- Договорное право

Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

Когда, кому нужно повышение квалификации

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Проведение аттестации работников в других случаях

Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:

Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.

Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.

В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.

Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):

В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.

Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.

Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.

Законодательство не обязывает всех работодателей проводить аттестацию персонала. С этой процедурой хорошо знакомы сотрудники бюджетных учреждений, а также некоторые работники энергетической, транспортной отраслей, сферы здравоохранения, образования и пр. Например, те, кто работает на опасных производственных объектах, на объектах по хранению/уничтожению химического оружия, те, чья работа связана с движением/маневрированием поездов и пр. Обязательную аттестацию проходят также руководители унитарных предприятий, государственные и муниципальные служащие РФ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, принятые на работу меньше года назад;
  • совместители, чей трудовой договор заключен на срок 1–2 года, и др.

Большинство коммерческих компаний вправе самостоятельно решать, нужно ли оценивать квалификацию сотрудников, разрабатывать порядок проведения аттестации персонала и, главное, определять цели этой процедуры. Аттестация может выявить слабые места в подготовке работника, определить перспективы его развития, найти мотивацию к работе в должности и пр. Есть и практическая сторона вопроса: результаты оценки персонала могут стать основанием для увольнения сотрудника, перевода его на другую должность, пересмотра размеров оплаты труда и пр.

Порядок проведения аттестации

Если руководитель принимает решение провести аттестацию сотрудников, он должен опираться на федеральное законодательство, в частности на Трудовой кодекс РФ, где даны определения понятий «квалификация» (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ) и «профессиональный стандарт» (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Перечень профстандартов постоянно расширяется, и сейчас они действуют параллельно с квалификационными справочниками.

Этапы и сроки проведения аттестации работников, критерии оценки их профессиональных качеств руководитель организации определяет сам. Он же назначает ответственных лиц Главное — утвердить принятый порядок в положении об аттестации. Все этапы оценки персонала и принятые по результатам аттестации решения также отражаются через локальные нормативные акты:

  • приказ о проведении аттестации;
  • график аттестации;
  • приказ о прохождении аттестации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии;
  • другие документы, информация о которых и формы которых могут содержаться в положении об аттестации.

Единой формы этих документов нет, организация вправе сама разработать удобные бланки для оценки персонала или воспользоваться шаблонами, которые предлагают современные системы автоматизации.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Читайте также:  Какие скидки 2023 г на билеты РЖД детям до 18 лет на лето

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Вопрос 6. О поездке на курсы как командировке

Вправе ли директор оформить поездку педагога на курсы повышения квалификации как командировку?

Да, вправе, если педагог учится в другом городе. При этом нужно сохранить за ним место работы и среднюю зарплату. Также придется оплатить и командировочные расходы (ст. 187 ТК). Не предоставляйте учителю, который повышает квалификацию, учебный отпуск. В такой отпуск отправляйте только тех работников, которые получают высшее или среднее профессиональное образование (гл. 26 ТК).

Для руководителей предприятий действует уникальное предложение. Чем больше число обучающихся из одной организации, тем выше скидка на коллективную заявку.

Перенос запуска новой системы аттестации педагогов

Подготовка изменений происходила в течение нескольких лет. В тестировании принимали участие 104 школы из 19 российских регионов. Впервые новая система была опробирована в 2018-ом году, чтобы с учетом внедренных корректив стать окончательно утвержденной в 2020-ом году.

Основной причиной недовольства педагогов стала необходимость предоставления для аттестации видеофрагмента урока. Упор был на то, что это отвлекает от занятия и направлено не на оценку их достижений, а на контроль за выполнением ФГОС.

В результате было принято решение переработать эту часть нововведений. Однако, в 2020 году система так и не заработала, поскольку началась пандемия и приоритет получили совсем иные задачи.

В соответствии с указанными событиями Министерство просвещения позволило:

  • всем, чья категория истекала в период с 1 апреля по 1 сентября, продлить ее действие до конца 2020-го года;
  • тем, у кого аналогичное событие должно было произойти с 01.09.20 по 01.10.21, оформить сроки по 31 декабря 2021-го года.

Далее проверки входят в штатный режим. Об этом в своем Письме № АЗ-57/08 сообщили представители Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с COVID-19: для продления сроков тем, у кого категории истекают в период с 01.10.21 по 31.12.22, оснований нет. Таким образом, аттестация педагогов снова входит в обычный режим.

Подача заявления на аттестацию

Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.

В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

— «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) (далее – ТК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образование в РФ»);
— Судебная практика.

— Работодатель обязан направлять педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
— Данное обучение оплачивает РАБОТОДАТЕЛЬ.
— Выбирает программу обучения также работодатель.
— Педагог должен написать заявление на получение дополнительного профессионального образования.
— Педагог имеет право на бесплатное повышение квалификации минимум один раз в три года (при условии, что самостоятельно не проходил повышение квалификации или переподготовку).

Если работодатель говорит педагогу, что последний обязан пройти повышение квалификации по программе «N», то и обязанность по оплате таких курсов лежит на работодателе.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Обращаю внимание, что один раз в три года, каждый педагог имеет право на бесплатное дополнительное профессиональное образование. Сами курсы повышения квалификации определяет работодатель.

Что делать, если работодатель говорит вам, что вы ОБЯЗАНЫ пройти курсы, а если не пройдете, то вас уволят и т.д.? Обычно при этом еще заставляют проходить за свой счет, мотивируя тем, что работодатель не обязан их оплачивать.

Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Читайте также:  Не пропустил пешехода: какой штраф грозит в 2023 году

Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».

Согласно вышеизложенному, на работодателе лежит обязанность по обеспечению получения дополнительного профессионального образования педагогами не реже, чем один раз в три года. При этом работодатель сам выбирает, какое дополнительное профессиональное образование оплатить педагогам.

Если педагог получает дополнительное профессиональное образование без отрыва от работы, то в соответствии с абз. 5 ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором).

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2013 N 33-9173/2013: «…Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности… Исходя из системного толкования указанных норм права, учитывая, что к выполнению обязанностей спасателя могут быть допущены только те граждане, которые прошли обучение по программам подготовки спасателей, были аттестованы в установленном законом порядке, а также принимая во внимание тот факт, что обязанность ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» обеспечивать обучение работников по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ предусмотрена Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», однако ответчиком истец на обучение не направлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Л.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии нормы права, предусматривающей обязанность направить истца на обучение, судебная коллегия признает несостоятельными…»

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2011 N 33-6998/2011: «…В данном случае, суд первой инстанции, установив факт нарушения действиями ответчика права истицы на повышение квалификации, обоснованно определил размер денежной компенсации МОРАЛЬНОГО ВРЕДА с учетом требований разумности и справедливости, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований П. о взыскании с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда <...> рублей…»;

— Определение Приморского краевого суда от 08.12.2014 по делу N 33-10830: «…Следовательно, в настоящем случае имело место не профессиональное обучение П. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 ТК РФ, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя и является необходимым условием при осуществлении профессиональной деятельности…».

  • Если работодатель отказывается предоставить работнику ДПО, педработник может обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;
  • если работодатель отправляет педработника для получения ДПО, но не обеспечивает ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;
  • если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его несоответствующим занимаемой должности;
  • если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО и предоставляются гарантии, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО;
  • если выполняются условия получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это считается дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель может применить дисциплинарное взыскание: замечание, выговор, увольнение.

По вопросу, касающемуся гарантий и компенсаций работникам, проходящим профессиональную подготовку, и работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации законодатель рекомендует руководствоваться статьями 173-175 и 187 Трудового кодекса РФ. Эти нормы обязывают работодателя предоставить отпуск для прохождения курсов повышения квалификации с сохранением средней заработной платы и предоставлением оплаты всех командировочных расходов, если работник направляется для обучения в другую местность.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации учителя?

В обязанности учителя входит:

  • ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
  • соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
  • соблюдение норм права и морали;
  • применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  • регулярное повышение профессиональной компетентности;
  • аттестация на соответствие занимаемой должности;
  • при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.

Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.

Руководство классным коллективом – отдельное направление деятельности учителя. Эта должность налагает на педагога следующие обязанности:

  • обеспечивать связи школы с семьей;
  • оказывать помощь родителям в воспитании детей;
  • взаимодействовать с учителями-предметниками;
  • организовывать образовательный процесс в классе с целью развития потенциала личности каждого ребенка;
  • проведение воспитательной работы через классные часы и внеклассные мероприятия;
  • поощрение детей к получению дополнительного образования;
  • ведение классной документации (план воспитательной работы, личные дела обучающихся, классный журнал);
  • регулирование взаимоотношений между детьми класса, между детьми и учителями;
  • формировать положительный психологический климат в классе;
  • изучать индивидуальные особенности и способности детей в динамике;
  • определять перспективы развития коллектива класса;
  • контролировать успеваемость и посещаемость детьми уроков и внеклассных мероприятий.

Классный руководитель – это помощник семьи и школы в вопросах воспитания детей. От его умения и чуткости зависит гармоничное развитие психологических и нравственных качеств детей.

Закон «Об образовании» вводит ответственность педагога:

  • за предоставление платных образовательных услуг в своей школе;
  • проведение политической агитации в процессе образовательной деятельности;
  • принуждение детей к принятию каких-либо убеждений (религиозных, политических) или отказу от них;
  • разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной розни, нетерпимого отношения к людям с иными убеждениями, других национальностей или отклонениями в развитии;
  • побуждение детей к действиям, нарушающим Конституцию РФ.
Читайте также:  Не получается вовремя закрыть долг по микрокредиту?

Педагог может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности:

  • за повторное в течение года грубое нарушение Устава школы;
  • однократное применение насилия (физического или психологического) по отношению к ребенку;
  • появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • совершение аморального поступка, не совместимого с деятельностью учителя;
  • нарушение прав и свобод детей.

Трудовой кодекс предусматривает наказание в виде замечания, выговора или увольнения. За жестокое обращение с ребенком учителю грозит уголовное наказание до 2 лет лишения свободы. Безответственное отношение к воспитанию детей приводит к административной ответственности в виде штрафа или запрета заниматься педагогической деятельностью до 3 лет.

Здесь на помощь приходит Трудовой кодекс. Этот вопрос регулируется так: в случае, когда работник повышает квалификацию без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы, оплата труда производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. На время обучения сотрудников с отрывом от основной работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент. Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

Цели аттестации:

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ — провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Когда, кому нужно повышение квалификации

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Аттестация педагогических работников: обязательная и добровольная

Закон предусматривает два варианта аттестации: обязательную и добровольную. В том случае, если педагог не подтверждает квалификацию, характерную для того или другого разряда, он аннулируется.

Добровольную аттестацию учитель может пройти в любое время, основываясь на собственных желаниях. Сроки обязательной — определяются соответствующим административным органом в субъекте Федерации.

Цель аттестации очевидна: педагог должен подтвердить, что является учителем не случайно, справедливо занимает данное место.

Причем подтвердить квалификацию он должен профессиональному сообществу. Итогом проверки становится оценка — отвечает ли педагог занимаемой должности или нет.

Итак, в настоящее время российский учитель может иметь одну из категорий: первую или высшую.

Первая категория присваивается тем педагогам, у которых нет вообще никакой категории или тем, кто имеет первую категорию и у кого пятилетний срок последней аттестации близится к концу.

Высшая категория может быть присвоена тем, кто хочет повысить категорию — спустя два года после аттестации; и тем, кто, имея высшую категорию, хочет подтвердить ее в силу того, что срок прошлой аттестации подходит к концу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *