица, орган милиции, который должен осуществить привод (ст. 147 УПК).
Отстранение обвиняемого от должности (ст. 153 УПК). При привлечении должностного лица в качестве обвиняемого следователь в случае необходимости отстранить обвиняемого от должности выносит об этом мотивированное постановление, подлежащее санкционированию прокурором или его заместителем. Постановление направляется для исполнения по месту работы обвиняемого. Отстранение от должности отменяется постановлением следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость.
Эта мера уголовно-процессуального принуждения применяется при одновременном существовании двух условий.
Первое из них заключается в том, что лицо должно быть обвиняемым, то есть в отношении него вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Второе состоит в том, что лицо должно обладать статусом должностного лица.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России (примечание к ст. 285 УК).
Санкционирование решения следователя прокурором или его заместителем обусловлено тем, что этой мерой ограничивается конституционное право лица на выбор рода деятельности и профессии (ст. 37 Конституции РФ).
Целью отстранения от должности является необходимость предупредить действия должностного лица, направленные на воспрепятствование установлению истины (путем уничтожения документов, магнитных носителей информации, продукции и т. п., оказания давления на подчиненных) либо возмещению материального вреда, а также пресечения продолжения преступной деятельности с использованием должностного положения.
Основаниями отстранения от должности являются доказательства, дающие основания полагать, что лицо будет препятствовать установлению истины по делу либо продолжать преступную деятельность.
Служащие частных предприятий не относятся к числу должностных лиц, в связи с чем они не могут быть отстранены от должности. Поэтому для предотвращения возможных попыток помешать установлению истины следует применять иные меры — следственные действия (выемку, обыск и т. д.).
Отстранение от должности отменяется тогда, когда отпали основания его применения, то есть исчезла опасность противодействия установлению истины и продолжения преступной деятельности со стороны должностного лица. При этом решение об отмене отстранения от должности не требует санкции, утверждения или согласия прокурора или его заместителя.