- Договорное право

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполняем уведомление о контролируемых сделках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Каждая компания, зарегистрированная в РФ, а также представительство иностранной компании, доход которых подлежит налогообложению в Российской Федерации и имеющие в 2017 году контролируемые сделки, обязаны в срок до 20 мая 2023 подать в налоговые органы одно уведомление о всех контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Уведомление должна представить каждая сторона контролируемой сделки, зарегистрированная в РФ и уплачивающая налоги в бюджет РФ и субъектов РФ.

Контролируемые сделки для целей налогообложения. Критерии для признания сделки контролируемой. Отчетность и ответственность за неуплату налога

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
Пример:
Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

№ п/п

Контролируемые сделки

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

1

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

1 млрд рублей.

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

60 млн рублей

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

100 млн. руб.

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам;

60 млн рублей

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны

60 млн рублей

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

60 млн рублей

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ

60 млн рублей

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.145.1 части второй НК РФ

60 млн рублей

Кому необходимо его предоставить

В случае подачи уведомления позже установленного срока либо с ошибками/неполными сведениями, возникают следующие негативные последствия для налогоплательщика, в том числе:

  • неподача уведомления – один из индикаторов для налоговых органов о включении компании в список проверок по трансфертному ценообразованию;
  • вред репутации директора/ответственного лица и компании в целом;
  • в случае, если директор/ответственное лицо является резидентом иностранного государством, такие штрафы могут стать причиной трудностей, связанных с оформлением/продлением российской визы.

Отчет о контролируемых сделках

Совершение бизнес-субъектом контролируемых сделок накладывает на него обязанность уведомить о таком факте фискальный орган. Срок для подачи уведомления — не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором была совершена сделка (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Так, крайний срок сдачи отчета о контролируемых сделках, совершенных в 2022 году, — 20 мая 2023 года.

Читайте также:  Единая упрощённая декларация за 3 квартал 2022 года

Направлять отчет необходимо в ИФНС по месту нахождения плательщика, для крупнейших плательщиков — это налоговая по месту их учета. Полученные сведения территориальный орган направляет в ФНС России в течение 10 дней (п. 2, п. 5 ст. 105.16 НК РФ).

Уведомление (отчет) можно направить как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма документа и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (ред. от 16.07.2020).

Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3

Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.

При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)

По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.

Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление

Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).

Это может быть обусловлено тем, что:

  • один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
  • соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).

Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:

  • купля-продажа овощей;
  • доставка овощей транспортом от поставщика.

Что такое контролируемая сделка простыми словами

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, указанных ниже), а также приравненные к ним сделки.

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

5) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

6) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145.1 части второй НК РФ

7) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ

8) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми

При условии, что третьи лица:

1) не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

Сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ

При условии, что предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, перечисленным выше (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Налоговом кодексе перечислены виды взаимозависимых лиц. Однако там есть уточнение: суд может установить взаимозависимость по «иным обстоятельствам», если решит, что отношения между подозреваемыми могут повлиять на условия и результаты сделок.

Читайте также:  Лишение матери родительских прав: порядок действий

Налоговая инспекция считает взаимозависимыми предпринимателей и компании, которые владеют более 25% уставного капитала или долей другой фирмы. Или же имеют полномочия по назначению руководителей, подчиняются по должности или являются близкими родственниками.

По законодательству контролируемыми признаются сделки выше определённого денежного порога. Для внутрироссийских компаний порог доходов на сделки с одним лицом — 1 млрд рублей, а с взаимозависимыми лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами РФ, — 60 млн рублей.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Какая информация предоставляется налоговым органам?

Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.

Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой рыночной цене за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.

Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.

Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.

Особенности уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках представляет собой важный налоговый и правовой документ, содержащиеся сведения в котором направлены на обеспечение максимального контроля процедур налогообложения юридических лиц.

Установленная форма заполнения документа и обязательные сведения, которые должны содержаться в нем, являются важнейшими нюансами и не допускают каких-либо нарушений.

Любая проверка поданного документа сможет выявить даже мельчайшие нарушения, именно поэтому подготовка уведомления в допустимый срок играет большую роль.

К основным особенностям уведомления и заполнения данного документа можно отнести часто возникающие вопросы по поводу группировки однородных контролируемых сделок. Контролируемые сделки представляют собой отдельные операции, к примеру, поставку определенных товаров покупателю.

Следовательно, крупная компания может заключить достаточно большое количество подобных сделок за один календарный год. Именно для этого предусмотрена возможность объединения и группировки однородных сделок, для более простого и быстрого заполнения необходимой документации, а также для верного заполнения уведомления.

Форма заполнения уведомления предусматривает, что в однородные могут быть объединены те сделки, предметом которых являются идентичные товары, работы, либо услуги. При этом действующее требование предусматривает, что данные сделки должны быть проведены в примерно идентичных или близких по значению финансовых, либо коммерческих условиях.

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Критерии контролируемых сделок

НК РФ установлены, в частности, следующие критерии контролируемости сделок:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства:

    • сумма доходов (сумма цен сделок) за год превышает 1 млрд. руб.;

    • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН, при этом сумма сделок за календарный год превышает 100 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по прибыли налоговую ставку 0%, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн. руб.;

    • одна из сторон сделки является организацией, владеющей лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья, или оператором нового морского месторождения углеводородного сырья, при этом сумма сделок за календарный год превышает 60 млн руб.;

    • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет или пониженную ставку по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ, и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн. руб.;

  2. по внешнеторговым сделкам с резидентом оффшорной зоны более 60 млн. руб.;

  3. по внешнеторговым сделкам между взаимозависимыми лицами независимо от суммы.

При этом в НК РФ указаны сделки, которые не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли они вышеприведенным условиям.

К таким сделкам, в частности, относятся сделки между организациями, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • организации зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за границей;

  • организации не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Согласно НК РФ неуплата (неполная уплата) налогоплательщиком сумм налога в результате применения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа:

  • в размере 20% неуплаченной суммы налога (за налоговые периоды 2014 — 2016 гг.);

  • в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (за налоговые периоды начиная с 2017 г.).

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

Вопреки иллюзиям налогоплательщиков работники ФНС уже давно знакомы с основными схемами уклонения от налогов. Известно им также то, что налоги можно оптимизировать через сделки с дружественными фирмами. В целях противодействия уклонению государство обязывает налогоплательщиков уведомлять о контролируемых сделках, совершенных за год.
Что такое контролируемые сделки, как заполнить и подать по ним уведомление, мы и расскажем в данной статье. Вы также узнаете об ответственности за неподачу уведомления.

Согласно пункту 1 ст. 105.16 НК РФ все налогоплательщики должны уведомить налоговиков о заключенных за год контролируемых сделках. Для уведомления используется форма, утвержденная Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Чтобы понять, нужно ли отправлять уведомление, надо провести анализ всех сделок за год, состоящий из двух шагов:
1) заключались ли контракты с взаимозависимыми лицами (если нет, то переходить ко второму шагу по общему правилу не требуется);
2) подпадают ли договоры под условия контролируемости из НК РФ.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

Исключением является некоторые виды сделок, которые всегда признаются контролируемыми, даже если зависимости налогоплательщиков друг от друга нет. Например, договоры с компаниями из офшорного списка или договоры о продаже природных ресурсов.

Контролируемыми считаются контракты между взаимозависимыми лицами, имеющие признаки контролируемости, которые определены в ст. 105.14 НК РФ.

Взаимозависимыми, в свою очередь, называются такие субъекты, которые могут влиять на договоры и результаты деятельности друг друга в силу закона или неофициальных отношений. Ситуации, когда налогоплательщики однозначно признаются взаимозависимыми, перечислены в ст. 105.1 НК РФ:
• граждане взаимозависимы друг с другом если один из них подчиняется другому в силу должности (пп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), родства, брака, опеки или попечительства (пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
• гражданин и компания, если гражданин имеет в ней долю (более 25 процентов) или участвует в ней через цепочку организаций с долей более 50 процентов (пп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
• юридические лица, обоюдно владеющие более 25 процентами долей своих фирм или имеющие общего учредителя с долей не менее 25 процентов в каждой (пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, пп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
• одни и те же лица являются директорами или занимают более половины мест в коллегиальных корпоративных органах организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Если договоры заключены между взаимозависимыми, то для признания их контролируемыми этого еще недостаточно. Важно, чтобы субъекты подпадали под специальные условия:

• между резидентами РФ сумма доходов за год больше 1 млрд рублей, и выполняется хотя бы одно из условий пп. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ;
• по контрактам с нерезидентами превышен предел общей суммы сделок 60 млн рублей за год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки с офшорными компаниями приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами при превышения лимита 60 млн рублей, даже если фактически взаимосвязь между контрагентами отсутствует.
Внешнеторговые договоры, связанные с природными ресурсами, признаются контролируемыми при превышении лимита 60 млн рублей – это нефть, нефтепродукты, металлы, драгоценные металлы. Как и в случае с офшорами, не требуется, чтобы между организациями была зависимость (пп. 2 п. 1, пп. 5, 6 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, в которых участвуют независимые друг от друга посредники, считаются контролируемыми, если:
• фактические участники контракта — взаимозависимые (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
• посредники участвуют в сделке лишь де-юре, не несут рисков и не используют активов для выполнения договора (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
• превышен лимит в размере 60 млн рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Однако Минфин уточнил, что сделки, совершенные через комиссионера (агента и иных поверенных), нельзя автоматически приравнять к сделкам между аффилированными лицами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (письмо от 10.12.2014 № 03-01-18/63462). Контролеры имеют право сделать это лишь после детального анализа структуры сделки.

Кроме того, суд может признать практически любую сделку контролируемой по иску от ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Для признания сделок контролируемыми важно, чтобы хотя бы у одной из сторон возникла необходимость признания доходов, расходов или стоимости добытых полезных ископаемых, что приведет к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы (п. 13 ст. 105.3, п. 11 ст. 105.14 НК РФ).
Если соблюдены условия пункта 1 ст. 105.14 НК РФ (совершены сделки со взаимозависимыми лицами или приравненными к ним), то нужно определить, подходят ли договоры под критерии контролируемости, перечисленными в ст. 105.14 НК РФ.

Отчитаться обязана каждая из сторон контролируемой сделки. Подтверждают это письмо ФНС РФ от 24.04.2015 № ЕД-4-13/7083, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу № А05-3448/2014. Исключение – если сделку признает контролируемой только один из ее участников. Например, когда организация безвозмездно передает имущество взаимозависимой компании. В такой ситуации подать уведомление обязана сторона, которая получила имущество. Передающая сторона отчитываться не обязана. Ведь расходы по безвозмездной сделке в расчет налога на прибыль она не включает (п. 13 ст. 105.3, п. 16 ст. 270 НК). Такие выводы следуют из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2015 № 09АП-28934/2015.

Следует сказать, что официальной позиции Минфина и ФНС по данному вопросу нет. Поэтому безопаснее отчитаться по таким сделкам каждой из сторон либо придется отстаивать свою позицию в суде.

Если одна из сторон сделки не подала уведомление, инспекция вправе:

• привлечь организацию к ответственности;
• направить извещение о совершенных ею сделках в ФНС;
• одновременно инспекция может сообщить об этом в ИФНС по местонахождению другой стороны сделки. Если и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к ответственности.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

1. По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году (Письмо Минфина от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-14).

2. Уведомление заполняется либо на компьютере, либо от руки чернилами черного/синего/фиолетового цвета.

3. Все поля уведомления заполняются слева направо.

4. Текстовые поля уведомления заполняются заглавными печатными буквами.

5. В уведомление нельзя вносить какие-либо исправления при помощи корректирующего или аналогичного средства.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Кто обязан отчитываться

Если налогоплательщик совершил за отчетный год сделки, попадающие под категорию контролируемых, то он сдает соответствующий документ в местный налоговый орган. Эти сделки можно разделить на две разновидности: те, которые происходят между участниками, зависящими друг от друга, и те, которые приравнены к таковым. К первому виду отнести можно следующие сделки:

  • Если за год объем сделок превысил цифру в 1 миллиард рублей.
  • Объем сделок больше 100 миллионов рублей, и при этом один участник пользуется упрощенной системой налогообложения.
  • В качестве предмета сделки выступают полезные ископаемые, годовой объем которых больше 60 миллионов рублей, и один участник пользуется НДПИ.
  • Объем сделок на 60 миллионов, при этом одна сторона работает в особой экономической зоне с льготным режимом.

Во взаимозависимых сделках должна быть еще третья сторона, которая выступает в качестве посредника. Внешнеторговые сделки также относятся к контролируемым, это нужно учитывать, если возникает необходимость взаимодействовать с зарубежными партнерами. Уведомление о внешнеторговых сделках подается в налоговую инспекцию в том случае, если эти сделки связаны с минеральными удобрениями, драгоценными металлами и нефтью.

Когда партнеры не зависят друг от друга, но при этом один из них является иностранным резидентом, сделки также признаются контролируемыми, и по ним требуется отчитываться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *