- Договорное право

Как получить землю в безвозмездное срочное пользование в 2023 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить землю в безвозмездное срочное пользование в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На первый взгляд, договор безвозмездного пользования может показаться достаточно простым, основанным на доброй воле собственника передать свою вещь во временное бесплатное пользование. На деле же, кроме основной договорной обязанности передать имущество в пользование, ссудодатель несет и другие обязанности, например, возместить убытки ссудополучателя. Но обо всем по порядку.

Как составить договор безвозмездного пользования

Подготовьтесь к заключению договора.

  1. Соберите нужные документы:

  • удостоверения личности всех сторон договора (паспорта);

  • основания владения объектом недвижимости. Это может быть договор о купле-продаже, документы о получении наследства и так далее;

  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В зависимости от типа объекта могут потребоваться дополнительные документы.

  1. Составьте текст договора

В этом вам может помочь юрист. Договор должен быть заключен в письменном виде.

  1. Подпишите договор — это должны сделать обе стороны.

  2. Убедитесь, что в вашем случае его не нужно регистрировать.

Регистрировать такие договоры не нужно, они начинают действовать с момента заключения. Но есть исключения — это объекты культурного наследия и земельные участки.

  1. Если в вашем случае требуется регистрация, то следует обратиться в Росреестр.

Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно

Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.

Операция Проводка
Получение основного средства Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190
Получение нематериальных активов Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190
Получение непроизводственных активов Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190
Получение материальных запасов Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190
Получение денежных документов Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150
Получение целевых пожертвований Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150

Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.

Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.

Что подразумевается под безвозмездным пользованием

Термин обозначает один из вариантов права использования надела, в рамках которого человек получает участок от собственника, обязуясь вернуть его в оговорённые сроки. Земельным кодексом определены две стороны сделки: ссудодатель, коим обычно выступает государство или местная власть и ссудополучатель. Последний обязуется не только эксплуатировать территорию строго согласно её назначению, но и обязан обеспечивать сохранность полученного имущества.
В заключённом сторонами соглашении прописано, что именно разрешено делать на участке.

Ключевые особенности подобного права всего две: участники обязуются придерживаться условий договора, а за передачу земли пользователю владелец не получает никаких вознаграждений.

Это отличает безвозмездное пользование от аренды, в рамках которой арендатор периодически вносит сумму арендной платы.
В рамках безвозмездного пользования землёй её другому человеку могут передать физические и юридические лица, также получить землю можно от государства. Также часто наблюдается ситуация, когда право эксплуатации земли получают сотрудники от организаций, где они работают.

17.07.2018 ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (ссудодателем) заключаются договоры безвозмездного бессрочного пользования недвижимым имуществом с учреждениями госсектора и коммерческими организациями. Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.
1. Распространяется ли действие федерального стандарта «Аренда» на договоры безвозмездного бессрочного пользования? Если да, к какому виду аренды относятся вышеперечисленные договоры?
2. Что такое справедливая стоимость арендных платежей? Как определить справедливую стоимость?
3. Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения (передающей стороны) отразить рассматриваемую хозяйственную ситуацию?

ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по договорам безвозмездного бессрочного пользования отражаются в соответствии с положениями СГС «Аренда». При этом решение об отнесении договоров безвозмездного бессрочного пользования к тому или иному виду аренды должно основываться на профессиональном суждении должностных лиц и принимается учреждением самостоятельно.
Понятие «справедливая стоимость» закреплено в п. 52 СГС «Концептуальные основы» и для данной ситуации определяется методом рыночных цен.

Передача имущества от сторонних организаций на безвозмездной основе

В связи с внесенными изменениями, основные средства, полученные бюджетным учреждением, учитываются в соответствии с правилами, которые закреплены в инструкции 162н. Для таких объектов, полученных безвозмездно, используется статья КОСГУ 310 и счет 0 101 00 000.

Бюджетные организации могут получать ценности и пользоваться ими без каких – либо обязательств от организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность или от обычных физических лиц.

Если учреждению переданы нематериальные активы, то их учет ведется на сете 0 102 00 000. Различные операции отражаются по различным КОСГУ.

Аналитика Счет учета
Поступление нематериальных активов в общем случае 0 102 30 000
Рост стоимости НМА 0 102 30 320
Снижение стоимости НМА 0 102 30 420

Учреждение может получить различные непроизводственные активы, например, землю. Учет такого имущества осуществляется на счете 0 103 00 000. В целом счета учета с 2021 года в этом случае не изменились, скорректированы только КОСГУ.

Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании

Обратите внимание: объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»).

Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2020 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2020 № 02-07-07/79257). А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.

Аренда и безвозмездное пользование недвижимым имуществом в бюджетных учреждениях

Начиная с 01.01.2020 г. операции по договорам аренды и безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете организаций государственного сектора в соответствии с нормами федерального стандарта «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н (далее — Стандарт «Аренда») и федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — Стандарт «Основные средства»). Все стандарты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора применяются во взаимосвязи. Кроме того, специалистами финансового ведомства в Письме от 13.12.2020 N 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда») доведены до учреждений методические рекомендации по его применению.

Аренда и безвозмездное пользование недвижимым имуществом в бюджетных учреждениях

Право пользования объектом учета аренды на льготных условиях (в том числе безвозмездно) принимается к учету по справедливой стоимости, что означает величину арендных платежей, которые могли бы быть без льготы. Здесь необходимо отметить, что разница между общей суммой минимального арендного платежа по операционной аренде на льготных условиях и суммой минимального арендного платежа, рассчитанного на рыночных условиях (по рыночной (справедливой) стоимости арендных платежей), отражается обособленно в составе отложенных доходов от операционной аренды на льготных условиях. Отобранные в ходе инвентаризации недвижимые объекты финансовой аренды, в межотчетный период, согласно п. 58 СГС «Основные средства», следует отразить по кадастровой стоимости на счете 101 00.

Если в учреждении отсутствует актуальная кадастровая стоимость объекта финансовой аренды, то он подлежит отражению на счете 101 00 в условной оценке, равной 1 рублю (п. 59 СГС «Основные средства», методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» при первом применении, доведенные письмом Минфина России от 30. 11. 2017 N 02-07-07/79257). В целях отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете бюджетному учреждению следует применять Федеральные стандарты во взаимосвязи с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01. 12. 2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16. 12. 2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06. 12. 2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н). В то же время, если в учреждении имеются «переходящие» на 2018 год договоры безвозмездного пользования, договоры аренды, по которым в 2017 году и ранее объекты недвижимого имущества должны были учитываться на забалансовом счете 01 по стоимости, указанной передающей стороной или ввиду ее отсутствия по условной стоимости 1 объект — 1 рубль, то в межотчетный период осуществляется их перенос на баланс по указанной в договоре стоимости в первом случае и по справедливой стоимости — во втором. Перенос осуществляется на основании Бухгалтерской справки (ф.

0504833) с применением счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»[8].

В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и дарителем является юридическое лицо, договор дарения должен быть заключен в письменной форме. Пожертвованием согласно п.

1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст.

124 ГК РФ. Безвозмездная приемка-передача имущества может осуществляться между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, между учреждениями, финансируемыми из разных уровней бюджета, между государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно п.

29 Инструкции №157н получение (передача) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета.

В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.

В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2022 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2022 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;

Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2022 № 25н). Порядок проведения инвентаризации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв.

Инструкции № 157н) предназначен для учета имущества, переданного учреждением в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Следовательно, забалансовый счет 26 предназначен для наглядного отражения того факта, что какое-то имущество из того, что находится у учреждения в оперативном управлении или в пользовании, на самом деле учреждением не используется, потому что передано кому-то еще.

Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

Из государственной собственности земля может передаваться в срочное БП лишь государственным учреждениям. Получатель земли должен использовать участок по целевому назначению, указанному в договоре срочного БП, и вернуть его в надлежащем состоянии.

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств

Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

Безвозмездное поступление ос в бюджетном учреждении проводки 2019 косгу

Инструкции № 174н, поэтому его номер формируется в общем порядке.

Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации утвержден приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н). Однако положениями Порядка № 132н не предусмотрено соответствующей аналитической статьи подвида доходов бюджета для статьи 190 КОСГУ. Порядок № 132н применяется только в части кассовых операций.
В рассматриваемой ситуации осуществляется движение нефинансовых активов (основных средств либо материальных запасов). Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 1 – 17 номера счета к счету 0 401 10 190.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации при формировании разрядов 1 – 17 номера счета 401 10 может быть использован подход, содержащийся в подп. “е” п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *