- Финансовые споры

Принимаем практиканта на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принимаем практиканта на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Производственная практика нужна в первую очередь для студента. Здесь он может попробовать свои силы и знания. Понятно, что студент, который учится на нефтяника нигде не сможет проверить свои способности, кроме своей работы. То же самое условие существует для студентов медиков, инженеров, строителей и т.д.

Производственная практика: особенности и сложности

Прохождение производственной практики повышает качество обучения, формирует и закрепляет профессиональные компетенции обучающегося, а также помогает ему адаптировать к реальным условиям теоретические знания, полученные в образовательном учреждении. Кроме того, студенту предоставляется возможность получить актуальную информацию о рынке труда, осознать ценность своей профессии и правильность сделанного выбора.

Ключевая цель данной практики — сформировать у обучающегося практические навыки работы по специальности, набраться опыта в решении реальных производственных задач. Главная задача производственной практики — создать для студента условия, аналогичные полноценной трудовой деятельности на предприятии, чтоб он мог почувствовать себя частью рабочего коллектива, привыкал к трудовой дисциплине, научился брать на себя ответственность, приобрел навыки самоорганизации и т.д.

В рамках прохождения производственной практики обучающемуся предстоит делать следующее:

  • Проанализировать свое рабочее пространство, освоиться в нём. Понять, правильно ли он выбрал профессию.
  • Постоянно контактировать с другими специалистами и руководителями организации, выполнять их поручения.
  • Отыскать и заполнить пробелы в своих теоретических знаниях, приобрести недостающие навыки и компетенции.
  • Проявить себя с положительной стороны, что может помочь в дальнейшем трудоустройстве.
  • Собрать материал для последующего выполнения для курсовых работ, научных статей, дипломного проекта.

По итогам практики оформляется отчетная документация, которая сдается в образовательное учреждение. Как правило, стандартный пакет включает:

  • договор на прохождение практики;
  • дневник и отчет;
  • индивидуальное задание на практику;
  • отзыв-характеристику от руководителя компании, в которой студент прошел практику.

Какими законодательными актами руководствоваться

Прямых нормативных документов, регламентирующих отношения студентов и руководителей организаций, где они проходят практику, не существует. В данном вопросе предлагается руководствоваться следующими основными нормами закона:

  1. Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  3. Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
  4. Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Плюсы и минусы трудоустройства практиканта для работодателя

Принятие на работу студента-практиканта имеет некоторые преимущества для нанимателя, но и чревато некоторыми возможными рисками.

Плюсы трудоустройства студентов:

  • законная возможность платить меньшую заработную плату, по сравнению со штатными сотрудниками;
  • воспитание будущих кадров, если практикант в перспективе войдет в штат;
  • обеспечение лояльности работника;
  • возможность отточить навыки опытных сотрудников с помощью наставничества.

Минусы для работодателя:

  • неполный рабочий день для студента;
  • дополнительный отпуск для продолжения учебы (на это время его обязанности должен кто-то выполнять);
  • невозможность привлечения к сверхурочным и ночным работам;
  • отсутствие у практиканта необходимого опыта, отсюда дополнительные траты времени, более низкая результативность, риск ошибок, брака и т.п.

Что такое стажировка?

Большое количество существующих определений для этого понятия может запутать кого угодно. Однако наиболее точной кажется формулировка, приведенная в Письме Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»

Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения в 2023 году?

Трудовой Кодекс приводит два взгляда на понятие «Стажировка».

Первый – узкий.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

С момента заключения трудового договора на сотрудника-практиканта распространяются все правила, действующие в организации (у предпринимателя), в частности нормы о премировании, доплате и надбавках, материальном поощрении, ежегодных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном).

Кроме того, в соответствии с п. 24 Положения практикант подлежит государственному социальному и медицинскому страхованию. Ему выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности. В свою очередь, студент, проходящий практику на предприятии, обязан следовать правилам внутреннего распорядка, соблюдать технику безопасности и подчиняться положениям локальных нормативных актов организации.

Согласно ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц (включая, безусловно, и тех, кто проходит производственную практику) работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, что является обоснованным с целью предотвращения несчастных случаев на производстве.

Что делать, если с практикантом во время прохождения производственной практики произошел несчастный случай? Применимы ли в такой ситуации нормы Трудового кодекса РФ?

В договорах о прохождении производственной практики традиционно уточняются вопросы, связанные с возможными несчастными случаями в ходе практики.

Примерный образец

Когда-то давно у нас был неудачный опыт работы со студентами. То ли они были не заинтересованы, то ли нам было некогда ими заниматься — в общем, что-то пошло не так, и мы зареклись устраивать практику. Но время шло, компания росла, искать сотрудников в Иркутске становилось всё труднее, и мы вновь стали смотреть в сторону вузов. Первое время просто ходили на дни карьеры. Cидели в коридоре за столом, отвечали на вопросы студентов, раздавали визитки и конфетки. Кто-то из заинтересовавшихся, уже защитив диплом, приходил на собеседование, кого-то мы брали на работу.

В последние годы государство обязало вузы больше общаться с работодателями, и для нас стали организовывать встречи со студентами. На лекциях для нескольких потоков руководители разработки, техподдержки, маркетинга рассказывали о своей работе. Студенты слушали, задавали вопросы, и — просились на практику. Сначала мы отбивались, но в конце концов сдались и в 2017 году взяли двух второкурсников. Занималась ими Зоя Лалетина, тогда релиз-инженер, а сейчас проджект-менеджер. По её словам, всё прошло на удивление хорошо.

Для нас второкурсники — это, конечно, совсем дети. Мы ничего от них не ожидали, потому что сами на первом-втором курсе ничего не умели. Мальчики тоже честно признались, что ничего не умеют, но уже через два или три дня у них начало получаться. Мы с Шуриком (так сотрудники зовут руководителя разработки Александра Брюханова. — ред.) предполагали, что за две недели они ничего не сделают, а они всё освоили, написали и даже успели выполнить что-то ещё.

Зоя Лалетина, проджект-менеджер

В 2018 году лекции эволюционировали. Вместо рассказов о компании и «яблоках по четвергам» мы говорили о технологиях, с которыми работаем: C++, Java, Angular и др. Обычно на такие лекции приходило 30–80 человек, человек десять из них оставались, задавали вопросы — когда-то больше, когда-то меньше. После встречи студенты окружали нас, спрашивали о предмете лекции, о работе и, очень часто, о практике.

Хороший студент хочет найти место, где можно заниматься чем-то близким к специальности, а не перекладывать документы из папки в папку (такое до сих пор часто поручают практикантам). Мы понимали, что можем многое показать ребятам, да и на фоне рассказов о себе отказывать было странно. Решили, что опыт 2017-го года надо продолжать, и этим летом взяли уже восьмерых ребят: троих со второго курса и пятерых с третьего. Вот что из этого вышло…

Читайте также:  Авто в РФ из Эстонии без растаможки…

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

  1. Выбирать заинтересованных студентов. Если человек заинтересован, он наверняка уже что-то читал по теме и даже пробовал делать. Ему проще впитывать новые знания и решать задачи. Да и разработчикам с таким общаться приятнее. «Интересно объяснять и учить, когда человек хоть немного понимает, о чём речь, когда задаёт уточняющие вопросы и сам ищет ответы. Если он пришёл как на публичную лекцию и слушает с квадратными глазами — это скучно», — говорит Александр Брюханов. Поэтому в следующем году мы либо введём тестирование, либо будем устраивать предварительные встречи со студентами и на них отбирать ребят с «горящими глазами».
  2. Уделять больше времени. Менторы тратили на ребят примерно по часу в день. За ментором могло быть закреплено два–три студента, поэтому одному практиканту доставалось совсем немного его внимания. Надо помогать больше, объяснять больше. Возможно, в будущем будем закреплять за каждым студентом отдельного Middle-разработчика. Это неплохая практика и для самих мидлов. Способность передавать знания другим — одно из наших требований для карьерного роста внутри компании.
  3. Ставить задачи, учитывая знания. Порой при постановке задач мы просто забывали рассказать некоторые вещи, потому что «ну все же про это знают». Только глядя на потуги ребят понимали, что им можно сильно облегчить жизнь, если показать программу, которая умеет половину из того, что они пытаются сделать. В следующем году постараемся это учесть.
  4. Жёстче контролировать. Ребята делают работу по студенческой привычке: «поисследуем-поисследуем, а в последний день как возьмём, да как сделаем» — как в ночь перед экзаменом. Менторы разбивали проект на маленькие задачи, но постепенно выполнять их у практикантов тоже не очень получалось. Решили, что нужно жёстче контролировать достижение промежуточных целей.
  5. И последний вывод: нам это интересно. Многое из сделанного ребятами мы будем использовать. Один практикант у нас уже работает, ещё один придёт через полгода, несколько на примете. Все ребята вернутся в университет и расскажут о «самой лучшей атмосфере», «шаманстве Шурика» и о том, что хочется «добавки». Возможно, благодаря этому в будущем кто-то из их друзей придёт к нам на собеседование, а потом и пополнит команду.

Ошибка: Практикант проходит на предприятии производственную практику. Работодатель не выплачиваем студенту зарплату и не подписывает с ним трудовой договор.

Комментарий: В случае прохождения производственной практики заключение трудового договора становится обязательным условием сотрудничества. А поскольку трудовая практика подразумевает выполнение производственных задач, то зарплата также должна выплачиваться, пуская и в меньшем размере в сравнении со штатным персоналом.

Ошибка: Студент-практикант отказывается подчиняться правилам охраны труда и внутреннего распорядка компании, поскольку с ним не заключен трудовой договор.

Комментарий: Даже при отсутствии трудового и любого другого договора с практикантом, студент обязан подчиняться внутреннему трудовому распорядку и правилам охраны труда работодателя.

Предусмотренные ограничения

Понятное дело, что если со студентом на время практики подписывают ТД, то правила распорядка, которым следуют сотрудники организации, также распространяются и на него. Работающий практикант обязан соблюдать распорядок, технику безопасности, и все утвержденные в организации локальные акты.

Если нет трудового или другого договора, обязанность студента – соблюдать локальные правила (пункт 14 Положения №1154). Как только студента зачисляют в практиканты, он также должен следовать правилам охраны труда и установленному в организации рабочему распорядку.

Есть еще нюанс, затрагивающий вопрос несчастных случаев на производстве. Вне зависимости от присутствия подписанного со студентом соглашения тот факт, что он проходит практику, изучает работу на предприятии, выполняет определенные задачи, получая опыт, говорит о его участии в производственной деятельности (статья 227 Трудового кодекса РФ). Таким образом, студент обязан следовать распорядку и соблюдать правила, связанные с охраной труда.

«КАК ЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ… НО НАДО ИДТИ! РУКОВОДИТЬ!»

Помните эти слова главной героини кинофильма «Служебный роман»? «Так не бывает, — скажете вы, — руководить хотят все!» Вы будете думать так до тех пор, пока вас не попросят побыть руководителем чьей-либо практики. Тогда ваши взгляды на этот вопрос круто поменяются. «Своей работы достаточно! — скажете вы. — А тут надо еще заниматься с новичком-практикантом».

Читайте также:  С какими болезнями не берут в армию в 2023 году?

Студенту, который пришел на практику, должен быть назначен руководитель практики от организации. Привлечь сотрудника к наставничеству мы можем, если согласно трудовому договору или инструкции обучение сотрудников, контроль за их работой входит в его должностные обязанности. В противном случае с куратором необходимо будет заключить дополнительное соглашение (ведь отчасти меняется его трудовая функция). Если работник не желает, чтобы обязанность опекать студентов была вменена ему навечно, срок действия соглашения может быть ограничен сроком прохождения практики. Вопрос об оплате работы тоже оговаривается в дополнении к трудовому договору.

Эти же требования в отношении руководителя практики следует соблюдать, если мы оформляем дневник практики постоянному работнику нашей фирмы.

Далее надо издать приказ о приеме студента-практиканта на работу. В унифицированных формах Т-1 и Т-1а не предусмотрены реквизиты для того, чтобы указать фамилию, инициалы и должность лица, являющегося руководителем практики. Поэтому в данному случае мы можем поступить двумя способами.

Цель производственной практики

Цель производственной практики позволяет определить студенту направления своей деятельности при прохождении практики, сосредоточиться на основных моментах, не углубляясь в частности. Целью прохождения производственной практики является:

  1. закрепить и углубить знания, полученные в образовательном учреждении;
  2. развить навыки и умения, полученные в период прохождения учебной практики;
  3. проверить возможность применения знаний, полученных в учебном заведении, на практике, при непосредственной работе по осваиваемой профессии;
  4. приобрести навыки работы в коллективе;
  5. оценить свою профессиональную зрелость для самостоятельной работы;
  6. определиться с темой будущей дипломной работы.

Для того, чтобы достигнуть целей, указанных выше, необходимо решить следующие задачи:

  • составить план индивидуального прохождения практики;
  • ознакомиться с направлениями деятельностью организации, отделов, в которых проходит практика;
  • развить навыки самостоятельного решения возникающих в повседневной работе спорных ситуаций.

Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)

Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться

(ст. 58 ТК РФ).

В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:

  • стороны подписывают трудовой договор;
  • руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
  • в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
  • работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
  • студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
  • по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.

А можно вообще без договора?

В приведенных нормативных актах о трудоустройстве практикантов сказано, что работодатель может оформить с ними договор. Значит, это не требование, а только возможность, и оформление договора не является обязательным.

Трудовой договор обязательно заключать, если между практикантом и работодателем устанавливаются фактически трудовые отношения, а именно:

  • студент исполняет трудовые обязанности, указанные в должностной инструкции той вакансии, которая есть в штатном расписании (унифицированная форма т-3);
  • студент подотчетен правилам трудового распорядка, принятым в организации;
  • студенту своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата.

Если таких отношений не возникает, значит, практикант не работает, а только проходит обучение. В этом случае можно составить ученический договор или не заключать никакого.

ВАЖНО! Заключенный трудовой договор может быть только срочным: ведь практика имеет четко обозначенные сроки начала и завершения. Ст. 59 ТК РФ говорит о том, что стажировка и индивидуальное обучение требуют заключения именно срочного трудового договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *