- Финансовые споры

Порядок и нормы обеспечения собственным жильем военных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и нормы обеспечения собственным жильем военных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим.

Предоставление жилья военнослужащим при увольнении — права и нормы

Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости.

Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.

Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Кто может рассчитывать на жилищную субсидию?

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

На получение жилищной субсидии имеют право следующие категории граждан, признанные нуждающимися в жилье:

  • Военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года;
  • Военнослужащие, находящиеся на военной службе более 20 лет;
  • Военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением (после 10 лет службы);
  • Семья военнослужащего, погибшего после увольнения со службы.

Минусы военной ипотеки

Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Для того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.

Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.

Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Военнослужащие».

Варианты улучшения жилищных условий

Есть два основных варианта улучшения условий жилья – предоставление постоянного жилого помещения или выдача субсидии. При этом приоритетным военнослужащим (например, прослужившим более 20 лет офицерам) предоставляется право выбора субъекта страны, где они хотели бы получить жилье. Остальные получают помещения по месту службы.

Теоретически, просить квартиру или субсидию – военнослужащий может выбрать по своему усмотрению, однако на практике приходится считаться с состоянием бюджета.

Так, например, в 2016 году Минобороны уже заявляло о том, что квартиры для военных выдавать больше не планируют – только субсидии, ГЖС и возможность участия в Накопительно-Ипотечной Системе. Поэтому на текущий момент вероятнее получить денежную помощь, а не квартиру.

Закон предусматривает право военнослужащего на приобретение недвижимости на льготных условиях. Для этого в начале своей службы контрактник подает рапорт с просьбой о возможности накопления и последующего получения денежных средств. По истечении срока в 3 года, рапорт подают вновь в штаб части.

В нем указывают свое желание на получение сертификата о праве участвовать в программе ипотечного кредитования. Сертификат выдают не сразу, поэтому время на его ожидание можно потратить на поиск жилья и подходящего банка, поскольку у организаций могут различаться условия кредитования.

Как только сертификат получен, заключают договор об ипотечном кредите с банком и министерством обороны РФ, также договор купли-продажи, его регистрируют в Росреестре и получают право собственности. С этого момента военнослужащий считается обладателем личного постоянного жилья.

Читайте также:  Льготы инвалидам 3 группы при поступлении в вуз

У кого есть право на такую поддержку?

Право на жилье получают военнослужащие, которые:

  • Подписали первый контакт до 1998 года вне зависимости от выслуги лет.
  • Подписали первый контракт после 1 января 1998 года и имеют от 20 лет выслуги.
  • Имеют выслугу от 10 лет и уволены по состоянию здоровья, по причине достижения предельного возраста нахождения на службе или по сокращению штата.

Условия признания военнослужащего нуждающимся в жилье:

  1. Военнослужащий и члены его семьи не имеют жилья в собственности.
  2. Жилье в собственности имеется, но обеспеченность на одного человека меньше, чем определено учетной нормой. Понятие учетной нормы рассматривается в статье 50 ЖК РФ. Она определяется органом местного самоуправления и обычно составляет 8-12 кв. метров на одного человека.
  3. В составе семьи есть больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием, исключающим совместное проживание.
  4. Проживание на одной жилплощади с людьми, с которыми нет родственных отношений.
  5. Проживание в аварийном доме, не соответствующим требованиям безопасности.

Эти условия отражены в 51 статье ЖК РФ.

Порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения.

Порядок установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Инструкция утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих нуждающимися в жилье, они подают заявление в Региональное управление жилищного обеспечения или в их территориальные отделы (отделения). Заявление можно подать как лично, так и отправив по почте ценным письмом (бандеролью) с описью вложения.

Примечание: в Инструкции указано, что заявление и приложенные документы можно направить заказным письмом с описью вложения или бандеролью. Однако по Правилам Почты России, опись можно вложить только в ценное письмо (бандероль). Отсутствие описи вложения может привести к спорам о полноте приложенных документов, что затянет процесс признания нуждающимся.

заявления можно в разделе документы. описи вложения можно в разделе документы.

Сведения о признании нуждающимися, Региональные управления направляют в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Информация размещается в сети интернет на сайте МО РФ и доступна из личного кабинета. Для доступа в личный кабинет необходимо знать свой личный номер.

Варианты улучшения жилищных условий

Есть два основных варианта улучшения условий жилья – предоставление постоянного жилого помещения или выдача субсидии. При этом приоритетным военнослужащим (например, прослужившим более 20 лет офицерам) предоставляется право выбора субъекта страны, где они хотели бы получить жилье. Остальные получают помещения по месту службы.

Теоретически, просить квартиру или субсидию – военнослужащий может выбрать по своему усмотрению, однако на практике приходится считаться с состоянием бюджета.

Так, например, в 2021 году Минобороны уже заявляло о том, что квартиры для военных выдавать больше не планируют – только субсидии, ГЖС и возможность участия в Накопительно-Ипотечной Системе. Поэтому на текущий момент вероятнее получить денежную помощь, а не квартиру.

Практика Московского городского суда

Сам по себе факт регистрации по месту жительства не является основанием для возникновения или прекращения права на обеспечение жилым помещением. При таких обстоятельствах принятое жилищной комиссией решение нельзя признать обоснованным (постановление Президиума Московского городского суда от 21.05.2019 по делу № 44 г-173/2019

).

Само по себе то обстоятельство, что состав семьи военнослужащего увеличился, не порождает субъективного права военнослужащего и новых членов его семьи на постановку на жилищный учет и получение ими мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом № 76, без учета положений ЖК РФ, которыми определяются критерии нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение Московского городского суда от 13.03.2019 № 4 г-2590/2019

).

На момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, уровень учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Москве на одного человека, превышал показатель 10 кв. м, военнослужащий был зарегистрирован по месту жительства и проживал в жилом помещении, площадью 74,6 кв. м, собственником которого являлась его мать.

Доводы о том, что в указанном жилом помещении он не проживал, а регистрация по месту жительства носила формальный характер, с целью не числиться среди лиц без определенного места жительства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о том, что при рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащий не сообщил о себе полной и достоверной информации, что противоречит условиям принятия граждан на жилищный учет (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2019 по делу № 33 а-5452/2019

).

Военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если такая справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие основания, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения (апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2019 по делу № 33-40203/2019

).

Сам по себе факт продолжительности службы более 20 лет и непредоставления при увольнении с военной службы иного жилого помещения, в отсутствие факта признания истца нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76

(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2019 по делу № 33-37743/2019
).

Реализация права на улучшение жилищных условий с помощью государственного жилищного сертификата, а именно приобретение жилого помещения, исключает обязанность государства обеспечивать его повторно жилым помещением даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ

Читайте также:  Какие налоги начисляются на больничный лист в 2021 году

(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2019 по делу № 33-32312/2019
).

У ответчика отсутствовали законные основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки истца на жилищный учет в 2002 г., согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали. В связи с этим суд обоснованно возложил на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2019 по делу № 33-20507/2019

).

Граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ

на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Само по себе то обстоятельство, что на момент увольнения с военной службы истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, не может быть принято во внимание, поскольку сделки по приобретению его супругой жилых помещений признаны ничтожными решением суда и в силу п. 1 ст. 167
ГК РФ
являются недействительными с момента совершения (
апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2019 по делу № 33-16327/2019
).

Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы (п. 14 ст. 15 Закона № 76

).

Это, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ

, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ (
апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-13234/2019
).

Сам по себе факт продолжительности службы более 10 лет и непредоставления истцу при увольнении с военной службы жилого помещения в отсутствие факта признания его нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76

(
апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2019 по делу № 33-12183/2019
).

Можно ли приватизировать служебное жилье

Служебное жилье имеет свой порядок предоставления. Жилые помещения относятся к фонду Минобороны и права на отчуждение остаются у ведомства.

Мнение эксперта

Гусев Игорь Юрьевич

Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Исключением являются те случаи, когда квартиры для военнослужащих из спецфонда передается в городскую собственность. В этом случае, процесс приватизации служебной квартиры или дома военнослужащим проходит через суд.

Служебное жилье нельзя продавать, дарить или вносить в наследство. Военным запрещено менять служебные квартиры, даже если речь идет о квартирах, расположенных на одной лестничной площадке.

На одного человека полагается 18 квадратных метров жилья. Если у военнослужащего есть супруга (супруг), то следует рассчитывать на 36 квадратных метров. Но часто министерство не в состоянии выделить из фонда указанную площадь. Тогда военному предоставляют комнату в общежитии под гарантии обеспечить жилплощадью при возможности.

Важно: Если военный погибает при исполнении служебных обязанностей, семью не имеют права выселить из ведомственной квартиры, не предоставив альтернативы. Права на льготные условия получения жилплощади также остаются.

Предоставление военнослужащим квартир по договору социального найма

Военнослужащие, которым была выделена служебная жилплощадь, также могут быть признаны нуждающимися в жилье. Это закреплено в п. 1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ. Данной нормой предусмотрены такие формы обеспечения жильем военнослужащих, как предоставление квартиры по договору социального найма, безвозмездная передача жилья в собственность военнослужащего и выделение жилищной субсидии.

Такими привилегиями обладают лица:

  • Посвятившие военной службе не менее 20 лет своей жизни.
  • Уволенные из военизированной структуры по возрастным ограничениям, в связи с ухудшением состояния здоровья или по причине проведения организационно-штатных мероприятий (при условии, что они отслужили не менее 10 лет).

Минусы военной ипотеки

Основным минусом такой системы является зависимость военнослужащего от продолжительности срока службы (минимум 10 лет). Для того чтобы государство списало долг (по выплатам ипотеки), необходимо прослужить в вооруженных силах 20 лет; либо не менее 10, но при наличии определенных оснований (мы о них упоминали выше). С другой стороны, воля законодателя понятна: хочешь получить льготную ипотеку — отдавай долг Родине.

Не стоит забывать и о том, что перечисляемой в год суммы не всегда хватает на внесение ежемесячных платежей, хотя она и покрывает определенную их часть. В этом случае все зависит от места жительства военнослужащего. Конечно, в небольших городах, где покупка жилья более или менее доступна, выделяемых средств будет хватать. А вот в крупных городах без вложения личных средств не обойтись.

Ну и последнее — срок жилищного займа. В рамках действующей ипотечной системы средний срок кредитования составляет 20 лет. Звучит пугающе. С другой стороны, в системе есть и плюсы — больше не нужно ждать, когда будут построены дома для военнослужащих (ожидание порой затягивается на много лет), а можно сразу въехать в свою квартиру и обустраиваться в ней.

Читайте также:  Что такое оферта и как ее написать

***

Больше полезной информации — в рубрике “Военнослужащие”.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Преимущества решения жилищного вопроса через военную ипотеку:

  • Накопления выдаются военнослужащим вне зависимости от наличия у него жилой площади.
  • Военный пенсионер может самостоятельно выбрать регион для определения места постоянного проживания и, соответственно, приобретения недвижимости.
  • К сумме ипотечных накоплений уволенный военнослужащий может добавить собственные денежные средства, что позволит приобрести недвижимость большей, чем положено по закону, площади и/или более высокого класса (Бизнес, Премиум).
  • Ипотечные средства пенсионер может использовать также для строительства частного дома или для покупки готового частного домовладения.
  • Квартира может быть приобретена в любом городе и возможно получать с неё прибыль, вот тут описано как.

Составление соглашения найма жилого служебного помещения

Постановлением Правительства от 26.06.2006 года № 42 предусмотрен типовой договор, который заключается с военными с целью найма служебного жилого помещения. Вторая сторона договора – владелец недвижимости. Это может быть муниципалитет города или воинская часть, которой принадлежит собственность, а также региональное отделение РУЖО, распоряжающееся недвижимым имуществом.

Соглашение в обязательном порядке должно содержать следующие блоки информации:

  • личные сведения военнослужащего (ФИО, адрес регистрации, данные паспорта, место прохождения службы, специальное звание, дата начала службы, занимаемая должность);
  • идентификационные данные распорядителя недвижимой собственностью;
  • права сторон;
  • обязанности участников;
  • ответственность сторон за нарушение условий контракта;
  • срок действия соглашения;
  • возможность и обстоятельства продления договора;
  • права близких родственников военного.

Необязательно следовать типовому договору. Контракт может быть дополнен иными условиями, но только по согласованию между участниками.

Жилищная субсидия – как получить?

Начиная с 2014 года военнообязанным предоставляется возможность получения государственной субсидии на приобретение квартиры/дома. Это носит название Единовременная денежная выплата (ЕДВ).

Армеец имеет полное право самостоятельно распорядиться деньгами – или купить жильё в желаемом регионе России, или начать строительство частного дома.

Кто имеет право на жилищную субсидию:

  • офицеры, прослужившие больше 20-25 лет;
  • военные, которые заключили контракт на службу до 01.01.1998 года;
  • уволенные в запас по возрасту, ухудшению состояния здоровья, в связи с сокращениями (в последнем случае важно прослужить 10 и более лет);
  • члены семьи погибшего, даже после увольнения.

Важные нюансы:

  • сумма на квартиру напрямую зависит от выслуги лет, количества людей в семье, наличия заслуг и наград, но в среднем это 6000000 руб.;
  • деньги на жильё предоставляются в порядке очерёдности;
  • тип жилища – первичное, вторичное, квартира, дом, коттедж и т. д.;
  • если недостаточно субсидийных средств, разрешено дополнительно воспользоваться ипотечным кредитом семейным или материнским капиталом, простым кредитом.

Важные вопросы по жилью

Существует ряд нюансов, о которых трудно найти информацию в свободном доступе, но иногда они очень важны. Самые популярные вопросы пользователей:

  • Как получить квартиру с помощью накопительно-ипотечной системы? Если военные, оформившие контракт до 01.01.2005 года, имеют право на получение квартиры в собственность, то те солдаты, которые заключили трудовой договор после этой даты, чаще всего пользуются ипотечной системой.
    Государство каждый год начисляет военнообязанным гражданам денежную сумму, которой будет достаточно для первичного взноса по ипотеке. На это уходит ровно 36 месяцев. Особенности:
    • процедура оформления идентична всем остальным (подача заявления, ожидание уведомления, постановление на регистрационный учёт и т. д.);
    • заявление подаётся вышестоящему руководству той части, в которой служит офицер;
    • обязательное требование – наличие свидетельство об участнике накопительно-ипотечной программы, для чего пишется соответствующий рапорт;
    • второе правило – нужно заключить договор с банком, который оформляет военные ипотеки (это будет договор по целевому жилищному займу);
    • третье – страхование будущего жилища и внесение его в Росреестр;
    • главное преимущество – пока военнослужащий находится на службе, кредит погашает государство.
  • В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры? В течение 3-х месяцев после передислокации в другую воинскую часть военному обязаны предоставить служебную квартиру для проживания.
    Если за это время и в дальнейшем жильё отсутствует, боец вынужден арендовать его самостоятельно. Особенности:
    • так как по закону за квартиру платит военная структура, происходит компенсация;
    • для этого важно предоставить ксерокопию договора аренды;
    • начисления осуществляются ежемесячно через бухгалтерский отдел.
  • Какое жилье можно приобрести с помощью военной ипотеки? Военный государственный орган способен оплатить только 18 кв. м на человека. Остальную часть (если военный хочет большую площадь) он доплачивает самостоятельно.
  • Что делать, если в семье пополнение? Если военнообязанная или жена военного родила ребёнка, наниматель вправе потребовать от руководства увеличение площади служебной квартиры.
    Для этого нужно обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны с соответствующим заявлением, после чего при наличии свободного жилья с требуемой квадратурой (исходя из норм на человека) будет предоставлен новый дом.

Без служебного жилья военнослужащие обойтись не могут, поэтому важно сразу после переезда в новую часть подать заявление с документами. Чтобы дело решилось в указанные в законодательстве сроки, важно сразу приложить все необходимые справки, проверить правильность написания заявления, так как «проволочки» чаще всего возникают по вине самого военного.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *