- Договорное право

Дороги в СНТ – кто должен делать и за чей счет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дороги в СНТ – кто должен делать и за чей счет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При всех этих правилах необходимо учитывать действующие нормы противопожарной безопасности. Проезды должны быть освобождены от посторонних предметов и обеспечивать беспрепятственный подъезд габаритной противопожарной техники.

Какие нормы по ширине дороги общего пользования действуют в 2023 году с учетом новых правил строительства СП.53.13330.2019 от 15.04.2020

Застройка дачи, расстояние между строениями, высота забора, требования к проездам в СНТ нормируется СНиП 30-02-97 (СП.53.13330.2019).

Согласно пункту 5.7 дороги общего пользования в СНТ должны иметь следующие параметры:

  • 2 полосы движения улицы, шириной каждая минимум 2,75 метров – общая ширина дороги не менее 5,5 метров;
  • ширина пешеходной части улицы — 1,0 м (с одной из сторон);
  • ширина проездов — не менее 3,5 м;
  • радиус закругления края проезжей части — не менее 6,0 м.
  • тупиковый проезд должен быть обеспечен разворотной площадкой 15*15 метров и по протяженности не должен превышать 150 м.

Нарушения при пользовании общей землей СНТ и ответственность за них

Члены товарищества часто используют общие земли с теми или иными нарушениями. Перечислим основные из них:

Нарушения при пользовании ЗОП в садовом товариществе

1

Складирование мусора, стройматериалов, оборудования, спецтехники, машин, механизмов.

2

Расширение индивидуальных участков за счет общих земель.

3

Самовольная посадка либо культивирование деревьев и кустарников.

4

Самовольное перекрытие шлагбаумами и воротами.

5

Свалка бытового мусора, отходов садоводства, огородничества.

6

Установка различных хозяйственных построек, вагончиков, бытовок, торговых объектов, а также объектов для оказания платных услуг (строительных, слесарно-монтажных, авторемонтных и т.д.).

Кто Должен Ремонтировать Дорогу В Снт В 2022 Году

Упрощённый порядок ввели в 2006 году и первоначально рассчитывали на 3 года. Однако кадастровые органы не смогли справиться с лавиной обращений, поэтому власти несколько раз продлевали сроки и вносили поправки в законы.

Дачная амнистия 2022 не только увеличивает срок, но и расширяет действие на кадастровую сферу, градостроительный кодекс.

ФЗ№267 действует с августа 2019 г. По закону о дачной амнистии до 2022 года можно бесплатно получить участки в публичной собственности и земли общего пользования в СНТ.

В связи с ситуацией по коронавирусу Госдума рассматривает законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. Ожидается, что упрощённый порядок будет распространяться на жилые и садовые дома, расположенные на участках под садоводство.

А вот на землях без установленного регламента строить жилые дома не получится, так как власти на это разрешения не дают.

Проще всего оформить земельный участок.

С постройками придётся разбираться в нюансах закона. Например, встречается много строений:

  • не отвечающих нормам пожарной безопасности
  • не соблюдающих отступы от границ
  • нарушающих ширину проездов

Как поступать в таких случаях? Кадастровые инженеры ГАИГ разбираются с документами, правилами в каждой ситуации.

Важно понимать, что принятые законы направлены на то, чтобы защитить от аварийного самостроя, легализовать строения для налогов и дать возможность гражданам законно распоряжаться недвижимостью.

Документация для оформления недвижимости включает паспорт владельца и свидетельство о праве.

Владельцу понадобится заплатить пошлину за подачу документов в Росреестр. Услуги кадастрового инженера оплачиваются по договору отдельно, после составления технического задания.

Технический план составляется после обмеров и определения координат строения. Поэтому кадастровые инженеры обязательно выезжают на местность.

Знаем по опыту работы, что разобраться в хитросплетениях дачной амнистии обычным людям бывает очень непросто.

  • Поправки, нормы местного законодательства, ограничения вызывают шквал вопросов и желание отложить решение вопроса с недвижимостью в долгий ящик.
  • Иногда список документов для регистрации меняется в зависимости от вида собственности, региона и состава объекта владения.
  • Сложно разобраться, какие постройки относятся к недвижимости и требуют узаконивания, а какие – нет.

Знания и опыт помогают нам решать самые сложные и запутанные задачи. Мы ответственно заявляем, что проблему можно решить. Приходите к нам, мы поможем решить вопрос, сдвинуть дело с мёртвой точки.

Для начала необходимо понять, что такое земля общего пользования (ЗОП). Это участки поверхности суши (застроенные и незастроенные) с определёнными границами и с присвоенным им статусом земель общего пользования.

В ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ закреплено понятие ЗОП, как территорий, которыми свободно пользуется неограниченный круг лиц.

Кому принадлежат дороги в СНТ

Дороги в садоводческих товариществах относятся к землям общего пользования, которые принадлежат садоводам на правах долевой собственности. Поэтому привлечь муниципалитет к ремонту дорог внутри самого СНТ не получится: обустройством ЗОП дачникам придется заниматься самостоятельно.

Сегодня в товариществах возникают две основные проблемы.

  • На дорогах появились глубокие выбоины и ямы, покрытие дороги износилось или его вовсе нет. В таком случае возникает необходимость ремонта.
  • Ширина дорог в СНТ не соответствует нормам пожарной безопасности, поэтому требуется модернизация и расширение проезжей части, радиуса разворотов.
Читайте также:  Покупка квартиры в ипотеку по переуступке: как это сделать

Вне зависимости от задач, председатель не имеет права принимать самостоятельного решения о проведении ремонтных работ. Этот вопрос обязательно должен выноситься на общее собрание и обсуждаться совместно с членами СНТ.

Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.

Какими должны быть дороги в СНТ

По принятым нормам, ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а проездов – не менее 3,5 м. В СНиП 30-02-97 также содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 м.

Такие требования установлены неслучайно. Их соблюдение позволяет беспрепятственно прибыть на место возгорания пожарной спецтехнике. Если быстро не отреагировать, пожар распространится на соседние участки, и могут пострадать как люди, так и их имущество.

Понятно, что в старых садовых товариществах, которые строились без планов и инфраструктуры, подобные нормы не соблюдены, поэтому их дорогам нужна модернизация. А для ее проведения у участков, граничащих с дорогой, необходимо забрать часть земли. Зачастую собственники неохотно идут на такой шаг, но безопасность куда важнее лишней грядки.

Тем более что расширение проезда между участками может осуществиться и в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.

Модернизация дороги в СНТ требует от членов СНТ некоторых жертв и значительных средств, но от нее никуда не уйти. Администрации отдельных регионов также подключаются к этому делу, предоставляя финансовую помощь. Только в Ленинградской области, например, в прошлом году СНТ получили из регионального бюджета свыше 40 млн рублей, которые пошли на обслуживание электросетей и ремонт дорог.

Сделать дорогу дешево – выбираем материалы

Вторичные материалы серьезно снижают затраты на организацию дорожного полотна. Щебень, гравий, песок, бой кирпича обходятся дешевле, чем асфальт, но имеют ограничения в использовании.

Гравий не выдержит интенсивной эксплуатационной нагрузки, а асфальтовая крошка – минусовой температуры и высокой влажности. Поэтому, прежде чем отсыпать дорогу дешево, стоит взвесить не только все за и против, но также комбинировать вторичные материалы, делая структуру дороги слоеным пирогом.

В качестве нижнего дренажного слоя используют песок или песчано-гравийную смесь. Поверх него насыпают щебень. Если по покрытию будут ходить люди, укладывают асфальтовую крошку. Дорога из асфальтовой крошки или щебня без подушки из песка не выдержит интенсивной эксплуатации.

Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль

Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.

Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.

Куда обратиться для ремонта или асфальтирования дорог?

Важный момент — выбор подрядчика для выполнения работ по асфальтированию. Но здесь нужно учесть, кому принадлежит дорога. Если она находится на балансе администрации, то выполнять работы самостоятельно нельзя, а необходимо написать обращение местным властям. Если дорога на балансе самого СНТ, то нужно максимально ответственно подходить к выбору исполнителя. Наша компания предлагает полный спектр услуг по асфальтированию дорог в СНТ и гарантирует:

  • Высокое качество;

  • Использование современных технологий;

  • Собственная техника и оборудование;

  • Быстрое выполнение работ;

  • Выгодные цены.

Какова нормативная и минимально допустимая ширина дорог в СНТ?

Другими словами, действующие нормативы гласят, что расстояние от забора в частном секторе или деревне не может выходить за предельную линию. Кроме норм и правил, прописанных в СНТ, следует знать, что юристы разделяют такие понятия, как «дорога» и «проезжая часть». В первом случае, подразумевается все полотно, которое включает в себя и трассу, и пешеходные дорожки.

Максимальная протяженность тупикового проезда согласно требованиям СП 53.13330.2011 не должна превышать 150 м. Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоёмы или резервуары вместимостью, в м3; при числе участков: до 300 — не менее 25, более 300 — не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).

  • Сосед закрывает проезд и проход к моему участку без сервитута
  • Участки ИЖС на границы поселение, проезд к домам
  • Требования к обустройству дорог в садоводческом товариществе
  • Допускается ли самостоятельное межевание земельного участка?

Хотелось бы получить ответ на следующий вопрос: В СНТ на протяжении более 30 лет был ограниченный проход к нашему участку, проходили между двумя участками соседей. Данную «тропинку» СНТ при проведении межевания садового товарищества не обозначило как дорогу общего пользования. В 2019 г. при проведении межевания один из соседей, мимо которого проходили, купив участок у своей матери, решил, что тропинка — это его участок. Мы в это же время тоже начали межевание и на техническом плане отмечена эта тропинка, как и на его плане, который он нам предлагал для согласования границ. На «народной» карте Росреестра, с другой стороны наших участков есть «дорога», но это береговая линия вдоль реки и дороги там никогда не было, кроме того в половодье она заливается и размывается. Таким образом, сосед пытается нам доказать в суде, что проход к нашему участку должен осуществляться по так называемой дороге общего пользования, которой фактически нет, что нам делать?

Читайте также:  Дивиденды по акциям Роснефть в 2023 — размер и дата закрытия реестра

Дороги в населённых пунктах строятся по действующим стандартам. Каждое правило относительно соблюдения размера территории должно соблюдаться. Однако в некоторых случаях предусмотрена возможность законного расширения, когда граница участка выдвигается вперёд на некоторое расстояние. Чтобы получить на это разрешение, владелец дома должен выяснить, за сколько метров от дороги можно ставить забор, и изучить генеральный план застройки.

Расширение участка возможно в следующих ситуациях:

  • участок предназначен для садоводства, подсобного и дачного хозяйства;
  • проведено уточнение границ земельного участка, а в ГКН содержатся правильные сведения о нормативных координатах;
  • площадь земельного участка не выходит за границы;
  • к участку прилегает земля, которая не принадлежит ни одному гражданину.

В первую очередь владелец земли должен узнать, какая минимальная ширина дороги в частном секторе, есть ли возможность расширения. Для этого нужно обратиться в местные органы власти, уточнить, соответствует ли проезд нормам, имеется ли часть дороги, не используемая по назначению.

Дороги между участками ИЖС должны быть достаточно широкими для того, чтобы по ним могли проехать сразу две машины в разных направлениях. Строить дом, затрагивая эту территорию, допускается при условии, что и имеется свободное место как для машин, так и для пешеходов.

Согласно СНиПам для Садоводчечких объединений граждан минимальная ширина проездов в СНТ должна составлять не менее 7 метров. Такая ширина обеспечивает беспрепятственный проезд крупной техники (пожарных машин, автокранов, мусоровозов) при припаркованной на обочине легковой машине как в летнее, так и в зимнее время, когда на обочинах скапливаются отвалы снега. При достаточной ширине улиц проведение строительных работ, разгрузка материалов не создает помех для проезда автотранспорта.

Часто незнание регламентации, регулирующей взаимное расположение земельных территорий, в частности, то, сколько метров от дороги должен стоять забор, или намеренное ее игнорирование, становится причиной конфликтов с соседями по поводу присвоения чужой территории. Чтобы этого не возникло, нужно ознакомиться с регламентацией СНиП относительно расположения объектов относительно друг друга.

Любой владелец строения в частном секторе должен их соблюдать, в частности те, что указывают, на каком расстоянии от дороги ему можно строить забор. В случае, когда владелец имеет требуемые документы, указывающие на право собственности некоторого участка, он может ставить забор в любом месте в его границах. Главное, чтобы это не мешало движению транспорта.

Огороженный участок в лесной местности

Помимо непосредственно СНиП, мы можем руководствоваться такими документами как Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, нормы противопожарной безопасности и законодательные акты, регламентирующие строительство. Прежде чем принимать решение о расположении границ забора, нужно обязательно ознакомиться с обозначенными актами.

После этого может быть составлен и утвержден генеральный план участка, в котором указываются границы ограждения и его местоположение относительно разных элементов окружающей среды. Границы могут быть обозначены через координаты GPS либо через привязку к расстоянию до близлежащих объектов. Это нужно, чтобы исключить возможность манипуляции посредством реальной или мнимой неосведомленности со стороны владельца.

Расстояние от забора до транспортной дороги в частном секторе с ориентировкой на красную линию трассы

Нужно отметить, что расстояние от жилого дома до дороги (в том числе до маленького переулка) должно составлять не менее пяти метров. В случае с сараями и подобными хозяйственными постройками рекомендуемый минимум до дороги или проезжей части составляет также 5 метров, для переулка – три метра.

Помимо непосредственно ограничений на местоположение забора, существует и ряд других норм, регламентирующих взаиморасположение разных элементов дачного участка. Например, сюда относятся минимальные или желательные расстояния между оградой и разными объектами:

  • До парной бани или сауны должно быть не менее одного метра пространства. Такое же значение будет для сарая, беседки и прочих зданий хозяйственного назначения;
  • До сельского туалета – примерно столько же;
  • До деревьев на участке (не высокорослых) – два метра. В случае с высокими деревьями типа яблони и груши эта цифра увеличивается до трех метров, в случае с ягодными кустарниками – падает до одного-полутора метров;
  • Пространство между самим жилым домом (в том числе дачным) и забором должно составлять не менее трех метров;
  • До птичников и клеток для кроликов – четыре метра.

Особенности использования земель общего пользования

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.

Незаконное использование и ответственность за него

Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

  • гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
  • должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
  • юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).
Читайте также:  Закон о ремонтных работах в многоквартирном доме

В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.

Создание проселочных дорог из щебня

Насыпь из щебня используется в небольших населённых пунктах. Представляет собой покрытие в несколько слоёв, состоящее из песка и щебня разного размера. Проект разрабатывается по результатам гидрологических и геоизысканий, анализа состава грунта и оценки расположения грунтовых вод. По сути это многослойный пирог, способный выдерживать значительные нагрузки.

Этапы работ:

  • снятие верхнего слоя почвы и подготовка площадки;
  • стабилизация основания покрытия;
  • формирование дренажного слоя при помощи геотекстиля и песка;
  • трамбовка песка катком;
  • обсыпка щебнем или гравием в несколько слоёв с тщательной трамбовкой каждого;
  • финишная обсыпка мелким щебнем для заполнения пустот.

Как оформляется общая дорога?

Для уточнения подобного вопроса в первую очередь обратимся к Земельному Кодексу. Он уточняет, что по сути общая дорога, как и трубы, электропатии и другие подобные объекты входят в состав земель общего пользования. Не смотря на различные изменения в законодательства ситуация с данным объектами не изменилась и такой подход вполне логичен, так как если дорога бы принадлежала кому-то конкретному, то он имел бы право отчуждать ее и не допускать проезд по его дороге.

Обыватель часто не понимает, что в конкретной ситуации он вступает в различные правоотношения, имея свои права и обязанности. Закон всегда действует на каждого человека, хотя мы этого полностью и не осознаем. Поэтому так важно при появлении каких-либо проблем хотя бы просто оценить ситуации, в этом естественно поможет юрист, который обозначит конкретную ситуацию и предложит различные варианты действий. Консультации часто бывают бесплатными, либо имеют небольшую денежную стоимость, так что по сравнению с тем, к чему могут привести неправильные действия, это вполне выгодный вариант. Конечно же, часто бывают такие ситуации, когда самому справится с проблемой невозможно, поэтому после консультации вы можете принять решение и дальше сотрудничать с юристом, дабы он, соответствуя вашим решениям выполнял все формальные вопросы.

Кроме того, на юриста можно полностью возложить вашу проблему, выбрав способ представительства, в таком случае это сможет делать абсолютно все действия за вас по конкретной ситуации. Тем не менее, данный выбор не всегда выгодный, так как представительство может стоить дороже, нежели сама проблема. Но если же ситуация крайне неприятная, либо принципиальная, то представительство будет наилучшим вариантом. В конечном итоге, если вы впоследствии связываетесь с судом, где юрист почти всегда является ключевым звеном победы, то здесь стоит учесть, что и расходы на них окупятся, так как можно компенсировать их после решения суда в вашу пользу, но не стоит забывать, что суд необходимо еще и выиграть, поэтому стоит внимательно подходит к выбору юриста.

Как проложить себе дорогу

Не стоит забывать важный факт, что если вы имеет земельный участок на праве собственности, то вы в любом случае имеете право на дорогу к нему.

Это решается различными способами. Во-первых, стоит обратить внимание на специальный акт кадастра, который устанавливает, что к земельному участку в любом случае должен быть проведен проход или проезд со своей шириной. Если участок подразумевает наличие капитальные построек (даже если их нет, но имеется на это право), то проезд должен быть обеспечен.

Тут стоить учитывать один аспект, с какой стороны может быть проложена дорога. Например, если к участку уже имеется дорога, пускай и неудобная и совсем с другой стороны, по которой бы хотелось, то фактически дорога к участку уже была проложена, а значит право на проезд и проход к земельному участку обеспечен. Бывает так, что если построить дорогу с трассы, то получится, к примеру, 500 метров до трассы. Но есть проезд через весь населенный пункт, который занимает 5 километров. Фактически, право реализовано, а значит нет обязанности прокладывать дорогу пускай и более кратким путем. Тем не менее, это решение остается за государственными органами и местными властями, получается в таком случае они могут дать разрешение на строительство, а могут и не дать, имея диспозиционное право.

Сюда же стоит добавить еще один важный аспект, когда бывает, что проход к участку затруднителен, если он окружен чужой собственностью. Допустим, можно представить момент, когда один участок со всех сторон огорожен чужими участками и проход, и проезд к нему невозможен. В таком случае владельцы чужой собственности должны обеспечить сервитут (право пользования чужой вещью), когда лицо имеет возможность проходить через чужой участок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *