- Договорное право

Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.

2-ТП (отходы)
Предоставляемые сведения

Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

НПА

Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

Срок сдачи

до 1 февраля

Кто предоставляет
  • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО
Как предоставляется

В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Декларация о составе и свойствах сточных вод
Предоставляемые сведения

Декларация о составе и свойствах сточных вод

Куда предоставляется

Организация водопроводно-канализационного хозяйства

НПА
  • Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644
Срок сдачи

до 1 ноября

Кто предоставляет

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:

  • должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
  • ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.

За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
  • для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
  • для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Являетесь ли вы плательщиком экологического сбора. Пошаговый алгоритм.

Шаг 1. Сначала проверьте, нужно ли вам отчитываться.

Если ваша компания подходит к одной из представленных ниже групп, то стоит переходить ко второму шагу. Если нет, поздравляем! Ваша организация освобождена от обязательства по оформлению отчетности по экологическому сбору и вы тот, кто не должен платить экологический сбор.

  • Товары и упаковки, которые вы производите, относятся к установленному законом Перечню;
  • Вы покупаете упаковку и используете для придания товарного вида своей продукции. Например, вы кондитер и у вас своя пекарня. Вы изготавливаете торты и укладываете их в бумажную упаковку, которую приобрели у другого лица;
  • Вы импортируете свой товар в упаковке, которая есть в Перечне. Например, вы производите шоколад и упаковываете его в бумагу, а после вывозите из страны.

Шаг 2. Проверка нормативов утилизации.

Нужно установить, выполняется ли норматив утилизации отходов. Если да, стоит перейти к следующему шагу. Если нет/или не в полной мере, то к 4.

Расчет суммы утилизационного сбора за 2020 год

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора

×

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Сроки подготовки отчета и порядок уплаты экологического сбора

Выполнение обязательств по уплате сбора представляет собой расчет суммы экологического сбора, заполнение Декларации о выпуске товаров, сдача ее в территориальный Росприроднадзор, уплата суммы сбора в бюджет страны.

Декларация о выпуске товаров сдается до 15 апреля каждого года. В документе отражается информация о количестве и видах произведенных и/или привезенных из-за рубежа товаров и упаковки за предыдущий год. Экологический сбор уплачивается до 1 апреля каждого года.

Сумма сбора рассчитывается умножением ставки сбора на массу готового товара или на количество единиц готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории страны, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).

Заявление представляется плательщиком:

  • посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью;
  • на бумажном носителе в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора (в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей).

Территориальный орган Росприроднадзора предоставляет природопользователю акт сверки лично или посредством телекоммуникационных сетей.

Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором (п.18 Правил).

Росприроднадзор производит зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

Какие ставки сбора используются при расчёте в текущем году?

Ставки смотрим в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 (ред. от 31.10.2018). Для каждой группы товаров и упаковки предусмотрены свои ставки. Например, если компания производит ковры и ковровые изделия и уплачивает сбор, то ставка составляет 16 304 руб. за одну тонну.

Пример

Компания «СуперШины» производит автомобильные и мотоциклетные шины. Экспортных операций нет, отходы от использования своей продукции не утилизирует.

В 2020 г. компания «СуперШины» продала 100 тонн автомобильных шин и 50 тонн мотоциклетных шин.

Ставка экологического сбора утверждена в размере 7 109 руб. за одну тонну.

Норматив утилизации отходов по шинам в 2021 г. равен 30 %.

Возврат экологического сбора – судебная практика

Общество представило в Управление декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия.

Общество, посчитав, что им выполнен норматив утилизации, в расчете суммы экологического сбора к уплате указало “0”.

Рассмотрев представленные документы, Управление РПН направило в адрес Общества письмо, в котором указало на то, что Общество произвело предварительную обработку отходов, но не вернуло их в производственный цикл, не осуществило утилизацию, в связи с этим не вправе зачесть в счет выполнения норматива утилизации объем отходов, указанный в представленном акте утилизации. Обществу предложено представить корректирующие формы отчетности и уплатить экологический сбор в сумме 1 104 руб. 61 коп.

В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (часть 1).

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4).

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).

Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждены “Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров”.

Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год установлен Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее – Положение N 1417).

В данном случае суды указали, что исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее – декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее – отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.

В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

В соответствии с Межгосударственным стандартом “Ресурсоснабжение. Обращение с отходами термины и определения” ГОСТ 30772-2001, введенными в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза, под рекуперацией отходов – деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.

Ввиду изложенного суды констатировали, что в случае утилизации отходы должны быть использованы для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, либо возвращены в производственный цикл.

В данном случае суды установили, что Общество сортирует, дробит, прессует отходы упаковочного гофрокартона незагрязненного, а также промывает, подсушивает, измельчает, агломерирует (изменяет объем занимаемого отходами пространства) полиэтиленовые отходы, то есть, используя указанные выше технологии, не возвращает отходы в производственный цикл, а лишь обрабатывает их.

В связи с этим суды сделали обоснованный вывод, что Общество не занимается деятельностью по утилизации отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

Судебные инстанции, ссылаясь на Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2017 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р, а также оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации за 2017 год, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия, установив, что нормативы утилизации по группе N 13 “Изделия из бумаги и картона прочие” и группе N 17 “Изделия упаковочные пластмассовые прочие” не были выполнены, сделали правильный вывод о том, что у Общества возникла обязанность по уплате экологического сбора.

Как выглядит отчетность по экосбору?

Правила, по которым следует взимать плату по экосбору, описаны в Постановлении 1073 от 08.12.2018 г.

Читайте также:  14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств

Для того, чтобы полностью отчитаться по экологическому сбору следует составить и направить в Росприроднадзор 3 вида отчета:

  1. 1. Декларацию о количестве товаров и упаковке, которые выпущены в оборот за предыдущий год (Постановление 1417 от 24.12.15)
  2. 2. Отчет о том, как выполнены нормативы по утилизации (Постановление №1342 от 08.12.15)
  3. 3. Форма расчета по сумме за экологический сбор. (Приказ Росприроднадзора №488 от 22.08.16)

Сдавать все 3 вида отчетов следует тоже по определенным правилам:

  1. 1. В Росприроднадзор по месту деятельности – если Вы производитель товара
  2. 2. В центральный аппарат Росприроднадзора (г. Москва) – если Вы импортер товаров
  3. 3. В центральный аппарат Росприроднадзора – если Вы как импортер, так и производитель

Кому необходима отчетность по экологическому сбору

Экологический сбор распространяется на товары и упаковку, которые утверждены Правительством РФ от 28.12.17 № 2970-р.

Экологический сбор не взимается в таких случаях:

  1. если не производится и не импортируется продукция из настоящего перечня;
  2. если производится или импортируется продукция из настоящего списка, но утилизируется самостоятельно в полном объеме, который установлен нормативами;
  3. если производится упаковка из настоящего перечня, но реализуется производителям, которые упаковывают в нее свой товар;
  4. если производится упаковка из настоящего перечня не для продажи, а для использования в рамках собственной компании;
  5. если компания экспортирует товары и упаковки из настоящего перечня.

Экологический сбор взимается в таких случаях:

  1. если производится или импортируется товар или упаковка из настоящего перечня, но не ведется их утилизация после потери потребительских свойств;
  2. если производится или импортируется упаковка, которую реализуется конечному потребителю. Например, декоративные коробки для упаковки подарков;
  3. если производится многооборотная упаковка из настоящего перечня.

Частные случаи:

  1. если производится товар через посредника, но предоставляется собственное сырье, экосбор выплачивается компанией;
  2. если производится товар через посредника, но не предоставляется собственное сырье, экосбор выплачивается посредником;
  3. если производится упаковка для товара через посредника и реализуется продукция конечному потребителю, экосбор выплачивается компанией;
  4. если производится товар, не готовый к употреблению, плата взимается только за упаковку;
  5. если поставляются товары для производителей.
Читайте также:  Уполномоченный по правам ребенка в РФ

За что платится экологический сбор

Человек в ходе своей хозяйственной деятельности создает много вещей, которые не могут быть включены в естественные природные циклы. Например, вездесущие полимеры естественным образом не разлагаются в природе.

Понимая опасность засорения и изменения природы продуктами человеческой цивилизации, люди проводят мероприятия по утилизации отслуживших свой срок вещей. Для ряда таких предметов утилизация является обязательной.

Если это возможно, утилизацию или переработку проводят производители. Однако, так бывает далеко не всегда. И тогда обеспечение сбора и утилизации «не экологичного» мусора переходит на специальные службы. А производители и импортеры утилизируемых предметов «финансируют» это, уплачивая экологический сбор.

Утилизируемые в обязательном порядке предметы в России входят в утверждаемый правительством список. Действующая редакция такого перечня для продукции (товаров) введена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р. Перечень достаточно объемный и включает в себя, помимо очевидных позиций вроде бытовой и компьютерной техники, например, одноразовую посуду и предметы одежды и белья.

Этим же постановлением актуализирован и перечень видов упаковки, которую надо утилизировать по тем же принципам, что и товары. По упаковке есть пара нюансов:

  • Если то, что в упаковке, не является готовым к употреблению предметом, то сбор начисляется только на саму упаковку;
  • Если предмет в упаковке продается тем, кто занят в производстве колесного транспорта и прицепов к нему, то обложению сбором также подлежит только сама упаковка.

Если у вас есть продукция из первого перечня или ваша продукция упакована в то, что включено во второй, то проверьте, не являетесь ли вы плательщиком экосбора.

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *