- Финансовые споры

Теория целостного государства.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теория целостного государства.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Целостность государства понятие ее обеспечение

Государство – это одна из разновидностей социальных систем, которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено прежде всего тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т. д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т. д. , но в рамках единого, общего или целого.

Целостность – это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

[2]

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобразуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с первобытными социальным регуляторами, т. е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты, как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства – как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правящего режима и не только определенным результатом предшествующего исторического развития общества. Охраняя свою целостность – политическую, экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую – государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (т. е. государства) природный «инстинкт», с потерей которого возникают различного рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости, стабильности, реализующийся в определенном политическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность – первичный доминирующий и детерминирующий фактор государства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов, и, во-вторых, что целостная социально-политическая система – единственно возможная форма существования государства. Последнее может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелостная система – теоретический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его политической деградацией, развалом как определенной системы, как целого. Перефразируя известные слова Монтескье, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случайности.

Целостность и суверенитет являются выражениями не просто целостно-суверенной политической власти, а власти легитимной как на национальном, так и международном уровне. Степень развитости производительных сил общества, демократии, культуры, права и свободы человека выступают естественными факторами, ограничивающими возможности власти, государства.

  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Целостность государства, государственный и национальный суверенитет

Вопрос Целостность государства: понятие и ее обеспечение

Целостность государства: понятие и ее обеспечение.

Целостность — признак и ценностное свойство государства

Целостность государства, государственный и национальный суверенитет

Целостность — признак и ценностное свойство государства

Целостность – признак и ценностное свойство государства

Целостность государства, государственный и национальный суверенитет

Благодаря чему обеспечивается целостность государства и общества?

Охарактеризуйте этапы возникновения государства. Раскройте понятие и сущность государства. Опишите исторические типы государства. Укажите отличительные признаки государства.

  • Рабочие программы
  • Документы
  • Публикации
  • Фото отчеты
  • Видео репортажи
  • СМИ о фонде
  • Благодарности
  • Объявления
  • Пожертвования

  • Законы и акты
  • Права и льготы
  • Право
  • Реабилитация
  • Здоровье
  • Питание
  • Физкультура и спорт
  • Развитие личности
  • Дом и семья
  • Работа
  • Поэзия
  • Психология
  • История казачества
  • Книги для чтения
  • Научные исследования

В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 212).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление обороноспособности, внутреннего единства и политической стабильности, на модернизацию экономики и развитие промышленного потенциала обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления.

Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации (далее — граждане).

Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития.

Теория государства и права — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) с ответами

Функции государства подразделяются:

  • по сфере политической направленности: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

  • Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.
  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Уголовное право, гражданское право

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Читайте также:  Как оформить алименты на ребенка

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Роль нормотворческой деятельности органов внутренних дел в конституционно-правовом механизме обеспечения государственной целостности России

В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.

Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .

Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.

Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.

Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.

Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.

Основные направления политики (9 класс)

Политика разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя политика представляет собой сферу публичной власти, в которой регулируются отношения между государствами. К ней относят:

  • установление дипломатических отношений между государствами;
  • открытие представительств государств;
  • проведение международных переговоров;
  • обеспечение безопасности государственной границы;
  • заключение международных договоров;
  • членство в международных организациях.

Направления внешней политики: оборонное, внешнеэкономическое, культурное и иные.

Внутренняя политика представляет собой управление внутри государства.

Управлением в экономической сфере занимается экономическая политика (денежно-кредитная политика, распределение доходов государства, выпуск национальной валюты, производство товаров, стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией, взимание налогов, инвестиционные процессы и так далее).

Основные понятия: политика, власть. Власть и легитимность (9, 11 класс)

Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.

Общество не может существовать без власти. Власть необходима, для того чтобы объединять людей, решать возникающие между ними конфликты, регулировать общественные отношения.

Власть – это:

  • способность подчинить человека воле общества, группы лиц или конкретного лица;
  • функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания их совместной деятельности;
  • сила, которая обеспечивает единство действий и порядок в обществе;
  • реальная способность человека, группы людей или организации осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью специальных инструментов.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть (10 класс)

Теория разделения властей зародилась в XVII–XVIII вв. в Европе. Её целью было ограничить абсолютную власть монарха. Когда все полномочия в государстве принадлежат одному лицу, оно может использовать власть в своих личных интересах, никто не в силах ему помешать. Поэтому было предложено разделить власть на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ветви власти независимы, автономны, для принятия большинства решений необходимо согласие нескольких органов.

Законодательная Исполнительная Судебная
Принимает законы, утверждает государственный бюджет Исполняет принятые решения, оказывает государственные услуги гражданам Решает правовые споры и накладывает юридическую ответственность
Коллективный представительный орган – парламент Правительство Суды

Территориальная целостность России,

2. Осуществление мер территориальной целостности России.

3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.

Обеспечение территориальной целостности России

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостностьэто обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Иногда целостностью называют и сам объект, обладающий такими свойствами, – в этом случае это понятие употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием научного познания данного объекта. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость выявления внутренней детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Осуществление мер территориальной целостности

России

Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.

2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

3. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории допускается в пограничной зоне и только в целях делимитации, демаркации или редемаркации Государственной границы Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».

4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);

2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);

4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Существенным фактором обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории федеративного государства являются правовые механизмы вмешательства федерации в компетенцию ее субъектов, в том числе осуществление федеральными органами отдельных полномочий органов субъектов федерации. Соответствующие механизмы можно рассматривать как институт федерального вмешательства или «федеральной интервенции». Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения территориальной целостности могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране для обеспечения государственного единства и территориальной целостности России могут быть реализованы нормы о согласительных процедурах (ст. 85), а также о чрезвычайном (ст. 88) и военном положении (ст. 87). Постоянно действующими структурами, обеспечивающими государственное единство и территориальную целостность Российской Федерации, являются уполномоченные представители Президента (п. «к» ст. 83), прежде всего, в федеральных округах

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

Целостность — признак и ценностное свойство государства

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Целостность — это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобразуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с первобытными социальными регуляторами, т.е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства — как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правящего режима и не только определенным результатом предшествующего исторического развития общества. Охраняя свою целостность — политическую, экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую — государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (т.е. государства) природный «инстинкт», с потерей которого возникают различного рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости, стабильности, реализующийся в определенном политическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность — первичный доминирующий и детерминирующий фактор государства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов и, во-вторых, что целостная социально-политическая система — единственно возможная форма существования государства. Последнее может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелостная система — теоретический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его политической деградацией, развалом как определенной системы, как целого. Перефразируя известные слова Монтескьё, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случайности.

Выключение страны из общего контекста развития цивилизации, игнорирование принципов гражданского общества, правовой государственности приводят режим в болото политической стагнации, экономического застоя, идеологического догматизма, духовной нищеты и (как закономерный результат) к разрушению, развалу. Кризис основополагающих нравственно-правовых ценностей общества, игнорирование закономерностей формирования целостных систем всегда приводят господствующий режим к политическому и духовному параличу, грозят разложением самой ткани социальной жизни.

В обеспечении целостности государства огромную роль играют духовные основы политической системы. При сохранении духовных ее ориентиров и при одновременном разрушении единого политического, экономического, территориального и правового поля государства, государство как целостная система способно на возрождение. Исторические примеры дает, в том числе, история Руси, когда после разного рода разрушений сохранялось единство высших нравственных, духовных ценностей, ставших затем основой для постепенного возрождения русского государства. И огромную роль здесь сыграла церковь — духовный оплот и нравственный гарант русского народа.

Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе Организации Объединенных Наций.

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Ранее сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава ООН принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества как правовая категория вытекает и из других положений Устава ООН – статья 55 Устава закрепляет положение о двух видах обязанностей членов организации Объединенных Наций: 1) обязанности государств сотрудничать друг с другом в достижении целей, предусмотренных Уставом; 2)обязанности государств сотрудничать с Организацией Объединенных Наций для достижения тех же целей.

Конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (Декларация 1970 г. и Декларация принципов Заключительного акта Совещания безопасности и сотрудничества в Европе), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный характер.

Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами Организации Объединенных Наций со всей очевидностью вызывает необходимость сотрудничать в решении различных международных проблем, «поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».

Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то своими действиями это государство подрывает основу сотрудничества.

Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».

Согласно Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация).

Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) проявлялась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период, когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добились независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права.

Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. Необходимо отличать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности.

В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, а во втором – народ уже реализовал свое право на самоопределение и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства – самостоятельного субъекта международного права.

Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства.

Такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

Вопрос 22: . Сущность теории целостности государства

Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая одинаково верна для любого исторического типа государства.

Если целостность государства предполагает прежде всего наличие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, проистекающей из одного источника, опирающейся на общие и обязательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.

Целостность не может существовать в государстве, где отсутствуют социальное равновесие, стабильность общественных отношений, единство экономического, политического, правового, территориального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устройство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедерация — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политическая власть, один государственный суверенитет — таковы объективные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладающее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неограниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Механизм совместного действия общества и политической власти обеспечивает как целостности, так и суверенитету государства всеобщий, императивный характер, превращает их в реальность.

Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их истоки уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не переставали быть определяющими условиями жизнеспособности государства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализованная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирования общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.

Располагая собственными политико-управляющими структурами, иерархизированной, субординированной и относительно замкнутой организацией, политическая власть имеет совершенно особое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.

Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного пространства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэтому они сопутствуют государству как единой политической организации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.

Для государства как определенной общественно-политической системы есть такая правда, которая единовременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государственно-организованного социума: от происхождения, становления и до идеального состояния. Эта та обоснованность, которая идентично правильна для всякого исторического типа государства.

Если целостность государства полагает, прежде всего, присутствие целостной политической власти, т.е. внутренне целой, проистекающей из одного источника, опирающейся на всеобщие и непременные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, владеющая самостоятельным либо суверенным состоянием. Целостность как интегративное качество системы может сопутствовать только суверенному государству, только суверенной политической власти.

Теория целостного государства.

Происходящее в условиях глобализующегося мира усложнение внутренних процессов функционирования федеративных государств, изменение в целом их роли на международной арене, распад одних федераций (Чехословацкой федерации в 1993 г., Югославии (СФРЮ) в 1992 г., СССР в 1991 г.), проявление кризисных явлений в целом ряде казавшихся достаточно прочными федеративных государственных образований (Канада,

Читайте также:  Как отличить подлинную медицинскую книжку

Австралия, Бразилия, Бельгия, Швейцария и др.) требуют поиска наиболее оптимальных форм и методов обеспечения государственной целостности. В связи с этим необходимо изучение различного опыта, в том числе и зарубежного, так или иначе связанного с обеспечением государственной целостности федераций. Именно государственная целостность является естественной чертой независимых государств.

Как сказал СМ. Липсет, «если вы знаете одну страну, Вы не знаете ни одной». «Сегодня как никогда ранее возросла необходимость более широкого использования сравнительного метода в правовых исследованиях» . По мнению А.В. Саленко: «Бесспорным плюсом сравнительного метода является то, что с его помощью гораздо проще выявить сильные и слабые стороны изучаемого явления»2. Немецкие юристы К. Цвайгерт и X. Кетц отмечают, что «правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследований любой национальной системы» .

Поэтому, как видится, федералистский компаративизм позволит исследовать и сравнить конституционно-правовое обеспечение государственной целостности в зарубежных странах в современной мировой практике. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность конституционно-правового механизма, направленного на укрепление целостности государства и федерализма в России.

Современное государство является одним из сложнейших политико-правовых институтов. И для любого государства, в том числе федеративного государства, проблема обеспечения целостности относится к жизненно важным вопросам.

В настоящее время вопросы сохранения государственной целостности страны актуальны и для конституционной практики Германии, США и Канады. Здесь важным является то, что они входят в шестерку государств с исторически сложившейся системой федеративных отношений. На земном шаре «отдельные федеративные государства, обладая военной мощью, экономическим потенциалом и природным ресурсами, определяют политику мирового сообщества в своих интересах и навязывают иным участникам международных отношений определенную линию поведения (США, Россия, Германия). Нередко противостояние происходит непосредственно между ними. Поэтому имеются все основания утверждать, что некоторые федерации являются государствами, определяющими политическую ситуацию в мире (Германия, Канада, Россия, США)»1.

Но подходы к решению этого вопроса различны. Во многом это можно связать с теми историческими условиями, в которых формировалась та или иная федерация. Если для федераций североамериканского континента Канады и США, сравнительно «недавно» возникших как государственные образования и расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности, в частности, «формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций, то в Европе ситуация выглядит уже несколько иначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации .

Прежде всего, стоит отметить, что фундаментальные положения международного права, закрепленные в Уставе ООН2 и Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и других международных документах базируются на необходимости соблюдения стабильности в существующей системе международных отношений и относят вопрос о целостности современного государства к его внутреннему законодательству, а опыт современных развитых федераций показывает, что основной упор делается на профилактические, предупредительные меры по сохранению целостности государства.

Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что некоторый «эгоизм» земель и определенные внутрипартийные интересы таят в себе опасность размывания федеративного принципа, подчеркнем, что современная дискуссия о федерализме в Германии показывает, что федеративный принцип является надежным механизмом обеспечения политической, социальной и экономической стабильности общества и как следствие целостности всего федеративного государства.

Обеспечение государственной целостности России на уровне субъектов федерации является частью общей проблемы обеспечения целостности федеративного государства. В связи с этим субъекты федерации решают двойную задачу: во-первых, сохраняют свою целостность и уникальность как субъекта федерации с учетом различных интересов проживающего на его территории населения (целостность субъекта как часть общей целостности). При этом не должно быть противопоставления целостности субъекта федеративной целостности; во-вторых, обеспечивают государственную целостность России как федерации.

Поэтому, при закреплении отношений центра с регионами необходимо учесть существование естественных причин асимметрии федеративных отношений Российской Федерации, среди которых следует назвать этническое, географическое, климатическое и экономическое многообразие субъектов. Они не устранимы.

Дискуссии о проблемах федеративного устройства России показывают, что в настоящее время ведется научный и практический поиск такой модели федеративных отношений, которая смогла бы обеспечить последовательное преодоление еще сохраняющихся противоречий федерального и регионального законодательства и государственную целостность.

Стоит присоединиться к мнению, что «для сохранения целостности государства и создания политической стабильности необходим учет всего многообразия интересов России, как в этническом, так и в региональном аспекте. Только этот принцип может объединить Россию» . В связи с чем и предлагается вести речь о разработке конституционно-правового механизма с учетом этих особенностей.

Практика конституционного и законодательного нормотворчества, сложившаяся на всех уровнях, говорит о том, что проблемы укрепления российской государственности, территориальной целостности и единства правового пространства, развития федеративных отношений приобретают принципиальное значение. Нормотворчество субъектов становится все более значительным фактором, влияющим на целостность российского государства.

С точки зрения исследуемого конституционно-правового механизма обеспечения государственной целостности Российской Федерации конституционно-правовое регулирование охватывает уровни субъектов федерации и муниципальных образований, расположенных на их территории.

Безусловно, ни Российская Федерация, ни ее субъекты, являющиеся частью целого, определяемого как федерация, не могут рассматриваться вне связей друг с другом. Как писал Г.В.Ф. Гегель, — часть вне целого — уже не часть, а иной объект, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства . Но также очевидным является и то, что исследование целого, т.е. федерации, без учета его частей, т.е. субъектов федерации невозможно, ибо не будут выявлены и раскрыты свойства ни целого, ни его частей, ни характер их взаимодействия в целях поддержания целостной федеративной системы.

Поэтому важность такого регулирования заключается в том, что оно способно более четко, детально регулировать отношения в сфере обеспечения государственной целостности России, среди которых можно выделить следующие: 1. взаимоотношения регионов с федеральным центром, исходя из позиции регионов; 2. взаимоотношения между субъектами федерации по поводу их территорий и границ, а также в экономической, культурной и иных сферах; 3. взаимоотношения внутри субъекта между территориальными образованиями, в том числе и по вопросам их границ; 4. взаимоотношения органов государственной власти субъектов с органами местного самоуправления. 5. взаимоотношения между органами местного самоуправления.

Коллизионность федеративных отношений в Российской Федерации достигла пика в начале и середине 90-х годов XX века. Противоречивость законодательства Российской Федерации, причины которой коренятся, в первую очередь, в самих особенностях переживаемого страной периода, в неоднозначности формы сегодняшнего Российского государства. Она нашла своё выражение в принятии субъектами РФ значительного массива правовых актов, прямо противоречащих федеральным законам, федеральной Конституции, игнорировании или открытом противодействии применению многих правовых норм, подписании многочисленных договоров и соглашений, игнорирующих, а иногда и прямо нарушающих Конституцию Российской Федерации и так далее.

Примером юридических коллизий в федеративных отношениях являются положения конституций многих республик в составе РФ, предусматривавшие в 90-х годах XX века суверенитет республик, их ассоциированное членство в Российской Федерации, право приостанавливать действие актов РФ на территории республики и др., и положения многих двусторонних федеративных договоров, прямо нарушающие российскую Конституцию1.

В основу взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел положен принцип федерализма, ввиду которого образованы две подсистемы органов внутренних дел: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Кроме всего следует подчеркнуть, что созданы ГУВД по федеральным округам. Создание федеральными органами государственной власти и управления (в подавляющем большинстве — органов исполнительной власти) своих окружных территориальных органов и представительств говорит об образовании на уровне федерального округа системы подразделений федеральных органов государственной власти и управления, основная задача которых состоит в выполнении традиционных функций территориальных органов соответствующих федеральных органов государственной власти и (или) в координации работы и контроле за деятельностью своих структур в субъектах Российской Федерации, а в определенной мере — и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации1.

Под окружным территориальным органом федерального органа государственной власти следует понимать федеральный орган государственной власти, образованный в соответствии с федеральным законодательством центральным федеральным органом государственной власти, действующий в рамках предоставленных полномочий на определенной части территории России — территории федерального округа и подотчетный центральному федеральному органу государственной власти. В свою очередь, система окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти — обусловленное функциональной схожестью организационное единство окружных территориальных органов федеральных органов государственной власти, созданных соответствующими центральными федеральными органами государственной власти в пределах территориальных границ федерального округа1.

Исходя из положений нормативно-правовых актов, органы внутренних дел призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства, охранять собственность и общественный порядок, права и свободы граждан, предприятий, учреждений и организаций от противоправных посягательств, участвовать в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, обеспечении конституционной безопасности России, основных прав и свобод ее граждан, в обеспечении правового режима чрезвычайного положения и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований на территории субъекта Федерации, а также решать иные вопросы в пределах предоставленной компетенции и с учетом разных масштабов обслуживаемой территории .

Таким образом, следует признать, что структура органов внутренних дел федеративных государств весьма сложна, многоступенчата, трудно управляема, недостаточно устойчива, т.е. нуждается в совершенствовании и оптимизации. В Российской Федерации эта необходимость преобразований органов внутренних дел диктуется развитием самого российского общества и государства, федеративных отношений, местного самоуправления в России но, несмотря на это, система и деятельность ОВД охватывает всю территорию РФ.

Поскольку события, влияющие на целостность государства, по масштабам своей значимости и возможным негативным последствиям далеко выходят за рамки рядовых, на органы внутренних дел во время реализации своих полномочии возлагаются весьма ответственные задачи. Основной вопрос при этом заключается в том, как правильно организовать эффективное управление, определить основные функции, количество сил и средств, необходимых для их выполнения.

Органы внутренних дел осуществляют деятельность по борьбе, как с внешними, так и внутренними угрозами целостности России. В частности с организованной преступностью, коррупцией среди должностных лиц; неконтролируемой и незаконной миграцией, сепаратизмом, экстремизмом, шовинизмом, терроризмом и межнациональными конфликтами, различными явлениями теневой экономики и др.

Помимо этого они предотвращают возможные попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из центров мирового правопорядка, например путем контроля над иностранными общественными организациями, ведущими деятельность по подрыву основ конституционного строя Российской Федерации.

Произошедшие за последние два десятилетия крупные перемены в жизни российского общества способствовали проявлению некоторых негативных социальных процессов. Во многих регионах страны наметилась тенденция усиления напряженности общественных отношений, нашедших свое выражение в крайне острых формах социальных конфликтов, напрямую воздействующих на различные аспекты, связанных с целостностью Российской Федерации.

Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:

  • Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
  • Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
  • Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
  • Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
  • Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.

Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:

  • Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
  • Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
  • Тоталитарный. Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *