- Договорное право

Подготовка к ЕГЭ. 38. «Фискальная политика государства»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка к ЕГЭ. 38. «Фискальная политика государства»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

Кocвeнныe oтчиcлeния в бюджeт

BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

Урок 22. Налоговая система в РФ

  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Системы налогообложения

Третье, что необходимо знать — это три системы налогообложения. Мы будем отталкиваться от названий, что позволит запомнить их быстрее.

Прогрессивная система. В названии мы можем увидеть слово «прогресс», оно означает движение вверх. Значит, чем выше размер дохода, тем выше ставка налога. То есть богачи платят больше налогов, чем обычные люди.

Регрессивная система. Слово «регресс» означает движение вниз. Логика уплачиваемого налога обратная: чем выше размер дохода, тем ниже ставка налога.

Пропорциональная система. Видим слово «пропорция», которое означает равенство. Ставка налога единая: со всех доходов независимо от их величины взимается единый процент.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.

Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:

  • движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
  • зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
  • пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
  • цeнныe бyмaги;
  • пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.

Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.

Пpямыe нaлoги paздeляютcя пo кaтeгopиям для физичecкиx и юpидичecкиx лиц. Taк, для пepвoй кaтeгopии гpaждaн нaлoгaми oблaгaютcя:
нeдвижимoe имyщecтвo (зeмeльныe yчacтки, квapтиpы, чacтныe дoмa, иныe пocтpoйки);

  • движимoe имyщecтвo (лeгкoвoй и гpyзoвoй тpaнcпopт);
  • вoдныe pecypcы (oзepa и пpyды, являющeecя чacтнoй coбcтвeннocтью);
  • иcтoчники пpибыли (зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, тopгoвля нa pынкe цeнныx бyмaг и иныe иcтoчники дoxoдoв).

Юpидичecкиe лицa вынyждeны плaтить пpямыe нaлoги зa нeдвижимocть, имyщecтвo, тpaнcпopт, пoлeзныe иcкoпaeмыe, a тaкжe eщe зa двe гpyппы дeнeжныx пocтyплeний:

  • дoxoды пpeдпpиятия (нaлoг взимaeтcя co вcex юpидичecкиx лиц, вeдyщиx пpибыльный бизнec);
  • игopный бизнec (любыe бyкмeкepcкиe кoнтopы, кaзинo, тoтaлизaтopы и иныe игopныe зaвeдeния пoдлeжaт oбязaтeльнoмy нaлoгooблoжeнию, пpи этoм paзмep oтчиcлeний зaвиcит oт paзмepa пpибыли).

Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.

BAЖНO! Пo мнeнию мнoгиx экcпepтoв, пpямыe нaлoги пpинocят в кaзнy cтpaны гopaздo мeньший дoxoд пo cpaвнeнию c кocвeнными oтчиcлeниями. Пoэтoмy дoбaвoчныe нaлoги являютcя вaжнoй cocтaвляющeй нaциoнaльнoй экoнoмики.

B итoгe нa вoпpoc «чтo знaчит кocвeнный нaлoг пpocтыми cлoвaми?» мoжнo oтвeтить, чтo этo дoпoлнитeльнaя нaцeнкa нa тoвap, ycтaнaвливaeмaя пpoдaвцoм c цeлью дaльнeйшeгo oтчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт.

Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:

  • oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
  • выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
  • пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
  • зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
  • yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).

Почему прогрессивная шкала НДФЛ невыгодна Правительству

Налоги могут взиматься следующими способами.

Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, который взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить взимание налога с доходов физических лиц.

У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. В этом случае оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Пример – налог с доходов физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, до выплаты заработной платы, из которой вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х гг. XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Читайте также:  Где и как можно взять заём под залог квартиры?

Так, удельный вес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70 %, Канаде — с 9 до 56 %, Австралии—с 10 до 51 %, Великобритании—с 48 до 60 %.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 гг. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции. Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них все больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х гг. означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников. С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. е. наблюдался рост косвенных налогов.

Косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х гг. на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвен­ных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз ==> налог с оборота ==> НДС.

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 1.

Ответы к тестам по экономике 19 глав

В системе таможенных платежей два вида налогов — акциз и налог на добавленную стоимость (НДС).

При вывозе товаров с таможенной территории одного государ­ства экспортеру производится возврат акциза и НДС, а при ввозе в другую страну данные налоги начисляются по ставкам страны- ввоза.

Акциз и НДС являются косвенными налогами, то есть наклады­ваются на стоимость товара, увеличивая ее. Данные налоги, в ко­нечном счете, ложатся на покупателей, хотя их уплата производится иными лицами — реализующими товары. При ввозе товаров на та­моженную территорию плательщиками данных налогов являются декларанты и иные лица, на которых ТК возложена обязанность их уплачивать.

При расчете суммы налогов, подлежащих уплате (взысканию), используется привязка к законодательству государства — члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Данная норма отражает современное состояние интеграционного процесса в ЕврАзЭС: в рамках таможенного союза согласована таможенно-тарифная политика, действует единый таможенный тариф, однако согласования налоговой политики (в том числе налогообложения внешнеторговых поставок) пока не достигнуто. Это — задача следующего этапа интеграционного развития, в рамках которого создается экономический союз и унифицируются вопросы налоговой политики.

В настоящее время вопросы объекта обложения налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также определения налоговой базы при взимании данных видов таможенных платежей урегулированы частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому применению подлежат положения Налогового кодекса Российской Федерации.

Для выбора ставки при исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, в ТКТС установлена норма, в соответствии с которой должны применяться ставки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

Таким образом, товар, который помещается под таможенную процедуру (выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и других таможенных процедур, предусмотренных разделом 6ТК ТС) на территории Российской Федерации, будет облагаться налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (главы 21,22).

НДС является универсальным косвенным налогом, который имеет чисто фискальную функцию — то есть, пополнение доходов бюджета.

НДС также как и таможенная пошлина имеет свои ставки. Однако виды этих ставок отличны от ставок таможенных пошлин.

Во-первых, о разновидностях ставок НДС можно говорить только с количественной стороны. Это 10% и 18%. И, во-вторых, эти ставки применяются к широкому перечню товаров (в отличие от ставок таможенных пошлин, где каждой категории товаров соответствует своя ставка).

Для отдельных категорий продовольственных товаров (скот и птица в живом весе, молоко и молокопродукты, сахар, мука, макаронные изделия и ряд других товаров), а также товаров для детей (трикотажные изделия для новорожденных, подгузники, обувь, игрушки, школьные тетради, тетради для рисования и некоторые другие товары), в соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ установлена ставка НДС в размере 10%.

В отношении иных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Таможенная пошлина это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

К таможенным платежам, налогам относятся:

  • ввозная таможенная пошлина;
  • вывозная таможенная пошлина;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
  • таможенные сборы.

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

  • адвалорные, устанавливаемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
  • комбинированные, сочетающие адвалорные и специфические виды

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных Кодексом РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (Кодекс).

Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Размеры таможенных сборов не могут превышать примерную стоимость затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы.

Плательщики таможенных сборов, виды, сроки и порядок уплаты таможенных сборов, взыскания и зачета (возврата), льготы по уплате таможенных сборов, а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются Кодексом.

К таможенным сборам относятся:

  • таможенный сбор за таможенное декларирование товаров;
  • таможенный сбор за таможенное сопровождение. При таможенном сопровождении товаров, перемещаемых несколькими автомобильными транспортными средствами, сумма таможенного сбора делится пропорционально количеству указанных транспортных средств;
  • таможенный сбор за принятие предварительного решения.

Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров уплачивается плательщиком до или одновременно с подачей таможенной декларации.

Для исчисления таможенных сборов за таможенное декларирование применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Кодексом.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение уплачивается плательщиком после принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но не позднее дня начала организации таможенного сопровождения, включая день принятия таможенным органом такого решения.

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Таможенные платежи при ввозе товаров

В бухгалтерском учете расходы по доставке товаров (в т.ч. таможенные пошлины) организации могут учитывать двумя способами: включать их в стоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01), либо учитывать отдельно в составе расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике.

Если в бухгалтерском учете организация учитывает таможенные расходы в стоимости товаров, то принципы распределения будут те же, что и для материалов.

Читайте также:  Какие скидки 2023 г на билеты РЖД детям до 18 лет на лето

С 1 января 2005 года планируется введение в действие изменений и дополнений в главу 25 НК РФ, которые, в частности, направлены на сближение налогового и бухгалтерского учета. Например, в проекте закона сказано, что организации в налоговом учете, как и в бухгалтерском, смогут включать таможенные пошлины в первоначальную стоимость товаров, закрепив соответствующие положения в учетной политике. Так что у бухгалтеров есть время подумать, как же учитывать таможенные платежи, и какие положения учетной политики следует разработать в свете предстоящих изменений в налоговом законодательстве.

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость

Налоги — это важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций.

Юридическое определение налогов и сборов приводится в Налоговом кодексе РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги могут взиматься следующими способами.

Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств, который взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить взимание налога с доходов физических лиц.

У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. В этом случае оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Пример – налог с доходов физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, до выплаты заработной платы, из которой вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Под налоговой системой понимается построенная на основании четко сформулированных принципов налогообложения совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамику изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы.

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х гг. XX в. скачкообразно увеличилась роль прямых налогов.

Так, удельный вес прямых налогов в начале XX в. и после Великой депрессии возрос в США с 11 до 70 %, Канаде — с 9 до 56 %, Австралии—с 10 до 51 %, Великобритании—с 48 до 60 %.

Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнсианской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов).

Вторая волна усиления роли прямых налогов наблюдалась в США и странах Западной Европы в период с 1965 по 1975 гг. Причиной этому послужили существенные темпы экономического роста в этих странах, сопровождавшиеся высокими темпами инфляции. Доходы индивидуальных налогоплательщиков возрастали, и поэтому на них все больше переносилась тяжесть налогообложения.

Стагфляция конца 70-х гг. означала кризис кейнсианской модели регулирования и поставила развитие западных стран перед необходимостью пересмотра налоговых систем. Основанием этого явилось расширение и качественное изменение круга собственников. С массовым развитием акционерных обществ, ориентированных на мелкого собственника, расширился круг последних. Инфляция в сочетании с высокими налогами стала стимулом не накопления, а потребления. В этот период относительно возросло налогообложение потребления, т. е. наблюдался рост косвенных налогов.

Косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х гг. на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация: налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвен­ных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом: акциз ==> налог с оборота ==> НДС.

В основу налоговых систем развитых стран в 1980—1990 гг. была положена неоклассическая теория финансов. Был взят курс на общее снижение тяжести налогового бремени, причем особенно ощутимо были снижены ставки на прибыль корпораций и личные доходы состоятельных слоев населения. Основная тяжесть подоходных налогов была перенесена на представителей среднего класса. Представление о современном состоянии налоговых систем развитых стран дают данные табл. 1.

Как рассчитать таможенные платежи?

Товары, вывозимые за пределы страны, не облагаются НДС. Данный платеж актуален только для импортируемых товаров. Различают несколько видов налоговых ставок:

  • полная (НДС — 20%): под эту категорию подпадает большая часть ввозимых на территорию страны товаров;
  • льготная (НДС — 10%): сюда относят некоторые виды товаров для детей, а также некоторые позиции продовольственной продукции;
  • нулевая (НДС — 0%): относится только к высокотехнологичной продукции, причем к той, которая не имеет аналогов на отечественном рынке. Перечень такой продукции устанавливается Правительством и регулярно обновляется.

Чтобы правильно рассчитать данный таможенный платеж, необходимо помнить важный нюанс: в случае, если декларируемый товар облагается пошлиной и/или акцизом, НДС необходимо считать от суммы стоимости, заявленной в таможню, пошлины и акциза. Например, стоимость товара по инвойсу составляет 2500 долларов, транспортировка товара до границы составляет 200 долларов, товар не является подакцизным, но облагается пошлиной 6,5%, какие-либо льготы по уплате НДС отсутствуют. Тогда стоимость товара, указываемая в декларации: 2500 + 200 = 2700 долларов.

Пошлина, которую необходимо уплатить, составит: 2700 долларов * 6,5% = 175,50 долларов. Соответственно, НДС мы будем считать от следующей суммы: 2700 + 175,50= 2875,50 долларов. Тогда сумма НДС к уплате равняется 2875,50 * 20% = 575,10 долларов.

Не забудьте перевести эту сумму в рубли по курсу Центробанка на день подачи декларации. Важно: в отличии от НДС на товары внутри страны, этот платеж при импорте необходимо сделать вместе с остальными до подачи декларации, а не по окончании квартала.

Акциз — это косвенный федеральный налог, который надо платить с определенных товаров и услуг. Их список дан в ст. 181 НК РФ:

  • этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, в том числе денатурированный, спирт-сырец, дистилляты;
  • алкоголь с долей этилового спирта более 0,5 %, пиво, виноматериалы;
  • сигареты, сигары, табак для кальяна и другая табачная продукция;
  • дизельное топливо, моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • виноград;
  • вэйпы и жидкости для них;
  • легковые автомобили и мотоциклы;
  • и прочие виды товаров.
Читайте также:  Меры социальной поддержки многодетных семей и семей с детьми в Крыму в 2023 году

Если вы ввозите товары из списка, данного в ст. 181 НК РФ, в Россию, то должны уплачивать акцизы. Экспортеры (те, кто вывозит подакцизную продукцию из РФ) платить акциз не обязаны.

Некоторые подакцизные товары освобождены от акцизов при импорте. В эту категорию попадает авиационный керосин, бензол, параксилол, ортоксилол и нефтяное сырье (ст. 183 НК РФ, письма Минфина).

Дальнейшая продажа импортированных подакцизных товаров акцизами облагаться не будет.

При импорте товаров в РФ платить акциз должен декларант или другое ответственное лицо (таможенный брокер).

Порядок уплаты зависит от таможенной процедуры, под которую помещен товар. Подробнее об этом рассказано в ст. 185 НК РФ:

  • акцизы платят в полном объеме, если введены таможенные процедуры выпуска и переработки для внутреннего потребления или режим свободной таможенной зоны;
  • не платят акциз, если введены таможенные процедуры транзита, свободного склада, уничтожения, беспошлинной торговли и др.;
  • полностью или частично освобождают от акциза, если товар ввозится временно.

Ставки акцизов установлены в ст. 193 НК РФ. Можно выделить три вида ставок:

1. Твердые — устанавливаются в рублях на единицу измерения товара. Например, ставка акциза на виноматериалы — 32 рубля / 1 литр.

Сумма акциза рассчитывается по формуле:

Акциз = Налоговая база × Ставка акциза

Налоговая база — это объем или количество ввезенных из-за границы товаров в натуральном выражении.

2. Комбинированные — часть устанавливается в рублях за единицу, а часть в процентах от расчетной стоимости. Например, ставка акциза на сигареты — 2 359 рублей за 1 000 штук + 16 % от расчетной стоимости.

В этом случае акциз рассчитывается сложнее:

  • Этап 1. Сумма акциза в рублях за 1 000 штук + Сумма акциза в процентах от расчетной стоимости в максимальных розничных ценах (прописывается в Уведомление о максимальных и минимальных розничных ценах, представляемом при растаможке).
  • Этап 2. Акциз рассчитывается по минимальной специфической ставке.
  • Этап 3. Сравните суммы с этапов 1 и 2. Платите в бюджет ту, которая больше.

С 1 сентября по 31 декабря при ввозе в Россию сигарет, папирос, сигарилл, биди или кретек надо применять повышающий коэффициент Тв (п. 10 ст. 194 НК РФ).

3. Расчетные — рассчитываются по специальной формуле с учетом коэффициентов. Например, ставка акциза на прямогонный бензин определяется в рублях за 1 тонну по формуле: Апб = 13 100+ 4 865 × К корр.

С самых давних пор существовали некоторые сборы с народа. Те сборы ещё нельзя назвать государственными. Ведь государственной машины, которая существует за счёт народных отчислений, ещё не было. Однако роль государства, которое собирает отчисления с граждан, играл король.

При переходе от средних веков к нынешнему времени, произошло множество революций в системе правления. Появились органы управления, которые стали заниматься развитием инфраструктуры и законов внутри государства. Количество таких отчислений стало увеличиваться. Сборы постоянно видоизменялись.

В результате более современный вариант налогов стал появляться менее 200 лет назад.

Известно, что всю историю человечества, когда цивилизация развивалась до определённого уровня, не существовало государства, которое могло дальше развиваться и существовать без налоговых сборов. Однако как ни были высоки потребности в государственных средствах, обложение налогами не должны ухудшать интерес плательщиков хозяйственной деятельности. Это главный принцип налогообложения.

Налоги – такие обязательные платежи физических и юридических лиц в казну для обеспечения его функций. Налоги выполняют самую важную роль в государстве. Во-первых они представляют собой основной источник финансирования государственных потребностей.

Во-вторых налоги позволяют регулировать экономику, стимулировать виды её деятельности. Это достигается благодаря налоговым льготам.

Например, государство хочет простимулировать какой-то вид хозяйства или какое-то предприятие, то оно предоставляет предприятию налоговые льготы.

Налогоплательщики они же физические лица – это люди, под которыми мы понимаем граждан РФ, а также людей, которые имеют другое гражданство, и лиц, которые не имеют гражданство.

Юридические лица – это такие организации, которые имеют обособленное имущество, отвечают обязательством и всем своим имуществом. Они могут покупать и реализовывать от своего имени имущественные и личные неимущественные права. А также нести обязанности, выступать пострадавшей стороной или в роли ответчика в суде.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

2. Предмет и метод правового регулирования в налоговом праве.

3. Правовые принципы налогообложения.

4. Соотношение налогового нрава с другими отраслями права.

5. Источники налогового права.

6. Система налогов в Российской Федерации.

7. Участники налоговых правоотношений.

8. Права и обязанности налогоплательщиков.

9. Права и обязанности налоговых органов.

10. Представительство в налоговых правоотношениях.

11. Понятие налога и сбора.

12. Налоговое обязательство: понятие, основания возникновения, изменения, прекращения.

13. Исполнение налоговых обязательств: понятия, способы.

14. Субъект налогообложения.

15. Предмет и объект налогообложения.

16. Доход как объект налогообложения.

17. Дивиденды и проценты как объект налогообложения.

18. Налоговая база.

19. Налоговый период.

20. Налоговая ставка.

21. Налоговые льготы.

22. Порядок исчисления налога.

23. Порядок и сроки уплаты налога.

24. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.

25. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени.

26. Требование об уплате налогов и сборов.

27. Предоставление отсрочки и рассрочки по уплате налогов.

28. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате на­логов и сборов.

29. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм.

30. Налоговая декларация.

31. Налоговый контроль.

32. Виды налоговых правонарушении и ответственность за их совершение.

33. Налоговые преступления и ответственность за их совершение.

34. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

35. Налоговое планирование.

36. Особенная часть

37. Налог на добавленную стоимость.

39. Налог на прибыль организаций.

40. Налог на доходы физических лиц.

41. Налог на добычу полезных ископаемых.

42. Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами и водными биологическими ресурсами.

43. Налог на наследование или дарение.

44. Водный налог.

45. Государственная пошлина.

46. Транспортный налог.

47. Налог па игорный бизнес.

48. Налог на имущество организаций.

49. Земельный налог.

50. Налог на имущество физических лиц.

51. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

52. Упрощенная система налогообложения.

53. Система налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности.

54. Система налогообложения при выполнении соглашений о раз­деле продукции.

55. Налоговый контроль: понятие, виды, методы.

56. Виды налоговых проверок.

57. Составление акта налоговой проверки.

58. Налоговая тайна.

59. Налоговая ответственность: понятие, признаки.

60. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

61. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства.

62. Состав преступлений за нарушение налогового законодательства.

63. Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Что относится к косвенным налогам, логично не входит в группу прямых. Взимание же последних происходит непосредственно со стоимости имущества или дохода налогообязанного лица. Данные налоги поступают в госбюджет сразу же после перечисления. Это обычно процент от стоимости объекта налогообложения. В нашей стране для определенных категорий населения предусмотрены льготы по их оплате, а иногда и полное освобождение от перечисления.

Главное достоинство прямых налогов — их проще рассчитывать и контролировать в дальнейшем. В целом именно они помогают управлять экономической ситуацией в стране. Каким образом? Избирательно воздействуют на сферы производства, способствуют созданию благоприятных условий для отдельных отраслей деятельности — тех, которым необходима поддержка государства.

К косвенным налогам — налогам на прибыль в первую очередь — относится НДС. В государственную казну перечисляется добавленная стоимость товара или услуги. Она формируется на протяжении всех этапов его производства. Вносится в бюджет государства только после оказания услуги или приобретения покупателем товара.

Таким образом, бремя НДС ложится на конечных потребителей, а не на реализаторов. Это необходимо для того, чтобы продавцы и производители не уплачивали «налог на налог».

Что касается конечной ставки НДС, она зависит от реализуемого товара или услуги. На сегодня введены такие величины:

  • Базовая ставка налога: 18 %.
  • Величина для некоторых видов продовольственной продукции, товаров для детей — 10 %.
  • НДС на экспортируемые продукты — 0 %.

Законодательством установлен целый ряд работ, товаров и услуг, которые не подлежат обложению НДС. Например, к ним относятся образовательные услуги. Также существует и ряд налогоплательщиков, для которых перечисление налога необязательно. Это, к примеру, предприниматели и юрлица на УСН.

НДС также облагается следующее:

  • Безвозмездная передача продукции, выполнение работ, оказание услуг.
  • Передача на территории РФ каких-либо товаров, оказание услуг, выполнение работ для собственных нужд, растраты на которые не принимаются к вычетам при исчислении налога на прибыль учреждений, предприятий и компаний.
  • Выполнение монтажных и строительных работ для собственных нужд.
  • Импорт — ввоз продукции на таможенную территорию Российской федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *