- Финансовые споры

Пленум ВС РФ разъяснил, как оспаривать решения госорганов в арбитражном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС РФ разъяснил, как оспаривать решения госорганов в арбитражном процессе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).

Объект оспаривания (пересмотра) при обращении в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Процессуальные процедуры и сроки

Заявления о возмещении судебных расходов, поданные после принятия итогового судебного акта, предлагается рассматривать по правилам упрощенного производства (ч. 2 ст. 112 АПК РФ). По мнению ВС, это позволит суду ускорить их рассмотрение и оптимизирует процедуру проверки итоговых судебных актов, принятых по результатам рассмотрения данных заявлений.

Для дальнейшего развития института профессионального представительства предлагается установить обязанность прилагать к исковому заявлению, апелляционной, кассационной, надзорной жалобам копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего обращение в суд, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организации (ст. 126, 260, 277, 291.3, 308.2 АПК РФ).

Предлагается увеличить сроки отложения судебного разбирательства председателем суда, его заместителем (ч. 5 ст. 158 АПК РФ), перерыва в судебном заседании (ч. 2 ст. 163 АПК РФ), изготовления решения, определения в полном объеме (ч. 2 ст. 176, ч. 2 ст. 184 АПК РФ), рассмотрения апелляционной, кассационной жалобы (ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 285 АПК РФ), рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (ч. 61 ст. 268 АПК РФ).

Полномочия продления срока рассмотрения дела по указанным в процессуальном законе основаниям будет иметь заместитель председателя арбитражного суда (ч. 2 ст. 152 АПК РФ). Закрепляется возможность продления срока рассмотрения дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов (абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Как считают в ВС, нововведение не обернется общим увеличением процессуальных сроков в арбитражном процессе, поскольку как минимум половина всех дел будет продолжать рассматриваться арбитражными судами в кратчайшие сроки в порядке приказного и упрощенного производства — в течение 10 дней и 2 месяцев соответственно.

Законопроектом также предлагается оптимизировать порядок выдачи исполнительного листа, указав в ч. 1 ст. 319 АПК РФ, что в случае принятия арбитражным судом обеспечительных мер, наложения штрафа исполнительный лист выдается арбитражным судом, принявшим такие меры.

Комментарий к ст. 308.11 АПК РФ

1. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления может быть принято одно из предусмотренных в комментируемой статье процессуальных решений.

1.1. Если правовая позиция, изложенная в обжалуемых судебных актах, является верной, а доводы, приведенные в надзорных жалобе, представлении, основаны на неправильном толковании норм права, иной оценке представленных по делу доказательств (несогласие заявителя с оценкой доказательств, данной судами, и установленными по делу фактическими обстоятельствами), а также отсутствуют нарушения, предусмотренные ст. 308.8 АПК, то судебные акты подлежат оставлению без изменения.

1.2. Если Президиум ВС РФ придет к выводу о том, что нарушения прав и свобод человека и гражданина не могут быть исправлены принятием нового судебного акта судом надзорной инстанции, то обжалуемый судебный акт (акты) отменяется полностью либо в части, а дело направляется на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.

При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей .

———————————

Аргументы, приведенные в комментарии к п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК, применимы и в настоящем случае.

Особенностью отмены по рассматриваемому основанию является то, что даются указания, предусмотренные в ч. 4 ст. 308.11 АПК.

1.3. Применительно к полномочию Президиума ВС РФ по отмене решения суда первой инстанции, постановления или определения суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и при оставлении заявления без рассмотрения или прекращении производства по делу следует учитывать позицию ЕСПЧ, согласно которой отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечают принципу правовой определенности .

———————————

Постановление ЕСПЧ от 23.07.2009 «Дело «Сутяжник» (Sutyazhnik) против Российской Федерации» (жалоба N 8269/02).

Подход Президиума ВС РФ должен быть взвешенным и по отношению к оставлению иска без рассмотрения.

Отмена всех судебных актов по делу и прекращение производства по делу возможны при утверждении Президиумом ВС РФ мирового соглашения.

1.4. Оставление в силе одного из принятых по делу судебных актов производится в ситуации, когда законный и обоснованный судебный акт был отменен одной из проверочных инстанций. На практике может сложиться ситуация, когда одни судебные акты отменяются, а другие (например, решение суда первой инстанции) оставляются в силе.

1.5. Если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, но все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судами установлены правильно, то Президиум ВС РФ отменяет либо изменяет обжалуемый судебный акт (акты) и принимает новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение. Спор оканчивается.

1.6. При наличии оснований, предусмотренных ст. 308.3 АПК, Президиум ВС РФ оставляет надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу.

В зависимости от времени установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 308.3 АПК, различаются процессуальные порядки действий (возврат надзорных жалобы, представления единолично судьей или оставление надзорных жалобы, представления по результатам их рассмотрения в судебном заседании коллегией судей).

Результат рассмотрения ходатайства об оставлении надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу отражается в резолютивной части определения, в том числе в случае отказа в удовлетворении такого ходатайства.

2. В комментируемой части установлены пределы рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиумом ВС РФ.

Во-первых, Президиум ВС РФ, как и вторая кассация, является судом права. На ограничение полномочий в области установления фактов указано в ч. 3 ст. 308.11 АПК.

Во-вторых, Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных актов в той части, в какой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

В-третьих, Президиум ВС РФ ограничен доводами, изложенными в надзорных жалобе, представлении. Однако в интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2012 N 13). Применительно к надзорному производству в арбитражном процессе интересы законности, которые позволяют Президиуму ВС РФ выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении, представляют собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, т.е. нарушения, предусмотренные в ст. 308.8 АПК.

В-четвертых, при выборе полномочия, которое должно быть реализовано, Президиум ВС РФ не связан требованием заявителя или иных лиц. Процессуальное решение обусловлено выводами Президиума ВС РФ, к которым он придет, исходя из проверки доводов, данных в судебном заседании, объяснений участвующих в деле лиц, судебных актов, материалов дела и требований процессуальных норм.

3. Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела.

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.

Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»

Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия».

Читайте также:  Разрешение на оружие в 2023: пошагово как получить

Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.

Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».

В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.

Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.

В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.

Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.

Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.

Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.

Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте.

Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).

Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Банкротство физических лиц изменения в 2022 году

Правки в большей степени сегодня касаются финансовых управляющих, как они будут назначаться. Работа данного специалиста теперь оценивается по бальной системе, по количеству успешных решений, которые были выдвинуты после процедуры банкротства. Например, за законченный процесс по реструктуризации или за успешное мировое соглашение с кредитором управляющий получит большое количество баллов. СРО тоже теперь делится по рейтингам. По среднему количеству баллов всех управляющих – их суммируют и делят на количество сотрудников, которые занимаются делами по банкротству. Для обработки и хранения баллов создан специальный Государственный регистр, в котором будут храниться все данные.

Финансовые управляющие подразделяются на три больших категории, во время процесса банкротства могут быть выбраны только СРО первой категории. СРО данной сферы должны провести как минимум 10 процедур по списанию займов с физического лица. Управляющий будет иметь свой рейтинг и на его основе назначаться на свою должность. Компании выдвигают своих кандидатов и потом суд электронным способом выбирает лучшего для работы по процессу банкротства. Если компания не может выдвинуть своего кандидата по ряду причин, то ее могут опустить в категорию ниже, или вообще снять с нее статус СРО.

Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Надзорное арбитражное судопроизводство

Комментарий к ч.1

1. Надзорное производство в арбитражном суде, как дополнительная гарантия права граждан на судебную защиту, имеет место после того, как судебное решение, постановление по делу, рассмотренному зачастую не только в первой, но и в апелляционной и кассационной инстанциях, вступило в законную силу и на его основе уже могло возникнуть множество правоотношений. Поэтому в АПК РФ закреплены существенные особенности судопроизводства в порядке надзора, а также пределы прав надзорной инстанции.

2. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

3. Одно из ранее вынесенных по делу решений может быть оставлено в силе, если оно не противоречит закону и соответствует обстоятельствам дела.

4. Изменяя решение, определение или постановление либо вынося новое решение, суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных арбитражным судом первой инстанции.

5. Надзорная инстанция в соответствии со своими полномочиями вправе изменить не только резолютивную, но и мотивировочную часть решения, определения, постановления.

6. Если Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или частично решение, определение или постановление, вместе с тем приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст.ст.143 и 144 АПК РФ, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части постановления на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

7. Если надзорная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции должно быть отменено в силу недостаточной обоснованности, она не может на этом основании принять новое решение. По смыслу п.5 ч.1 к.с. во взаимосвязи с п.2 ч.1 к.с. и ст.308.8 АПК РФ, дело должно быть направлено на новое рассмотрение. При этом недопустимо предрешение вопросов о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также вопросов о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление, определение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Читайте также:  Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2023 году в России

8. Иначе создавалась бы возможность принятия постановлений вопреки требованиям и ограничениям, которыми надзорная инстанция связана в отношении пересматриваемых ею решений, постановлений, определений, неправомерно расширялись бы полномочия надзорной инстанции, что приводило бы к нарушению ст.46, ч.2 ст.50 и ч.3 ст.123 Конституции РФ.

9. Применительно к ст.ст.179, 324 АПК РФ Верховный Суд РФ вправе, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных арбитражным судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном им постановлении об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это постановление в случае его неясности, либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения; проверяя дело в полном объеме.

Комментарий к ч.2

10. Пункт 5 ч.1 к.с. соответствует конституции, поскольку, по смыслу содержащегося в нем положения, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе изменить либо отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение апелляционной или кассационной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Комментарий к ч.3

11. Если Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора отменяет или изменяет решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции, он в любом случае (и когда возвращает дело на новое рассмотрение, и когда принимает новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение) не может устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты в решении, постановлении, определении. Это означает, что он не вправе самостоятельно устанавливать имеющие значение для дела обстоятельства на основе собранных доказательств и не может дополнительно собирать новые доказательства. Однако, не передавая дело на новое рассмотрение, он может исправить допущенную в решении, постановлении ошибку в применении и толковании норм материального права.

12. Принимая новое решение, надзорная инстанция тем самым исправляет ошибки, допущенные судом на той ступени правоприменительного процесса, которая связана с выбором нормы материального права, ее уяснения, толкования. Но при этом, по смыслу к.с. во взаимосвязи со ст.ст.308.8, 308.9 АПК РФ, а также со ст.ст.8, 9, 10, ч.1 ст.162, ст.168, ч.4 ст.170, ст.268, п.2 ст.269, ст.270 и п.12 ч.2 ст.271, ст.ст.274, 284, 286, п.п.2, 3 ст.287 АПК РФ, Президиум Верховного Суда РФ, рассматривающий дело в порядке надзора, непосредственно не исследует доказательства и не устанавливает фактические обстоятельства, так как он не может подменять первую и апелляционную инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства и устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности и равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства. А это именно те принципы, которые являются обязательными для разрешения спора по существу и в рамках которых, согласно ст.ст.8, 9, 10 и ч.3 ст.64 АПК РФ, только и возможно установление фактических обстоятельств и получение, исследование и оценка доказательств.

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.
  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

  • Бухгалтерские услуги
  • Вопросы/ответы
  • Готовые фирмы ООО
  • Ликвидация ООО
  • Регистрация фирм в Москве
    • Юридические адреса
  • Судебное представительство
  • Юридические новости
  • Юридические услуги
    • Актуальные вопросы по недвижимости
    • Семейное право
    • Страхование авто

Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов

Строго говоря, надежды на пересмотр дела в порядке надзора немного. Надзорная инстанция, которой является Президиум Верховного суда РФ, изучает всего лишь несколько жалоб по делам, которые рассматривал арбитражный суд. Эти жалобы последовательно прошли путь апелляции, кассаций, а затем – предварительной оценки одним из судей Президиума ВС РФ. И далеко не факт, что высшая судебная инстанция примет решение, которое устроит подателя жалобы. Но всё-таки вспомним притчу об упорной лягушке, не теряющей надежду! Прецеденты побед на уровне надзора имеются, поэтому шанс стоит использовать – разумеется, трезво оценив перспективы обращения.

Президиум Верховного суда РФ берёт на рассмотрение дела, которые интересны с точки зрения правоприменительной практики. Спорные случаи получают трактовку, правовые бреши замуровываются решениями Верховного Суда. Если у вас действительно неоднозначный случай – есть смысл в подаче обращения. Разумеется, с помощью адвоката-законника, не просто хорошо разбирающегося в законодательстве – а умеющего работать с правовыми лакунами и спорными юридическими моментами.

В юрисдикцию Арбитражного суда Российской Федерации входит рассмотрение различного вида споров, которые относятся к предпринимательской и экономической сферам, а также прочие виды финансовых вопросов. Решения, которые были приняты Арбитражным судом, могут быть обжалованы. С законодательной точки зрения данное право закреплено статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также законом определен следующий перечень жалоб:

  1. кассационные;
  2. апелляционные;
  3. надзорные.

Рассмотрим что из себя представляют последние.

Сфера деятельности надзорной инстанции. Деятельность Надзорной инстанции состоит в пересмотре решений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. При этом данные решения ранее уже были предметом апелляционного рассмотрения, определения Апелляционной коллегии Верховного Суда, вынесенные по результатам рассмотрения апелляции и определения Судебной коллегии Верховного Суда, вынесенные в порядке кассационного производства.
Законодательное регулирование подачи надзорной жалобы. С законодательной точки зрения регулирование данного вопроса производится статьей 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, которые имеют право на подачу надзорной жалобы. Круг лиц, которые ранее могли даже не принимать участие в разбирательстве, но на текущий момент имеют полное право на оспаривание принятого решения наравне с лицами, принимавшими участие в процессе, так как вынесенное решение касается их прав либо обязанностей, оговорен статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе

права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

Исполнение обжалуемых судебных актов приостанавливается при предоставлении лицом, ходатайствующим о таком приостановлении, обеспечения возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок).

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок)

Возбуждение надзорного производства в арбитражном процессе (основания и порядок). Приостановление исполнения судебного акта Высшим Арбитражный Судом РФ. Сущность и значение пересмотра судебных актов в порядке надзора заключается в том, что согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ. как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в установленной АПК РФ процессуальной форме судебный надзор за деятельностью арбитражных судов. Процессуальная форма такого надзора — пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в АПК РФ лиц, а также по представлению прокурора по делам, указанным в ст.

Порядок апелляционного обжалования решения судебных органов

Нередко судом выносятся решения, которые не устраивают одну из сторон рассматриваемого дела. И в таких ситуациях рекомендуется отстаивать свои права и подавать апелляцию и кассацию.

В апелляционном порядке возможно обжаловать решения судебных органов первой инстанции, не успевшие еще вступить в силу. Производится предоставление апелляционной жалобы через суд, который ранее рассматривал дело и вынес по нему приговор. Срок ее подачи составляет ровно один месяц, начиная со дня оглашения решения судебным органом в окончательной форме. Дело в таких случаях уже рассматривается не заново, а в пределах доводов и доказательств, которые представлены в жалобе. Поэтому так важно их четко и грамотно изложить.

Читайте также:  Проблемы строительных участков в ГСК: налоги на гараж в гаражном кооперативе

Обратиться с апелляций в суд имеет право любое лицо, которое, так или иначе, связано с рассматриваемым делом. Для того, чтобы жалобу не отклонили, важно составлять ее грамотно. В ней обязательно следует прописать наименование судебного органа, место жительства обращающегося в суд лица, основания, доказательства, требования и перечень документов. При этом нельзя включать требования, которые не были заявлены в судебном органе первой инстанции.

Основания для пересмотра и возбуждения надзорного производства

Лица, участвующие в деле, и иные лица (в том числе и прокурор) в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 292 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано непосредственно напрямую в ВАС РФ в письменном или электронном виде в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Под «другими исчерпанными способами» законодатель подразумевает, что заявитель перед обращением в ВАС РФ должен подать жалобы сначала в арбитражный суд апелляционной инстанции, потом в случае неудовлетворительного исхода в арбитражный суд кассационной инстанции. И только после этого у лица появляется возможность на пересмотр всех принятых по делу неудовлетворительных судебных актов в порядке надзора.

Первым отличием надзора от апелляции и кассации является то, что лицо обращается в арбитражный суд надзорной инстанции не с жалобой на судебный акт, а с заявлением о пересмотре судебного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано заинтересованным лицом со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом (ч. 4 ст. 292 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в надзорную инстанцию (ч. 2 ст. 293 АПК РФ).

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных законом, принимается к производству ВАС РФ.

О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ или со дня поступления в ВАС РФ дела, если оно было истребовано из арбитражного суда. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение. При наличии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Согласно ст. 304 АПК РФ основаниями для пересмотра судебного акта в порядке надзора являются:

  1. нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2. нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3. нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Судебные инстанции в арбитражном процессе — это предусмотренная законодательством иерархия стадий рассмотрения спора в арбитражном процессе.

Термин «Инстанция» от латинского слова «Instantia» — непосредственная близость.

В арбитражном процессе предусматриваются следующие инстанции:

— кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

Первая инстанция

Производство в первой инстанции регулируется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ:

Раздел II. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Раздел III. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение (ст. 167, ст. 216 АПК РФ)

Апелляционная инстанция

Производство в апелляционной инстанции регулируется Главой 34. ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 271 АПК РФ).

Кассационная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 35. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (ч. 1 ст. 276 АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции принимает судебный акт, именуемый постановлением, которое подписывается судьями, рассматривавшими дело (ч. 1 ст. 289 АПК РФ).

Кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Могут быть обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства вступившие в законную силу (ч. 1 ст. 291.1. АПК РФ):

Решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Постановления и определения арбитражных апелляционных судов;

Решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции;

Решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции;

Определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если указанные судебные акты обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы (жалобы).

Кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу (ч. 1 ст. 291.2. АПК РФ). Для некоторых категорий дел установлены иные сроки.

Рассмотрев кассационную жалобу судья ВС РФ выносит:

Определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.8. АПК РФ)

Определение о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (Статья 291.9. АПК РФ)

Если принято Определение о передаче кассационных жалобы в судебную коллегию ВС РФ, то кассационные жалоба, представление вместе с делом рассматриваются в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ).

По итогам рассмотрения кассационной жалобы выносится Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления (Статья 291.13. АПК РФ).

Надзорная инстанция

Производство в кассационной инстанции регулируется Главой 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле (и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ) (ч. 1 ст. 308.1. АПК РФ).

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются (ч. 3 ст. 308.1. АПК РФ):

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, представление на судебные акты, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 4 ст. 308.1. АПК РФ).

Судья ВС РФ принимает:

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.6. АПК РФ)

Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Статья 308.7. АПК РФ).

Если принято Определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, то впоследствии по результатам рассмотрения дела выносится Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 308.12 АПК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *