- Договорное право

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что является налоговой базой по земельному налогу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости. Данный вид оценки участка максимально приближен к рыночной стоимости. Величина налога к перечислению в бюджет тесно коррелирует с этим оценочным показателем. Таким образом, чем выше кадастровая стоимость участка земли, которая является налоговой базой по земельному налогу, тем большую сумму бюджетного платежа налогоплательщику следует перечислить.

Стоимость земельного надела по кадастру устанавливается государственными органами. Под воздействием разных факторов кадастровая стоимость может изменяться. Такое возможно, если была проведена переоценка земельного надела или органы кадастра изначально допустили ошибку.

С целью исчисления налога налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта на начало года. В том случае, если земельный надел был зарегистрирован в середине года, то налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка по кадастру на момент регистрации. Объект недвижимости может находиться в долевой собственности. Тогда налоговой базой по земельному налогу признается стоимость пропорционально имеющейся доле.

Расчет налоговой базы по земельному налогу представляет собой определение кадастровой стоимости объекта недвижимости. В некоторых случаях налогоплательщик не знает стоимости объекта по кадастру. Решить эту проблему можно несколькими способами:

  • Получив данную информацию из паспорта земельного участка. Именно в этом документе отображается вся информация об объекте: кадастровый номер, стоимость и прочие данные.
  • Воспользовавшись сайтом инспекции ФНС. На этом ресурсе аккумулируются данные, позволяющие, зная кадастровый номер участка, получить максимум информации.
  • На сайте Росреестра.
  • Отправив в органы Росреестра письменный запрос. Однако данный способ требует немало времени, вследствие чего используется не так часто.

Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

  • Организации;

Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;

  • ИП;

  • физлица.

Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).

Читайте также:  Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

Дата публикации: 15.04.2016 14:10 (архив)

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарным годом).

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключение составляют:

  • изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка);
  • изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда — учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно.

Налоговая база в отношении земельных участков, которые находятся:

  • в общей долевой собственности — определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности;
  • в общей совместной собственности — определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП. Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН. Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога. Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации. Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

Плательщики земельного налога

Обязанность по уплате земельного налога распространяется на всех граждан РФ и организации, в собственности которых есть земельные участки, используемые под производственные, коммерческие или бытовые нужды.

По Налоговому кодексу РФ, физические лица становятся плательщиками земельного налога при следующих совокупных обстоятельствах:

  • земельные наделы принадлежат гражданам на праве:
    • собственности
    • постоянного (бессрочного) пользования
    • пожизненного наследуемого владения
  • участки:
    • зарегистрированы а ЕГРН
    • признаны объектами налогообложения

Физические лица, пользующиеся участками на праве:

  1. безвозмездного пользования
  2. аренды
  3. безвозмездного срочного пользования

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%. Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли. Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
Читайте также:  Как взять ребенка из детского дома под опеку: порядок оформления опекунства

Заказ вычисления и уплаты налога

Заказ вычисления налога, и также авансовых платежей определен Статьей 396 Кода налога Российской Федерации

Основные положения:

Сумма налога оценена после налогового периода как доля в процентах налоговой базы, соответствующей налоговой ставке, если другой не предоставлен пунктами 15 и 16 указанной статьи;
Во время налога налогоплательщики периода платят авансовые платежи на налоге, если нормативно-правовой акт представительного органа муниципалитета (законы федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предоставил другой.

За уплаты налогов и авансовые платежи на налоге взимается платеж налогоплательщиками, как это должно быть и условия, которые установлены нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов (законы федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В современных условиях развития бюджетной и налоговой системы России актуальна необходимость применения такой системы земельного налогообложения, которая позволит обеспечить наибольшую собираемость земельного налога и рост доходов местных бюджетов при одновременно оптимальной величине налогового бремени для плательщиков налога.

По результатам проделанного исследования, можно сделать вывод, что цель работы достигнута за счет решения поставленных задач. Земельный налог является обязательным платежом, являющимся элементом налоговой системы РФ, который формирует доходную часть местного бюджета и определяется от размера кадастровой стоимости. Земельный налог, при этом, выступает законно установленной формой изъятия государством части экономической выгоды от использования земельных участков. Льготы по данному налогу предусмотрены для отдельных плательщиков, имеющих определенное социальное или экономическое значение.

Плательщиками налога признаются физические лица и организации, владельцы земельных участков, являющимися объектами налогообложения. Объект налогообложения – земельные участки, которые расположены на территории, где введен земельный налог. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость определенного земельного участка. Налоговый период для всех налогоплательщиков – календарный год. Для организаций отчетные периоды – первый, второй и третий кварталы годы. Ставки земельного налога составляют 0,3 % для отдельных, в т.ч. социально значимых, земельных участков и 1,5 % — для остальных категорий земли.

Льготы по земельному налогу заключаются в освобождении от уплаты отдельных, социально или экономически значимых субъектов (организаций инвалидов, религиозных, общественных организаций, резидентов свободной экономической зоны и др.).

Особенности определения земельного налога заключаются, главным образом, в определении полных месяцев владения землей, для чего используется граница 15 числа. Для налога предусмотрена уплата авансовых платежей и подача налоговой декларации организациями.

Роль земельного налога в консолидированном бюджете РФ измеряется в пределах от 1,22 % в 2016 г. до 1,38 % в 2013-2014 гг. удельного веса данного налога в общей сумме налоговых доходов. Такой низкий удельный вес обусловлен существенными размерами прочих налогов в консолидированном бюджете. За период 2006-2014 гг., за исключением 2011 г., отклонения между суммой начисленного налога и уплаченного характеризовались несущественными размерами – от 2,59 % недоплаты налога в 2012 г. до 5,3 % его переплаты в 2006 г.

За 2015 г. снижен уровень собираемости земельного налога, сумма недоплаты по налогу составила 9,6 млрд. руб. или 4,93 %. Это означает снижение объема поступления сумм налога, т.е., по сути, сокращение доходов местных бюджетов, что является негативной финансовой тенденцией для бюджетной системы страны.

Динамика начисления и уплаты земельного налога характеризуется недостаточными размерами его поступления только в консолидированный бюджет РФ, поэтому особенно актуальным вопросом является рассмотрение финансовой роли данного налога в формировании доходов местных бюджетов.

Покрытие дефицита и основное финансирование данного бюджета осуществлялось за счет безвозмездных поступлений, главным образом, дотаций из федерального бюджета. Фактически, такая ситуация свидетельствует о существенном недостатке собственных источников финансирования местного бюджета, в т.ч. земельного налога, который имел тенденцию к сокращению как общей величины, так и по отдельным бюджетам.

В качестве мероприятий по улучшению земельного законодательства РФ рекомендуется совершенствование механизма правого регулирования земельных отношений, а также ввод единого налога на недвижимость, что поспособствует повышению уровня собираемости налогов в доходы местных бюджетов.

Читайте также:  Что отражаем в строке 1230 баланса: дебиторская задолженность

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП. Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН. Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога. Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации. Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

О том, кто начисляет земельный налог для предпринимателей с 2015 года, читайте в материале «С 01.01.2015 ИП не должен самостоятельно исчислять земельный налог»

Нормативная цена земли

Федеральный Закон «О плате за землю» от 11.10.91 года N1738-1, который был ранее основным актом, устанавливающим и определяющим порядок и размеры взимания платы за землю, утратил силу в начале 2006 года, за исключением единственной 25й статьи, которая содержит понятие нормативной цены земли:

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости…

Другими словами, нормативная цена земли — это стоимость, которая определяется на основании чистого дохода с этой земли. В разное время и в разных странах чистый доход с земли определялся разными способами, например, в зависимости от количества земли или в зависимости от плодородия конкретного участка. Но все такие простые способы обычно приводили к несправедливому поземельному налогообложению граждан и к уменьшению роли этого налога как источника поступления доходов от использования земель государства. Именно поэтому, все верные методы определения чистого дохода с земли, включая и качество, и размер участка, были собраны в единый удобный — кадастровый, который позволяет более объективно установить земельный налог с конкретного земельного участка.

Таким образом, вышеупомянутая статья 25, содержащая определение нормативной цены земли, действует на сегодняшний день в целях нормативной оценки земли государства исключительно для определенных целей (установленных Постановлением Правительства РФ N319) и, в общем, полностью замещена понятием «кадастровой стоимости».

Платёжные поручения на оплату земельного налога составляются юридическими лицами и предпринимателями. На основании этого платёжного документа банк перечисляет деньги со счёта плательщика по реквизитам налогового органа. Порядок и правила оформления поручения регламентированы следующими документами:

  • Положение Банка России № 383-П от 19.06.2012 г.;
  • Приказ Минфина России № 107н от 12.11.2013.

Поручение представляет собой документ в виде таблицы с полями и графами. Каждая графа имеет номер:

  1. Статус плательщика (поле 101) — здесь нужно поставить 01, что соответствует статусу «Налогоплательщик».
  2. Очередность платежа (поле 21) — проставляем цифру 5, т. к. уплата налогов происходит в пятую очередь.
  3. КБК (поле 104) — указываем код бюджетной классификации.
  4. ОКТМО (поле 105) — проставляем код муниципального образования, на территории которого расположен участок.
  5. Основание платежа (поле 106) — здесь следует поставить «ТП» (текущий платёж) или «ЗД» (если задолженность).
  6. Налоговый период (поле 107) — здесь через точку указываем код периодичности платежа, например «КВ», если оплата поквартальная, затем 2 цифры — номер квартала и 4 цифры — год.
  7. Номер документа (поле 108) — по текущим платежам и при погашении задолженности без требования ИФНС ставим 0, а если платеж по требованию инспекции — номер требования.
  8. Дата документа (поле 109) — здесь для текущих платежей по земельному налогу или в случае добровольного погашения задолженности при отсутствии требования ставим 0, для налога за год указываем дату подписания налоговой декларации, при платежах по требованиям — дату требования.

Приказом Минфина от 16 декабря 2014 года КБК, относящиеся к земельному налогу изменились. Для тех, кто пользуется системой Сбербанк бизнес-online, заполнение платёжки не станет проблемой, так как система предлагает выбор нужных кодов и реквизитов. Собственноручно вбивать нужно только дату и наименование получателя. Если же поручение заполняется вручную например, с помощью Office-Word, то нужные коды, в том числе КБК пени, можно на сайте налоговой ().


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *